Коллективный шаг на сооснике

MPetrovich
Клязьма:

А как боряться с перехлёстами вертолёты КАМОВ ? Ведь перехлёст для для любого соосника вещь актуальная.
Ну я думаю уже из взятого опыта , увеличевать растояние между роторами, или крепить жёстко лопасти на держателях , хотя во втором я не очень уверен.

Думаю, что нужно использовать жёсткие (металлические) держатели+жёсткие демпферы на лопостях. Сами лопасти при диаметре ротора 300-350мм не будут прогибаться настолько сильно, чтобы перехлестнуться.
Есть и другой вариант - сделать оригинальные держатели с увеличенными цапфами. Для верхнего ротора цапфа должны иметь больший вылет вилки снизу, чтобы не давать лопасти опускаться, а для нижнего - больший вылет сверху, чтобы не давать лопастям подниматься.
В переспективных моделях скоростных вертолётов с толкающим винтом, которые разрабатывают одновременно и Сикорский и Камов, соосные роторы имеют жёское крепление лопастей по принципу ступицы колеса, т.е. лопасть сделана как одно целое с фланцем и этот фланец прикручивается несколькими болтами к ступице в головке ротора. Расстояние между роторами на макетных образцах, относительно диаметра ротора, значительно меньше расстояния между роторами у той же Ламы (в пропорции, конечно). В модели соосника также можно использовать жёсткое крепление лопастей, только штатные держатели в данном случае совсем не подойдут и всё равно придётся делать оригинальные. К тому же нужно продумать каким образом правильно ориентировать лопасти в держателях, чтобы они были уравновешены. Ведь иначе центробежная сила будет стремиться провернуть лопасти, как это происходит в стандартных моделях.
В итоге мне видится, что в любом случае держатели лопастей придётся делать оригинальные. По простоте реализации и надёжности мне больше всего нравится вариант с несимметрично увеличенными цапфами.

111
MPetrovich:

В переспективных моделях скоростных вертолётов с толкающим винтом, которые разрабатывают одновременно и Сикорский и Камов, соосные роторы имеют жёское крепление лопастей по принципу ступицы колеса, т.е. лопасть сделана как одно целое с фланцем и этот фланец прикручивается несколькими болтами к ступице в головке ротора. Расстояние между роторами на макетных образцах, относительно диаметра ротора, значительно меньше расстояния между роторами у той же Ламы (в пропорции, конечно).

это Вы о чем?
о каких моделях указанных фирм идет речь?

MPetrovich
111:

это Вы о чем?
о каких моделях указанных фирм идет речь?

Вечером, если не забуду, посмотрю. В последнем журнале “Популярная механика” есть статья о них, а на обложке Камовский проектируемый верт изображён во всю обложку.

Клязьма

Думаю, что нужно использовать жёсткие (металлические) держатели+жёсткие демпферы на лопостях. Сами лопасти при диаметре ротора 300-350мм не будут прогибаться настолько сильно, чтобы перехлестнуться.

Петрович, посмотри фотографию, я уже в форуме её в какой-то теме выкладывал. У меня до дороботки 2АП, так и было , использовал пластик типа кредитной карты.
Мне кажеться в этом что-то есть.

Ваше мнение друзья.

Barin
111:

…это где?..

Да полно, вомногих топиках про соосники почему то народ сразу переходит к вертам 1:1. Навскидку хоть вот: rcopen.com/forum/f96/topic103627 В обсуждении классики, очень редко ссылаются на верты 1:1.

…Соосная схема в английском звучит как коаксиал. 😉

Конечно, поэтому мы и переводим дословно со(ко)–осник(аксиал).

Петрович, Клязьма, спасибо, кое что уже проясняется. Раз держатели лопастей самодельные, не замахнутся ли нам на 3-х лопастный вариант ступиц. 😁

2 Cosmojam и компутер 4-х ядерный вместо микшера, или блока 4-1. 😃

Cosmojam
Barin:

2 Cosmojam и компутер 4-х ядерный вместо микшера, или блока 4-1. 😃

Почему же?

Вот коли тема такая пошла. Когда-то в теме про “обиженые сооники” я мельком выразил мысль о полностью раздельном управлении роторами. Полность раздельны общий и циклический шаг на обоих роторах. Механику в уме примерно представляю с 3-мя тарелками АП. Разнести роторы по максимуму, супер-прочные валы, супер жесткие лопасти и… 4-ядерный компьютер 😃 и такая штука теоритически может крутится хоть на месте с противоположными циклическими шагами на роторах, ну естественно под контролем компьютера с кучей датчиков, гироскопов и пр. Идея эта греет душу до появления материальной базы для посторойки. Что скажете?

Barin

Ну так и я планирую отдельно управлять СР (ОШ) на обоих роторах для вращения, за счет разности моментов. И ЦШ - совместно, т.к. не вижу смысла, их разделять. Ну разве, что для кувырка на месте (как вы писале в другом топике).
Примерно то что вы предлагаете, где то мелькало в сети. Там просто соединили два класич. вертолета за шасси, один верт. как обычно, второй вниз ротором, но что бы нижний ротор не цеплял землю при посадке и взлете - шасси в виде большей подковы, один конец между вертолетами, другой к своему шасси. Все абсолютно независимо получилось. Даже летает.

MPetrovich
Barin:

Ну так и я планирую отдельно управлять СР (ОШ) на обоих роторах для вращения, за счет разности моментов. И ЦШ - совместно, т.к. не вижу смысла, их разделять.

Я думаю, что ты запаришься делать и потом настраивать механику для приводов миксеров и АП. Куда проще реализовать пируэты при помощи двух тяговых моторчиков, изменяя их скорость вращения. Опять же, сама модель получиться гораздо легче, чем с одним мотором.

111
Cosmojam:

Полность раздельны общий и циклический шаг на обоих роторах. Механику в уме примерно представляю с 3-мя тарелками АП.

если не секрет - куда 3 АП устанавливать будете и для чего?

MPetrovich
Cosmojam:

Вот коли тема такая пошла. Когда-то в теме про “обиженые сооники” я мельком выразил мысль о полностью раздельном управлении роторами. Полность раздельны общий и циклический шаг на обоих роторах. Механику в уме примерно представляю с 3-мя тарелками АП. Разнести роторы по максимуму, супер-прочные валы, супер жесткие лопасти и… 4-ядерный компьютер 😃 и такая штука теоритически может крутится хоть на месте с противоположными циклическими шагами на роторах, ну естественно под контролем компьютера с кучей датчиков, гироскопов и пр. Идея эта греет душу до появления материальной базы для посторойки. Что скажете?

Тебе бы нужно просто купить “UFO” от Валкеры и успокоиться. Там всё есть: и на месте хоть обкрутись в любую сторону, и верткально можно летать, и горизонтально, и вверх, и вниз ногами… Короче - это совсем другая тема.

Меня, кстати, весьма впечатлили скоростные соосники с толкающим винтом. Особенно интересно, что в горизонтальном полёте основная тяга создаётся этим самым задним винтом, а основные роторы переходят в режим почти авторотации, как в автожире. Энергозатраты при этом снижаются весьма ощутимо, оттого наши Камовцы и позиционируют свою модель как “дальнобойный” вертолёт.
А я о другом моменте подумал: почему бы винт (винты) спереди не расположить или по бокам? Ведь тогда, мне кажется, можно ещё больше скорости достичь и вполне можно для руления уже и закрылки и хвостовые рули использовать, как в самолёте. Всё равно подъёмную силу роторы создают, а вместо крыльев можно одни рули оставить. Как вам?

111

вроде бы такое называется винтокрылом

Cosmojam
111:

если не секрет - куда 3 АП устанавливать будете и для чего?

Одна тарелка под нижним ротором и управляет им, другая под верхним. Перемешщение на верхнюю тарелку передается с ещё одной, которая стоит чуть ниже или выше тарелки нижнего ротора так чтобы тяги не мешались. Т.е. та что управляет нижним сидит на валу, а та что передает перемещение на верхнюю - на втулке статично закрепленной на раме, или так же на валу только ниже, и диаметр внутрененго кольца у неё должен быть больше внешнго кольца тарелки нижнего АП. Роторы 2-лопастные, без флайбаров, разуеется. Всё остальное - электроника

Тебе бы нужно просто купить “UFO” от Валкеры и успокоиться. Там всё есть: и на месте хоть обкрутись в любую сторону, и верткально можно летать, и горизонтально, и вверх, и вниз ногами… Короче - это совсем другая тема.

Да я то на классике блинчиком ещё летаю 😃 Просто конструкция такая в голову пришла, и хотел с умными людьми поделится. Кто-то строит, а кто-то летает, так вот я хочу строить, но пока это слишком дорого для меня и приходится летать 😁 На звание крутого конструктора я не претендую, поэтому не пинайте больно. Возможно когда-нибудь таки будет у меня гараж, куда напихаю станков и тогда будет конкретная тема с конкретными задачами, а пока просто мысль.

NK-2106
MPetrovich:

В переспективных моделях скоростных вертолётов с толкающим винтом, которые разрабатывают одновременно и Сикорский и Камов, соосные роторы имеют жёское крепление лопастей по принципу ступицы колеса, т.е. лопасть сделана как одно целое с фланцем и этот фланец прикручивается несколькими болтами к ступице в головке ротора. Расстояние между роторами на макетных образцах…

Подробнее информация про Сикорского Х-49А от Нестора из программы “Авиаторы”:

hectop.livejournal.com/622613.html

Для реализации в модели самое то, так мне кажется…

MPetrovich

Что то тема пошла не в ту степь похоже. Мы перекинулись на обсуждение СКОРОСТНЫХ вертолётов, а это не тот тип моделей, который изначально имелся в виду. Автор темы имел в виду соосную модель вертолёта, обладающую всеми возможностями моделей классической схемы. При этом сохраненив такие достоинства соосника, как стабильность в подъёме и висени плюс более высокая тяга несущих винтов при достаточно малом диаметре.
Скоростные же вертолёты не предназначены для аэробатики, поскольку их конструкция ориентирована именно на СКОРОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ.
Предлагаю в этой теме обсуждение скоростных вертолётов прекратить. Они достойны того, чтобы для их обсуждения создать новую ветку.

По поводу использования готовых деталей в модели соосника с СР хочу предложить вариант использования шестерней от тех же самых “мелких” вкртолётов типа WALKERA 52, WALKERA 64C, HAUI EP100. Шестерни гораздо толще “ламовских” и у них побольше диаметр. Компенсировать увеличение диаметра можно увеличением числа зубов пиньона, но мне кажется, что и с 8-ю зубами оборотов будет достаточно.

leprud

Хотелось бы напомнить о существовании комплектов мотор-пропеллер с изменяемым шагом.
Как вариант - его можно использовать вместо одного из роторов.

Barin
MPetrovich:

…По поводу использования готовых деталей в модели соосника с СР хочу предложить вариант использования шестерней от тех же самых “мелких” вкртолётов типа WALKERA 52, WALKERA 64C, HAUI EP100. Шестерни гораздо толще “ламовских” и у них побольше диаметр…

Сейчас эксперементирую с “ламовскими” шестернями, склеивая их в бутерброд из 2-х штук. Пока не влазят в Валкеру5-4 с б/к. Надо делать оригинальные ступицы.

MPetrovich

По прошествии некоторого времени возвращаюсь к этой теме и хочу высказать свои соображения по поводу СИНХРОННОГО управления роторами. Данный аспект также актуален и для темы про “…второй управляемый ротор”, но я решил высказаться здесь.
Итак, главное, что я хочу сказать - это то, что апробированые Барином и Клязьмой схемы управления роторами НЕСИНХРОННЫ. Это означает, что верхний ротор в своей реакции запаздывает относительно нижнего и циклическое управление на нём “урезано”. Судите сами: при передаче усилия от серв на верхний ротор, только часть этого усилия воздействует на лопасти сразу, поскольку передаётся через миксер. Миксер же как раз и служит для замедления реакции ротора на управление. В результате на нижнем роторе управление вступает в действие немедленно, а на верхнем с изрядным запаздыванием. Данная схема управления позволяет сохранить устойчивость вертолёта, но к сожалению не позволяет добиться синхронизации работы обоих роторов. Отсутствие же синхронности в отклонении лопастей чревато прехлёстами и главное - не позволит в полной мере реализовать динамику классических моделей.
Предлагаю для преодоления вышеописаных трудностей, изменить месторасположение флайбара и перенести его сверху вниз, причём ПОД нижний ротор. Лопасти же обоих роторов связать через второй АП жёсткими тягами без миксеров. Микширование должно осуществляться “снизу”.

MPetrovich

Продолжу размышления о нижнем расположении флайбара.
Поскольку флайбар является не только стабилизатором, но ещё и усилителем сигнала управления, то выгода в связи его сразу с двумя роторами вполне очевидна. При помощи такой схемы распределения управляющих усилий от серв можно изрядно разгрузить сервоприводы и соответственно повысить скорость их работы и время наработки на отказ.
В качестве запчастей можно использовать те же самые части роторных головок от мелких классических вертолётов. Главное, чтобы они имели флайбары с лопатками, а не просто с грузиками. По сути дела получится нижний ротор, копирующий головку “классики”, а выше присоединяется второй АП с верхним ротором. На мой взгляд так даже проще.