Двигатель из детства

vahoko
ДедЮз:

Представьте себе, “заморачиваются”. Американчкий “Аэромоделлер”, французский “Радио контрол магазин”, англ. “Модел крафт инджиниринг”, подписываете контракт, присылают наложным платежем, старые журналы высылают по низ. ценам. В и-нете есть инф-ция. Для примера
http://www.aviationmodeller.com

-нет,друг мой…(с)!С остальным миром(но не РАША,увы!)все понятно и ребенку детсадовского возраста!И вопросы не возникают ни у кого…Гемор тока у нас (с подпиской)-такШта Вы уж извольте нашими унутренними штампами излагать свою позицию.
Иначе мы с вами в банальном флуде…

Olaf
CaHbI4:

Я не виноват в том что мне было лет 15 и я живу в Москве до сих пор, о политике мы не думали. И нам мальчишкам было неплохо при коммунистах.

Да ладно ! Мы ж не в обиде ! Москва - это Москва… 😃
Вас тоже с Днем Победы ! И всех благ !

Губанов_Игорь
Olaf:

Как мне жаль, что я не жил в этой Вашей стране! 😦 Ни разу не удалось выписать Модельбау Хойте, хотя приходил к открытию Союзпечати в день начала подписки ! Их уже не было! 😮
Пытался лет пять назад хоть какой нибудь из Вами перечисленных выписать. Знаете, их не было в перечне Союзпечати ! Не знаю как сейчас, надо бы полюбопытствовать…

Ну вот я например никогда не жил в Москве, все время в Куйбышеве. В период с 75 по 82 год постоянно мои родители (самые обычные инженеры, вовсе не номенклатура) выписывали мне три журнала (моделарж, моделар и моделезеш) безо всяких проблем (в придачу к моделисти и крыльям). Естественно, не напрямик в союзпечати, они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. Абсолютно легально, без всякого гемора.

Olaf
Губанов_Игорь:

Естественно, не напрямик в союзпечати, они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. Абсолютно легально, без всякого гемора.

Ключевые слова: "они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. "
Чего тут “легального то” ? Простые смертные шли в Союзпечать, а этих журналов уже не было - растащили, понимаете ли, по профкомам и прочим “интересным местам” ! 😉
Для Вас, наверное, будет открытием, что даже Мурзилка с Веселыми картинками были ограничены по количеству, а вовсе не безразмерными для всех желающих их выписать. 😁

Губанов_Игорь

А что же тут нелегального? Вся страна так жила - нигде ничего нет, а у всех все есть. Зато для “простых смертных” березового сока завались было, но ведь не хотели покупать

omsk55

“…щедро поила меня берёзовым соком,берёзовым соком.”

Губанов_Игорь:

а у всех все есть.

Блат и связи решали всё.Ты- мне ,я -тебе (бартер при социализме)

SkySlam
Губанов_Игорь:

А что же тут нелегального? Вся страна так жила - нигде ничего нет, а у всех все есть. Зато для “простых смертных” березового сока завались было, но ведь не хотели покупать

Помню, помню эти 3-х литровые банки! Почему то запомнилось что сок произведен в Белорусской ССР 😃 Мож просто мне такой попадался 😃

Всех с Великой Победой!
Счастья и мирного неба!

7 days later
Пал_Ник

Всем большой привет! Недавно роясь в своих “закромах” нашёл то,при виде чего у моделистов старше 50-ти потеплеет на сердце от воспоминаний…В этой теме Уважаемые моделисты со стажем вспоминали о посылках(наборах) №14 и №15…И вот я Вам представляю ЖИВЬЁМ посылку №15 (короткую),которая оказалась у меня в целости и сохранности…Решил Вам её показать а так же чертежи,которые прилагались к посылке.😁

aiz

По моему, 15-й был симферопольский, а 14-й гомельский…14-й покруче был! Там всегда белая, круглая резинка была!
А журналы, действительно, были в ограничении (иностранные - соц…) в кружок выписывались без проблем! Себе выписывать и смысла не видели - авиамоделисту, ради 3-х страниц смотреть на кораблики и паровозики?! А на СЮТе всем своё…

6pvv

Мне хотелось бы отвлечь всех от политики и вернуться к означенной теме: “Двигатель из детства”.
Извините, что получилось длинновато…
Первым моим двигателем был МК-12В, подаренный мне, где-то в 1958 году, с круглой зеленой головой.
Куплен он был то ли в магазине “Пионер” на улице Горького, то ли в магазине ДОСААФ, который в последствии переехал на Кутузовский проспект, напротив гостинницы “Украина”, и стал называться “Магазин наглядных пособий и принадлежностей”.
Такой же двигатель, только с красной головой, примерно годом раньше, купил мой отец. Видимо, это был двигатель предыдущей серии и возможно, она была первой.
Именно, такие МК-12В были похожи на “Вебру”, какой она изображена в книге О.К.Гаевского “Авиамодельные двигатели”.
Приобретение отца оказалось не очень удачным: на моторе был слишком тонкий контрпоршень, который был пробит регулировочным винтом при попытке запуска. Далее последовали поездки на авиарембазу ДОСААФ (станция “Черное”), где изготавливались эти двигатели, и замена контрпоршня.
В последствии оба эти мотора долго и хорошо работали и где-то затерялись со временем.
Но рассказать я хочу о другом МК-12-ом, это МК-12С.
Как он попал к нам, мне неизвестно: скорее всего, кто-то его отдал отцу, зная его авиамодельные увлечения, так как мотор этот свое отработал и его компрессия оставляла желать лучшего.
В то время была в продаже, и отец ее купил, книга, не толстая, большого журнального формата, в твердой голубой обложке под названием “Авиамоделизм”. Внутри дополнительно было написано мелким шрифтом: “Пособие для руководителей авиамодельных кружков”, или что-то подобное. Сейчас эта книга, к сожалению, утеряна и я был бы весьма благодарен, если кто-то сможет дать на нее ссылку. Эта книга, в частности, содержала рекомендации, как восстановить компрессию авиамодельных двигателей с помощью хромирования и как продлить жизнь “подсевшего” движка, переделав его на калильное зажигание.
Именно это и сделал мой отец с этим МК-12С. По счастью этот мотор не потерялся и результат переделки можно видеть на фотографиях.

fotki.yandex.ru/users/huntpvv/view/428311/?page=0

Свеча на нем стоит нестандартная, самодельная. Причина в том, что отец сорвал свечную резьбу на “Комете” и сделал для нее свечи с бОльшим диаметром резьбы. Именно такая свеча стоит и на этом двигателе.
Мотор после переделки стал работать, но ставить его было некуда, так он и лежал до поры, до времени…
Время это наступило, если память мне не изменяет, в 1961 году во время зимних школьных каникул. Надо было чем-то себя занять, и я решил сделать аэросани, которые можно было бы на недлинной корде пускать на баскетбольной площадке, имевшейся в то время в нашем дворе.
Отец тогда был в командировке, но я считал, что уже смогу сам самостоятельно все сделать без его помощи, ведь я уже не раз видел как запускается двигатель и даже сам в этом участвовал…
Сани были сделаны за пару дней, двигатель решил поставить МК-12С, так как для своего МК-12В не было топлива, а для калильного МК-12С его было почти поллитра. Детали конструкции тех саней я уже не помню, но хорошо запомнилось, что верхнюю их часть составляла горизонтально расположенная моторама, выпиленная из толстой фанеры. Мотор располагался на этой мотораме головой вверх, а бачок, спаянный из тонкой медной фольги, я расположил под моторамой - так было, как мне казалось, лучше и красивее.
Договорились с товарищем, я взял все необходимое: для накала взял пару здоровых банок щелочных железоникелевых аккумуляторов, для заправки - прозрачный бачок с топливом, сделанный отцом, и работавший по принципу вытиснения давлением воздуха, нагнетаемого резиновой грушей.
Погода была не холодной. Пришли на площадку, для начала решили просто попробовать запустить мотор…
Промучались часа два: вспышки, серии вспышек и все - при очевидной работоспособности мотор отказывался работать.
Устали, замерзли, решили плюнуть на это дело, и пошли по домам.
Через несколько дней вернулся отец и я показал ему свое творение.
Первое, что спросил отец: “Мотор, что, так и не завели?”
Я был удивлен, как это так легко можно было догадаться?
Ответ был прост: “Бачок расположен слишком низко и двигатель не мог засосать топливо”.
Моей самонадеянности был нанесен ощутимый удар, этот случай стал для меня серьезным уроком на всю жизнь: в технике нет мелочей - все должно быть осознано и продумано!
Вот такую интересную роль сыграл этот двигатель в моей жизни.
Не помню, чтобы он впоследствии использовался для какой-нибудь модели, кроме тех самых аэросаней…

ДедЮз
6pvv:

это МК-12С.

Замечательный был мотор, выпускался 2-мя заводами (какими назвать не могу) но были обычные МК12С и были МК12С"Ласточка", отличающиеся по качеству. О качестве мотора МК12С говорит тот факт, что с доработанным мотором, харьковчане Валентин Шаповалов и Иван Радченко стали Чемпионами СССР, опередив массу импортных моторопотребителей.

Saturno

Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке?? Josef, а еще различия в чем были??

ДедЮз
Saturno:

Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке??

Совершенно верно. Различия были в материалах. Тонкостей не помню, материал картера, точно, отличался. На “Ласточке” смахивал на силумин с неплохими мех. характеристиками, а на других картера были из вязкого материала. Возможно отличались и золотники алюминиевый и текстолитовый, прошло почти 60 лет!

ЕВГЕНИЙ-ARM
pakhomov4:

Были, были… Кто хотел - выписывал (за свои!), посылторг также работал, кто хотел - получал…

Я получал эти наборы в неограниченном количестве в клубе и так дарили на день варенья.
Но домушничество процветало в разных явлениях .
У меня в районе было только три кружка.
Но Был индувидум который хоть и забегал к нам но только умничал , ничего путнего не сделал.
И кончилось все печально.
Как то после очередного посещения он спер у нас пол литра компрессионного топлива .
У него был МК-12 который он споганил тем что не имея ключа открутил головку вставив столовый нож в выхлопные окна .
Естсественно в окнах появились забоины от ножа и задрал поршень.
Но он не хотел вникать в это - домушники всегда считали себя впереди планеты всей.
На следующий день после как спер топливо , он и еще четыре дворовых хулигана залезли в новостройку заводить мотор.
Забились в шахту вентиляции на чердаке, строяшеся многоэтажки которая шла с первого этажа будущего магазина.
Видать была утечка газа - забыли строители закрыть балон и в каморке вентиляции где они пытались возбудить МК-12 шпана решила закурить.
Произошел взрыв - все пятеро сгорели живем даже не успев обратно пролезть через установленный но неработающий вентилятор вытяжки.
Сгорели буквально за 5 минут .
Выносили их в пакетах с которых вываливались части тела ( руки ,ноги сварившихся тел) , пробив дыру в комнату вентиляции для этого ( потом уже устронили косяк архитектора и сделали дверь в этот куб) .
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому рассказы про тубаретки и пр. меня не каким образом не воодушивляют .
Кружков было не меренно , и были все условия чтобы не просто воздыхать на 100 грамм эфира - а плодотворно работать и пускать модели, выступать на соревнованиях при этом моя мама ни копейки не вкладывала в это, так как все оплачивало государство и в немеренном количестве.
За год каждый изводил в ноль как минимум три КМД несчитая смолы и других материалов.
Наборы у нас брались только ради фанеры и липы которая в сибире почти не растет и была дефицитом.
Все остальное - рейки пр. уходило под расходники для сборки - рейками смолу мешали так как напиленны они были на ужасных пилах .
Чертежи только подкладывать под клеющуюся деталь , да проволока ОВС и трубки еще катировались. В остальном набор был ужасным в качестве .
Набор бойцовки летающее крыло - он если его делать по чертежам получался настолько ужасно тяжелым и главное сама модель несуразная что на МК-12 на такой бойцовке летать было не возможно ( мы уже Каховки собирали с переклееными кромками на латексе или казеиновом клее - конструктивная особенность).
Радуг-7 было тоже не мерянно - классический мотор на котором учились общаться с калилками .
Заливали их , учились подбирать камеры и пр. - именно не 2,5см3 а с радуги-7 начинали осваивать калилки .
-----------------------------------------------
У рука был сдоровенный ящик где валялись в виде металлолома МК-12, соколы , дизельные втулочные ЦСТКАМЫ , ритмы и пр. металолом с годов так начало 70-х.
Никому это хламьё для тех лет не нужно было.

Saturno

у меня знакомый моделист, старшего поколения тоже очень хвалил ласточку…но к сожалению очень мало информации и о его применении на конкретных моделях, о форсировании и тд. Вот пара моделей двух спортсменов - там же результаты (может Вы и знали кого из них)в то же время некоторые спортсмены еще летали в этих категориях на цамл-50,… полагаю, что речь в данных на фото именно о мк12с, так как 12в вроде как с 56ого года начали выпускать серийно, а 12 с в конкурсе двигателей уже в 55 году участвовал. Кто что то подробней знает, пишите

ЕВГЕНИЙ-ARM

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Я конечно не застал те времена , но мой рук делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями .
Как ни странно но все повторяется - самой удачной была модель полукопия ИЛ-2 и Ил-10 . Попытки сделать И-16 как он рассказывал была провальная ( сейчас радиобойцовки подтверждают практику наших дедов ).
Летали тогда на МК-12 с высокой рубашкой ( наверное ласточка) , тоже вроде хвалили , но быстро забросили как только начали поставлять ЕНЫ .
ЕНА сделала крест в карьере МК-12 , так как это действительно моторчик превосходил МК.
Причем ену форсировать не нужно было , их было столько модификаций что можно было просто выбирать под что будешь ей использовать .
С широкой фазой , с узкой фазой , С золотником или клапаном . Причем золотник был правильный а не то что потом стали ставить в МК ( вроде как на первых МК золотник тоже был стальной ). Калильные ЕНЫ так вообще ляпота ( их свечи не стреляли и не имели кардона со слюдой - стеклянный изолятор ). Причем даже золотниковые ЕНЫ имели возможность менять вращение путем перестановки в посадочное отверстие ( ятаких ен правда не застал уже и шли только одного вращения в версии с золотником)
Короче даже мой рук не застал тех времен когда на бООльших соревнованиях катировались МК-12.
Делали пилотажки на ритмах - ритм был хорош под мелкие кордовые пилотажки , так как крутил приличные по диаметру винты.

Saturno

эти чертежи из книжки 57года “Кордовые модели”, конечно они не доскональны. И все таки интересно, где успешно использовали"Ласточкаи". Насчет ишака совершенно не согласен, многие меня убеждали что и кпд винта на модели мало, и голланский шаг возможен, и взлет -посадка без шансов(жаль тут не та тема,долго не могу оппонировать)я делал ишак под 10ку Талку с размахом приблизительно 1100(не набор-посылка)Летал отлично, шасси не убирающиеся, в воздухе сидел как влитой, только на посадке сложнее других. Основная задача была сделать его максимально легким.(сейчас почти закончил еще один чуть поболее под Супер G71,никак не могу взяться и докончить обтяжку)

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.

Модели старые, до ограничения площадей. Монокорд появился лет через 10

ЕВГЕНИЙ-ARM:

делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями

На бойцовки, таких ограничений никогда не было. ЦЕЙС-АКТИВИСТ-ы (ЕНЫ) были неплохо сделаны, довольно универсальные. 1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном. Но на союзных соревнованиях они погоду не делали. Для кружков были хороши, хотя гонки с клапанными ЦЕЙС-ами, были веселым зрелищем, моторы порой заводились в обратную сторону и модели “убегали” вспять. Еще на золотниковых цейсах стояли декомпрессоры. Очень удобно было для таймеристов останавливать мотор.

Saturno:

только на посадке сложнее других.

Как на настоящем! Хорошую посадку делали на приличной скорости без именения глиссады. Выравнивали только на высоте не более 1м (для модели, соответственно, 20-30 см). С посадкой на 3 точки. Это из воспоминаний моего учителя, летавшегона них до войны.

Saturno

да, три точки обязательно, иначе-капотирование. Мало, совсем мало осталось стариков, летавших на ишачках, помню фильм “Истребители”, далал стоп-кадр и по-долгу разглядывал как там все сделано было…Теперь есть много материалов благодаря энтузиастам, но за основу я все же брал чертежи из моделиста-конструктора.

ЕВГЕНИЙ-ARM
ДедЮз:

1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном.

Я с большим трудом могу понять о чем идет речь , но сумбурно догадываюсь вы об конструкции поршня ( причем там картер).

Если о поршне какой палец ?
Какие картера и пр.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

В остальном насчет полукопий я тоже не могу ничего сказать так как по времени описывалось моим руком за несколько лет до появления в публикации в МК этой модельки В.Литвинова - publ.lib.ru/ARCHIVES/…/''MK'',1970,N09.[djv].zip и я мог просто как вас при описании поршня ены чего то не понять - меня то тогда небыло.
------------------------
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

Кто не представляет о чем идет речь фото классического поршня ены и его модифа с шатуном в виде шара вместо пальца.

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

Вы правы, на последних сериях соединение поршня с шатуном было через сверическую опору. На первых, а может серийно, были с пальцами. Кстати, форма каналов отличалась с годами и клапана были разные, на первых были круглые в рамочке, потом видел с прямоугольным клапаном. На вашем снимке, мне кажется, картера и гильзы разные. Что, разные кубатуры? Последний раз ЦЕЙС я видел в 60-61 году. А картер при том, что меняя кубатуру, картер не меняли, хотя и со сверич. тоже можно, если снять зад. крышку. Не знаю, было ли это предусмотрено?

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

“Бешенная” не получается если делать легкую модель. Возможно стаб-р приходится увеличить. А в целом не летучих самолетов не бывает, иначе это не самолет.