СУ 101/102 масштаб 1/10 (full metal)

Iroka

заканчиваю я проект танка СУ-102 (именно 102, т.к. орудие сделано с дульным тормозом, у 101 орудие без него). установлено все навесное, остались сущие мелочи - лючки командира и мехвода и дверь посадки экипажа, фара и пулемет, непонятные мне коробочки между орудийной маской и радиатором двигателя, ах жа, еще подножка. лепить спереди кусок гусеницы на передний бронещит не стал из за этических соображений.

прикладываю много фото, чтоб в подробностях можно было рассмотреть: лючок башенка мехвода с приборами наблюдения, кронштейн для орудия (все по серьезному, на болтах, он откидывается когда танк хм… стреляет))), решетка радиатора из нержавеющей сетки, сама рамка съемная, ребра жесткости, при желании можно сделать циркуляцию внутри танка при проблемах охлаждения двигателей и регуляторов - сделать пропилы под радиатором двигателя и под бронеколпаком вентилятора с установкой вентилятора, сетку можно заменить на ту что пропускает только ГСМ а не воду, такие ставят как фильтр в карбюраторы авто. и вуаля, охлаждение, а воду не пропускает, к тому же если поставить вентилятор на вдув, то получим избыточное давление внутри танка и таким образом он внутри будет меньше сосать пыль. орудийная маска литая, пустотелая внутри, приваривалась сваркой к алюминиевому листу, половина болтов декоративные, остальные крепят маску к корпусу, топливные баки пустотелые, “ремни” из нержавейки, задняя дымовая шашка (в реальности она двойная, но на моем бумажном чертеже почему то единая, на единственном экземпляре в Кубинке ее нет вообще))), задние буксировочные крюки сделаны с отверстиями, чтоб удобнее было цеплять различную технику тросом (от санок до увязших трофистов), два прибора наблюдения наверху корпуса и бронеколпак вентилятора, левая и правая выхлопная труба, орудие полностью съемное чтоб удобнее транспортировать или чистить от петард))), два ящика для ЗИПа и тубус для орудийного банника также пустотелые (тубус вообще сварен из полмилиметровой нержавейки.

облегчил немного вес танка, вырезав лишние листы в верхнем корпусе, оставив правда необходимые ребра жесткости. вес всего танка без аккумуляторов получился 17кг (+/- т.к. взвешивал пружинным безменом). не знаю сколько я потратил часов на всю эту работу, но очень много, почти весь свой немаленький отпуск (и это только на облагораживание, основная работа делалась в течении года по вечерам и в выходные). теперь ищу у себя в городе пару липолек на 12В чтоб хорошенько покатать и снять видео, своего аккумулятора хватает лишь на 15 минут максимум. танк я считаю законченным, и интерес у меня к нему угас, не терпится начать новый проект, за сим будем искать ему нового хозяина, чтобы было с чего начинать. пока же планирую доделать лючки и двери с пулеметом, а также “срастить” оба корпуса на шарниры и поставить наружную кнопку вкл/выкл, т.к. очень не удобно вскрывать танк на улице чтоб его включить. с меня еще видео торжественных покатушек в городском Парке Победы на фоне вечного огня, т.к. считаю что модель СУ-101/102 хоть и не принимала участия в освобождении нашей страны от немецких захватчиков, но стала преемницей тех военных и инженерных решений, что потом и кровью наши танкисты “добывали” на полях сражений.

BoBaHbI4

Модель достойна уважения. Браво!!! Хотелось бы узнать как сделали подъем-опускание ствола орудия?

Iroka

спасибо! опускания ствола НЕТ. орудие стационарно. я одно время думал сделать, но зачем? его ход у оригинала очень мал - в низ нет практически вообще (поклонники WoT качавшие объект 261 сейчас будут бурно аплодировать в мою поддержку, этот факт фактически сводит на нет всю огневую прелесть танка), вбок также ход очень мал, только вверх, но и там десятки градусов. а вот трудоемкость такой работы колоссальная. я решил посвятить это время другим проектам, уж не обессудьте…

Iroka

сегодня покатали уже в сборе, полной массой. спасибо Артему, моделисту из моего города - безвозмездно одолжил почти на две недели три трех баночных литий-полимерных аккумулятора. на одном из них сегодня и катали. и так, напомню кто не следил за темой. вес танка 17кг без аккумуляторов, поставили пока один 3S 5200mah, два регулятора хоббикинг 45А и два 550 коллекторных двигателя. на первом видео стоит первая скорость на редукторах - отлично, двигатели теплые, регуляторы вообще холодные, хорошая тяга, но маленькая скорость. токопотребление минимально, думаю не больше 10А в сумме.
на втором видео стоит уже вторая скорость, тяги видно не хватает (в середине ролика, где пытаемся забраться на бордюр, танк замирает в верхней точки), но по ровной местности хорошая скорость (где то скорость пешехода, 5км/ч), двигатели горячие, регуляторы чуть теплые.
итог: силовая которая стоит сейчас отлично подходит для неспешных ползаний по бордюрам, ямам и прочему, короче рай для трофистов. а вот для динамичной езды по буеракам нужна уже вторая скорость, и тут силовая явно слабая. хотел уже сдуру влепить два своих двухбаночных липо в паралель чтоб получилось 16В, но движки этого уже не переживут под нагрузкой точно, да и регуляторы под сомнением (напомню что они расчитаны на 2 банки, т.е. на 8В, а я их и так гонял с 12В). вовремя остановился. мыслю теперь так - поставить два двигателя не 550, а 775, у них тяга при одинаковом напряжении должна быть больше (как соответственно и ток) нежели у 550. вопрос - потянут ли регуляторы? пытаюсь найти сводные таблицы токопотребления 540-550 и 775 коллекторников, где то я их один раз находил. видео прикладываю.
п.с. все возвращается на круги своя, коллекторники 775 я уже покупал, потом понял что мне нужны на редуктора поменьше и сдал обратно, похоже придется их купить второй раз))) у них правда вал на 5мм против 3,2 на 550 и межцентровое крепежное больше, но думаю что это я смогу победить на станке…

=ViruS=

Просто нет слов! СУПЕР получилось.
Может я не внимательно следил за его историей,но есть вопросы. Какая максималка на данном этапе,какой его вес?
И будет ли “Камуфляж” ?

Iroka
=ViruS=:

Просто нет слов! СУПЕР получилось.
Может я не внимательно следил за его историей,но есть вопросы. Какая максималка на данном этапе,какой его вес?
И будет ли “Камуфляж” ?

максималка на второй скорости редуктора - 5км/ч по ровной местности, с препятствиями есно замедляется, вес 17кг без аккумуляторов. камуфляж пока не планируется, изначально была концепция “из нержавейки и без краски”, хотя я сейчас все чаще пытаюсь мысленно его “покрасить” и увидеть как будет лучше. в любом случае если я и буду красить, но не в классический зелено-серый, а в какой нибудь “зимний” цвет…

провели сегодня небольшую фото и видеосессию в городском парке победы. несмотря даже на то что стремительно холодало. заодно погоняли по площади и по крутой горке. ну и прикупили 775 двигатели, сижу сейчас, кручу в руках, думаю как их поставить…

Iroka

ну собственно сегодня провел апгрейд силовой части. А именно - 500 коллекторные двигатели были заменены на 775, номинал тот же 12В. Для этого пришлось проточить вал с 5 на 3,2мм, а также чуть расточить крышку редуктора, чтобы мотор встал и немного рассверлить в ней крепежные отверстия под болты М4. И танк действительно ПОПЕР, пардон за нелитературный оборот. На повышенной скорости даже слишком быстро, из за неосторожных поворотов сперва рыскал из стороны в сторону, но потом приноровились и ок. На пониженной скорость немного повысилась, тяги - не знаю, меньше не стало точно, но тяги и с 500 мотором было за глаза, он бы и машину с места потащил если бы гусеницы не буксовали. прикладываю видео из нарезков

П.С. забыл добавить - за все время пока катали, на пониженной скорости и двигатели и регуляторы чуть теплые, на повышенной двигатели теплые и регуляторы тоже, даже не могу сказать что горячие, именно теплые, т.е. в принципе нагрузка на них нормальная, и регуляторы не стремятся закипеть

Iroka

доделал на днях последние штрихи:

  • поставил внешний тумблер включения регуляторов, чтоб его замаскировать поставил лишний ящик для ЗИПа, вроде смотрится вполне органично
  • две половины корпуса теперь на шарнирах и откидываются на газлифте, не приходиться класть верхнюю половину корпуса на грунт во время замены аккумуляторов
  • ну и главное пожалуй - дистанционное переключение скоростей на редукторах шуруповерта, пришлось поскрипеть мозгами прежде чем получилась простая и надежная схема, переключаются сервоприводом от третьего дискретного канала аппаратуры, переключение четкое, единственное на морозе смазка густая, после переключения нужно дать немного ходу чтоб скорости прочно зафиксировались

ну и первая поломка, вчера поставил свежий аккумулятор, а танк не едет, долго его “тряс”. сначала было подозрение на приемник, но сегодня окончательно выяснил причину - неисправен внешний микшер. сижу вот гадаю от чего помер - не от высокого ли напряжения? регуляторы ведь не рассчитаны на 12В, может и встроенный ВЕС регулирует но завышает при 12В. в общем ставить внешний регулятор для питания сервы, вентиляторов и приемника стоит однозначно…

2 months later
Iroka

немного обновим…

поставил два регулятора хоббивинг на 60А (прежние были кинговские на 45А), поставил внешний бек на 2А, заменил микшер на новый (прежний приказал долго жить), подготовлена площадка под два аккумулятора 3S 5000mah (один до сих пор еще не пришел((((), подключил тумблер включения регуляторов на наружном корпусе. вся электроника и аккумуляторы теперь на площадках чтоб не залило водой (откуда ей взять в герметичном корпусе, но береженого как известно…), причем площадка под аккумуляторы проветриваемая)))). поставил эластичный уплотнитель на стык двух половин корпуса, ну и провел тест драйв в деревне по какахам (в прямомо смысле, на видео видно))). сразу скажу о результате - отлично! по крышу я конечно не нырял, но по верх гусениц танк в лужи заходил, внутри ни капли (почти, немного просочилось через отверстия стыковки, буду теперь их герметить), по грязи, земле и траве едет хорошо, гусеницы не проскальзывают, а вот песок и гравий теперь буду объезжать подальше - камешки попадают под ведущий каток и треск стоит знатный. подробнее на видео. уклоны в 45 градусов берет легко, зацепов более чем достаточно, тяги также за глаза, нагрев двигателей на 1 скорости ничтожный (регули теплые), на 2 двигатели горячие но в меру, регули также теплые.

п.с. на момент снятия видео было неправильно поставлено управление, т.е. танк ехал на задней скорости регуляторов (менял потом местами провода на двигатели) и поворот был зеркальный (при реверсе не мог настроить крайние точки на аппе) поэтому управление такое… заторможенное. теперь все исправил, пришлось долго ковырять настройки пульта, остался единственный косяк - при движении вперед одна гусеница крутит быстрее, приходится немного подруливать. адекватно поворачиваться стал только при переводе регуля в режим вперед/назад без тормоза, и сразу оговорюсь - на моих регулях нет защиты от низкого напряжения липо, в впервую поезду чуть не просадил аккум в ноль, теперь цепляю пищалку…

Iroka

и наш спокойно тянет полноразмерный авто на буксире. чтобы не пробуксовывал, на танк присел “дополнительный груз”))) 17кг тянет 1000 с копейками

на последней покатушке потеряли два бандажа на песочнице, песочница вообще краш тест для танка,((( резиновый клей неважно держит, буду переделывать

Димка55555

Замечательная модель Константин! Есть пара вопросов по ней:
Что думате по поводу покраски?
Какой итоговый вес модели ( с аккумуляторами)?

Iroka

вес я уже писал, 17 кг плюс кило два аккумулятора (наконец то пришел второй). по поводу покраски - будет в ближайшие месяц, пока правда не определился какого именно цвета делать. советский делать не охота, склоняюсь к зимнему варианту, т.е. черно-бело-серо-коричневый. но детали еще не проработал.может кто что дельное подскажет…

Iroka

сегодня целый день был дождь, но к вечеру распогодилось немного и мы сразу пошли катать, благо наконец то пришел второй аккумулятор и мы рискнули отъехать от дома на приличное расстояние (сейчас танк храниться в багажнике авто), очень выручает вторая скорость, переключились на пульте и пошли со скоростью хорошего быстрого шага к ближайшей новостройке, возле нее целые поляны грунта для наших целей))). пришли на место, переключились на пониженную и понеслось. грунт - сырая вязкая глина, плюс строительный мусор, танк бодро все это перенес, ровно до того момента пока вес налипшей глины не превысил все допустимые пределы и ведущие катки просто перестали цеплять гребни на гусеницах (на видео отлично это видно), но стоит отметить что ход танк все же не потерял, при движении задним ходом катки вполне уверенно цепляют гусли. отличный пример того что передний привод - на любителя. следующий мой проект однозначно будет с задним ведущим катком…

3 months later
norco-a

Хорошая работа, вдохновляет… Спасибо!