История кордовых в фотографиях

ДедЮз
Turkin:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, уважаемый Николай! Наконец появляются КОРИФЕИ на форуме! Рад, что вы здравствуете, желаю вам крепкого здоровья и долголетия в успешной жизни. До сих пор задавал вопросы Питерцам, молодеж, к сожалению, о “стариках” ничего не знает! О лиаповцах, о маповцах, персонально о моделистах Вашего поколения? Хотелось бы пожелать всем долгих лет успешной жизни: Булкину, Богданову, Вартанову, Жельману, Мелентьеву, Наталенко, Ларионову…, всем бывшим вузовцам и МАП-овцам. С глубоким уважением бывший ХАИ-евец и ХАЗ-овец, Иосиф Асланян.
Ниже, команда ХАИ перед Вашим институтом.1963 г.

diatcenkoVP

Плащ болонья культовая вещь! И какой же вы ребята молодой еще народ! Твардовский.

Turkin

Еще одно старинное фото. 1962 год, Чемпионат Мира по кордовым моделям, г. Киев. Предполагаю, что автором фото является В. Федосов, корреспондент журнала «Крылья Родины».

Валентин Павлович Наталенко (22), Николай Георгиевич Туркин (21), Анатолий Федорович Кузнецов (23), все из Ленинграда.

А. Кузнецов работал в авиамодельном секторе отдела техники Ленинградского Дворца пионеров. Диапазон его деятельности как создателя авиамодельных двигателей был большой. Самый маленький двигатель (компрессионный) с объемом цилиндра 0,1 куб. см был установлен на модель с размахом крыльев около 20 см. Модель летала по кругу, привязанная на нити длиной 1,5 м. Когда Дворец пионеров посещали почетные гости, то их вели к Анатолию Федоровичу для демонстрации этого чуда. Двигатель с объемом цилиндра 10 куб. см позволил ему установить мировой рекорд скорости в 1964 году в Киеве.

В. Наталенко, выражаясь современным языком, имел самый высокий рейтинг в стране как создатель двигателей для скоростных кордовых моделей класса F2A. После появления резонансного выхлопа необходимо было как можно скорее его освоить. И он это сделал одним из первых. Резонансный выхлоп в то время уже широко применялся на моторных лодках, но мы тогда как-то не додумались применить его в авиамоделизме.

В. Наталенко написал книгу «Кордовые летающие модели», изд. ДОСААФ, М., 1962. В Интернете можно найти многие книги начального этапа развития авиамоделизма тех лет, но эта отсутствует. Постараюсь отсканировать ее и где-нибудь разместить, посоветуйте!

Я, работая вместе с Валентином Павловичем, занимался созданием моделей. В это время появилось однокордовое управление (monoline) и его освоение было трудоемким и мучительным. Методом проб, ошибок и последовательных приближений была найдена схема модели (тогда еще симметричная), которая обеспечивала максимально стабильный полет в одной плоскости (без волнообразной составляющей). Это достигалось применением слегка несущего профиля стабилизатора. Мне кажется, что для достижения максимальной скорости оптимальным является полет модели ниже уровня вилки. В этом случае вес модели частично компенсируется натяжением корд, а если полет проходит на высоте 30…50 см, то начинает еще действовать «эффект экрана». Полет ниже 1 м не разрешен правилами ФАИ, но иногда приходилось рисковать.

Отмечу еще одно техническое решение. В Ленинградском институте авиационного приборостроения (сейчас ГУАП) учился в те годы Юра Вагин. Его особенность – он не мог не изобретать. Он вместе с Сергеем Михайловым создали приспособление для изготовления винтов (пропеллеров). Ранее винты изготавливались с помощью двух шаблонов – вид сверху и вид сбоку. Используя стоявший без дела фрезерный станок и принцип копира они фрезеровали заднюю поверхность винта, причем обе лопасти получались одинаковыми. В. Наталенко перенес эту идею на токарный станок и далее она разлетелась по всей стране.

С уважением ко всем, Н. Туркин
turkin@list.ru

ДедЮз:

Здравствуйте, уважаемый Николай!

Здравствуйте Josef! Большое спасибо за Ваше послание, добрые пожелания и чудесное фото. К сожалению, наши ряды уже заметно тают и многие из авиамодельного сообщества тех лет уже нас покинули. Чувство глубокой ностальгии заставляет с большим уважением относиться к тому, что уже прошло и беречь то, что еще осталось.

Н. Туркин

Turkin

Уважаемые коллеги!
Благодарю за интерес, проявленный к моим сообщениям, о чем могу судить по большому количеству «Спасибо».

Может быть для некоторых этот материал окажется интересным: A Short History of the Early Years of the International Team Racing Event (1954-1972), Краткая история первых лет международных соревнований по кордовым гоночным моделям (1954-1972).
Ссылка www.go-cl.se/trh/trh_ps-1.html .
Статья на английском языке, on-line переводчики помогут перевести на русский, если требуется, а с табличным материалом и так все ясно.
Возможно этот сайт уже известен.

С уважением, Н. Туркин

ДедЮз

Добрый вечер, Николай! Сайт Горана Олсона содержал замечательные материалы и по скоростным кордовым моделям, увы, сайт перестраивается. Сегодня искал оригиналы трудов Вишневского и Теобаальда, их убрали.

Спасибо за заботу о молодых!

P.S. Кого помянуть? С Жельманом ездили на охоту, под гитару Филимонова прекрасно проводили время. 5-го августа исполнилось бы 100 лет Б.Р.Бельману, а у Вас был Щербак!
С Питером связаны самые душевные воспоминания.

VTR

Добрый вечер! А кто-нибудь знает Сергея Бережного, я у него занимался какое-то время в кружке в Евпатории…Свой кружок у нас был в поселке в военном городке Мирный (Донузлав). Ездил мальчишкой и под его руководством на соревнования…

Миленин_Игорь

Жив здоров ВЕЛИКИЙ боец итренер и посещем украинскими и росийскими друзьями

Єто Игорь Чурилин и его воспитанники с Сергеем Григорьевичем БЕРЕЖНІМ в Евпатории

Крімчане поздравляют ЗЕМЛЯКА Виталия Робертуса с Чемпинством МИра в Штататах, а которій Ві на фото в младенчестве ,

ТЕЛЕФОН бЕРЕЖНОГО 0380656936135

VTR

Спасибо большое! В сентябре планирую быть в Крыму, хочу заехать к своему первому руководителю кружка Евдокимову Александру Николаевичу на Качу и в Евпаторию к Сергею Григорьевичу!

Андрей15

Тоже решил выложить фото ветерана авиамоделизма. Справа: Побежимов Г.А. слева, мой старший брат: Кучеренко Юрий в прошлом гонщик.😃

Turkin

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Обзавелся сканером и разобрал архив фотопленок, которые пролежали более сорока лет. Отобрал некоторые фото, которые может быть покажутся интересными с точки зрения истории.

1962 год, Киев, Чемпионат Мира по кордовым моделям


Представители сборных команд СССР и УССР. Слева на право, В. Жельман (F2C, Ленинград), (УССР - ?), А. Жебряков (F2A, Горький), А. Золотоверх (F2C, Сочи), А. Бабичев (F2C, Киев), (УССР - ?).

В. Наталенко (F2A, Ленинград) с супругой Генриеттой.

А. Таутько (F2B, F2D, Минск).

Руководители команды США. Очень колоритные личности! Когда я попросил разрешения их сфотографировать, то, который справа, сказал, что фотоаппарат после этого сломается. Так оно и получилось, «Зенит-3» пришлось отправить в ремонт!

Скоростные модели (команда США), вероятно один из первых вариантов применения металлического крыла на моделях класса F2A. Резиновые колеса на тележке были нами отвергнуты уже давно. Слишком сильное сцепление с асфальтом мешает разбегу модели.

Группа пилотажных моделей, первые два снимка – модели команды США, чьи на третьем снимке - ?.

1963 год, Бельгия (Генк), Чемпионат Европы


Стартеры бывают с ручным приводом, с электрическим и с «бензиновым моторчиком»!

«Большой и маленький». На «маленьком» стоит двигатель с калильной головкой. В коллекции старинных двигателей Cox Tee Dee такого не оказалось. Видимо что-то другое. «Большой» - это может быть модель А. Кузнецова с двигателем 5 или 10 куб. см.

Изделие из Италии. Фирма «Super Tiger». Модель сделана очень качественно. Двигатель внешне и внутренне ничем не отличается от серийного, только развивает на две тысячи оборотов больше. Вот что значит, когда есть из чего выбрать!

А. Кузнецов (F2A, Ленинград).

С этой моделью К. Плоциньш, Karlis Plocins, (F2B, Рига) дебютировал на международной арене.

Э. Кобец (F2C, Сочи) – Чемпион Европы 1963 года вместе с А. Золотоверхом (F2C, Сочи).

Б. Шкурский (F2C, Москва) и В. Наталенко (F2A, Ленинград).

1 966 год, Чемпионат Мира в Англии

Пресса и средства массовой информации, как это часто бывает, молчали полностью. И вот однажды, купив в киоске английскую газету “Morning Star” (практически единственная англоязычная газета, которая была в свободной продаже) прочитал маленькую заметку, но на первой странице, про результат Bill Wisniewski – 160,93 мили/час = 258,94 км/час. Результат ошеломляющий и был достигнут благодаря применению резонансного выхлопа.

Далее отчет об этом Чемпионате Мира, опубликованный в журнале Aeromodeller, 11, 1966.


Модель в сборе и отдельно силовая установка, класс F2A, автор В. Наталенко. Обращаю внимание на винт (пропеллер). После того, как наладили фрезерование задней поверхности лопасти винта на токарном станке, стала задача так выбрать форму лопасти, чтобы трудоемкость изготовления была минимальной. Было принято следующее решение: переднюю кромку сделать прямолинейной, совпадающей с гранью заготовки. Ширину лопасти определять из условия, что произведение ширины на соответствующий ей радиус есть величина постоянная. Шаг винта по всей длине лопасти делался также постоянным. Эта идея прижилась и многие ей пользовались. Потом пришли новые технологии изготовления винтов.

Продолжение следует…

1967 год, Киев, Чемпионат СССР

Модель А. Лапынина (Новосибирск).

Модель В. Маланчука (Новосибирск).

Широко известная модель В. Тимофеева и К. Плоциньш.

1970 год, Киев, Чемпионат СССР


В. Наталенко и его модель.

В. Маланчук (Новосибирск). Наступила эра несимметричных скоростных моделей и вернулись к двухкордовому управлению.

Karlis Plocins (Рига) после успешного полета.

Е. Кондратенко (Харьков).

Копии.


ИЛ-18 из Москвы.

Б. Филимонов (Ленинград).

Сборная команда Ленинграда,1970.

Отсканированная версия книги В. Наталенко «Кордовые летающие модели»,
Издательство ДОСААФ, Москва, 1962, 89 с., находится на ссылке files.mail.ru/8840K8 до 24 сентября. После каждого скачивания срок будет продлеваться на 30 дней. Небольшие технические трудности пока не позволили разместить книгу на сайте ФАС России.

С уважением, Н. Туркин

Миленин_Игорь
VTR:

Спасибо большое! В сентябре планирую быть в Крыму, хочу заехать к своему первому руководителю кружка Евдокимову Александру Николаевичу на Качу и в Евпаторию к Сергею Григорьевичу!

Уважаемый Виталий ! Нашел еще один номер телефона Бережного С.Г.-0380684705252, и еще будете в Крыму с Вами хочет встретится Ваш теска Виталий Сауляк, современный организатор моделизма в Крыму и спортсмен-радиокопиист,участник ЧМ с СУ-26 (лет 8… назад) его моб. 380500808790, моделка так и осталась в Симферополе, на аэродроме ДОСААФ-Заводское, мне думается эта встреча будет взаимополезна.

ДедЮз
Turkin:

Представители сборных команд СССР и УССР. Слева на право, В. Жельман (F2C, Ленинград), (УССР - ?), А. Жебряков (F2A, Горький), А. Золотоверх (F2C, Сочи), А. Бабичев (F2C, Киев), (УССР - ?).

Уважаемый Николай, на первом снимке, второй - пилотажник Михаил Мелихов (Харьков), крайний- скоростник Николай Дорошенко (Харьков).

Turkin:

Е. Кондратенко (Харьков).

Это не Женя Кондратенко, а Ескин из Иваново (Создатель “Талок” = “Ivan-Rossi”)

В целом, вы обладаете кладом, способным возвращать молодость. СПАСИБО!
P.S. Книгу Наталенко скачал, но не открывается. Есть какие-то особенности?

Александр_Пугаченко

Уважаемые коллеги!

Извините, если я поместил своё сообщение не в той теме. Я решился на публикацию в расчёте на сильный состав участников данной темы.
Вопрос в следующем. Предстоит доказывать влиятельным персонам, что авиамоделизм - дело государственной важности и тем самым попытаться поправить дела не только для себя одного 😃. Я получил от коллеги примерно такой текст. См. ссылку d13632.t24.tavrida.net.ua/article.php?id=368 , и далее отрывок статьи под заголовком “Дело государственной важности”. Сам по себе текст неплохой. Но есть серьёзный недостаток - отсутствие ссылок на первоисточник.
Прошу вашей помощи - помогите найти солидный первоисточник текстов данного отрывка статьи!
Заранее благодарен.
С уважением,
Пугаченко Александр
МС СССР, планер F-1-A
Служба информации Федерации авиамодельного спорта России
www.fasr.ru/index.php
infofasr@mail.ru

Irafas

Спасибо Вам огромное, Николай Туркин!
Фотографии - это машинки времени, которые переносят нас в прошлое. В памяти хранятся люди, события, образы, дух времени…, но для визуального обозначения им снова требуются вспышки - теперь уже в виде самих фотографий! Вы это сейчас делаете для нас!

Turkin:

Группа пилотажных моделей, первые два снимка – модели команды США, чьи на третьем снимке - ?.

Я думаю, это модели японцев, судя по опознавательным знакам

dENISCA
Turkin:

которые может быть покажутся интересными с точки зрения истории.

Думаю, что даже маленький клочок отсканированной бумаги с изображением наброска какого-либо механизма будет очень интересен,а эти фотографии просто шедевр.
У меня раньше такая же форма была и почему-то не нравилась, а сейчас бы с удовольствием щеголял.
К вам вопрос, как вы в те годы замеряли обороты двигателя?

ДедЮз
dENISCA:

К вам вопрос, как вы в те годы замеряли обороты двигателя?

Денис, здравствуйте! И в те времена и раньше имелись тахометры. Разных систем, но механические и электро-механические. Проблем не было. Я и сейчас проверяю и электронными и механическими, ошибки одного порядка, удовлетворительные. А в лабараторных условиях были грамозкие индукционные, с точностью до 2-5 оборотов/мин.

dENISCA

Было бы здорово по подробнее обо всех узнать.

ZigZag_f2b

для открытия книги (DiVu-формат, последнее время так же популярный как и pdf) нужна программа, к примеру вот эта www.stdutility.com/stduviewer.html

за книгу и фотографии с комментариями - большое спасибо!

Saturno

Спасибо,ветеранам!!!Здоровья и хорошего вам всем настроения!!!Пишите, вспоминайте, любые мелочи очень интересны и познавательны…и конечно выкладывайте фото!!!

avtandil
ДедЮз:

Разных систем, но механические

А помнишь немецкие, красЫвые и функциональные были 😃

ДедЮз
avtandil:

красЫвые

КрасЫвые ГДР-овские, хрупкие инерционные? Видел. Говорили, что есть часовые, их не видел. У меня часовой и инерционный (оба МАП-оские), крепкие, просто прелесть.