Проект "Безколлекторная Лама4"

Volante24
MPetrovich:

Остановлюсь поподробнее на вышеизложенной идее регулировки тока - токовой защите посредством введения программной обратной связи по току.

Мне кажется, что необходимая система зависит от реальности конфигурации. В моем случае, когда моторы имеют по меньшей мере троекратный запас, беспокоится об их незначительной перегрузке излишне. Нужно ограничивать радикальную перегрузку, а также защищаться от нештатных случаев (блокировка лопастей или вала, короткое замыкание). При этом необязательна такая тонкая обратная связь, обычное двух-трех ступенчатое понижение макимального газа достаточно. Оно также обладает тем достоинством, что его срабатывание очевидно пилоту.
Но вот что делает защиту более эффективной – это отслеживание тока по каждому мотору отдельно. Я, например, сейчас ставлю по плавкому предохранителю в каждый из двух коллекторных моторов, а не один общий.

MPetrovich
Volante24:

Мне кажется, что необходимая система зависит от реальности конфигурации. В моем случае, когда моторы имеют по меньшей мере троекратный запас, беспокоится об их незначительной перегрузке излишне. Нужно ограничивать радикальную перегрузку, а также защищаться от нештатных случаев (блокировка лопастей или вала, короткое замыкание). При этом необязательна такая тонкая обратная связь, обычное двух-трех ступенчатое понижение макимального газа достаточно. Оно также обладает тем достоинством, что его срабатывание очевидно пилоту.
Но вот что делает защиту более эффективной – это отслеживание тока по каждому мотору отдельно. Я, например, сейчас ставлю по плавкому предохранителю в каждый из двух коллекторных моторов, а не один общий.

Не согласен. Запас дуроустойчивости моторов не так уж велик, сжечь их можно буквально “на раз”. То что ты называешь “нештатными случаями”, как раз и есть наиболее частые происшествия. К тому же, обратная связь по току дополнительно защитит мотор, например, от случая заклинивания подшипника в нём. В каждом моторе их по два, значит вероятность отказов каждого удваивается.
“Тонкость” предложенной мной ОС не требует никаких особенных “тонких” настроек. Мало того, изменять параметры ОС можно и оперативно, предусмотрев периодическое считываение какой-нибудь изменяемой величины - сопротивления подстроечного резистора, положение джампера на штырях задания параметра и т.п. С точки зрения программной реализации, думаю это не сверхсложно и по силам даже тебе самому. А эффективность такой ОС в разы превышает прямое урезание тока.

Вот фотка моих моторчиков с обвязкой. Как это всё запихать на вертолёт - не представляю.

MPetrovich

Собрал вертолёт. Удалось разместить всё, но видок получился ещё тот. Летать по комнате невозможно - стартует очень резко и также резко затыкается и падает, т.е. сбросить газ не получается - сразу остановка. Прыгал-прыгал, так и не полетел. Решил утяжелить вертолёт и прицепил снизу ещё один аккумклятор. И что вы думаете? Полетел, едрёна шишка! Правда крутит его против часовой, но это надо “пропоршанал” регулировать, а у меня как назло батареи в пульте сели и вертолёт беситься начал. Придется отложить до завтра.

М_Ф
MPetrovich:

Собрал вертолёт. Удалось разместить всё, но видок получился ещё тот. Летать по комнате невозможно - стартует очень резко и также резко затыкается и падает, т.е. сбросить газ не получается - сразу остановка. Прыгал-прыгал, так и не полетел. Решил утяжелить вертолёт и прицепил снизу ещё один аккумклятор. И что вы думаете? Полетел, едрёна шишка! Правда крутит его против часовой, но это надо “пропоршанал” регулировать, а у меня как назло батареи в пульте сели и вертолёт беситься начал. Придется отложить до завтра.

Попробуй отрегулировать максимальный газ. У тебя вероятно максимум газа приходится не на максимум на джойстике а на середину. У меня так поначалу было. Утяжелять не советую. Чем легче вертолет тем дольше летает и меньше греются моторы и аккумулятор. Ну и фотку в студию.

MPetrovich
М_Ф:

Попробуй отрегулировать максимальный газ. У тебя вероятно максимум газа приходится не на максимум на джойстике а на середину. У меня так поначалу было. Утяжелять не советую. Чем легче вертолет тем дольше летает и меньше греются моторы и аккумулятор. Ну и фотку в студию.

Как это - максимум газа посредине? Может ты имеешь в виду ESC, у которых настройки с пульта программируются? У меня программатор USB, на экране компьютера всё настраивается.
Понятное дело, что утяжеление не решение вопроса, но пока ничего другого не придумал.
Фотку сделаю попозже. Видок кошмарный.

М_Ф
MPetrovich:

Как это - максимум газа посредине? Может ты имеешь в виду ESC, у которых настройки с пульта программируются? У меня программатор USB, на экране компьютера всё настраивается.
Понятное дело, что утяжеление не решение вопроса, но пока ничего другого не придумал.
Фотку сделаю попозже. Видок кошмарный.

Я имею ввиду, что пульт от ламы правильно? Дак вот когда регулятор не настроен по положению 0 и максимума, то бывает, что стик еще на половине, а регулятор уже полные обороты мотору подает. У меня так было на валкере. А чем настраивается ESC - это не имеет значения.

MPetrovich
М_Ф:

Я имею ввиду, что пульт от ламы правильно? Дак вот когда регулятор не настроен по положению 0 и максимума, то бывает, что стик еще на половине, а регулятор уже полные обороты мотору подает. У меня так было на валкере. А чем настраивается ESC - это не имеет значения.

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

М_Ф
MPetrovich:

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

Догадайся с 3 раз 😋 Сделал так чтобы 0 на пульте совпадал с 0 на регуляторе а максимум на пульте с максимумом на регуляторе. Я использовал другой пульт (Оптик 6) и приемник, так как из-за конвертеров родным не удалось это сделать.

e380ka
MPetrovich:

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

да.,…с родным ламовским пультом вам корректно настроить вертолет сложно будет.
у меня на оптике 6 тример газа загрублен по сАмое некуда, и то мощи в вертике хватает …

Volante24
MPetrovich:

Собрал вертолёт. Удалось разместить всё, но видок получился ещё тот. Летать по комнате невозможно - стартует очень резко и также резко затыкается и падает,

За что боролись, на то … Кто-то очень хотел использовать максимум возможностей бесколлекторников!

Прежде всего, проверьте, что не включен тормоз. Кроме того, говорят, что supersoft start плохо, и даже soft; попробуйте hard.

А насчет положения нуля и максимума, у Вас же осциллограф – тогда прежде, чем что-то серьезно менять, проверьте реальные длительности PPM при разных положениях стиков.

Когда мне нужно было уменьшить расходы на Валкеровском пульте по одному из каналов, я просто подпаял резисторы к потенциометру. Так до сих пор и использую.

А вообще все это можно сделать программно в конвертере, и несложно. Раз уж Вы в это серьезно втравились, спаяйте себе программатор (работы на полчаса), и будет столько возможностей для развлечений!

MPetrovich

Да уж, похихикайте теперь надо мной. А я всё равно летал сегодня! Убил лыжи на шасси в щепки, поставил стальные - теперь паркет боюсь попортить. Много писать не могу, скажу вкраце - надо либо летать переучиваться, либо что-то придумывать. Мощи до… не хватает слов!!!
Вот, полюбуйтесь:

Barin
М_Ф:

… Сделал так чтобы 0 на пульте совпадал с 0 на регуляторе а максимум на пульте с максимумом на регуляторе…

А мне пришлось на пульте выставить (граупнер/жр МХ 12) : -25% это “0” на джойстике. И при 50% на джойстике, только 25% на передачике. Ну и дальше 100%=75%. Т.е. я не догружал мотор на 25%. И даже этого достаточно. При “0” на передачике, моторы уже начинали дергатся.
P.S. мотор этот www.unitedhobbies.com/…/uh_viewItem.asp?idProduct=… и летал на 3 банках.

MPetrovich

Вчера ночью перекомпоновал поприличнее, теперь даже кабину можно одевать без проблем. Один регуль всё-таки остался на хвосте в основном по причине соблюдения правильной развесовки, а вообще его вполне можно прикрутить снизу блока 4-в-1. Плату конвертера я перевесил на правую сторону блока и низ теперь свободен.
Про полёты.
Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места. Делал так: включил пульт, вывел ручку газа на максимум, включил верт. После включения верт пропищал регулями, потом я опустил стик на половину газа. Должны были раздаться писки, свидетельствующие о переходе в режим программирования регулей, но никаких писков не последовало и я опустил стик вниз на минимум. После этого пробовал ещё пару раз выйти в программный режим - ничего не вышло. Затем включил верт как обычно и он стал плавнее
реагировать на газ, т.е. запускался оставаясь на месте. Вероятно регули считали значение максимального и минимального газа и инициировались уже с ними.
Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко. Это первый момент, к которому надо приноравливаться. В результате вырубания моторов в воздух терпел множество крашей с различной высоты. Попытки подхватить верт в падении успехом не увенчались. В результате разбил лыжи в щепки. Сами шасси без повреждений. Поставил на шасси стальные лыжи из оцинкованного прутка 3мм (ручка от ведёрка из-под шпаклёвки). Весят они конечно прилично, но на поведении вертолёта это никак не сказалось, да и по субъективным ощущениям общий полётный вес не больше, чем с коллекторниками.

Volante24
Barin:

и летал на 3 банках.

А я бы теперь, если б с низкооборотным мотором, лучше пластиковую шестерню с 12 зубами поставил… Их, похоже, проще насобирать.

MPetrovich:

Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места.

Petrovich, я бы настраивал регуляторы в отсоединенном от всего прочего виде – если есть другая аппаратура (или попросите у кого-нибудь), просто подключать к приемнику. А результаты можете контролировать по осциллографу, если сервой не хотите.

А вообще, советую еще раз – можно все это попробовать сделать программно. Уменьшить работу газа самое простое, там нужно одно или два числа в программе поменять. Кстати, у меня, по-моему, максимальная длительность PPMа на выходе ближе к 1,8мс, а не 2мс. А в перспективе я планировал и выключение газа программно похитрее отслеживать – но это на будущее.

e380ka
MPetrovich:

Вчера ночью перекомпоновал поприличнее, теперь даже кабину можно одевать без проблем. Один регуль всё-таки остался на хвосте в основном по причине соблюдения правильной развесовки, а вообще его вполне можно прикрутить снизу блока 4-в-1. Плату конвертера я перевесил на правую сторону блока и низ теперь свободен.
Про полёты.
Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места. Делал так: включил пульт, вывел ручку газа на максимум, включил верт. После включения верт пропищал регулями, потом я опустил стик на половину газа. Должны были раздаться писки, свидетельствующие о переходе в режим программирования регулей, но никаких писков не последовало и я опустил стик вниз на минимум. После этого пробовал ещё пару раз выйти в программный режим - ничего не вышло. Затем включил верт как обычно и он стал плавнее
реагировать на газ, т.е. запускался оставаясь на месте. Вероятно регули считали значение максимального и минимального газа и инициировались уже с ними.
Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко. Это первый момент, к которому надо приноравливаться. В результате вырубания моторов в воздух терпел множество крашей с различной высоты. Попытки подхватить верт в падении успехом не увенчались. В результате разбил лыжи в щепки. Сами шасси без повреждений. Поставил на шасси стальные лыжи из оцинкованного прутка 3мм (ручка от ведёрка из-под шпаклёвки). Весят они конечно прилично, но на поведении вертолёта это никак не сказалось, да и по субъективным ощущениям общий полётный вес не больше, чем с коллекторниками.

Поздравляю !!! в нашем полку можно сказать прибыло !!! 😲 😃 😃

М_Ф
MPetrovich:

Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко.

Надо установить в регуляторах резкий старт. Тогда можно будет успеть раскрутить и не упасть.

MPetrovich
Volante24:

Petrovich, я бы настраивал регуляторы в отсоединенном от всего прочего виде – если есть другая аппаратура (или попросите у кого-нибудь), просто подключать к приемнику. А результаты можете контролировать по осциллографу, если сервой не хотите.

А вообще, советую еще раз – можно все это попробовать сделать программно. Уменьшить работу газа самое простое, там нужно одно или два числа в программе поменять. Кстати, у меня, по-моему, максимальная длительность PPMа на выходе ближе к 1,8мс, а не 2мс. А в перспективе я планировал и выключение газа программно похитрее отслеживать – но это на будущее.

Нормально регуляторы работают. Ничего лучшего от них уже не добьёшься. Я сегодня три акк-ра отлетал - приноровился уже почти. Зачем ещё сдвигать вниз диапазон газа, когда старт происходит отнюдь не при нулевом положении стика, отрыва при старте нет и выключение моторов происходит позже по положению стика, чем пуск. Иными словами в нижнем диапазоне работы стика существует некий гистерезис, к которому надо просто привыкнуть.
Полётное время не засекал, но субъективно оно весьма впечатляет. На трёх акк-ах летал почти час, правда с перерывами на падения, расправления лопастей и т.п.
ВЫ по-прежнему активно продвигаете свою идею с ограничением максимального тока программными методами. Однако, для меня, по крайней мере сейчас, больше актуальна гибкость управления, некое демпфирование резкости моторов. Barin писал мне, что в автомоделях используют бесколлекторники с датчиками положения ротора (у нас бездатчиковые с отслеживанием противоЭДС). Вот на этих движках существует обратная связь по положению ротора, что позволяет получать на пуске максимальную мощность и на малых оборотах также не терять крутящий момент. На наших движках подобной ОС нет и не предвидится, поэтому демпфировать их можно только урезая ток через обмотки на пуске. Когда же они выйдут на рабочий режим, ограничение по току нужно убирать.

MPetrovich
e380ka:

Поздравляю !!! в нашем полку можно сказать прибыло !!! 😲 😃 😃

Спасибо!
Прибыло то прибыло, да вот какбы тут же и не убыло. Греется у меня один моторчик, зараза! Тот самый, на котором я заменил вал на вал от Ламовского коллекторника. Греется прилично, хотя стоит на приводе внешнего вала(нижние лопасти) и если бы не довольно толстая алюминиевая пластина-переходник, то мог бы наверно и погореть. Причем пластина в основном и греется, ротор вполне холодный. Видать подшипникам всё-таки кранты. Одному из них уж точно. На другом моторе, где я сделал вал из старого внутреннего вала Ламы, нагрева почти нет. Зато в нём уже один раз сорвало пиньон, посаженный на циакрин. Вынул вал, попытался облудить его для припайки пиньона - ничего не вышло даже с соляной кислотой. Обжал аккуратно пиньон и запрессовал его снова с циакрином. Тьфу-тьфу, пока держиться.

М_Ф:

Надо установить в регуляторах резкий старт. Тогда можно будет успеть раскрутить и не упасть.

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

Alz
MPetrovich:

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

А чем локтайт не угодил ? Особенно если на красный поставить. У меня на другой вертушке на синем стоит без проблем.

Volante24
MPetrovich:

ВЫ по-прежнему активно продвигаете свою идею с ограничением максимального тока программными методами.

Да почему Вы зациклились на это ограничение по току? Давайте я спрошу по-другому: Вы стик газа в полете когда-нибудь доводите до 100%? Я понял, что нет, и до 90% он не доходит. Если же реально используются только от 0 до 70%, я и предлагаю сделать так, чтобы полный интервал движения стика соответствовал этим 0 – 70%. В конце концов, я Вас не убеждаю это делать, но это то, что я себе лично запрограммирую с самого начала!

А что каксается резкого старта (точнее, ускорения моторов), так я об этом тоже собирался позаботиться программно – это вставляется довольно элементарно. А также то, чтобы при уменьшении газа он случайно не сбрасывался в ноль оборотов, после чего мотор долго запускается.

Мне кажется, Вы слегка смешиваете в кучу разные особенности и тонкости бесколлекторников. Датчик там нужен не для “обратной связи” (по току, о которой Вы говорите), а просто для определения момента коммутации обмоток – то, что в обычном моторе механически делает коллектор. Просто это отслеживание момента времени по эдс индукции плохо работает на малой скорости вращения, других причин нет; поэтому на наших ESC запуск мотора до выхода на средние обороты осуществляется как бы вслепую, Для самолетов и вертолетов с этим проблем нет, так как на малых оборотах и противодействующий момент мал, в отличие от авто.

М_Ф
MPetrovich:

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

Слушайте… ёмое. У меня такая же ситуация была и я о ней писал. Я стараюсь ничего голословно не говорить. Я все-таки больше практик, чем теоретик 😁 Поставьте резкий старт и будет вам щастье. Никакие пинионы не сорвет. Или они у вас там от руки проворачиваются?