BIG Lama новинка ( кто знает)

Zont

Поздравляю с отличным приобретением и велкам 😃
Рекомендую задуматься над апгрейдом удлиненного вала - если захотите более агресивно полетать можно словить перехлест 😃

LuckyDon

Уважаемые ламаводы, подскажите, пожалуйста новичку. Два месяца уже летаю в симуляторе, взлет-посадка, висение всеми сторонами, пролеты вперед-назад к себе и от себя носом, квадрат и восьмерка худо-бедно освоены.

В конце недели приходят новые аккумуляторы (старый вздулся, поэтому вертушка пылится уже три недели на шкафу) и, сами понимаете, руки чешутся реальный вертолет хотя бы поднять и приземлить.

В связи с чем дурацкий ламерский вопрос, форум весь облазил, но однозначного ответа так и не нашел. Как правильно должна взлетать Big Lama?

В симуляторе вертолет взлетает плавно, спокойно и ровно. В жизни я пока его не поднимал, только “ползал” по полу. Но … получается как … я выкручиваю триммер тяги (тот, что справа от ручки газа) до отказа вверх, раскручиваются винты. Затем, плавно начинаю добавлять газ. И, в момент, когда вертолет уже готов подняться, его, как правило, начинает тащить в какую-нибудь сторону. Как правило (если хвостом к себе стоит), назад и вправо по диагонали.

Пробовал триммировать на полу, особых успехов не приносит. Читал тут, что таскание на полу - нормальное явление и вертолет нужно поднимать довольно резко на высоту 50-100 см, и там уже триммировать. Но, есть совершенно объяснимые опасения, что если я попробую поднять его резко, то он так же резко уйдет назад и вправо в одну из окружающих стен (площадкой для экспериментов служит пустая кухня в 12 кв.м.) К тому же, я не знаю, насколько это утверждение справедливо для соосников (я так понимаю, это все же больше к классике относится из-за хвостового винта).

Так вот, собственно, вопрос. Что же делать?

  1. Продолжать триммировать на полу, но уже воспользовавшись регуляторами gain и proportional.

  2. Все-таки поднять вертолет в воздух, надеясь, что он стабильно себя поведет на высоте и триммировать в воздухе.

  3. Найти в городе опытных вертолетчиков и попросить о помощи.

Сам понимаю, что третий вариант, вероятно, наиболее правильный, но в нашем городе все вертолетчики ДВС-ники, соответственно полетушки проходят на воздухе, где попытки облетать Big Lama, я так понимаю, будут не слишком успешными.

Прошу прощения за идиотский вопрос.

AndroNNNio

Триммер газа не трогайте вообще, пусть он внизу постоянно будет. При любом краше первое правило - выключить двигло. С задействованным триммером это не получится.
От таскания постарайтесь избавиться небольшой регулировкой тяг от сервоприводов там же, на полу. Резко рвать вверх не стОит. Сантиметров на 30 подпрыгните - этого будет достаточно, чтобы оценить поведение верта. Да и сам верт целее будет 😃

cool76

Триммировать и регулировать тяги однозначно лучше всего в большом помещении. Но за неимением оного триммировал в комнате. Делал так. Резко поднимал на высоту около метра и смотрел в какую сторону его тащит. Делать это нужно быстро, пока потоки воздуха не отразились от стен комнаты и не начали таскать вертолёт. Короче взлёт, 3-4 секунды полёта, посадка, регулировка тяг.

DenCrugger
LuckyDon:

В связи с чем дурацкий ламерский вопрос, форум весь облазил, но однозначного ответа так и не нашел. Как правильно должна взлетать Big Lama?

Плавно и ровно, при этом никуда не должно тянуть. Но только если вы взлетели в зале (помещение хотя-бы 20х30х10м) или на улице в штиль.😒
В остальных случаях могут быть варианты:
-На улице в ветер взлетаешь и понесло…
-В небольшом помещении гораздо веселее. Если взлетать слишком плавно, сразу после отрыва вертолёт куда-то сносит. Это проявляется эффект воздушной подушки.
Если в момент отрыва добавить газ смелее и поднять BigLama хотя-бы на метр - взлетает ровно и зависает на мгновение на месте. Длина мгновения зависит от размера помещения. На вашей кухне, я думаю, не больше 1 секунды. Из-за сильного потока воздуха, который гонят роторы BigLama возникают завихрения воздуха, отражённые от стен помещения и её начинает сносить в стороны. Так-же может разворачивать по курсу влево/вправо. Все смещения необходимо быстро компенсировать стиками, двигая их с очень небольшой амплитудой, чтобы удержать верт на месте. В противном случае его “раскачает” и влетите в стену/сервант/вазу…
Особенно вазе мало не покажется.😵

LuckyDon:

Так вот, собственно, вопрос. Что же делать?

  1. Продолжать триммировать на полу, но уже воспользовавшись регуляторами gain и proportional.

  2. Все-таки поднять вертолет в воздух, надеясь, что он стабильно себя поведет на высоте и триммировать в воздухе.

  3. Найти в городе опытных вертолетчиков и попросить о помощи.

Сам понимаю, что третий вариант, вероятно, наиболее правильный, но в нашем городе все вертолетчики ДВС-ники, соответственно полетушки проходят на воздухе, где попытки облетать Big Lama, я так понимаю, будут не слишком успешными.

Прошу прощения за идиотский вопрос.

Так вот, собственно, ответ:

  1. Ни в коем случае.

  2. Но только в зале или на улице в штиль. На передатчике триммер газа в ноль. Остальные триммеры по центру. Включаете пульт, затем включаете борт(BigLama), после чего сервоприводы АП (тарелки/автомата перекоса) установятся в ноль. АП должен стоять горизонтально. В противном случае прийдеться АП выставлять тягами.
    Если АП стоит горизонтально, поперемещайте правый стик влево/вправо - должна работать одна серва; от себя/на себя - другая серва. Всё, можно взлетать. После зависания BigLama если и будет сносить, то не сильно - это легко подправить стиками. Триммеры новичку лучше двигать после посадки.

3.Облетать BigLama можно и на улице в штиль.
А летать можно и в ветер до 4м/с. Небольшая лесная поляна очень помогает летать даже в сильный ветер. Да, выше 3х метров на улице, а особенно в ветер лучше не поднимать.

Zont
DenCrugger:

-В небольшом помещении гораздо веселее. Если взлетать слишком плавно, сразу после отрыва вертолёт куда-то сносит. Это проявляется эффект воздушной подушки.

Будьте любезны, объясните, почему же этот эффект “воздушной подушки” присутствует только в небольших помещениях.

DenCrugger:

Так-же может разворачивать по курсу влево/вправо.

Срочно в ремонт гиру!

LuckyDon:

. Продолжать триммировать на полу, но уже воспользовавшись регуляторами gain и proportional.

Gain и Proportional - настройки гироскопа. Советую их не трогать или вообще заклеить, раз у вас хвост не уводит.

LuckyDon

Спасибо всем большое, особенно DenCrugger - настолько подробно все объяснили, что теперь кажется совсем понятно стало. Осталось дождаться липолек, зависших из-за изменившихся условий работы HK и штилевой погоды 😃

Vadimus

А кто знает назначение подстроечника, находящегося слева от Gain (он закрыт корпусом)?

Zont

Proportional?
Пропорция вращения нижнего и верхнего ротора. Им настраивается гироскоп, если вертолет вращается безконтрольно.

Vadimus

Вы невнимательно прочитали вопрос - “находящегося слева от Gain (он закрыт корпусом)”

К этому подстроечнику нет открытого доступа, как для Gain и Proportional.

Zont
Vadimus:

Вы невнимательно прочитали вопрос - “находящегося слева от Gain (он закрыт корпусом)”

ох, точно… простите… наверное поэтому я решил уточнить в первой строке своего поста, а Вы её невнимательно прочитали 😃

Zont:

Proportional?

Afonych

Это регулятор отсечки, крутить его не рекомендуется

DenCrugger
Zont:

Будьте любезны, объясните, почему же этот эффект “воздушной подушки” присутствует только в небольших помещениях.

Собственно, уважаемый Zont, никто и не утверждал, что этот эффект присутствует только в небольших помещениях.😇
Просто, дело в том, что даже если вы не новичек, но в первый раз запускаете новую модель вертолёта в маленьком пространстве, неизвестно сколько достаточно дать газу, чтобы зависнуть на 1-1.5м. Можно нечаяно и на 3 залететь, а там потолок.😦
В зале или на улице не важно на метр вы залетите или на три. К стати в зале эффект “воздушной подушки” не так опасен. Верт более предсказуем, т.к. поток воздуха от роторов не отражается от стен, да и времени на раздумья (куды яго рульнуть) гораздо больше.
На улице обычно отсутствует гладкий пол, травка там ростёт какая-никакая. В результате воздушная подушка мало заметна. Ну если только вы, как я на даче, не совершаете посадку на ВПП (взлётно-посадочную площадку, т.е. кусок фанерки 0.5х1.2).😉

Zont:

Сообщение от DenCrugger
Так-же может разворачивать по курсу влево/вправо.
-Срочно в ремонт гиру!

Ну опять вы погарячились. Тут ведь рассматривалась ситуация полёта в маленьком помещении, где на BigLama действуют вихревые потоки, которые могут быть закручены как по, так и против часовой стрелки. Поэтому вертолёт может не только сносить по дуге в любую сторону, но и поворачивать по курсу. На BigLama гироскоп стоит без удержания хвоста. Если бы стоял с удержанием, тогда бы по курсу не разворачивало.

Для справочки, на любой модели вертолёта, для системы компенсации реактивного момента стоит на самом деле не гироскоп а датчик угловой скорости, что гораааздо дешевле, хотя и крашеустойчивее.

LuckyDon:

Спасибо всем большое, особенно DenCrugger - настолько подробно все объяснили, что теперь кажется совсем понятно стало. Осталось дождаться липолек, зависших из-за изменившихся условий работы HK и штилевой погоды 😃

Остается пожелать вам удачных полётов.

Роль штилевой погоды неплохо выполняет лесная полянка.

7 days later
LuckyDon

Тут как бы у всех разные мнения, если Вы внимательно почитаете. Некоторые утверждают, что летали удачно при не слишком сильном ветре. Другие говорят - только в зале или на улице в полный штиль.

Zont

Николай, так займитесь, исследуйте вопрос. Только надо ставить жесткий критерий для понятия “летает”. Одно дело спокойно летать, а другое дело изо всех сил бороться с легеньким ветерком - все это воспринимают по-разному и “торчат” от этого по-разному.

Для некоторых и инверт уже 3D пилотаж (rcopen.com/forum/f116/topic189363/20), так что понятия размытые.

Ниодин соосник, независимо от производителя и размеров (за исключением уникальных хэнд-мейд проектов), в ветер не летает нормально. Немного подуло - началась борьба за выживание.

7 days later
Afonych

Что за краш у меня такой уже случается второй раз? В первый раз я сделал большую воронку на улице, на высоте около 1,5м и после этого верт завалился на бок (как при сильном ветре), выровнять не удалось. Оторвалось крепление фюзеляжа, согнулся флайбар, сломал лопасть. Сегодня тоже летаю на улице, высота метров 15 на глаз, начинаю медленно снижаться и делаю опять большую воронку. На высоте около метров трех получается ситуация как и в 1 случае, но на этот раз всё цело. Не понятно, какими силами получается такой большой крен? Ветра при этом небыло никакого, абсолютно.

Afonych

А что может быть? Я бы мог понять, если бы тяга от сервы или от флайбара слетела, но всё на месте

Tumyp
Afonych:

,5м и после этого верт завалился на бок (как при сильном ветре),

Было у меня такое го*но, 3 раза пада из-за этого.
Проверь не замедляется ли нижний ротор при максимальном перекосе тарелки.
на малых оборотах выверни стик по очереди во все стороны и посмотри где клинит.

Останавливая в полете один ротор, верт превращается в неуправляемый кусок пластмассы.
тарелке надо расточить низ юбки, на которой сидит подшипник.

Afonych

Нет, таких сильных отклонений я не давал. Нижний ротор у меня начинает туже вращаться при полном отклонении правого стика по диагонали в любую сторону. Но в полете этого не заметно, т.к. гиро компенсирует это проседание оборотов

Tumyp
Afonych:

начинает туже вращаться

как надоест падать, расточи юбку тарелки.
гира компенсирует отклонение от курса, а на крен и тангаж ей пофиг ))))

Afonych

У меня заедает верхняя часть, а у юбки еще запас есть. Автомат перекоса у меня работает нормально, эти заедания мне летать не мешают. Мешали бы, если бы небыло гиры, верт начинало бы крутить. Эти заедания к крену и тангажу не имеют почти никакого отношения. Дело в чем - то другом.

DenCrugger
Afonych:

Что за краш у меня такой уже случается второй раз? В первый раз я сделал большую воронку на улице, на высоте около 1,5м и после этого верт завалился на бок (как при сильном ветре), выровнять не удалось. Оторвалось крепление фюзеляжа, согнулся флайбар, сломал лопасть. Сегодня тоже летаю на улице, высота метров 15 на глаз, начинаю медленно снижаться и делаю опять большую воронку. На высоте около метров трех получается ситуация как и в 1 случае, но на этот раз всё цело. Не понятно, какими силами получается такой большой крен? Ветра при этом небыло никакого, абсолютно.

Такое загадостное явление природы приключалось и с моей БигЛамой.
Первый раз - вечером после дождя почти в полный штиль, на высоте около 10м. при попытке плавного разворота завалилась на бок и кирдык.😵
Не выключая борт и передатчик проверил электронику - всё функционирует правильно!
Второй раз - вечером после небольшого дождя почти в полный штиль, на высоте более 5м.(чей-то детёнок хотел ручёнками хапнуть, пришлось загнать повыше).
Наступил осознано на те-же грабли.😃

При полётах в сильный и порывистый ветер таких приколов не наблюдалось!

Моя версия пока только такая - при определённых погодных условиях восходящие потоки воздуха, которые могут быть достаточно сильными на высоте более 5м, чтобы перевернуть БигЛаму.

По этим причинам стараюсь выше 3-4 метров не летать.

Afonych:

как надоест падать, расточи юбку тарелки.
гира компенсирует отклонение от курса, а на крен и тангаж ей пофиг ))))

Единственно не понятно, как затормаживание именно нижнего ротора может привести к такому сильному крену. Ведь наклоняющий от циклика момент ослабевает, а выравнивающий момент от верхнего ротора не меняется, т.е. в этом случае верт ещё быстрее должен выровнятся по крену/тангажу, а не завалиться набок?