БТС-2 масштаб 1:8
Приветствуем всех пользователей форума.
Открываем очередную тему по изготовлению модели тягача БТС-2.
В данной теме постараюсь показать детальное изготовление модели-полукопии в домашних условиях. Говорю сразу, что при изготовлении мы всё таки отступили от некоторых ручных работ и воспользовались услугами лазерной резки, при этом мне пришлось самостоятельно освоить CAD-программы для изготовления чертежей под резку. Но это не значит что пилить нельзя в ручную, предыдущие модели были изготовлены именно так. При изготовлении модели мне не нужны 3D модели деталей, так что я на это не отвлекался.
Эту тему хочу посвятить именно молодым пользователям которые решили построить себе модель танка после игры WoT. Будет казаться что всё так просто, сделал корыто , вкинул пару моторов и он поехал. Это не так!!! В изготовлении требуется хорошо думать на пару шагов вперёд. А так же смотреть по своим возможностям при обращении с инструментом и придётся тратить деньги в любом случае. Петли для гусениц тоже стоят денег, и заказывается не одна сотня для модели. Так что выражения “Хочу сделать” , “Подскажите где взять чертежи?” здесь уже многим поднадоели, учитесь пользоваться интернетом, при большом желании можно всё найти, а особенно на популярные танки ВОВ. Надеюсь эта тема будет полезна как начинающим, так и опытным моделистам, так как будет некоторая “новизна” в изготовлении модели.
Переходим к прототипу.
По БТС-2 (объект 9) в плане чертежей очень мало. В сети присутствует пара схем в малом разрешении и не очень хорошем качестве. Но при желании можно использовать и их. Построен он был на базе Т-54/55, так что корпус и ходовая берётся танковая, мелочёвку будем смотреть с имеющихся чертежей (условно) и фотографий. Хочу так же отметить что в Польше выпускался такой же тягач под своим обозначением WZT-1, и детальные фото в основном можно найти с этих тягачей.
Условные чертежи
Ну и ролик по WZT-1, что бы примерно понимали как он выглядит “в живую” , смотреть весь ролик не нужно , только начало и не много в конце.
Корпус и элементы подвески.
Детали корпуса вырезаны из обычной шлифованной фанеры (не влагостойкая) толщиной 4 и 8 миллиметров. Корпус будет собираться на шиповом соединение плюс рейка 10 х 10 мм с клеем и саморезами. Резчики сделали небольшую поправку на толщину луча лазера и шин в шип стали очень плотно, без зазоров.
Как говорится , первая сборка из коробки.
Сразу в борта запрессовываем втулки из заклёпочных гаек для опорных катков и ленивцев. Отверстие в фанере делается на 0,2 мм меньше от диаметра гайки.
Тоже самое делаем со втулками для ленивцев , но вклеиваем дополнительно усилитель из фанеры. Ось на ленивцы будет сделана из шпильки М8, и это дополнительно добавит жесткости корпусу спереди.
Рычаги для опорных катков состоит из винтов длиной 60-65 мм и пластины толщиной 4 мм. Все гайки хорошо затягиваем и сварка нам не понадобится.
С обратной стороны корпуса ставим рычаги для пружин. В пластинах нарезаем резьбу М6 и стягиваем специальными гайками, что бы исключить раскручивание.
Собираем всё это вместе, сразу выставляем нужные углы рычагов. И хорошо затягиваем гайки. Сварку не используем, что бы можно было разобрать всю конструкцию , в случае чего.
Устанавливаем дополнительное крепление для рычагов опорных катков. Сделано из алюминиевого уголка и стальной пластины толщиной 4 мм (должны были вырезать из 2 мм)
Пружины с троса газа автомобилей ВАЗ. В других темах писал об этом.
Ответственные болтовые соединения можно сажать на разъемный фиксатор резьбы (обычно синий), он исключит самооткручивание и позволит проводить разборку при необходимости.
разъемный фиксатор резьбы (обычно синий)
плиз, ссылочку какую нито, а то мне тож фиксировать кучу шпилек необходимо.
можно приобрести в обычном магазине по продаже автозапчастей
Ответственные болтовые соединения можно сажать на разъемный фиксатор резьбы (обычно синий), он исключит самооткручивание и позволит проводить разборку при необходимости.
Можно и на фиксатор ставить, но на ЗСУ-57-2 вообще собрано на обычных гайках и без резьбы в планке. Пока “полёт” нормальный.
Долгожданный мастер-класс!!! Мне билет в самом первом ряду за 4 сольдо, пожалуйста.
Опорные катки.
Переходим к опорным каткам. На БТС-2 ставили катки со спицами как на Т-34 , так и “пятиконечные”, как на Т-55. Будем делать оба варианта.
Основа катков из фанеры толщиной 8 мм. Обод делаем из пластиковой трубы наружным диаметром 90 мм., внутренний 86 мм. Трубу можно резать в ручную (так сделано на АТС-59) , на эту модель и ЗСУ мне нарезали на станке. Проставка между половинок катков толщиной 6 мм.
Вот что потребуется для сборки катков.
“Дольки” для катка Т-55 по краям закругляем при помощи дремеля, а потом догонял в ручную. Фанеру к фанере клеим при помощи ПВА, а пластик к фанере при помощи эпоксидки. Предварительная сборка перед склейкой. Всё получается очень точно. Центральное кольцо вклеиваем в последнюю очередь.
Фанеру хорошо пропитываем эпоксидкой. Ну и рабочий момент производства.
В катках у нас вместо подшипников установлены втулки. Втулки делаем из алюминиевой трубки наружным диаметром 8 мм. внутренний 6 мм. Нарезаем длинной 22 мм. Делал я так, отмерял нужную длину , зажал в дрель трубку, запускал дрель и приставлял ножовку по металлу. В итоге получаем ровные детали. Сразу делаем на одной стороне фаску для удобства запрессовки при помощи напильника. Так же мне пришлось не много развернуть внутреннее отверстие, а то болт М6 не проходил.
Переходим к запрессовки втулок.
Отверстие в фанере диаметром 7,8 мм. Этого достаточно что бы хорошо всё держалось. Так же нам понадобится длинный болт М6 , гайки и шайбы.
Между собой половинки катка соединены потайными винтами М3 длинной 30 мм. При запрессовки втулки половинки стягивать сильно не нужно!!! Должно быть чуть свободно. Это делается для того, что бы точно отцентрировать каток по втулке , только после этого затягиваем винты.
Болт которым затягиваем втулку смазываем маслом, а то резьба быстро портится и туго вращать. Саму втулку ни чем мазать не нужно, всё входит идеально.
Если вдруг понадобится удалить втулку, то её надо разрезать вдоль в трёх местах. Я для проверки резал ручным лобзиком по дереву. Так же дополнительно пластиковый обод закрепил маленькими саморезами.
С резиновым бандажом я не стал ни чего придумывать, просто заказал у людей которые занимаются РТИ и мне за пару дней сделали 40 штук. Внутренний диаметр бандажа 88 мм, а обод 90 мм, одевается хорошо, но при желании можно посадить на клей.
Если что то не понятно или забыл указать - спрашивайте.
Весьма интересно и поучительно. Пластик к фанере можно клеить колеями для пластиков ( у меня - "Космофен СА12, покупал в фирме по продажам материалов для рекламных агентств, типа: “Гельветика”, “Зенон”). Пластик клеится к фанере быстро, отрывается с “мясом”).
Отлично!!!😃.
Для некоторых “ХОЧУ” и “КАК?” будет прям пошаговый лигбез, если они конечно глаза имеют и читать умеют!!
Пластик к фанере можно клеить колеями для пластиков. Пластик клеится к фанере быстро, отрывается с “мясом”).
Если бы он у меня был, то так и сделал бы, но я в любом случае разводил эпоксидку для пропитки, так что клеил сразу ей.
А зачем делать оба варианта колёс(т.е. катков,простите)?
А зачем делать оба варианта колёс(т.е. катков,простите)?
Одни на БТС пойдут, а другие стоят на ЗСУ-57-2
Здорово ! Продолжение пожалуйста .
офигенно нужная тема, обязательно должно быть продолжение, это нужно всем и начинающим и опытным и строящим. обязательно буду просматривать и ждать продолжения.
“Ленивцы”
Собираем ленивцы. Техника сборки такая же как и опорных катков.
Тут такая история случилась. начертил ленивцы для резки и при этом думал что у меня есть труба для обода диаметром 70 мм. После порезки начал искать в гараже трубу , а она оказалась на 75 мм !!! Поехал на базар искать трубу. И нет ничего подходящего вообще. Потом иду возле одной точки , где продают железо, а там бабушка (бывает и такое в Днепре) и спрашивает “Что то ищите ?” , а я говорю " Да , трубу тонкостенную , диаметром 70 мм" И она достаёт алюминиевую трубу длиной около метра , и цена очень хорошая. Короче теперь у меня трубы с запасом. Единственное толщина стенки оказалась чуть больше, но мне потом проточили, когда нарезали кольца.
Что понадобится для сборки. И в первоначальном состоянии.
Но обод на катке имеет форму короны.
Так что будем пилить. Чертим развёртку и переносим на бумагу. Затем просто обводим маркером.
Потом я вдоль линий сверлил отверстия и лишний металл убрал кусачками. Можно это сделать и болгаркой, но дома не пошумишь.
Начинаем чистовую обработку. Для этого использовал шарошку, с начало с мелким зубом для уборки крупных “заусенец” , а затем шарошку с крупным зубом и подходящим диаметром. Если нет шарошек , то либо болгарку либо напильник.
Вершины дорабатывал напильником
Должно в итоге получиться примерно так
Запрессовываем втулку, действия такие же как и на опорных катках , только болт М8
Ось ленивцев из шпильки М8. Механизм натяжения не делал, он не требуется.
фотка со стороны и без бандажей
даа…шедеврально!
Значит механизма натяжения гусеницы не будет!?
Значит механизма натяжения гусеницы не будет!?
На некоторых моделях в нём нет нужды. ЗСУ тоже без механизма натяжения, проблем ни каких нет. Может это связано с тем , что гусеница без поддерживающих роликов. к стати АТС тоже без натяжения, а вот на остальных моделях механизм везде есть.
На некоторых моделях в нём нет нужды. ЗСУ тоже без механизма натяжения, проблем ни каких нет. Может это связано с тем , что гусеница без поддерживающих роликов. к стати АТС тоже без натяжения, а вот на остальных моделях механизм везде есть.
Это, как мне кажется, зависит от трех вещей - метода сцепления гусеницы с ведущим колесом (звезда или ведущие гребни), радиусом обхвата гусеницы того же колеса (у этих моделей он почти 180 градусов), и высоты гребней на гусеницах.
С резиновым бандажом я не стал ни чего придумывать, просто заказал у людей которые занимаются РТИ и мне за пару дней сделали 40 штук.
Сергей, подскажите где можно найти таких людей ( а то я никак не могу нигде заказать бандажи) или если возможно, немогли-бы вы сделать заказ для меня и отправить по Новой почте?
Здорово, с каждым изделием растёт мастерство и инновации!
Отличная тележка для вывоза С/Х продуктов с огорода получится, или детёнышу кататься!!!😉
Сергей, подскажите где можно найти таких людей ( а то я никак не могу нигде заказать бандажи) или если возможно, немогли-бы вы сделать заказ для меня и отправить по Новой почте?
ответил в личку
Здорово, с каждым изделием растёт мастерство и инновации!
Спасибо, думаю будет полезна пользователям данная тема.
Отличная тележка для вывоза С/Х продуктов с огорода получится, или детёнышу кататься!!!
На базе шасси Т-55 можно сделать много интересной техники. Я пересмотрел много чертежей и хотелось сделать ещё один тягач. Остановился на БТСе.
А ребёнку этот масштаб не подходит, уже в первый класс пошёл. Тяжелый.
Спасибо, думаю будет полезна пользователям данная тема.
Ой, не знаю…
Помятуя про “петли”…😃
А ребёнку этот масштаб не подходит
Зато жена будет в восторге, буряк, та инше с огорода вывозить!!!😁
Гусеницы
Переходим к самой главной части модели танка - гусеницам.
Многие знают , что у нас гусянка из петель. Теперь постараемся их как то сделать похожими на настоящие. 100 % копийности не ждите, а по мотивам будет. На модель БТС-2 был выбран трак ОМШ. Такой выбор объясняется минимальными механическими обработками при сборке и лучшими характеристиками от сброса гусеницы с ведущего колеса.
Для сборки нам понадобятся: петли, вытяжные заклёпки, накладка с примерным рисунком трака и гребень. Накладка из металла ст3, толщиной 2 мм, гребень - 4 мм.
Петли китайские , анодированные, ширина 57 мм. При соединении петель расстояние между пальцами 17 мм, что соответствует масштабу. Масштабную ширину трака 72 мм делаем при помощи накладки.
Были вопросы в каких коробках идут петли, так что я подготовился. Покупал с запасом , сразу 200 штук на одну модель. В одной коробке идёт 40 штук.
Проверяем точность всех моих замеров петель для лазерной резки накладок. Всё оказалось точным.
Но для начала нужно закрепить гребень. Для этого мы использовали сварку. На ЗСУ использовали полуавтомат с углекислотой, а на БТС варили аргоном. Чтобы ровно варить гребни сделали кондуктор. Варить гребни можно сразу на петли , или уже на собранную гусеницу. По этому сделаны две верхние части кондуктора. Всё из металла толщиной 4 мм. Проточка внутри сделана для того , что бы расплавленный метал не пристал к кондуктору. Сам кондуктор зажимаем в тиски и начинаем варить , по времени на одну гусянку аргоном уходило около 2-х часов.
Верхние части и как ложатся петли или гусеница.
На ЗСУ варили гребни в собранном состоянии ( с накладками) а на БТС только петли.
Масса одной собранной гусеницы 2,8 кг.