Проект "Безколлекторная Лама4"

HikeR

кстати, заявленный вес - 9 грамм, а на самом деле даже меньше. внутрях обнаружился датчик MA834, ескай юзает MA729 (это вообще не одно и тоже?)
да, и вроде бы разобрался с настройкой и даже полетал (пока жену не разбудил). надо было настраивать пропорциональность при 100% чувствительности, а потом выставить примерно 20%-30%, тогда в обоих режимах летается довольно сносно. но триммер направления лучше не трогать после этого.

Igelsoft

Немножко не в тему, но к слову) Думаю, датчик одинаковый. У меня 4 ламовских блока - везде цифры разные) Это не маркировка детали, а мож дата выпуска или еще что… Интересно, как в ней с компенсацией термодрейфа будет тогда.? Хотя, меньше по идее плавать должно, гира ж вынесена от источников тепла, тока самонагрев, так что мож и несущественно.
А вообще, походу, подобные датчики почти во всех гирах этого ценового диапазона стоят)

HikeR

на плате с первого взгляда я не нашел какого-либо элемента, который бы мог использоваться в качестве термоэлемента. может в микропроцессоре что-то есть, а может китайцы новый способ придумали.
однако сегодня повторил опыт с сервой в режиме удержания, разобранную гиру (всесте с вертом, конечно) ставил на пол, потом на подоконник на солнышко. качалку удлиннил трубочкой для коктейля, чтобы заметнее перемещение было. в итоге только когда плата ощутимо нагрелась серва поплыла. переподключение питания вернуло серву в центр, после остывания поплыли в другую сторону. в реальности такой нагрев маловероятен, да и вообще, по сравнению со стоковой гирой день и ночь.

кстати, попробовал на родном блоке 4в1 подключить гиру сразу после приемника в канал направления, стоковую гиру в ноль загнал. включать пришлось раздельно, сначала приемник, потом гиру, потом блок 3в1, по другому не получилось. на столе все отлично реагировало на дерганья и повороты, но полетать не смог, попробую ближе к вечеру.

да, и еще. в принципе, весь 901-й пост можно считать неверным, жаль, что удалить не могу. я походу повторил ошибку начинающих пилотов, при настройке гиры “катался по полу”, в итоге поимел все перечисленные бяки. когда все-таки пересилил себя и просто дал газу побольше, верт взлетел, завис, и никаких побочных эффектов обнаружено не было. в режиме удержания - удерживает, если висящий верт антенной ткнуть в хвост чтоб его развернуло - разворачивает обратно, в обычном режиме хвост докручивается в сторону движения.
думаю, нашел причину, по которой верт после включения дико крутит одним ротором - сбитая пропорциональность, лечится кратковременным броском стика в противоложную сторону.

хотя минус остался - слишком сильная реакция на руддер, сильно подозреваю, что даже навороченной аппой не лечится. надо микшер загрублять.

и еще выяснилось, что моторы turnigy t1811-3800 дают свои обороты на вольт без нагрузки, но верт полной массой в 223 грамма для них очень тяжелый. летает с инерцией слона, высоту набирает неохотно, теряет быстро, поймать у пола очень трудно. надо срочно скидывать грамм 40.

WFrag
HikeR:

и еще выяснилось, что моторы turnigy t1811-3800 дают свои обороты на вольт без нагрузки, но верт полной массой в 223 грамма для них очень тяжелый. летает с инерцией слона, высоту набирает неохотно, теряет быстро, поймать у пола очень трудно. надо срочно скидывать грамм 40.

Вот беда, я как раз эти моторчики хотел. Интересно, а как с этим обстоят дела у www.swanghobby.com/product.php?productid=308 ? Обороты-то у них поменьше, но может они обороты резвее набирают.

HikeR

сам заказал такие, жду. они тяжелее, но статор чуть ли не в 2 раза больше, должны быть помощнее.

что касается турниджи, то есть нюансы. регуляторы я калибровал на полный газ когда триммер газа был вниз до упора. если в полете триммер поднять вверх, то намного живее моторы становятся, но если что - очень сложно мгновенно сбросить газ одновременно с триммером. если откалибровать на полный ход ручки вместе с отклонением триммера, то только хуже получается.
далее, пробовал низкие и средние тайминги (высокие пока побаиваюсь), не могу сказать, что заметил разницу. вобщем в текущей комплектации (моторы турниджи 1811-3800 и регуляторы турниджи плюш 10А) выход один - снижать вес.
хотя можно попробовать еще именить параметр старта, у меня стоит very soft, но по идее оно должно влиять только на запуск.

и еще. после 6-7 минут висения в комнате со снятой кабиной моторы довольно горячие. сами роторы конечно чуть теплые, но основание и обмотки просто обжигают палец. надо бы чуть подточить отверстия в верху роторов, чтобы они загребали воздух сверху вниз для обдува обмоток, что-то типа мини-лопастей сделать. что будет с более мощными моторами из swanghobby, у которых вообще глухой корпус, непонятно.

мотор верхнего ротора греется почему-то больше, чем нижнего. менял моторы местами - та же ситуация, в воздухе вертятся с одинаковой скоростью (по стобоскопическому эффекту заметил), может быть больший вес верхнего ротора из-за тяжелого флайтбара влияет?

Michael-NSK
HikeR:

сам заказал такие, жду. они тяжелее, но статор чуть ли не в 2 раза больше, должны быть помощнее.

что касается турниджи, то есть нюансы. регуляторы я калибровал на полный газ когда триммер газа был вниз до упора. если в полете триммер поднять вверх, то намного живее моторы становятся, но если что - очень сложно мгновенно сбросить газ одновременно с триммером. если откалибровать на полный ход ручки вместе с отклонением триммера, то только хуже получается.
далее, пробовал низкие и средние тайминги (высокие пока побаиваюсь), не могу сказать, что заметил разницу. вобщем в текущей комплектации (моторы турниджи 1811-3800 и регуляторы турниджи плюш 10А) выход один - снижать вес.
хотя можно попробовать еще именить параметр старта, у меня стоит very soft, но по идее оно должно влиять только на запуск.

и еще. после 6-7 минут висения в комнате со снятой кабиной моторы довольно горячие. сами роторы конечно чуть теплые, но основание и обмотки просто обжигают палец. надо бы чуть подточить отверстия в верху роторов, чтобы они загребали воздух сверху вниз для обдува обмоток, что-то типа мини-лопастей сделать. что будет с более мощными моторами из swanghobby, у которых вообще глухой корпус, непонятно.

мотор верхнего ротора греется почему-то больше, чем нижнего. менял моторы местами - та же ситуация, в воздухе вертятся с одинаковой скоростью (по стобоскопическому эффекту заметил), может быть больший вес верхнего ротора из-за тяжелого флайтбара влияет?

Было то же самое, насчёт флайбара - вариант, за счёт этого верхний ротор существенно более тяжёлый + дополнительное аэродинамическое сопротивление. Другой вариант, который был у меня - слишком плотный контакт между пиньёном и шестернёй. Сейчас оба греются почти одинаково, попробую поменять тайминг с high на medium, посмотрим что получится. Моторы у меня именно SWANGHOBBY 3600Kv 5A Mini Brushless Motor.

HikeR

дождался таки вторую гиру, с очень простым названием - Mystery Electronic Gyro, $22.04
коробочка - от аккумуляторов той же фирмы, инструкция сложена 100 раз и всунута внутрь, представляет собой лист A4, очень видно, что это копия (не на ксероксе, а есть такие аппараты, которые с пленки печатают тысячами штук, забыл название).
весит гира 14.3 грамма, довольно много для ламы. просто корпус с болтиками 4.8гр, внутренности - 9.5, но половину этой массы составляют длинные хвосты проводов. просто плата весит 6 грамм.

гира является копией некоего продукта под названием XMHobbies G401B HH gyro, который довольно положительно описывает на rcgroups, сравнивается с футабой GY401. ситуация забавна еще тем, что после появления сообщений о наличии клона в полтора раза дешевле производители отреагировали заявлениями о фиговом качестве копии, однако люди, которые сравнивали и оригинал и копию не нашли никаких отличий. не знаю точно, с чем связано, но в марте на сайте DX название этой гиры сменили на текущее безликое, а раньше она называлась очень похоже, Mystery G401B HeadLocked gyro. видимо, все-таки китайцы надавили на других китайцев и заставили изменить название, как мне кажется, отличий у этих гироскопов нет, иначе бы никто на название внимания не обращал. XMHobbies тоже очень похоже на название футабы, но футаба ведь не наезжает с подобными претензиями, ибо гироскопы разные.

так или иначе, но заказал я эту гиру еще до смены названия (и возможного ухудшения качества ;), только заказ очень долго ждал появления другой позиции. все это предисловие к тому, что про работу сказать пока нечего, объясняю почему.

заявлены такие фичи: переключение режимов и настройка чувствительности производится только с пульта по 5-ому каналу, работа с цифровыми и аналоговыми сервами, реверс, обычный режим работы и AVCS, настройка задержки в аналоговом режиме, ограничение хода сервы. вот именно последняя фишка и обратила мое внимание, косяк с обычным микшером после гиры известен, слишком сильная реакция на руддер, гира же может резать сигнал сама, не надо менять микшер или ковыряться с резистором в передатчике.

однако включить ее я побоялся, в мануале аж несколько предупреждений о вероятном повреждении сервы при неправильном подключении. если серва цифровая, то переключатель выставить в соответсвующий режим, а регулятор задержки выкрутить в 0. если аналоговая, то переключить и выставить задержку.

сервы от e-sky вроде бы цифровые, но я никогда не слышал, как они пищат, поэтому и сомнения обуяли. может кто подскажет, в чем глобальная разница между выходным сигналом в разных режимах, и что за задержка? и как это может убить неправильную серву?
и еще, ограничение хода сервы - имеется ввиду пропорциональное уменьшение сигнала, или просто уменьшение диапазона независимо от амплитуды, то есть просто клиппинг?

11 days later
SIBIRIADA

Здравствуйте,
Я заказал из США LAMAV3 (за 50$ 😃 ) + металлический апгрейд+ pinion8T(180 motor) +
LiPo 1000 mAh (2 шт.)

  • Mini Brushless Motor 3600kv 5A Current + 10A ESC 247U (2 шт.) + V-Tail Mixer.
    ---------------------------------------------------------
    Product Feature for the Mini Brushless Motor
    Mini Brushless Motor 3600kv 5A Current
    Weight: 17grams
    Kv: 3600
    Shaft Diameter: 2mm
    Size: 17mm x 20mm
    Current: 5A
    Suggested Application for ESKY LAMA

Product Feature for the 10A Electronic Speed Controller
Specification
Item: Pentium-10A (Ves.3.1)
Output: Continuous 10A, Burst 12A up to 10 Secs.
Input Voltage: 2-4 cells lithium battery or 5-12 cells NiCd/NIMh battery.
BEC: 1A / 5V (Linear mode).
Max rpm for brushless motor: 210,000rpm for 2 Poles, 70,000rpm for 6 poles, 35,000rpm for 12 poles.
Size: 27mm (L) * 17mm (W) * 6mm (H).
Weight: 9g.
-----------------------------------------------------
На данный момент всё находится еще там, за «бугром».

У меня несколько вопросов к вам.

  1. Я собираюсь использовать в качестве приёмник/передатчик: FUTABA T6EX 2.4 GHz, а в качестве гиро – FUTABA GY401. Удачная ли эта конфигурация?
  2. Вопрос по коммутации: на рисунке нашего коллеги меня смущает разрыв между ESC и V-Tail Mix по «+»
    rcopen.com/files/47d96f5e9970730077ff408c
    Правильно ли это?
    Как или от куда при использовании подобной схемы коммутации подать на приёмник требуемые 5 V?
100xanoff

Гира тяжеловата.
Разрыв сделан, так как приемник питается от регулятора, а иначе будет конфликт по питанию…

100xanoff

Не там наверху ветер не стабильный…
Так не на ламе надо…

SIBIRIADA
100xanoff:

Не там наверху ветер не стабильный…
Так не на ламе надо…

Однако автор видео позиционирует данный шорт как съёмка с LAMA V3 !
**
**

100xanoff

А так на сколько передатчика хватит… Метров на 300…

HikeR
SIBIRIADA:

Какая максимальная высота подъёма Brushless LAMA V3

можно я перефразирую? “на какую максимальную высоту может подняться комар?”

дома в результате печального эксперимента (локтем двинул газ до упора) понял, что с пола до потолка лама долетает примерно за секунду. принимая высоту потолка в 2.70м, а также примерное время полета на максимальном газу в 5 минут (после 5 минут у меня моторы просто раскаляются, поэтому может и больше), а также вспоминая математику из начальной школы получаем простое выражение:
2.7м/с * (5*60с) = 810м
если будет безветренная погода, передатчик сможет пробить такое расстояние, а также рядом не будет низколетящих самолетов, то лама сможет преодолеть 800 метров за 5 минут.

самое интересное начнется, когда сдохнет аккумулятор, и тело массой в 0.22 кг сиганет вниз с высоты в 800 метров. скорость в момент касания планеты посчитайте сами 😉

SIBIRIADA:

автор видео позиционирует данный шорт как съёмка с LAMA V3 !

честно говоря, звук моторов как-то совсем не привязывается к реальному вращению верта. меняется тональность в процессе полета, но при вращениях она остается постоянной.
настораживает этот факт.

SIBIRIADA
HikeR:

…честно говоря, звук моторов как-то совсем не привязывается к реальному вращению верта. меняется тональность в процессе полета, но при вращениях она остается постоянной.
настораживает этот факт.

Господа, товарищи! Нужно верить хотя бы тому что видишь! 😃
Всё дело в ручках и опыте!
Чел. производил съёмку при полном штиле конечно!

В этом видео звук вообще от настоящего вертолёта и что…?! Это называется “post production” или монтаж по нашему. 😃

HikeR
SIBIRIADA:

Нужно верить хотя бы тому что видишь!

если подходить основательно, то видим мы только вид из камеры, на неизвестном верте. хотя в конце ролика при приземлении на стол понятно, что верт этот довольно маленький.

а вот на втором ролике тень явно от соосника.

HikeR

по поводу моторов swanghobby 5A.
верт полностью стоковый, кроме электроники и держателя флайтбара. взлетный вес - 230 грамм. при включении кушается 130мА, при активном шевелинии сервами с уводом их в крайние положения - скачет до 400мА.
при максимальном газе жрет 5.7-6.0А, однако такой режим мои акки, как оказалось, не выдерживают больше 10 секунд. в полете не больше 5А потребляется, то есть на мотор вполне достаточно 5-6А регулятора (у меня стоит на 10А).
на стоковых лопастях летаем шустро, примерно с 10 метров пробовал вырубать газ и тут же включать - тормозим у самой планеты. весь полет примерно в полгаза проходит, к концу получается 60-70% от максимума.

минусы как-то пугают. температура основания статоров в полете достигает 60 градусов, это на моторе верхнего ротора, на нижнем поменьше. причем через 2-3 минуты температура набирается и держится на этом уровне, если отлетать 9-10 минут подряд бывает и 70 градусов. и это со снятой кабиной. моторам просто необходима вентиляция, надо сверлить верхнюю часть.

рискнул поставить 3S акк, собранный из обычных 2S. с непривычки рванул на обычные “полгаза”, слава богу на улице, со стороны выглядело как запуск ракеты. вырубил газ со страху, врубил метрах в 5, когда уже довольно быстро падал, но остановился практически сразу. вобщем просто звери, а не моторы. пара полетов и пожрало шестерню внутреннего вала, а ведь там зазор выставлял бумажкой.

на 3S акке отвисел 12 минут, после чего внезапно упал. li-po монитор и не думал пищать, однако причина оказалось более простой и неприятной. после падения, снятия кабины и осмотра достал градусник. оснвание моторов были за 80 градусов, в полете просто растаяла изоляция проводов к одному из контроллеров, я ее аккурат вокруг основания пустил. в результате видимо коротнуло и регуль выключился (спасибо ему за это).
вобщем все живое, но эти моторы просто требуют 3S аккумулятора и хорошего охлаждения. что будет с экстримовскими лопастями страшно представить 😉

WFrag
HikeR:

на стоковых лопастях летаем шустро, примерно с 10 метров пробовал вырубать газ и тут же включать - тормозим у самой планеты. весь полет примерно в полгаза проходит, к концу получается 60-70% от максимума.

А это по сравнению со стоковыми как? Лучше/хуже?

SIBIRIADA

У меня возник вопрос по коммутации мотора Mini Brushless Motor 3600kv 5A Current с ESC.
Т.к. я ещё не получил свою посылку могу делать выводы только по картинке.
У мотора плата с контактами выходит из корпуса.
Соединение с ESC только путём пайки или есть какие то коннекторы?
HikeR Если есть возможность, пожалуйста выложите фото как у Вас реализовано соединение.

HikeR:

…в общем все живое, но эти моторы просто требуют 3S аккумулятора и хорошего охлаждения…

1.Какими средствами достичь ХОРОШЕГО охлаждения - радиатором или есть ещё какие то методы?

HikeR:

…рискнул поставить 3S акк, собранный из обычных 2S…

  1. Вопрос: “собрал” -т.е. соединили параллельно два аккумулятора?
HikeR:

…пара полетов и пожрало шестерню внутреннего вала…

  1. Вопрос: И как с этим бороться? Перспектива покупки 100 шт. шестерёнок и их замена после каждого полёта не вдохновляет

HikeR
WFrag:

А это по сравнению со стоковыми как? Лучше/хуже?

стоковые жрали максимум 5А, в полете примерно 4А, но полет больше 5 минут раскалял движки еще больше. на высоте движки на стоке я не отключал, как-то боязно было 😉

SIBIRIADA:

Соединение с ESC только путём пайки или есть какие то коннекторы?

припаяно напрямую к площадке и регулятору. борьба за вес, никаких разъемов. припаял оба движка одинакого, включил, посмоторел куда крутятся, поменял 2 провода на одном.

SIBIRIADA:

Вопрос: “собрал” -т.е. соединили параллельно два аккумулятора?

не совсем так. из 3-х обычных ламовских акков сделал 2. вот тут фотку выкладывал.

SIBIRIADA:

Какими средствами достичь ХОРОШЕГО охлаждения

предполагаю, что будет достаточно просверлить в верхней части пару отверстий, но делать это надо строго симметрично.
второй вариант - не летать на 3S акках, максимально облегчить верт хотя бы до 200 грамм.

SIBIRIADA:

И как с этим бороться?

ставить более прочные шестерни, или летать без резких перегазовок. может еще ведущие шестеренки поменять на 9-ти зубовые придется для снижения оборотов.

Michael-NSK
HikeR:

по поводу моторов swanghobby 5A.

при максимальном газе жрет 5.7-6.0А, однако такой режим мои акки, как оказалось, не выдерживают больше 10 секунд. в полете не больше 5А потребляется, то есть на мотор вполне достаточно 5-6А регулятора (у меня стоит на 10А).

У Вас один мотор жрёт 6А? У меня на аналогичных движках на практически новом и свежезаряженном АКБ на полном газу общий ток с АКБ получается 12,5А, при этом напряжение просаживается до 6.6-6.8 вольт. При этом для обычного полёта общий ток действительно 5А.