Есть ли смысл делать управляемым верхний ротор?

ledox

А не пробовали 3-х осевой гироскоп приспособить, как у валькеры LM180D01 безфлайбарной? У меня кстати сейчас такой…
Тогда можно попробовать флайбар снять…
Хотя правда неизвестно как конструкция будет вести себя если 2 ротора будут авторегулироваться…

Lordik5

Мой самый первый вариант был с 2-мя флайбарами на обоих роторах,и стоял Флайментор,который,кстати,почти успешно справлялся со своей задачей.Как поведёт себя флайбарлесс-система на 2-х роторах-сказать сложно.Но я подумывал над этим.Тем паче,сейчас есть очень доступные по цене (40$) устройства.А в ближайшее время думаю как-нить поставить шарнирный подвес лопастей и на верхний ротор.Сильно помогает…😁Кстати,ваша LM180D01 как ведёт себя на улице?Летать возможно?

ledox

Да возможно, в состоянии висения сносит как и все, колбасит, унитазит, но несильному ветру сопротивляется хорошо, потому что верхний ротор тоже наклоняется при движении, надо только успевать реагировать.
Но при спокойной погоде летать все таки приятнее.
Один недостаток у стоковой модели - скороподьемность низкая - ниже чем у стрекозы. При резком маневре может не хватить высоты. Правда я уже ее переделал (скрестил 2 вертолета) и проапгрейдил и теперь разница не сильная. Таким образом получается что его сносит здорово (вес маловат), но при этом может еще успешно сопротивляться. А летает, особенно если на полном ходу развернуть на 180 градусов - такие пируэты - аж страшно - как бешеная саранча - во все стороны - только успевай ловить, и при том немного управляется, можно выправить. А стрекоза через раз падает при таком маневре (когда верхний ротор под углом 45 градусов)))))

Lordik5
ledox:

его сносит здорово (вес маловат)

-Да,знакомая ситуация.Мой самый-самый 1-й,53Q,переделанный на 2 управляемых ротора,так себя и вёл.Вроде бы и сопротивляется ветру,приходиться добавлять газу>его прёт вверх!Потому и перешёл на 450-ю серию.Переходить на ещё более высокую,500-ю,-не позволят финансы.А пока с финансами-неустойчивое равновесие…😦

ledox

Мне кажется что безфлайбарный соосник с нижним управляемым ротором это нечто промежуточное, лучше все таки в этом плане ваша конструкция. Ему бы еще устойчивость в висении и в медленном полете, а то мне кажется на ваших видео колбасит его и очень много внимания нужно чтоб его удержать…
Еще вопрос, можно?
Важно для соосника с двумя управляемыми роторами чтобы они вращались всегда в параллельных плоскостях?

Lordik5
ledox:

на ваших видео колбасит его и очень много внимания нужно чтоб его удержать…

-Да,есть такое.По управлению-классика без бокового сноса.НО:он ещё до конца не настроен.Летаю в комнате-свободного пространства 2Х2 метра-отражёнка от стен и мебели.На улице всё намного стабильней.Насчёт параллельности плоскостей-конечно,обязательна!Иначе-дикий “унитаз” или что-нить похуже!Идея такой архитектуры модели- не моя,а швейцарского инженера (ссылки нет под руками,позже выложу),но конструкция изменена,всё намного компактнее.

Serjo

Положу еще картинку - анонсированная в октябре Walkera 3-1 (но на сайте валькеры о ней молчек) - бесфлайбарная, с двухлопастными роторами и изменяемым общим шагом:

19 days later
Pasta

здравствуйте товарищи соосниколюбы) вот приделал своей ламе упр верхний ротор со “взрослым” флайбаром, висит мега стабильно и верт стал действительно летать, а не передвигаться по воздуху!!

Lordik5

“Лиха беда начало”… Интересная конструкция!А можно подробные фотки?Заинтересовал вопрос о мегастабильности…😛

Pasta
Lordik5:

“Лиха беда начало”… Интересная конструкция!А можно подробные фотки?Заинтересовал вопрос о мегастабильности…😛

здравствуйте Владимир!идею констркци я слизал вот отсюдова www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1332806
только из не родных деталей у меня АП и лопатки сервооси. по мегастабильности(может я и приувеличел с этим словом) попробую разъяснить:при полете на полном газу отклоняя стики на всю аплитуду верт не сваливается и не падает а остаетс полностью контролируемым, ну и висит тоже увереней, чего нее было в варианте с обычным флайбаром и даже просто в стоковом варианте!
вот фотки немого отличаются друг от друга,переделывал много раз помелочи

и еще по поводу мегастабильости- сравнивая вариант с серволопатками по всем параметрам лучше чем стоковая лама и лама с упр верхн. ротором с обычным флайбаром.
вобщем вертолетный вирус полностью поразил все участки моего мозга…теперь хочу такой же верт. как у Владимира Сковрцова!!!

12 days later
Lordik5
Pasta:

вобщем вертолетный вирус полностью поразил все участки моего мозга

-Алексей,это нормально!Извините,что долго не отвечал-приболел,да и сейчас болею.А собрать верт,подобный моему,-недолго.Можно пойти по простому пути-собрать эту штуку на основе Walkera Lama 3.Закупить “врассыпуху” детали рамы,всю фурнитуру к ней, ну и элементы трансмиссии.Это значительно дешевле,чем брать целый верт.Жаль,что вы не в Питере,а то у меня за полтора года скопилось много чего к нему.Для начала лучше делать 2-х моторный вариант-он намного стабильнее,вернее,больше изведан.Ну,или придумать что-нибудь своё…Тем более-у вас есть желание.А это-самое главное!Если возникнут вопросы-пишите в личку.С удовольствием вам отвечу,вышлю фотки,если надо.
Удачи!

Pasta

приветствую Владимир! жаль что вы не в

жаль что вы не в Муроме))). с удовольствием приобрел бы у Вас все лишнее. А можно ссылку на запчасти от валкеры лама 3

Lordik5

😵Алексей,ещё раз привет!
Лучше всего вот здесь- helidirect.com/walkera-lama-c-1_38_237_1398.hdx Магазин америкосовский,самые низкие цены и процент брака. Или на http://www.rc711.com
Ещё обязательно взять это- helidirect.com/walkera-hollow-shaft-53q3-p-16074.h… для увеличения d=4мм малого вала до 5мм.Бошку верхнюю можно взять на НК от 450-ки (дёшево!).Вот это- hobbyking.com/…/__14923__Flybarless_Head_Assembly_… ОЧЕНЬ желательно взять 2 пары!.Просто неубиваемые держатели лопастей+куча полезных прибамбасов (не реклама!).Валькеровские тоже хороши,но дорогие.Вот - hobbyking.com/…/__9794__HK_500GT_Alloy_swashplate_… и вот - http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__12145__Center_Hub_500_Size_Heli.html.Это по железу- на нижний ротор,чтоб зделать шарнирный подвес нижних лопастей.И ещё это - http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_listCategoriesAndProducts.asp?idCategory=332.Остальное-по ходу пьесы,всю мелочёвку сразу не припомнишь…Пока так, вкратце!

А одномоторный вариант… Идею убрать нижний флайбар предложил швейцарский инженер (капиталист!)😈 Кристиан Юнг.
Изучив сей документ,найдёте ссылки на сайты про его аппарат.Но конструктив его мне не понравился,сделал более компактным механику нижнего ротора.Пока всё…Хотя вот ещё про него - www.heli2.de/ru/products/Kaa-350/index.html

HA_1210_Seite030-033_BiRotor.rar

Pasta

спасибо за ссылочки, становиться все интереснее)). попробую собрать одномоторный вариант хочу начать с привода ротров (валы шестерни рама …) , подскажите пожалуйста диаметр(внутренний и внешний) внешнего вала и его длинну, и длинну внутреннего.
Владимир ,а почему забросили идею с трехлопастной головой, может ну его нафиг этот флайбар, куча тяг.ю ведь у Александра Притыко получилась модель и Вам сам Бог велел:) ?

Lordik5
Pasta:

Владимир ,а почему забросили идею с трехлопастной головой

-Я не отбросил,а отложил до лучших времён… А валы-родные от Валкеры Ламы3.Диаметр внешнего-8мм,внутренний-4,5мм.Укоачивал его до 137мм,и до 130мм в разных конструкциях.Внутренний вал Д=4мм,длина 221мм.Внешний вал содержит несколько пар отверстий с резьбой.Их можно использовать для своего конструктива,что удобно.Сейчас попробовал вал от Гауи 550,тоже неплохо.Алексей,а вы с электроникой как,дружите?Я по поводу совместных усилий по созданию микшера для одномоторки!😉

Vovets
Lordik5:

Я по поводу совместных усилий по созданию микшера для одномоторки!

А какие к нему требования? Сколько входных каналов, сколько выходных?

Lordik5

Привет,Владимир!
Входных-3,+ещё один для гироскопа.Выходных-тоже 3,на тарелочные сервы.И ещё желательно канал управления для дистанц. изменения коэффициента микширования.Система должна модулировать “тарелочные” сервы сигналом гирика.Примерно так…

Vovets

Итого 5 входных, 3 выходных. Решение на основе микроконтроллера типа STM32F100CB подойдёт? Дело в том, что я в схемотехнике не очень силён, но программировать могу. У меня есть оценочная плата для этого семейства контроллеров, и я могу писать и отлаживать программу. Но вот разработать реальную плату мне сложно. Там нужно решить проблему с питанием (3.3В) и, соответственно, интерфейс к 5-ти вольтовой периферии, типа серв. Ну и плату саму развести, чтобы дома можно было изготовить, т.е. без металлизированных отверстий между слоями, чтобы просто кусочками провода соединить. Корпуса у этих контроллеров очень мелкие, зато это ARM с кучей таймеров (как раз под задачу, где много PWM входов-выходов) и под него проще писать программу.

Pasta

Владимир к сожалению ми мозги заточены под отвертку и напильник), с электроникой вобще никаак, я всего лишь чуть больше полу года заболел авиамодлизмом, на форуме огромное кол-во информации…вникаю потихоньку.
А для чево в Вашем одномоторном варианте электроннный микшер. может механически можно обойтись!?

Lordik5
Vovets:

Там нужно решить проблему с питанием (3.3В) и, соответственно, интерфейс к 5-ти вольтовой периферии, типа серв.

-Владимир,как-нибудь можно выкрутится!Многие сервы по ТУ допускают уровень РРМ в 3-5 вольт.Или питание STM чуть приподнять-надо посмотреть по даташиту допустимый предел…Вы не могли бы хоть примерную схемку набросать в ближайшее время?Был бы очень благодарен!

Pasta:

А для чево в Вашем одномоторном варианте электроннный микшер. может механически можно обойтись!?

-Так капиталисты их и не ставят.В принципе,для руления по курсу можно всё намикшировать в пульте.А как быть с гиростабилизацией?Рулевая,4-я серва,управляемая гириком,скажем,уменьшает шаг ТОЛЬКО нижнего ротора.Чтоб сохранить суммарную подъмную силу обеих роторов.нам нужно на столько же увеличить шаг верхнего.Иначе будет провал по высоте.Или,в случае увеличения шага НР,будет рывок вверх (мой верт завязало в узел от удара по люстре-сдохла дешёвенькая рулевая серва!) Вот тарелочные сервы и увеличивают(или уменьшают) шаг ОБЕИХ роторов.Но действие рулевой сервы противоположно им,и величина перемещения подобрана больше.В результате верний ротор увеличивает шаг,а нижний-уменьшает. Да и разность моментов усилит скорость разворота.Вот из-за “гироскопической составляющей” и пришлось городить огород из 3-х микшеров-чтоб она попала в оба контура стабилизации и курса.Впрочем,можно попробовать и без микшеров-может,всё не так уж и страшно?
Кстати, Алексей,какая у вас аппаратура?

Vovets
Lordik5:

Вы не могли бы хоть примерную схемку набросать в ближайшее время?

По идее, на входах можно поставить делители из резисторов, чтобы входные уровни понизить до напряжения питаник МК. А по выходам - надеяться на то, что сервы воспримут импульсы с уровнем питания МК. Таким образом, схема будет состоять из МК, стабилизатора питания для него на 3.5В (максимум - 3.6), конденсаторов развязки питания и делителей для входов. Хотя в документации написано, что большинство выводов - 5В tolerant. С другой стороны, суммарный ток из-за превышения напряжения не должен превышать какой-то там величины. Т.е. лучше с делителями. Ещё, наверное, неплохо было бы светодиод(ы) предусмотреть для какой-то индикации. Схема получается не очень сложной, но выводы МК расположены очень плотно, не уверен, что годную плату можно будет изготовить ЛУТом, возможно, понадобится фоторезист.

Чтобы нарисовать с выводами, надо иметь хотя бы прототип программы, потому что в программе настраивается, что будет выходами, а что - входами.

Мне эта тема интересна, но дело двигается не слишком быстро. Пока только разбираюсь, какое ПО можно использовать (RTOS). Программировать всё с нуля, без RTOS, ещё сложнее. Делал микшер на Atmel - очень трудно отлаживать.