Проект "EVA"(кордовая пилотажка под лазер из Красноярска)

Слава_Ямпольский
user11:

можно установить простую радиоболтушку с грузиком?

А зачем выбирать? Проще сделать поилку с болтушкой. И просто и эффективно. На моделях с движками в сторону такие бачки так вообще как два пальца обо… согнуть.

Как там мои чертежи. Что-нибудь понравилось?

user11

Слава, привет! Спасибо за информацию. Ti-Rex интересный аппаратик! Что-то в стиле P-47D “Тандерболт”! 😃

VitalikV

Имеет смысл сделать рули без щели между задней кромкой крыла (стабилизатора) и передней кромки рулей.
Раньше считалось, что профиль стабилизатора должен быть, но почему не помню.
Делал и так и так , разницы не заметил, просто с профилем смотрелось как то лучше.

Слава_Ямпольский
VitalikV:

Имеет смысл сделать рули без щели между задней кромкой крыла (стабилизатора) и передней кромки рулей.

Хороший совет. Щель очень влияет на эффективность оперения. Профиль практически не влияет. Решение проблемы со щелью простое так что усложнять конструкцию не имеет смысла

Creolka
VitalikV:

Раньше считалось, что профиль стабилизатора должен быть,

И сейчас сщитается.
Есть мнение, что профиль следует делать начиная с 7-ми %.
Ниже нет разницы, с точки зрения аэродинамики, пластина или профиль.

user11

Валентин, Вы имеете ввиду относительную толщину профиля!? На моём старом самолётике всё так и сделано. Просто хотел выслушать мнение коллеги по-поводу Евы, ведь на ней рулевые поверхности плоские.

elementale
user11:

Жень, привет! Нужен твой совет: имеет ли смысл сделать рулевые поверхности и стабилизатор профилированными? Просто на многих моделях, особенно старой закваски, всё профильное! Подскажи пожалуйста! И ещё вопрос: обязательно ли использовать бак-поилку или можно установить простую радиоболтушку с грузиком?

С уважением!

Олег, естественно профилированное оперение аэродинамически более правильное. Но в данной модели мы это упростили. А как делать каждый решает сам, это же конструктор, где есть о чем подумать и переделать на свой лад 😃

user11

Спасибо, Жень! Будем творчествовать! 😃

Слава_Ямпольский
v-romashin921:

это почему?

  1. Профиль нужен чтобы создавать подёмную силу. Функция оперения не в том чтобы создавать подёмную силу в горизонтальном полёте.
  2. Профильные стабилизаторы помогают устранить рысканье в горизонтальном полёте когда в системе управления есть люфт. Если в системе есть люфт, элеватор двигается в полёте тем самым затрудняя ровный горизонтальный полёт. Профильныльный стабилизатор плучается толще элеватора и “затемняет” эти маленькие движения элеватора. Это конечно одно из решений. Можно просто стоить систему управления без люфта а можно строить плоский стабилизатор но на 1-2мм толще чем элеватора. Я предпочитаю использовать систему без люфтов. Если посмотреть на систему управления двухкратного чемпиона мира(2014 и 2012) Игоря Бургера, то вы увидите что он полный фанат жёсткой(без люфта) системы управления: он использует роликовые пошипники на качалке и кабанчиках.
  3. В практике, практически никто не проводил эксперементы на эффект формы стабилизатора на пилотажку. Едиственное опубликованное исследование было сделано Давидом Фитзджеральдом(ЧМ 2008) в конце 90-х. Он построил модель на которой можно было быстро менять оперение. В течении одного дня(чтобы погода не менялась) он мог менять оперения и следить за эффектом. Он игрался с толщиной, размахом, площадью, размером элеватора, жёсткостью системы и углом атаки стабилизатора. Его эксперементы показали что профиль имеет маленькое значение. Намного важнее оказался угол атаки стаблилизатора чем профиль.
Creolka
Слава_Ямпольский:

Профиль нужен чтобы создавать подёмную силу.

Пластина тоже, как и симметричный профиль создаёт подьёмную силу если поставить под углом к набегающему потоку.

Слава_Ямпольский:

Его эксперементы показали что профиль имеет маленькое значение.

Но всё же имеет.
Не столь суть важно, важно другое.
Если делать “пластину”, т.е. тонкий-непрофилированный, получаем маленькое сопротивление кручению.
Низкая строительная высота лонжерона не позволяет делать прочное на изгиб горизонтальное оперение,
что в свою очередь вынуждает использовать расчалки.
Если делать нормальный лонжерон с высотой позволяющей строить жёсткий стабилизатор, то получаем
весь набор: из вихрей способствующих срыву потока; дополнительному лобовому сопротивлению и пр. радостям.
Слава, это не в пику тебе, просто обьясняю. Сейчас моторы мощные и позволяют “не заботится” об обтекаемости.
Да, слово “элеватор” в русском языке имеет своё значение и оно не связанно с авиацией.
Понимаю что так проще-привычнее, а в немецком языке вообще бардак.
Если РВ-руль высоты отклоняем вверх, то это - “руль высоты”, а если в низ… - то это “руль глубины”, как на подлодках!
По поводу значения профиля, никому и в голову не придёт поставить 18-ти %-тное непрофилированное крыло на пилотажку.

Слава_Ямпольский
Creolka:

слово “элеватор” в русском языке имеет своё значение и оно не связанно с авиацией.

Блин! Перепупал языки! руль высоты по английски пишется “elevator”.

Creolka:

Если делать нормальный лонжерон с высотой позволяющей строить жёсткий стабилизатор, то получаем
весь набор: из вихрей способствующих срыву потока; дополнительному лобовому сопротивлению и пр. радостям.

Согласен с вами на все сто! До 12-13мм можно спокойно строить плоские с круглой передней кромкой. Больше 13мм ставновится проблематично: надо клеить нитку, наклонять двигатель вниз. В общем геморрой.

Creolka
Слава_Ямпольский:

руль высоты по английски пишется “elevator”.

и я про тож 😁

ALI_7
Слава_Ямпольский:

Больше 13мм ставновится проблематично: надо клеить нитку, наклонять двигатель вниз.

Слава, поясните пожалуйста зачем надо клеить нитку, наклонять двигатель вниз? Просто у меня на новой модели стабилизатор в два раза толще.

Peter53

А зачем нитка и двигатель вниз?Никогда об этом не слышал.Если можно.обьясните пожалуйста.

Губанов_Игорь

Можно еще на задние кромки рулей и закрылков наклеить рейки по 1х5мм толщиной, было все это уже лет 30-35 назад, кстати, работало. Вячеслав дело говорит, кому нужно - услышит, остальные вопросы зададут…

Peter53
Губанов_Игорь:

Можно еще на задние кромки рулей и закрылков наклеить рейки по 1х5мм толщиной, было все это уже лет 30-35 назад, кстати, работало. Вячеслав дело говорит, кому нужно - услышит, остальные вопросы зададут…

Клеили целлулоид на задние кромки,но почему двигатель вниз?

Слава_Ямпольский
Peter53:

А зачем нитка и двигатель вниз?Никогда об этом не слышал.

У толстых пластин с закруглённой передней частью, когда летишь ровно то воздух обтекает нормально. При отклонении РВ, воздушный поток может оторваться в любой момент. Само по себе это не так страшно но проблема в том что это происходит как-бы хаотично а это значит что еффективность отклонения РВ будет постоянно менятся. Сделать квадратную фигуру практически невозможно. Кто-то позаимствовал идею нитки у планеристов и попробовал приклеить нить(или отрезок корды) сразу позади передней округлённой части. Эта нить создаёт турбулентный слой воздуха который не отрывается при отклонении РВ.

С углом двигателя обьяснение сложнее и непонятно мне самому. Если двигателю дать маленький угол вниз(0.5 градуса) то стабилизатор будет всегда летат под углом к потоку. Дальше я сам немного не понимаю почему но это делает момент срыва более усточивым. Может это связано с тем что поток воздуха от пропеллера бьёт по оперению по углом.

У тонких пластин такой проблемы нету так как передняя кромка, как не закругляй, всё равно будет создавать турбулентный слой вдоль стабилилизатора.

Губанов_Игорь:

Можно еще на задние кромки рулей и закрылков наклеить рейки по 1х5мм толщиной, было все это уже лет 30-35 назад, кстати, работало

Интересно что в последнее время появились модели у которых толщина закрылков и рулей высоты постоянна. Думаю должен быть тот-же эффект что и рейки на задней кромке. Интересно будет попробовать…

Илья69
Слава_Ямпольский:

До 12-13мм можно спокойно строить плоские с круглой передней кромкой. Больше 13мм ставновится проблематично

Делал стабилизаторы с плоским профилем, с круглой передней кромкой, толщиной 20 мм (в корне), на конце утоньшался до 13 мм. Задняя кромка руля плоская, 4 мм толщиной, на весь размах. И всё летело ровно и без колебаний. И квадраты делало прекрасно.

oleg40rus

Слава видел на фотос американских соревнований. Модели с турбулизаторамина крыльях, читал ваш форум пишут что крыльями самолет. Меньше машет как на самом деле? Не сталкивался?