БТС-2 масштаб 1:8

papirus

Гусеницы

Переходим к самой главной части модели танка - гусеницам.
Многие знают , что у нас гусянка из петель. Теперь постараемся их как то сделать похожими на настоящие. 100 % копийности не ждите, а по мотивам будет. На модель БТС-2 был выбран трак ОМШ. Такой выбор объясняется минимальными механическими обработками при сборке и лучшими характеристиками от сброса гусеницы с ведущего колеса.
Для сборки нам понадобятся: петли, вытяжные заклёпки, накладка с примерным рисунком трака и гребень. Накладка из металла ст3, толщиной 2 мм, гребень - 4 мм.

Петли китайские , анодированные, ширина 57 мм. При соединении петель расстояние между пальцами 17 мм, что соответствует масштабу. Масштабную ширину трака 72 мм делаем при помощи накладки.
Были вопросы в каких коробках идут петли, так что я подготовился. Покупал с запасом , сразу 200 штук на одну модель. В одной коробке идёт 40 штук.

Проверяем точность всех моих замеров петель для лазерной резки накладок. Всё оказалось точным.

Но для начала нужно закрепить гребень. Для этого мы использовали сварку. На ЗСУ использовали полуавтомат с углекислотой, а на БТС варили аргоном. Чтобы ровно варить гребни сделали кондуктор. Варить гребни можно сразу на петли , или уже на собранную гусеницу. По этому сделаны две верхние части кондуктора. Всё из металла толщиной 4 мм. Проточка внутри сделана для того , что бы расплавленный метал не пристал к кондуктору. Сам кондуктор зажимаем в тиски и начинаем варить , по времени на одну гусянку аргоном уходило около 2-х часов.

Верхние части и как ложатся петли или гусеница.

На ЗСУ варили гребни в собранном состоянии ( с накладками) а на БТС только петли.

Масса одной собранной гусеницы 2,8 кг.

papirus

Ведущие колёса.

В изготовлении ведущих ни каких особенностей нет. Токарные работы и лазерная резка. Но точно сделать венец можно только после сборки гусеницы. Мне резку металла пришлось заказывать в два захода, с начало гусянка , потом ведущие. Чертёж венца для примерки печатал на бумаги, всё детально проверил, и только потом заказал резку.

Барабан делаем у токаря. Венец прикручен к основанию болтами М3, а основание к барабану винтами М3.

MaximT

Здорово! Один двигатель на обе гусеницы? Привод на гусеницы идет через бортовые фрикционы? С нетерпением жду подробностей!

daleks

Интересная схема и кинематика:)

Orche
MaximT:

Привод на гусеницы идет через бортовые фрикционы?

Да простит меня Сергей, но кажись там мост с дифференциалом и 2мя дисковыми тормозами. Видно как при торможении одной гусли - вторая начинает вращаться быстрее…

papirus

Трансмиссия (часть 1)

Переходим к трансмиссии, информации много, так что разбил на несколько частей. Хочу сказать, что это не бюджетный вариант, и новичку может не подойти для модели.
Честно говоря на этой модели хотелось попробовать что то новое. На форуме не однократно поднимался вопрос об использовании дифференциала на танке. Изучил рынок запчастей авто моделей для приобретения дифференциала. Самым лучшим по характеристикам, размерам и качеству изготовления оказался дифф от hpi baja ss. Но купить его в магазинах практически не возможно, продают только в тюнинге, так что покупал на Ибее. С начало хотел купить только сам дифференциал и ставить отдельно, но потом передумал и взял полностью в сборе с корпусом , шестернями и входным валом. Всё равно я покупал его наугад, информации по размерам ни где не нашел.
Вот так он выглядит внутри. Если кому то очень нужно детально посмотреть на него, то в Ютубе есть ролики по его сборке с 50 по 56 серию

Только после того как редуктор в сборе был у меня на руках, я чертил корпус тягача. Первая примерка в корпусе.

На редукторе есть небольшой выступ 3мм, так что пришлось снять несколько слоёв в днище. А так же на задней стенке убрал немного лишнего.

Для точной установки редуктора, из дифференциала вытащил “внутренности” , вставил вал диаметром 10 мм, и отцентрировал корпус на днище по втулкам в боковинах корпуса.

Под редуктор пришлось подложить прокладку из жести толщиной 0,5 мм. При этом вал во втулках стал вращаться легко.
Дифф весит около 500 грамм. Повторю ещё раз качество очень хорошее, сделано с большим запасом прочности, на модели багги он работает в паре с ДВСом.

Orche

А не будет ли такого что , скажем из-за большего налипания грязи на 1 гуслю - её это затормозит, и дифф сделает поворот танка сам, так как 2ой гусле будет проще крутиться?

papirus
Orche:

А не будет ли такого что , скажем из-за большего налипания грязи на 1 гуслю - её это затормозит, и дифф сделает поворот танка сам, так как 2ой гусле будет проще крутиться?

Испытания покажут достоинства и недостатки этой схемы. Без нагрузки (гусениц) полуоси очень легко остановить, но когда всё собирается и ставится на поверхность - вся картина меняется в противоположную сторону. По этому и пришлось использовать дисковые тормоза , так как другие просто не справляются с поставленной задачей.
Будем испытывать и смотреть подходит дифф для танка или нет.

MythSmile

Работа данного дифференциала во многом зависит от вязкости залитого масла, если залить с высокой вязкостью, то он становиться практически блокированным.

papirus
MythSmile:

Работа данного дифференциала во многом зависит от вязкости залитого масла, если залить с высокой вязкостью, то он становиться практически блокированным.

Дело в том, что в данный момент вообще залито масло 80W90 (ЧИСТО ДЛЯ ПРОБЫ КАК БУДЕТ ЕЗДИТЬ !!!) .Так что не подумайте про меня ни чего такого. Собираюсь конечно использовать специализированное масло для диффов.

papirus

Трансмиссия (часть 2)

По моторам тоже хотелось сделать изменения. Уйти от шуруповёртов , и перейти полностью на 12 вольт. В ходе поисков информации в интернете , был найден интересный сайт , где рассматривались разные электро моторы от автомобилей. Единственное в этот список не попал мотор с вентилятора печки Газели, мощностью 90 ватт. А мне как раз такие дали для экспериментов. Моторы с радиатора более 100 ватт в восьмой масштаб не влазят, а этот как раз. Первоначально трансмиссия была построена на нём и на одном моторе. Но мощности при повороте не хватало, а ставить два - слишком тяжелые. Так что пришлось от них отказаться и полностью переделывать привод.

Возвращаемся к шуруповёртам. В самом начале я и планировал мотор-редуктор от шурупа, к нему и вернулся. Но опять же хотелось что то поменять и решил отказаться от конического редуктора. Купил на базаре один односкоростной редуктор, моторы у меня были, и начал замерять можно ли оппозитно вставить планетарные редуктора в корпус с дифференциалом. И что бы эта вся конструкция поместилась в ширину корпуса модели. Ещё хочу отметить один факт, при покупке планетарного редуктора я замерял диаметр выходного вала за резьбой , на которую накручивается патрон, он был диаметром 12 мм, и входящий вал в редукторе диффа тоже 12 мм, значит точить ни чего не нужно будет.

Все замеры показали, что поставить можно - но нужно будет немного отрезать лишнего. Начинаем с корпуса планетарки. Трещотку убираем и часть пластика со втулкой отрезаем. Оставляем 5 мм. Пластик режем лобзиком по дереву, а медно-графитовую втулку ножовкой по металлу.

Немного работы напильником и сравниваем разницу до и после.

Ведущая шестерня редуктора дифференциала закреплена на валу при помощи штифта, вал вращается на подшипниках . То есть нам надо вставить вал с одной стороны и с другой, и при этом должны стоять штифты, а валы между собой не должны соприкасаться ( должен быть маленький зазор внутри шестерни). Нужно всё очень точно замерять.
Сверлим отверстие под штифт. Штифты я делал из ролика диаметр 3,8-3,9 мм игольчатого подшипника. Обрезать по длине только болгаркой, сталь очень крепкая.

BoBaHbI4

Работа просто впечатляет, продумано все до мелочей, смотрю и восхищаюсь))

papirus

Трансмиссия (часть 3)

Делаем крепление для мотор редуктора. Фанера 4 мм., особой нагрузки данный элемент не испытывает, удерживает от проворачивания. Закрепляем конструкцию крепления и корпуса планетарки между собой винтами впотай М3. Головка винта внутри должна выступать на 1 мм , что бы наружная шестерня в которой бегают маленькие шестерни не проворачивалась.

Начинаем сборку всех редукторов в одно целое.
В каждую из половинок корпуса дифференциала устанавливаем планетарные редуктора. Штифт вставляется изнутри, одевается ведущая шестерня на один из валов и потом всё это вместе собирается. Думаю на фотографиях всё будет понятно.

Потом эту конструкцию нужно скрутить, в некоторых местах не удобно подлезть шестигранником. Но всё собирается.
Над планетарными редукторами ставится дополнительная планка, к которой они и крепятся. Плюс это добавит больше жёсткости корпусу.

Пришлось немного вырезать углубления в боковинах корпуса и уменьшить высоту пластины для пружины, так как моторы стоят прямо над ними.

В принципе по трансмиссии всё рассказал, если какие то моменты не понятны - спрашивайте.

ZigZag_ZZ

Кучеряво!!
Строй ещё, как пишут молодые, мы полны внимания!!!

MaximT

Чувствуется рука мастера! Расскажите, пожалуйста, как осуществляется подтормаживание гусениц?

vadisay

Как планируете регулировать скорость вращения вала двигателя? Как реверс делать планируете?

papirus

Тормозная система.

Надеюсь все знают как работает дифференциал и для поворота модели нам нужно сделать тормоза. Вроде ни чего особенного, но пришлось повозиться именно с ними. Дело в том что на модели были опробованы и колодочные тормоза и ленточные. Но справиться с поставленной задачей смогли только дисковые тормоза. Остальные не могли затормозить нормально полуоси для поворота модели.
Для такого масштаба делать самому дисковую тормозную систему дома не решились. Включаем фантазию и думаем откуда взять комплектующие. Первое что попадает на ум - велосипед. Иду на базар ( в магазин) и спрашиваю самые маленькие и дешёвые тормозные суппорта под дисковый тормоз. Есть несколько видов, беру только с регулировкой колодки. К сожалению нет вариантов левый/правый, а то было бы здорово.
Скоба крепления нам не понадобиться, так что убираем её сразу. Как выглядит суппорт.

Из чего состоит и самая главная деталь в нём.

Из доработок: новые отверстия под пружину, слева родное , справа два новых. Нужно для мягкости рычага, а то родная сборка сильно жесткая. Ну и кое где пришлось пилить металл, что бы не мешал.

Тормозные диски диаметром 60 мм, толщина 2 мм. Про полуоси расскажу потом.

Примеряем и делаем крепления. Сверху используем стандартные уголки, а снизу делаем крепление из П-образного профиля.

Закрепляем сервы. Усилие серв 10 кг. Крепление из уголка плюс хомут (обязательно). Тяга сделана из велосипедной спицы диаметром 2 мм.

MaximT

Здорово!!! Надежно, функционально!