Двигатель из детства

GSL
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Кружков было не меренно , и были все условия чтобы не просто воздыхать на 100 грамм эфира - а плодотворно работать и пускать модели, выступать на соревнованиях при этом моя мама ни копейки не вкладывала в это, так как все оплачивало государство и в немеренном количестве.

А у нас в деревне почему то не было кружка. К тому же я был единственным кто модели строил. Поэтому МК-12В через посылторг, эфир из аптеки через знакомого сестры. Моторама на старой табуретке. Журналы выписать проблемы не было, старшая сестра на почте работала. Наборы покупал в городе.

У меня первым был МК-12В. Потом МК-16. А году где то в 1970 мне случайно совершенно даром досталось вот такое чудо:

Это был лучший мой двигатель в то время. Легкий, надежный, с прекрасным запуском. Двигатель был компрессионный. На снимке его переделка в калилку. Переделал я его когда стал вести авиамодельный кружок в городе и получил доступ к станкам.

Mekhanik

Ваш микродвигатель называется “Харьков-2,5”. Выпускался он в Харькове на предприятии “ФЭД”, там же в Советском Союзе производились очень популярные, одноименные фотоаппараты. Микродвигатель по тем временам, был вполне достойного качества, с хорошим запуском и стабильной работой, но выпускался не долго и его производство было свернуто, т.к. он был всего лишь “ширпотребом” и для предприятия был “дополнительной головной болью”.

Валерий_Владимирович
Mekhanik:

называется “Харьков-2,5”.

И я в 73-74 годах на таком летал. Делали учебные"бойцовки". Запомнился тем,что лупил здорово по пальцам…

ЕВГЕНИЙ-ARM
Валерий_Владимирович:

Запомнился тем,что лупил здорово по пальцам…

Улыбнуло - мой рук его запомнил по этой же причине , пальцы отшибал на раз почему то .

Penguin75

Всем доброго здравия!
Навеяно темой и сообщением Леонида:
Подходит пацан на тренировке к компании с обломками и просит:

  • Дайте мне бачок (модель-то мол всё равно разбита)…
  • А зачем тебе бачок?!?
  • А я под него модель сделаю!..
    Теперь, что из этого получилось…
    Попали мне в руки как-то один известный моторчик и журнал, о котором упоминали выше…
    Ну в общем смотрите:

    Душа мотора не выдержала: в полёте вал лопнул. Жалко… Заменил на другой, но в памяти он остался как очень неприхотливый и достаточно мощный.
    Сейчас стоит мотор посовременней:

    P.S. Не думал что модель настолько популярна…
vladimirkz

День добрый всем!Улыбает меня то,как молодые ребята ностальгируют по МКашкам- я на кружок пришел в 1970 г.и застал их уже в виде металлолома в большой коробке(позже мы использовали контрпошни от МК12 при переделке в дизеля Метеоров)Не пользовали Мк ни в области,ни на Республике,видимо к 70-м, сильно упало качество и конкуренции с Ритмом Мк12 не выдерживал.Были моторы у одиночек конечно,но массовым даже в моем детстве,Мк уже не был-от Вебры там и воспоминаний не осталось…

SkySlam
vladimirkz:

День добрый всем!Улыбает меня то,как молодые ребята ностальгируют по МКашкам-

Чего так 😉
Да и особо молодых в этой теме и не встретишь 😃 25 летним с такими моторами, скорее всего, не довелось сталкиватся.

vladimirkz:

Были моторы у одиночек конечно,но массовым даже в моем детстве,Мк уже не был

а кто говорит про массовость? Я например, строил планеры и кордовые самостоятельно, отец советом очень помогал, но за меня ничего принципиально не делал, за что ему благодарен. Моим друзьям это было не интересно, поэтому когда все разезжались на лето, я целиком погружался в моделизм 😃 Хм… получается - одиночка;)

PS: Молодость – это когда мы говорим: “А раньше я так не мог”.

Сергей_Булат

Насчет массовости - можно поспорить.
Я пришел в кружок в первой половине 80-х и самые массовые моторы у нас были МК-12 с белой угловатой рубашкой. Качество их было отвратительное, собирали примерно 2 рабочих мотора из 5 и то если повезет. Зато приходило их 2-3 ящика в год, так что собирать было из чего. КМД и ЦСТКАМов приходили единицы, их получали те, кто начинал “подавать надежды”. Потом появилось много МАРЗов, на которых лопались валы (отжигать их тогда еще не пробовали), Ритмы, МК-17 и прочие моторы были только те, что приобретались в частном порядке, дарились родителями, выменивались и т.д.
Хотя конечно разные регионы снабжались по-разному. Я занимался в Виннице, кружок наш был от ДОСААФа, руководил им Химич Леонид Леонидович. Он и сейчас руководит кружком в Виннице, но в другом помещении и практически без всякого финансирования и снабжения…
Спасибо ему и подобным ему людям…

ЕВГЕНИЙ-ARM
Penguin75:

Душа мотора не выдержала: в полёте вал лопнул. Жалко…

А я думал что только я с такой бядой столкнулся и тоже было жалко “Стрижика” - легенький он был и заводился легко ( макака “МК-17” отдыхал по запуску ) …

2 months later
Владимир_Ромашин

Всем добрый день! Кто имеет опыт обращения с двигателем ‘алку’ ? это рядная, 2-х цилиндровая болгарская сборка из 2-х длинно ходовых супер тигров, с военной радио мишени, порядка 18 кубов, лежит новый в заводской смазке

ДедЮз
Владимир_Ромашин:

Кто имеет опыт обращения с двигателем

Без дефлектора для обдува между цилиндрами, в районе карбюратора быстро хватал клин. Сделан был хорошо, заводился легко. Неравномерность охлаждения вывела из строя многие. Мы их переделывали в обычные. Говорят среди них были и кольцевые, очень хвалили. Я не видел. Удачи.

Владимир_Ромашин
ДедЮз:

Говорят среди них были и кольцевые

этот именно с кольцами,выменял у какогото алика, за маленький телевизор еще давно , кто может что либо предложить для охлаждения? на модели как ставится не видел,хотя саму модель видел еще в венгрии в восьмидесятых, не думаю, что НАШИ в оборонке имели такой с ними гемор, как клин, значит что то было предусмотрено

ДедЮз:

Мы их переделывали в обычные

Ребята в Костроме тоже такой половинили (Алексей Ароцкер), деревянную табуретку со штатным винтом на весу держит, хотели ставить на пилотажку кордовую, по какой причине отказались не знаю, может действительно, что объем более 10-и, а сейчас кстати какой предел???

Владимир_Ромашин:

со штатным винтом

может кто то знает параметры штатного винта, помню, что был большой в диаметре , чуть ли не 400…

Эдуард_Кобец

Нормальный двигатель ( кольцованный ).
Как любой другой двс требует нормальной регулировки. Ну и подбор в.винта.

Владимир_Ромашин
Сергей_Булат:

Потом появилось много МАРЗов

мы с марзами боролись таким образом, пару ставили в ритм, получалось что то вроде 3 кубов, за счет увеличения хода, запуск дохлой пары получался увереннее, и ставили на детские пилотажки, что удивительно, хорошо держал пилотажный режим

Эдуард_Кобец:

Нормальный двигатель ( кольцованный ).
Как любой другой двс требует нормальной регулировки. Ну и подбор в.винта.

класс, каковы же размеры этого аппарата???

Эдуард_Кобец

Размах—1900.
Полётный вес-7кг.

Использовал заводские В.В ( с экранопланов ) д-420—шаг немерил.
Хорошо идёт с 15 х 7----можно увеличить.
Один недостаток----недержит Х.Х. Глохнет 1 цилиндр. ( скорее всего он для Х.Х. непредназначен ).

Владимир_Ромашин
Эдуард_Кобец:

Размах—1900.

достойный аппарат, чтоб не соврать, у мишеней тоже размах был большой, около 3-х если не больше, да и вес сумасшедший, фюзеляж , по моему был сендвич, с толстенным стеклом, а крылья толстенный текстолит по пенопласту, если не изменяет память, а винтом вообще убить можно, 😁 , как то на день авиации, к нам приехали мадьяры, со своими моделями, решили удивить народ соплями, а у нас в городке как раз была лаборатория от спорт роты, где служили 😁 штатные моделисты, и что то у мадьяр там не пошло, толи акки сели, да и привезли они, что то детское, тогда наши ребята Иван Логачев (радио пилотаж) Витя Свирин (пилотаж) еще ктото с радио планером (затянули прямо на стадионе, тогда я впервые ОДИН затянул F3b) вышли быстро и исправтли ситуацию, потом мадьяры к себе пригласили и долго долго в своей моделке в Чепеле (по русски) 😁 благодарили, под конец, предлагали махнуть к моделистам во францию, но увы нам же нельзя было, и так с нами человек из политотдела присутствовал😵😁

Эдуард_Кобец:

Глохнет 1 цилиндр.

при таком запасе мощности можно и батарейку с собой возить на подкал

ДедЮз
Владимир_Ромашин:

что НАШИ в оборонке имели такой с ними гемор, как клин, значит что то было предусмотрено

В начале, я сказал. Ставили дефлектор, т.е. такая изогнутая пластина с двух сторон охватывает половину переднего цил-ра с зазором 10-12 мм на сторону (не менее!) и гонит воздух в 20 мм щель за первым цил-ром. Поток частично отбирает тепло от затененной части переднего цил-ра и направляет поток в затененнцю часть втрого цил-ра (по центру). Внешний воздух “смачивающий” дефлектор. стекает и притягивается внутренним потоком создавая благоприятное охлождение на заднем цил-ре. Нечто подобное можно увидеть на современных мотоциклах с “V” образными ДВС.

Эдуард_Кобец:

требует нормальной регулировки

Классный бельгийский самодельный прототип, по моему “Типси юниор” на оригинале стоял опозитный мотоциклетный мотор. С такой копией З.Брик в 196… г. стал ЧСоюза. Где-то у меня лежат чертежи на самолет.

Эдуард_Кобец:

Один недостаток----недержит Х.Х. Глохнет 1 цилиндр.

Эта болезень и лечилась правильным охолождением.

Владимир_Ромашин
ДедЮз:

Ставили дефлектор,

понял, спасибо, а форма уже дело техники, главное принцип понятен, тем более, что сейчас есть электронные приборы, что при желании можно выровнять температуру, об одном жалею, что кому-то по дури подарил мотор кажется то ли к-9 то ли к-16, точного названия не помню, но классный такой, работал, на том что зальеш, цилиндр такой высокий из стали , с приваренным сбоку перепускным каналом, что то в районе 5 кубов наверно, но запускался с пол пинка

Эдуард_Кобец
ДедЮз:

Эта болезень и лечилась правильным охолождением

Заглохнуть может и первый цилиндр.

Владимир_Ромашин

Один недостаток----недержит Х.Х. Глохнет 1 цилиндр.[/quote]

на оригинале, стояли горяченные свечи, спираль из черного металла, материал не знаю, а может и нитры просит, был еще мк 17, раскручивался как калилка, решили его поставить на школьную таймерку, и как умные, сделали тормоз, как на правильной модели, только планшайбу из титана, а у него же коэфф трения огого , вот и тормознули, вал пополам и обрыв шатуна, со всеми последствиями