Двигатель из детства
Представьте себе, “заморачиваются”. Американчкий “Аэромоделлер”, французский “Радио контрол магазин”, англ. “Модел крафт инджиниринг”, подписываете контракт, присылают наложным платежем, старые журналы высылают по низ. ценам. В и-нете есть инф-ция. Для примера
http://www.aviationmodeller.com
-нет,друг мой…(с)!С остальным миром(но не РАША,увы!)все понятно и ребенку детсадовского возраста!И вопросы не возникают ни у кого…Гемор тока у нас (с подпиской)-такШта Вы уж извольте нашими унутренними штампами излагать свою позицию.
Иначе мы с вами в банальном флуде…
Я не виноват в том что мне было лет 15 и я живу в Москве до сих пор, о политике мы не думали. И нам мальчишкам было неплохо при коммунистах.
Да ладно ! Мы ж не в обиде ! Москва - это Москва… 😃
Вас тоже с Днем Победы ! И всех благ !
Как мне жаль, что я не жил в этой Вашей стране! 😦 Ни разу не удалось выписать Модельбау Хойте, хотя приходил к открытию Союзпечати в день начала подписки ! Их уже не было! 😮
Пытался лет пять назад хоть какой нибудь из Вами перечисленных выписать. Знаете, их не было в перечне Союзпечати ! Не знаю как сейчас, надо бы полюбопытствовать…
Ну вот я например никогда не жил в Москве, все время в Куйбышеве. В период с 75 по 82 год постоянно мои родители (самые обычные инженеры, вовсе не номенклатура) выписывали мне три журнала (моделарж, моделар и моделезеш) безо всяких проблем (в придачу к моделисти и крыльям). Естественно, не напрямик в союзпечати, они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. Абсолютно легально, без всякого гемора.
Естественно, не напрямик в союзпечати, они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. Абсолютно легально, без всякого гемора.
Ключевые слова: "они там даже не появлялись, а через профком своего предприятия. "
Чего тут “легального то” ? Простые смертные шли в Союзпечать, а этих журналов уже не было - растащили, понимаете ли, по профкомам и прочим “интересным местам” ! 😉
Для Вас, наверное, будет открытием, что даже Мурзилка с Веселыми картинками были ограничены по количеству, а вовсе не безразмерными для всех желающих их выписать. 😁
А что же тут нелегального? Вся страна так жила - нигде ничего нет, а у всех все есть. Зато для “простых смертных” березового сока завались было, но ведь не хотели покупать
“…щедро поила меня берёзовым соком,берёзовым соком.”
а у всех все есть.
Блат и связи решали всё.Ты- мне ,я -тебе (бартер при социализме)
А что же тут нелегального? Вся страна так жила - нигде ничего нет, а у всех все есть. Зато для “простых смертных” березового сока завались было, но ведь не хотели покупать
Помню, помню эти 3-х литровые банки! Почему то запомнилось что сок произведен в Белорусской ССР 😃 Мож просто мне такой попадался 😃
Всех с Великой Победой!
Счастья и мирного неба!
Всем большой привет! Недавно роясь в своих “закромах” нашёл то,при виде чего у моделистов старше 50-ти потеплеет на сердце от воспоминаний…В этой теме Уважаемые моделисты со стажем вспоминали о посылках(наборах) №14 и №15…И вот я Вам представляю ЖИВЬЁМ посылку №15 (короткую),которая оказалась у меня в целости и сохранности…Решил Вам её показать а так же чертежи,которые прилагались к посылке.😁
По моему, 15-й был симферопольский, а 14-й гомельский…14-й покруче был! Там всегда белая, круглая резинка была!
А журналы, действительно, были в ограничении (иностранные - соц…) в кружок выписывались без проблем! Себе выписывать и смысла не видели - авиамоделисту, ради 3-х страниц смотреть на кораблики и паровозики?! А на СЮТе всем своё…
Мне хотелось бы отвлечь всех от политики и вернуться к означенной теме: “Двигатель из детства”.
Извините, что получилось длинновато…
Первым моим двигателем был МК-12В, подаренный мне, где-то в 1958 году, с круглой зеленой головой.
Куплен он был то ли в магазине “Пионер” на улице Горького, то ли в магазине ДОСААФ, который в последствии переехал на Кутузовский проспект, напротив гостинницы “Украина”, и стал называться “Магазин наглядных пособий и принадлежностей”.
Такой же двигатель, только с красной головой, примерно годом раньше, купил мой отец. Видимо, это был двигатель предыдущей серии и возможно, она была первой.
Именно, такие МК-12В были похожи на “Вебру”, какой она изображена в книге О.К.Гаевского “Авиамодельные двигатели”.
Приобретение отца оказалось не очень удачным: на моторе был слишком тонкий контрпоршень, который был пробит регулировочным винтом при попытке запуска. Далее последовали поездки на авиарембазу ДОСААФ (станция “Черное”), где изготавливались эти двигатели, и замена контрпоршня.
В последствии оба эти мотора долго и хорошо работали и где-то затерялись со временем.
Но рассказать я хочу о другом МК-12-ом, это МК-12С.
Как он попал к нам, мне неизвестно: скорее всего, кто-то его отдал отцу, зная его авиамодельные увлечения, так как мотор этот свое отработал и его компрессия оставляла желать лучшего.
В то время была в продаже, и отец ее купил, книга, не толстая, большого журнального формата, в твердой голубой обложке под названием “Авиамоделизм”. Внутри дополнительно было написано мелким шрифтом: “Пособие для руководителей авиамодельных кружков”, или что-то подобное. Сейчас эта книга, к сожалению, утеряна и я был бы весьма благодарен, если кто-то сможет дать на нее ссылку. Эта книга, в частности, содержала рекомендации, как восстановить компрессию авиамодельных двигателей с помощью хромирования и как продлить жизнь “подсевшего” движка, переделав его на калильное зажигание.
Именно это и сделал мой отец с этим МК-12С. По счастью этот мотор не потерялся и результат переделки можно видеть на фотографиях.
fotki.yandex.ru/users/huntpvv/view/428311/?page=0
Свеча на нем стоит нестандартная, самодельная. Причина в том, что отец сорвал свечную резьбу на “Комете” и сделал для нее свечи с бОльшим диаметром резьбы. Именно такая свеча стоит и на этом двигателе.
Мотор после переделки стал работать, но ставить его было некуда, так он и лежал до поры, до времени…
Время это наступило, если память мне не изменяет, в 1961 году во время зимних школьных каникул. Надо было чем-то себя занять, и я решил сделать аэросани, которые можно было бы на недлинной корде пускать на баскетбольной площадке, имевшейся в то время в нашем дворе.
Отец тогда был в командировке, но я считал, что уже смогу сам самостоятельно все сделать без его помощи, ведь я уже не раз видел как запускается двигатель и даже сам в этом участвовал…
Сани были сделаны за пару дней, двигатель решил поставить МК-12С, так как для своего МК-12В не было топлива, а для калильного МК-12С его было почти поллитра. Детали конструкции тех саней я уже не помню, но хорошо запомнилось, что верхнюю их часть составляла горизонтально расположенная моторама, выпиленная из толстой фанеры. Мотор располагался на этой мотораме головой вверх, а бачок, спаянный из тонкой медной фольги, я расположил под моторамой - так было, как мне казалось, лучше и красивее.
Договорились с товарищем, я взял все необходимое: для накала взял пару здоровых банок щелочных железоникелевых аккумуляторов, для заправки - прозрачный бачок с топливом, сделанный отцом, и работавший по принципу вытиснения давлением воздуха, нагнетаемого резиновой грушей.
Погода была не холодной. Пришли на площадку, для начала решили просто попробовать запустить мотор…
Промучались часа два: вспышки, серии вспышек и все - при очевидной работоспособности мотор отказывался работать.
Устали, замерзли, решили плюнуть на это дело, и пошли по домам.
Через несколько дней вернулся отец и я показал ему свое творение.
Первое, что спросил отец: “Мотор, что, так и не завели?”
Я был удивлен, как это так легко можно было догадаться?
Ответ был прост: “Бачок расположен слишком низко и двигатель не мог засосать топливо”.
Моей самонадеянности был нанесен ощутимый удар, этот случай стал для меня серьезным уроком на всю жизнь: в технике нет мелочей - все должно быть осознано и продумано!
Вот такую интересную роль сыграл этот двигатель в моей жизни.
Не помню, чтобы он впоследствии использовался для какой-нибудь модели, кроме тех самых аэросаней…
это МК-12С.
Замечательный был мотор, выпускался 2-мя заводами (какими назвать не могу) но были обычные МК12С и были МК12С"Ласточка", отличающиеся по качеству. О качестве мотора МК12С говорит тот факт, что с доработанным мотором, харьковчане Валентин Шаповалов и Иван Радченко стали Чемпионами СССР, опередив массу импортных моторопотребителей.
Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке??
Совершенно верно. Различия были в материалах. Тонкостей не помню, материал картера, точно, отличался. На “Ласточке” смахивал на силумин с неплохими мех. характеристиками, а на других картера были из вязкого материала. Возможно отличались и золотники алюминиевый и текстолитовый, прошло почти 60 лет!
Были, были… Кто хотел - выписывал (за свои!), посылторг также работал, кто хотел - получал…
Я получал эти наборы в неограниченном количестве в клубе и так дарили на день варенья.
Но домушничество процветало в разных явлениях .
У меня в районе было только три кружка.
Но Был индувидум который хоть и забегал к нам но только умничал , ничего путнего не сделал.
И кончилось все печально.
Как то после очередного посещения он спер у нас пол литра компрессионного топлива .
У него был МК-12 который он споганил тем что не имея ключа открутил головку вставив столовый нож в выхлопные окна .
Естсественно в окнах появились забоины от ножа и задрал поршень.
Но он не хотел вникать в это - домушники всегда считали себя впереди планеты всей.
На следующий день после как спер топливо , он и еще четыре дворовых хулигана залезли в новостройку заводить мотор.
Забились в шахту вентиляции на чердаке, строяшеся многоэтажки которая шла с первого этажа будущего магазина.
Видать была утечка газа - забыли строители закрыть балон и в каморке вентиляции где они пытались возбудить МК-12 шпана решила закурить.
Произошел взрыв - все пятеро сгорели живем даже не успев обратно пролезть через установленный но неработающий вентилятор вытяжки.
Сгорели буквально за 5 минут .
Выносили их в пакетах с которых вываливались части тела ( руки ,ноги сварившихся тел) , пробив дыру в комнату вентиляции для этого ( потом уже устронили косяк архитектора и сделали дверь в этот куб) .
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому рассказы про тубаретки и пр. меня не каким образом не воодушивляют .
Кружков было не меренно , и были все условия чтобы не просто воздыхать на 100 грамм эфира - а плодотворно работать и пускать модели, выступать на соревнованиях при этом моя мама ни копейки не вкладывала в это, так как все оплачивало государство и в немеренном количестве.
За год каждый изводил в ноль как минимум три КМД несчитая смолы и других материалов.
Наборы у нас брались только ради фанеры и липы которая в сибире почти не растет и была дефицитом.
Все остальное - рейки пр. уходило под расходники для сборки - рейками смолу мешали так как напиленны они были на ужасных пилах .
Чертежи только подкладывать под клеющуюся деталь , да проволока ОВС и трубки еще катировались. В остальном набор был ужасным в качестве .
Набор бойцовки летающее крыло - он если его делать по чертежам получался настолько ужасно тяжелым и главное сама модель несуразная что на МК-12 на такой бойцовке летать было не возможно ( мы уже Каховки собирали с переклееными кромками на латексе или казеиновом клее - конструктивная особенность).
Радуг-7 было тоже не мерянно - классический мотор на котором учились общаться с калилками .
Заливали их , учились подбирать камеры и пр. - именно не 2,5см3 а с радуги-7 начинали осваивать калилки .
-----------------------------------------------
У рука был сдоровенный ящик где валялись в виде металлолома МК-12, соколы , дизельные втулочные ЦСТКАМЫ , ритмы и пр. металолом с годов так начало 70-х.
Никому это хламьё для тех лет не нужно было.
у меня знакомый моделист, старшего поколения тоже очень хвалил ласточку…но к сожалению очень мало информации и о его применении на конкретных моделях, о форсировании и тд. Вот пара моделей двух спортсменов - там же результаты (может Вы и знали кого из них)в то же время некоторые спортсмены еще летали в этих категориях на цамл-50,… полагаю, что речь в данных на фото именно о мк12с, так как 12в вроде как с 56ого года начали выпускать серийно, а 12 с в конкурсе двигателей уже в 55 году участвовал. Кто что то подробней знает, пишите
Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Я конечно не застал те времена , но мой рук делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями .
Как ни странно но все повторяется - самой удачной была модель полукопия ИЛ-2 и Ил-10 . Попытки сделать И-16 как он рассказывал была провальная ( сейчас радиобойцовки подтверждают практику наших дедов ).
Летали тогда на МК-12 с высокой рубашкой ( наверное ласточка) , тоже вроде хвалили , но быстро забросили как только начали поставлять ЕНЫ .
ЕНА сделала крест в карьере МК-12 , так как это действительно моторчик превосходил МК.
Причем ену форсировать не нужно было , их было столько модификаций что можно было просто выбирать под что будешь ей использовать .
С широкой фазой , с узкой фазой , С золотником или клапаном . Причем золотник был правильный а не то что потом стали ставить в МК ( вроде как на первых МК золотник тоже был стальной ). Калильные ЕНЫ так вообще ляпота ( их свечи не стреляли и не имели кардона со слюдой - стеклянный изолятор ). Причем даже золотниковые ЕНЫ имели возможность менять вращение путем перестановки в посадочное отверстие ( ятаких ен правда не застал уже и шли только одного вращения в версии с золотником)
Короче даже мой рук не застал тех времен когда на бООльших соревнованиях катировались МК-12.
Делали пилотажки на ритмах - ритм был хорош под мелкие кордовые пилотажки , так как крутил приличные по диаметру винты.
эти чертежи из книжки 57года “Кордовые модели”, конечно они не доскональны. И все таки интересно, где успешно использовали"Ласточкаи". Насчет ишака совершенно не согласен, многие меня убеждали что и кпд винта на модели мало, и голланский шаг возможен, и взлет -посадка без шансов(жаль тут не та тема,долго не могу оппонировать)я делал ишак под 10ку Талку с размахом приблизительно 1100(не набор-посылка)Летал отлично, шасси не убирающиеся, в воздухе сидел как влитой, только на посадке сложнее других. Основная задача была сделать его максимально легким.(сейчас почти закончил еще один чуть поболее под Супер G71,никак не могу взяться и докончить обтяжку)
Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Модели старые, до ограничения площадей. Монокорд появился лет через 10
делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями
На бойцовки, таких ограничений никогда не было. ЦЕЙС-АКТИВИСТ-ы (ЕНЫ) были неплохо сделаны, довольно универсальные. 1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном. Но на союзных соревнованиях они погоду не делали. Для кружков были хороши, хотя гонки с клапанными ЦЕЙС-ами, были веселым зрелищем, моторы порой заводились в обратную сторону и модели “убегали” вспять. Еще на золотниковых цейсах стояли декомпрессоры. Очень удобно было для таймеристов останавливать мотор.
только на посадке сложнее других.
Как на настоящем! Хорошую посадку делали на приличной скорости без именения глиссады. Выравнивали только на высоте не более 1м (для модели, соответственно, 20-30 см). С посадкой на 3 точки. Это из воспоминаний моего учителя, летавшегона них до войны.
да, три точки обязательно, иначе-капотирование. Мало, совсем мало осталось стариков, летавших на ишачках, помню фильм “Истребители”, далал стоп-кадр и по-долгу разглядывал как там все сделано было…Теперь есть много материалов благодаря энтузиастам, но за основу я все же брал чертежи из моделиста-конструктора.
1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном.
Я с большим трудом могу понять о чем идет речь , но сумбурно догадываюсь вы об конструкции поршня ( причем там картер).
Если о поршне какой палец ?
Какие картера и пр.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.
В остальном насчет полукопий я тоже не могу ничего сказать так как по времени описывалось моим руком за несколько лет до появления в публикации в МК этой модельки В.Литвинова - publ.lib.ru/ARCHIVES/…/''MK'',1970,N09.[djv].zip и я мог просто как вас при описании поршня ены чего то не понять - меня то тогда небыло.
------------------------
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.
Кто не представляет о чем идет речь фото классического поршня ены и его модифа с шатуном в виде шара вместо пальца.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.
Вы правы, на последних сериях соединение поршня с шатуном было через сверическую опору. На первых, а может серийно, были с пальцами. Кстати, форма каналов отличалась с годами и клапана были разные, на первых были круглые в рамочке, потом видел с прямоугольным клапаном. На вашем снимке, мне кажется, картера и гильзы разные. Что, разные кубатуры? Последний раз ЦЕЙС я видел в 60-61 году. А картер при том, что меняя кубатуру, картер не меняли, хотя и со сверич. тоже можно, если снять зад. крышку. Не знаю, было ли это предусмотрено?
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.
“Бешенная” не получается если делать легкую модель. Возможно стаб-р приходится увеличить. А в целом не летучих самолетов не бывает, иначе это не самолет.