Проект "Безколлекторная Лама4"

MPetrovich
М_Ф:

Попробуй отрегулировать максимальный газ. У тебя вероятно максимум газа приходится не на максимум на джойстике а на середину. У меня так поначалу было. Утяжелять не советую. Чем легче вертолет тем дольше летает и меньше греются моторы и аккумулятор. Ну и фотку в студию.

Как это - максимум газа посредине? Может ты имеешь в виду ESC, у которых настройки с пульта программируются? У меня программатор USB, на экране компьютера всё настраивается.
Понятное дело, что утяжеление не решение вопроса, но пока ничего другого не придумал.
Фотку сделаю попозже. Видок кошмарный.

М_Ф
MPetrovich:

Как это - максимум газа посредине? Может ты имеешь в виду ESC, у которых настройки с пульта программируются? У меня программатор USB, на экране компьютера всё настраивается.
Понятное дело, что утяжеление не решение вопроса, но пока ничего другого не придумал.
Фотку сделаю попозже. Видок кошмарный.

Я имею ввиду, что пульт от ламы правильно? Дак вот когда регулятор не настроен по положению 0 и максимума, то бывает, что стик еще на половине, а регулятор уже полные обороты мотору подает. У меня так было на валкере. А чем настраивается ESC - это не имеет значения.

MPetrovich
М_Ф:

Я имею ввиду, что пульт от ламы правильно? Дак вот когда регулятор не настроен по положению 0 и максимума, то бывает, что стик еще на половине, а регулятор уже полные обороты мотору подает. У меня так было на валкере. А чем настраивается ESC - это не имеет значения.

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

М_Ф
MPetrovich:

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

Догадайся с 3 раз 😋 Сделал так чтобы 0 на пульте совпадал с 0 на регуляторе а максимум на пульте с максимумом на регуляторе. Я использовал другой пульт (Оптик 6) и приемник, так как из-за конвертеров родным не удалось это сделать.

e380ka
MPetrovich:

Ну и как поступать в этом случае? Что ты сам-то делал?

да.,…с родным ламовским пультом вам корректно настроить вертолет сложно будет.
у меня на оптике 6 тример газа загрублен по сАмое некуда, и то мощи в вертике хватает …

Volante24
MPetrovich:

Собрал вертолёт. Удалось разместить всё, но видок получился ещё тот. Летать по комнате невозможно - стартует очень резко и также резко затыкается и падает,

За что боролись, на то … Кто-то очень хотел использовать максимум возможностей бесколлекторников!

Прежде всего, проверьте, что не включен тормоз. Кроме того, говорят, что supersoft start плохо, и даже soft; попробуйте hard.

А насчет положения нуля и максимума, у Вас же осциллограф – тогда прежде, чем что-то серьезно менять, проверьте реальные длительности PPM при разных положениях стиков.

Когда мне нужно было уменьшить расходы на Валкеровском пульте по одному из каналов, я просто подпаял резисторы к потенциометру. Так до сих пор и использую.

А вообще все это можно сделать программно в конвертере, и несложно. Раз уж Вы в это серьезно втравились, спаяйте себе программатор (работы на полчаса), и будет столько возможностей для развлечений!

MPetrovich

Да уж, похихикайте теперь надо мной. А я всё равно летал сегодня! Убил лыжи на шасси в щепки, поставил стальные - теперь паркет боюсь попортить. Много писать не могу, скажу вкраце - надо либо летать переучиваться, либо что-то придумывать. Мощи до… не хватает слов!!!
Вот, полюбуйтесь:

Barin
М_Ф:

… Сделал так чтобы 0 на пульте совпадал с 0 на регуляторе а максимум на пульте с максимумом на регуляторе…

А мне пришлось на пульте выставить (граупнер/жр МХ 12) : -25% это “0” на джойстике. И при 50% на джойстике, только 25% на передачике. Ну и дальше 100%=75%. Т.е. я не догружал мотор на 25%. И даже этого достаточно. При “0” на передачике, моторы уже начинали дергатся.
P.S. мотор этот www.unitedhobbies.com/…/uh_viewItem.asp?idProduct=… и летал на 3 банках.

MPetrovich

Вчера ночью перекомпоновал поприличнее, теперь даже кабину можно одевать без проблем. Один регуль всё-таки остался на хвосте в основном по причине соблюдения правильной развесовки, а вообще его вполне можно прикрутить снизу блока 4-в-1. Плату конвертера я перевесил на правую сторону блока и низ теперь свободен.
Про полёты.
Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места. Делал так: включил пульт, вывел ручку газа на максимум, включил верт. После включения верт пропищал регулями, потом я опустил стик на половину газа. Должны были раздаться писки, свидетельствующие о переходе в режим программирования регулей, но никаких писков не последовало и я опустил стик вниз на минимум. После этого пробовал ещё пару раз выйти в программный режим - ничего не вышло. Затем включил верт как обычно и он стал плавнее
реагировать на газ, т.е. запускался оставаясь на месте. Вероятно регули считали значение максимального и минимального газа и инициировались уже с ними.
Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко. Это первый момент, к которому надо приноравливаться. В результате вырубания моторов в воздух терпел множество крашей с различной высоты. Попытки подхватить верт в падении успехом не увенчались. В результате разбил лыжи в щепки. Сами шасси без повреждений. Поставил на шасси стальные лыжи из оцинкованного прутка 3мм (ручка от ведёрка из-под шпаклёвки). Весят они конечно прилично, но на поведении вертолёта это никак не сказалось, да и по субъективным ощущениям общий полётный вес не больше, чем с коллекторниками.

Volante24
Barin:

и летал на 3 банках.

А я бы теперь, если б с низкооборотным мотором, лучше пластиковую шестерню с 12 зубами поставил… Их, похоже, проще насобирать.

MPetrovich:

Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места.

Petrovich, я бы настраивал регуляторы в отсоединенном от всего прочего виде – если есть другая аппаратура (или попросите у кого-нибудь), просто подключать к приемнику. А результаты можете контролировать по осциллографу, если сервой не хотите.

А вообще, советую еще раз – можно все это попробовать сделать программно. Уменьшить работу газа самое простое, там нужно одно или два числа в программе поменять. Кстати, у меня, по-моему, максимальная длительность PPMа на выходе ближе к 1,8мс, а не 2мс. А в перспективе я планировал и выключение газа программно похитрее отслеживать – но это на будущее.

e380ka
MPetrovich:

Вчера ночью перекомпоновал поприличнее, теперь даже кабину можно одевать без проблем. Один регуль всё-таки остался на хвосте в основном по причине соблюдения правильной развесовки, а вообще его вполне можно прикрутить снизу блока 4-в-1. Плату конвертера я перевесил на правую сторону блока и низ теперь свободен.
Про полёты.
Главное, что удалось добиться запуска моторов без срыва вертолёта с места. Делал так: включил пульт, вывел ручку газа на максимум, включил верт. После включения верт пропищал регулями, потом я опустил стик на половину газа. Должны были раздаться писки, свидетельствующие о переходе в режим программирования регулей, но никаких писков не последовало и я опустил стик вниз на минимум. После этого пробовал ещё пару раз выйти в программный режим - ничего не вышло. Затем включил верт как обычно и он стал плавнее
реагировать на газ, т.е. запускался оставаясь на месте. Вероятно регули считали значение максимального и минимального газа и инициировались уже с ними.
Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко. Это первый момент, к которому надо приноравливаться. В результате вырубания моторов в воздух терпел множество крашей с различной высоты. Попытки подхватить верт в падении успехом не увенчались. В результате разбил лыжи в щепки. Сами шасси без повреждений. Поставил на шасси стальные лыжи из оцинкованного прутка 3мм (ручка от ведёрка из-под шпаклёвки). Весят они конечно прилично, но на поведении вертолёта это никак не сказалось, да и по субъективным ощущениям общий полётный вес не больше, чем с коллекторниками.

Поздравляю !!! в нашем полку можно сказать прибыло !!! 😲 😃 😃

М_Ф
MPetrovich:

Полетал немного. Ужасно непривычно сбрасывать газ! Чуть промахнулся, дал стик посильнее вниз, и моторы глохнут, а поскольку работаешь стиком в самом низу диапазона газа, то промахнуться очень легко.

Надо установить в регуляторах резкий старт. Тогда можно будет успеть раскрутить и не упасть.

MPetrovich
Volante24:

Petrovich, я бы настраивал регуляторы в отсоединенном от всего прочего виде – если есть другая аппаратура (или попросите у кого-нибудь), просто подключать к приемнику. А результаты можете контролировать по осциллографу, если сервой не хотите.

А вообще, советую еще раз – можно все это попробовать сделать программно. Уменьшить работу газа самое простое, там нужно одно или два числа в программе поменять. Кстати, у меня, по-моему, максимальная длительность PPMа на выходе ближе к 1,8мс, а не 2мс. А в перспективе я планировал и выключение газа программно похитрее отслеживать – но это на будущее.

Нормально регуляторы работают. Ничего лучшего от них уже не добьёшься. Я сегодня три акк-ра отлетал - приноровился уже почти. Зачем ещё сдвигать вниз диапазон газа, когда старт происходит отнюдь не при нулевом положении стика, отрыва при старте нет и выключение моторов происходит позже по положению стика, чем пуск. Иными словами в нижнем диапазоне работы стика существует некий гистерезис, к которому надо просто привыкнуть.
Полётное время не засекал, но субъективно оно весьма впечатляет. На трёх акк-ах летал почти час, правда с перерывами на падения, расправления лопастей и т.п.
ВЫ по-прежнему активно продвигаете свою идею с ограничением максимального тока программными методами. Однако, для меня, по крайней мере сейчас, больше актуальна гибкость управления, некое демпфирование резкости моторов. Barin писал мне, что в автомоделях используют бесколлекторники с датчиками положения ротора (у нас бездатчиковые с отслеживанием противоЭДС). Вот на этих движках существует обратная связь по положению ротора, что позволяет получать на пуске максимальную мощность и на малых оборотах также не терять крутящий момент. На наших движках подобной ОС нет и не предвидится, поэтому демпфировать их можно только урезая ток через обмотки на пуске. Когда же они выйдут на рабочий режим, ограничение по току нужно убирать.

MPetrovich
e380ka:

Поздравляю !!! в нашем полку можно сказать прибыло !!! 😲 😃 😃

Спасибо!
Прибыло то прибыло, да вот какбы тут же и не убыло. Греется у меня один моторчик, зараза! Тот самый, на котором я заменил вал на вал от Ламовского коллекторника. Греется прилично, хотя стоит на приводе внешнего вала(нижние лопасти) и если бы не довольно толстая алюминиевая пластина-переходник, то мог бы наверно и погореть. Причем пластина в основном и греется, ротор вполне холодный. Видать подшипникам всё-таки кранты. Одному из них уж точно. На другом моторе, где я сделал вал из старого внутреннего вала Ламы, нагрева почти нет. Зато в нём уже один раз сорвало пиньон, посаженный на циакрин. Вынул вал, попытался облудить его для припайки пиньона - ничего не вышло даже с соляной кислотой. Обжал аккуратно пиньон и запрессовал его снова с циакрином. Тьфу-тьфу, пока держиться.

М_Ф:

Надо установить в регуляторах резкий старт. Тогда можно будет успеть раскрутить и не упасть.

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

Alz
MPetrovich:

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

А чем локтайт не угодил ? Особенно если на красный поставить. У меня на другой вертушке на синем стоит без проблем.

Volante24
MPetrovich:

ВЫ по-прежнему активно продвигаете свою идею с ограничением максимального тока программными методами.

Да почему Вы зациклились на это ограничение по току? Давайте я спрошу по-другому: Вы стик газа в полете когда-нибудь доводите до 100%? Я понял, что нет, и до 90% он не доходит. Если же реально используются только от 0 до 70%, я и предлагаю сделать так, чтобы полный интервал движения стика соответствовал этим 0 – 70%. В конце концов, я Вас не убеждаю это делать, но это то, что я себе лично запрограммирую с самого начала!

А что каксается резкого старта (точнее, ускорения моторов), так я об этом тоже собирался позаботиться программно – это вставляется довольно элементарно. А также то, чтобы при уменьшении газа он случайно не сбрасывался в ноль оборотов, после чего мотор долго запускается.

Мне кажется, Вы слегка смешиваете в кучу разные особенности и тонкости бесколлекторников. Датчик там нужен не для “обратной связи” (по току, о которой Вы говорите), а просто для определения момента коммутации обмоток – то, что в обычном моторе механически делает коллектор. Просто это отслеживание момента времени по эдс индукции плохо работает на малой скорости вращения, других причин нет; поэтому на наших ESC запуск мотора до выхода на средние обороты осуществляется как бы вслепую, Для самолетов и вертолетов с этим проблем нет, так как на малых оборотах и противодействующий момент мал, в отличие от авто.

М_Ф
MPetrovich:

Да не нужен резкий старт - пиньоны будет срывать только. А ловить я и так почти приспособился.
Вообще, проблема прочности посадки пиньонов весьма актуальна для бесколлекторника. По-хорошему, надо бы его сажать на шлицы или хотя бы на шпоночку. Ещё неплохой вариант - лыска на валу и прилив внутри отверстия пиньона. Последний вариант по-моему вполне реализуем при помощи тугоплавкого припоя.

Слушайте… ёмое. У меня такая же ситуация была и я о ней писал. Я стараюсь ничего голословно не говорить. Я все-таки больше практик, чем теоретик 😁 Поставьте резкий старт и будет вам щастье. Никакие пинионы не сорвет. Или они у вас там от руки проворачиваются?

Barin
MPetrovich:

… попытался облудить его для припайки пиньона - ничего не вышло даже с соляной кислотой. Обжал аккуратно пиньон и запрессовал его снова с циакрином. Тьфу-тьфу, пока держиться…

Ну не верю, что нельзя припаять, а ортофосфорную кислоту пробовал использовать? На радиорынке есть составы для пайки даже нержавейки. Держит замечательно. Циакрин тоже держит, пока нет нагрева. Слушай, а может греется мотор и срывает шестерню из за небольшого не заметного на глаз перекоса в сочленении шестерен? Зазорчик небольшой есть? У меня так было на RCавто, правда там усилие больше. А подшипник не пробовал смазывать, хотяб WD40?

MPetrovich
Volante24:

Да почему Вы зациклились на это ограничение по току? Давайте я спрошу по-другому: Вы стик газа в полете когда-нибудь доводите до 100%? Я понял, что нет, и до 90% он не доходит. Если же реально используются только от 0 до 70%, я и предлагаю сделать так, чтобы полный интервал движения стика соответствовал этим 0 – 70%. В конце концов, я Вас не убеждаю это делать, но это то, что я себе лично запрограммирую с самого начала!

А что каксается резкого старта (точнее, ускорения моторов), так я об этом тоже собирался позаботиться программно – это вставляется довольно элементарно. А также то, чтобы при уменьшении газа он случайно не сбрасывался в ноль оборотов, после чего мотор долго запускается.

Мне кажется, Вы слегка смешиваете в кучу разные особенности и тонкости бесколлекторников. Датчик там нужен не для “обратной связи” (по току, о которой Вы говорите), а просто для определения момента коммутации обмоток – то, что в обычном моторе механически делает коллектор. Просто это отслеживание момента времени по эдс индукции плохо работает на малой скорости вращения, других причин нет; поэтому на наших ESC запуск мотора до выхода на средние обороты осуществляется как бы вслепую, Для самолетов и вертолетов с этим проблем нет, так как на малых оборотах и противодействующий момент мал, в отличие от авто.

Отслеживание (а не простое ограничение) тока, протекающего через цепь батарея-регулятор-мотор и оперативное управление им, будет наиболее ОПТИМАЛЬНЫМ регулированием режима работы всей цепи. Именно обратная связь по току обеспечит максимальную длительность полётов, сохранность элементов схемы, регуляторов и батареи. Зачем сдвигать диапазон работы стика в низ? Он и так сдвигается по мере разрядки аккумулятора. А что даст ограничение ширины РРМ-импульса? Оно даст лишь приближение момента, когда верт не сможет взлететь.
Кстати сказать, при разрядке аккумулятора смягчаются реакции вертолёта на управление. Происходит как бы некоторое растягивание отклика модели на сигналы команд. Довольно приятно управлять вертом в таком режиме. В данном случае как раз и происходит ограничение протекающего через регулятор и мотор тока. Аккумулятор не может выдать большого тока, поскольку ёмкость его упала, а напряжение ещё вполне в норме. Это наглядный пример, иллюстрирующий мои задумки.

На мой взгляд резкий старт не сильно актуален, а вот расширение петли гистерезиса, позволяющее мотору не стопориться при сбросе газа, это весьма полезно. А каким макаром планируется это сделать?

Я не “смешиваю… особенности …б/к моторов”. Как работает датчиковый мотор я вполне представляю. Говоря про обратную связь, я имел в виду, что контроллер через датчики положения имеет оперативный параметр для регулироваения - ток обмоток. Что это, как не ОС?

Volante24
MPetrovich:

Я не “смешиваю… особенности …б/к моторов”. Как работает датчиковый мотор я вполне представляю. Говоря про обратную связь, я имел в виду, что контроллер через датчики положения имеет оперативный параметр для регулироваения - ток обмоток. Что это, как не ОС?

А коллектор – это обратная связь? И клапанный механизм? Датчики положения никакого отношения к регулировке тока не имеют, им упрявляет скважность PWMа, которая на рабочем режиме является просто функцией длительности PPM сигнала с приемника.

Отслеживание (а не простое ограничение) тока, протекающего через цепь батарея-регулятор-мотор и оперативное управление им, будет наиболее ОПТИМАЛЬНЫМ регулированием режима работы всей цепи.

Если Вам приятнее оставаться с некоторыми заблуждениями, я не стану больше стараться разубеждать. Позвольте лишь напомнить мысль, которую я уже подчеркивал: при том запасе по тяге, с каким мы имеем дело, уменьшение тяги с разрядом аккумуляторов полностью иррелевантно. Напряжение от полностью заряженной до разряженной батареи меняется всего на 20%. Если с запасом в три раза (и даже в 1,8 раза) вы долетались до того, что вам не хватает тяги для взлета, то ваши LiPo, по существующему мнению, в ближайшее же время отправятся в мусор.

расширение петли гистерезиса, позволяющее мотору не стопориться при сбросе газа, это весьма полезно. А каким макаром планируется это сделать?

Программно можно сделать почти все. Во-первых, нужно запретить выключаться любому из моторов по отдельности, только когда оба сигнала идут почти в нуль. В программе есть две переменные, описывающие сигнал управления по каждому мотору. Нужно добавить еще одну переменную (флаг, статус) мотора – работает/стоит. Делать преобразование переменных сигнала по принципу – если меньше, скажем, 10, то это 0, а больше – она сама. Или если больше 6 – она сама, а меньше – ноль. И сделать сами эти пороговые значения 10, 6 зависящими от существующего на данный момент статуса – мотор “включен” или “выключен”. Это можно реализовать дюжиной способов. А в программе это займет с десяток строчек (на канал).

MPetrovich

[quote=Volante24;808284]
А коллектор – это обратная связь? И клапанный механизм? Датчики положения никакого отношения к регулировке тока не имеют, им упрявляет скважность PWMа, которая на рабочем режиме является просто функцией длительности PPM сигнала с приемника.

А отчего все вышеперечисленные детали нельзя отнести к злементам обратной связи? Через коллектор, допустим, осуществляется не только контакт, но и отслеживается наличие тока в цепи. На самом деле это конечно условности.
Датчики положения как раз имеют отношение к регулировке тока, определяя момент переключения обмоток. Самой же силой тока в обмотке, безусловно, управляет скважность ШИМа.