Activity
Да, я этот ваш пост читал, SR1 подправил,
Возможно, стоит поробовали остальные SR… настроить аналогично
Еще есть TELEM_DELAY, который может добавить до 10 секунд “молчания” перед началом отправки сообщений в телеметрию
Данные не обновляются, кроме полетного режима (он обновляется). Не подскажете в какую сторону копать?
Доброго дня, думаю, надо поменять настройки SR1 в MP.
Чтобы APM постоянно отправлял нужные пакеты в порт телеметрии, не ожидая запроса от 3DRрадио, BlueTooth модема.
Тогда можно будет отключить TX ардуины, иначе не работает связь MP-APM через BlueTooth, например.
Про детали можно почитать тут
Доброго дня,
если кто-то уже использовал такую 5" матрицу - подскажите, пожалуйста:
- матрица реально имеет разрешение 800х480?
- есть ли “проблема синего экрана” у такого набора?
- посоветуйте другой 5" экран с разрешением больше 480х272?
Доброго дня!
Подскажите, не проскакивала ли тема автопосадки APM с наведением на знак приземления с помощью камеры и “компьютерного зрения” (например, с использованием библиотеки OpenCV)?
Почему то калибровка компасса в MP (1.3.11)иногда прерывается без моего участия (прошивка APM 3.1.5). При это комп издает короткий звуковой сигнал. Один раз удалось завершить по кнопке. Оффсеты расходятся на +/- 2 в обоих вариантах завершения калибровки.
В MP появилась какая то фича автозавершения калибровки компасса?
А какие были моторы/регули/пропеллеры? (мне интересно знать для статистики)
Инфа по гексе:
- моторы 460KV;
- пропы APC 14" (не карбон);
- регули 40A Blue Series, прошитые BLHeli;
- аккум 5S;
Спасибо за развернутый комментарий - полезная информация!
А на видео по вашей ссылке лишь показан срыв синхры (срочно поправьте меня, если вру). Если следовать их логике, то на таких коптерах вообще нельзя летать. Почему падают? Потому что автоподбор ПИДов в числе прочего подбирает ПИД для газа. А чтобы системе это узнать - надо выключить движки и узнать - как быстро стабилизируется коптер. Нужно просто иметь достаточный запас по высоте.
Спасибо за инфу! Видимо, моя ошибка был в том, что не обеспечил запаса по высоте для гексы. Подозреваю, что как раз был срыв синхры (есть дока на русском). Гекса, в одной из итераций автотюна, просто перевернулась вниз головой ))
Добрый день !
Вопрос : комплектация : апм 2.6 , моторы Rctimer 5010/14 360KV, пропеллеры 17х5.5.
можно ли делать автотюн, или делать- не рекомендуетса ???
Судя по документации- не рекомендуется. Проверено на гексе с 460KV - падает ))
Warning! AutoTune can request very large and fast changes in outputs to the motors which can cause ESC sync issues especially when using SimonK firmware and/or low KV motors (under 500KV).
Прошу совета,
уместен ли “Автотюн” для аппарата с расчетным 30% газа висения и движками 950KV ? Не рухнет ли квадр? ))
Доброго дня.
Возможно вопрос уже задавался, но поиском по теме не могу найти видео настройки коптера с APM на стенде с растяжкой ((
И сам вопрос: могу ли я на таком стенде сначала настроить PID в режиме “+” (так удобнее вывешивать), а после настройки перейти на “Х” ?
Спасибо! То, что нужно! Искал в настройках что нибудь на имя MAV, но оказалось надо SR1 )))
Настроил так (было SR1_PARAMS=0, выставил на SR1_PARAMS=3):
Теперь при отключенном BT соединении пульт обновляет все параметры.
При подключении BT и последующем разрыве поток сообщений MavLink от APM не прекращается и пульт снова работает корректно!
Спасибо за отличный проект!
Но у меня не получается одновременное подключение Bluetooth модуля + Ардуино.
Если не подключать TX ардуины, то без активного соединения с Mission Planner на пульте не обновляется статус GPS. Пульт все показывает только с Mission Planner, т.к. если подключиться с планшета, то опять не отображает статус GPS на пульте. Вероятно, в таком подключении, пульт будет показывать корректно только при активном обмене телеметрией с Mission Planner (думаю, FrSky победит BT в соревновании на дальность, потом телеметрия на пульте “остановится”)
Есть ли возможность подключить Ардуино к другому порту APM, включая TX на Ардуино?
Или возможность настроить APM, чтобы он отправлял достаточно параметров по MavLink?
Возможно этот баг уже исправлен? ))
Пока вижу только один путь: переключатель TX-ов ардуино и BT-модуля. Но это означает, что либо телеметрия на планшете(компе), либо на пульте.
P.S. Пробовал даже странное одновременное подключение TX от BT и TX ардуино: APM не может подключиться к Mission Planner, но пульт корректно отображает параметры ))
судя по надписям scl и sda правильно!
компасс с gps совмещенный такой: shop.myairbot.com/…/neo-6m-ublox-u-blox-gps-module…
в статусе показывает нули.
в разьем 12С подключены 2 провода может местами напутаны у кого есть такой модуль?
Доброго дня.
Модуля такого нет, но выглядит так, что питание 3.3 В с разъема i2c на чип компасса не берется.
Если это так, то возможно стоит проверить такие варианты:
- Второй кабель, который в разъем GPS на APM, тоже подключен? Без него компасс не будет запитан
- Подключался компассный разъем модуля к APMу другим, 4-х проводным кабелем? Если да, то возможно погорел стаб 3.3 на APM
Мужики, а можно как-нибудь узнать работоспособность процессоров ATMEGA2560-16AU и ATMEGA32U2 на АПМ?
А то в свое время перестала работать, а теперь хочется восстановить.
Помнится, я на плату 12 вольт подал, после чего вышла из строя. Заменял деталюшку TS5A23157 - не помогло.
Если есть программатор или ардуина, то можно подключиться к ним по ISP интерфейсу. На плате АПМ есть 2 таких интерфейса, под каждую Атмегу
TS5A23157 ?
ага, спалил именно этот чип, причем на 2-х платах.
чипы на замену заказал, но тема с питанием 5В через Входы для меня не раскрыта ((
Доброго дня!
Пожалуйста, подскажите - что может быть не в порядке с питанием?
Cтенд:
- APM2.6
- аккум 3S
- блок питания (выходное напряжение 5В, настроено по тестеру. Питание подключено ко Входам APM);
- радиомодем(все 5 проводов в разъеме используются).
Стенд проработал 5 минут и с легким дымком сгорела микросхема как на картинке:
Спасибо за ссылку!
Действительно, что делаете не так?
Пока из догадок:
- замыкать JP1 и питать через Выходы
- питать АПМ через power-module а все остальное через отдельное питание
Что должна дать перепрошивка ppm энкодера и какие симптомы его неправильной работы? Пользуюсь китайким слоном 2.5.2, его рекомендуют перепрошивать, но из принципа “работает - не трогай” пока не занимался этим.
немного инфы: ardupilot.com/downloads/?did=26
Очень странно, осмелюсь предположить,что гореть апм любит своим стабом( у меня сгорел стаб на 3.3. В) но обычно за собой ничего не тянет,стало быть проверить на нем питание в первую очередь
Спасибо за ответ!
Проверил стаб 3.3 (pesi):
- не выглядит сгоревшим,
- при питании апм от usb измерил напряжение на контакте 3.3В (обратная сторона платы, MISO LVL) - 3.2В, не хватает 0.1В, но не критично, думаю.
- На обоих платах одинаково
Чип сгорел не сразу, а спустя минут 5 - это может быть из- а конденсаторов?
подскажите, что могло случиться, если при включении apm в usb не создается com-порт?
причем через ISP на мегу заливается загрузчик и после при включении apm моргает синий светодиод на плате.
Продолжение…
Перезалил mega32u2 на плате apm2.5 и заработало подключение по usb. Как выяснилось, за usb отвечает именно atmega32u2. При втыкании usb кабеля в АПМ на компе стал появлялся новый com порт. Мишкин Планер увидел плату и успешно залил прошивку. АПМ ожил!
казалось бы, жизнь налаживется, но что-то пошло не так …
Обрадовавшись воскрешению уже почти похороненой платы, собрал стенд из аккума, блока питания (настроен на 5В по тестеру), АПМ и радиомодем(все 5 проводов в разъеме используются). Питание подключил ко входам АПМ.
Не успел порадоваться и 5 минут, как увидел синий дымок из микросхемы как на картинке:
В итоге, кроме 2-х сгоревших, при схожих обстоятельствах, плат также появились вопросы:
- где можно приобрести сгоревший чип и что это вообще за зверь?
- что я делаю не так с питанием АПМ?
подскажите, что могло случиться, если при включении apm в usb не создается com-порт?
причем через ISP на мегу заливается загрузчик и после при включении apm моргает синий светодиод на плате.
Модуль такой: www.thanksbuyer.com/apm-2-6-s...ive-case-27434
GPS:
черный - GND, земля
красный - VCC, питание +5В
остальные 2 - rx,tx (зеленый и желтый), можно попробовать цветами как на картинке. если не заведется, то поменять местами rx и tx.
компас:
на разъем компаса, судя по всему, шло 2 провода SDA, SDL (без питания и земли). которые средние в разъеме на APM. по цветам попробовать - как на картинке производителя (розовый и синий, если не ошибаюсь). по картинке сложно понять сторону разъема. поменять местами, если не заведется )
p.s. если возможно, то стоит вскрыть корпус gps-модуля и уточнить соответствие проводов - читал, что иногда путают цвета проводов ))
какая распиновка у разъемов (по цветам)?
по разному бывает. нужна ссылка или фотка GPS модуля
Качество съемки nex значительно лучше
Всегда интересовало, вот GoPro умеет снимать в режиме 4K 12fps. Или дело не в пикселях?
- и как им можно управлять в полёте - как сделать зум, как сделать фото…
с помощью бредка/андроида через синезуб?
конечно, вопросов немного больше:
- есть ли предварительный просмотр?
- расход батарейки, если через Wi-Fi?
- опять же если Wi-Fi, то как это дружит с аппой на 2.4?
- также присоединюсь к вопросу про дальность ))
Хочу собрать относительно компактный, но не маленький аппарат, который мог бы нести камеру, типа nex5 с подвесом.
всегда интересовало, подскажите, пожалуйста: чем nex5 лучше GoPro в качестве камеры на коптере?
1.где найти русскую инструкцию на турниджи 9х
тут дока от клона: rcopen.com/forum/f4/topic250833/3
5.довольно долго читал темы по крашам,сложилось впечатление,что ЛЮБОЙ коптер с любой начинкой 70% должен улететь сам по себе,по разным причинам Если не в тему просьба сильно не помидорить,тк читать 300+ страниц нет не сил не времени
краш скорее всего по ошибке пилота )) на мозгах нет ни компаса, ни GPS - главных виновников улетов при некорректной настройке
можно взять прошитые SimonK (для коптеров), чтобы не заморачиваться с настройками регулей под коптер и покупать программатор
2.русскую инструкцию на мозг
тут неплохая подборка ссылком, в том числе на ветку про KK
Верно ли я понимаю - я могу взять 1 акб на 10000 махов 5с и полетать на нем пару минут
а могу взять 1000000 акб на 10000 махов и при этом ничего более не менять?просто хочу взять 3.
- Думаю, важно - чтобы параллельно подключенные аккумы были одной модели. Чтобы одинаково разряжались
- Кол-во аккумов, конечно, ограничено грузоподъемностью коптера и эффективностью (где то читал, что максимально вес акуумом должен быть не более 2/3 веса коптера)
- При добавлении аккумов увеличивается вес коптера, поэтому, увы, время полета не увеличивается пропорционально увеличению емкости и плюс коптер теряет маневренность.
- Аккумы надо заряжать и на это уходит время. Варианты оптимизации: несколько зарядок, увеличение мощности зарядки, запасной комплект аккумов
- Возможность наращивать сборки аккумов желательно просчитать на кальке))
- У параллельной сборки аккумов увеличивается ток разрядки. Это можно использовать чтобы сэкономить на весе аккума и взять с меньшим C. Например, коптер рассчитан на 20C 5S, можно взять один аккум 10Ah 20C 5S или два аккума 5Ah 10C 5S.
Привет всем! Купил назу лайт теперь сижу и ломаю голову на раму в 600 какие моторы( в аннотации пишут серия 28 с 1100-1300 rpm)-посоветуйте дешево и сердито, или не совсем дешево. И еше регули какие брать? Прочитал в инструкции что с плющем 25а бывают проблемы. Пысы-сильно не пинайте
не хватает инфы:
- вес коптера
- кол-во моторов
- напряжение аккума
- цель полетов: 3D пилотаж, FPV, подвес с камерой
Подскажите, хочу использовать 3 АКБ по 5С каждый на 8 моторов, как их раскидывать? разделить акб на моторы? типа 2 на 1й акб, 3 на 2й акб и еще 3 на 3й акб?
Или все таки попытаться посадить их в паралель? Если можно, то как?Или есть альтернативные варианты?
аккумы с одинаковыми характеристиками подключить параллельно.
Ссылочки, вот они (не реклама): камера: www.ebay.com/itm/1g-Best-Mini...item43b4b5c783 объектив: www.fpvhobby.com/138-wide-ang...no-camera.html передатчик в сборе: www.fpvhobby.com/213-compact-...mw-cl-set.html микрофон, при необходимости: www.fpvhobby.com/171-3-5v-nano-microphone.html
Очень интрересная подборка, спасибо!
Время полета впечатляет
Нашел пластиковые пропы 8х3.8, но они по 10 г каждый + еще маунты добавят вес.
И очень интересно посмотреть на 450 раму, весящую как 2 пачки сигарет - около 50г )))
Уважаемые форумчане, прошу помощи! Наигрался со своим Wltoys V222+fpv, хочу квадрик получше, есть мечта - небольшой (450й), нетяжелый (300г) долголет.
Прошу покритиковать мой конфиг из калькулятора! Полетит ли все это дело с такими мозгами? hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idpr…
Регули планирую Hobbyking YEP 7A, раму самодельную.
Может кто подскажет, какую полезную инфу можно извлечь из “калькуляторного” графика?
Заранее спасибо!
Вес квадры 310 грамм включая ВМГ, аккум и раму?!
Да не, для 65С и ценник и вес нормальные… Вот где они в липо 4.35 вольта взяли - загадка…
Так тип аккумов они уже декларируют как LiHV, а не LiPo )))
Если я правильно понял, то они обернули анод(или катод) в нано-материал и теперь он не так подвержен разрушению, как в обычных LiPo.
Всем привет!
Любопытные аккумы пояивились на ХК.
… allow you to safely charge them up to 4.35 volts per cell …
More than just a fancy name. TURNIGY Bolt series lithium polymer batteries are built with a LiCo nano-technology substrate complex and an all new CNT (carbon nano tube) additive greatly improving power transfer making the oxidation/reduction reaction more efficient, this helps electrons pass more freely from anode to cathode with less internal impedance. In short; less voltage sag and a higher discharge rate than a similar density lithium polymer (non nano-tech) battery.
соосные, на сколько я понял, еще больше жрут, не смотря на экономию в весе.
еще и экономия в размерах.
и, как писали выше, увеличивая длину лучей надо помнить про нюанс с длинными управляющими проводами от ESC. последствия длинных проводов: вроде от срыва синхры до сжигания регуля. подробности и точные цифры надо гуглить, но лень (((
как варианты проблем длинных лучей: вибрации (уже писали), возможно жесткость конструкции тоже сыграет какую то роль, т.к. рычаг в виде луча увеличивается.
слегка за гранью возможностей мотора в макс режиме.
Извините,но что это значит?
для меня это значит:
- мотор используется максимально эффективно и не катает лишний запас тяги (вес);
- лучше не давать на мотор макс. газ долговременно;
- перед сборкой уточнить - летает ли у кого нить в такой конфигурации и как )))
Тоесть Rabbit Flight Controller это самый лучший выбор?И какая цель GPS?Просто возврат домой?
насчет лучшего выбора не знаю. сам использую ardupilot (APM 2.5)
GPS может использоваться также для удержания коптера в точке и полета по программе(маршруту). скорее всего без GPS не получится режим follow me (это когда коптер летает за обладателем планшета/смартфона). наличие этих плюшек зависит от контроллера.
1.огромное спасибо. Я разобрался как искать двигатели, только бесит, что что бы найти необходимый - надо открыть и найти инфу, а не везде пишут. А не везде понятно что из этого 50%
да, есть такая проблема. благо магазин не один и поиск, как правило, приносит результаты
- сколько не читал - везде говорят, что потеря движка для окты даже в руках чайника - лешь небольшая потеря стабильности. Даже на хексе можно удачно приземлить.
да, еще раз подчеркну, что высказываю лишь собственное мнение. и опыта посадки с отказавшим движком не имею ))))
- не понял про акб - не так уж и много он летает, в чем подвох? вес?
да, фишка в весе. если попытаетесь набрать 22ач стоковыми аккумами, то вес будет больше (время полета меньше)
- так, что предлагаете увеличить раму до 1.3м, что бы поставить 18 винты и тем самым увеличить срок полета?
нет, это не вариант. громоздкая штука получится. я бы пошел по пути компромисса между временем полета и размером рамы(винтов). еще есть соосные схемы.
А в чём он слабый и это приговор вообще просто он уже заказан
про сравнение мозгов можно почитать тут
например, нет гироскопов и вообще по этой таблице он самый бедный по датчикам
таблица неполная - в ней еще точно должен быть Ардупилот. просто это первое, что гулится
вот еще полезная подборка
слегка за гранью возможностей мотора в макс режиме.
рассчет исходя их пластиковых пропов
посмотрел только время полета, т.к. остальное разобрать не смог. итог - висеть окта будет дольше, а летать меньше. Но, я ведь на эту разницу окте смогу повесить еще 1 аккум. А стабильность в воздухе? а стабильность в случае потери даже двух движков?
да, еще раз извините за качество картинок (((
там вообще много интересного: токи, температуры, максималки, эффективность…
да, судя по калку окта висеть будет дольше, а с маневрами - меньше. плюс не учтен вес разницы по моторам(+ESC) и раме, так что вопросы есть и прикидка очень грубая.
у гексы газ висения 62%, хотелось бы поменьше.
при доп.аккуме все поменяется, включая:и время полета и, к сожалению, вес. вроде где то читал, что макс вес аккума - не более 2/3 общего веса. опять же, надо уточнять у гугла ))
например, для долголета можно присмотреться к такому
например, окта, 18", 6кг, 22ач
про потерю движков - пишут, что опытный вертолетчик может и умеет перехватить, но есть в этом сильные сомнения, т.к. начнется кручение по яву и в сторону, по идее ))) читал про случай, когда ответственный пилот при клине движка предпочел просто “уронить” коптер точно не в палаточный город (точнее там сорвало колпак с “дома” и повредился пропеллер и это был fpv-полет). кстати, встречал систему спасения с парашютом для коптера)))
не испытывал, но если не сделают авторежим для потери движка - в моих руках коптеру точно кирдык. поэтому если летаю, то только в поле )))
p.s. кстати, вспонил про соосные схемы. вроде как прибавляющие в грузоподемности и выигрывющие в компактности, но там свои какие то свои заморочки: кол-во упр.каналов у мозга, винты друг другу мешают потоками, повороты по яву. канеш, могу ошибаться - точнее надо смотреть в профильной ветке (читал обсуждение в ветке про ардупилота).
p.p.s. кстати, забыл про финальный для сборщика квест. рассчеты рассчетами, но поставщики ориентированы на прибыль и, как следствие, ширпотреб. например, для 6S регули придется поискать, скорее всего. зато будет интересный этап складывания мозаики из веса компонента, эффективности, цены, сроков доставки, рейтинга магазина и борьбы с жабой…
иногда, в итоге, прочитать, что вышел более дешевый вариант или что просто ошибся при проектировании. например, я купил “неправильные” регули и приходится один из них спалить, чтобы убедиться в этом окончательно, а остальные 3 лежат и непонятно для чего)))
Здравствуйте прошу оценить мой сетап:
РамаSK450
МозгKK2.1.5
МоторыX2212
РегуляторыAfro 30A
Пропы APC11x4.5 ИAPC 11x4.5 Pusher
АккумуляторZippy 5000 3S
Что скажете по данному сетапу?И надо ли покупать для прошивки афро Программатор ?
если честно, то в инфе не хватает веса, чтобы прикинуть время полета и влияние на другие компоненты.
мозг - слабый, это уже писали.
моторы - не знаю как считать без калька и веса. судя по спецификации эффективны скорее с 10x4.7", чем с 11x4.5.
регули, как уже писали, идут уже прошитые SimonK(раньше прошивки регулей были больше ориентированы на самолеты и не совсем подходили коптерами. SimonK - специально заточен на коптеры). но если захотите обновить прошивку, то потребуется программатор. конечно, всегда есть альтернативный путь с ардуино, снятием термоусадки с регуля и пайкой (или колодкой на megu328)
рекоменду запас пропов и, возможно, заказать еще и 12", но опять же без веса и прикидки в кальке это только предположения.
Т.к. раму можем скопировать 1 в 1 любую, то ее стоимость выйдет относительно недорогой.
и все таки калькулятор )))
без учета разнице в весе пропов
например, гекса с подвесом и зеркалкой (5500 грамм), 10ач аккум, 15" пропы:
то же, но 19" пропы (макс., больше движки не вытянут):
но 19 пропы на гексе или окте!? … поместится ли в лекговушку? )))
отступление:
фишка квадров в том, что на них можно поставить самые большие пропы при одном и тои же размере если сравнивать с гексой или октой. может все таки гопро и на квадр? 150 уе за упавшую с неба камеру вполне себе цена. конечно, без “наезда-отъезда”, расфокусов и может без чего то еще, но вроде видео на 4К/12fps выдает.
без учета разницы веса 2-х движков
окта для 15":
и в продолжение:
квадр на 18" пропах(макс по мощности движков), без учета разницы веса 2-х движков:
газ висения - критичная штука. желательно чтобы он был около 50%. это обеспечивает запас по тяге и маневренность.
из опыта: у низко оборотистых движков бывают проблемы с синхронизацией от ESC. всего один крэш за обладание этим ньюансом (мозг APM 2.5, режим autotune, 480KV, 5S, чистое поле )))
p.s. извините за качество картинок ((
А подскажите, как правильно посчитать? я считал - максимально плотно винты + 1см зазора
тут есть неплохая инфа по рассчету
сам искал готовую раму с возможностью мода, т.к. доступа к станкам не имею (((
А подскажите, как правильно посчитать? я считал - максимально плотно винты + 1см зазора
производители рам в спецификациях как правило указывают макс.пропы. чтобы превыситьих - надо искать решения по форумам ((
зазор 1 cм между краями пропов, думаю, не очень хорошо. 1.5 см бы, а лучше 2 )))
первая цель научиться, но хочутся сразу привыкать к конечному оборудованию, а тут цель именно зеркалка.
тогда сразу нет тяжелым и дорогим аппратам. покоцаете фотик и коптер за считанные разы вплоть до тотального списания. готовый средний квадрик с аппой (обязательно с контроллером, который поддерживает висение в точке по GPS) и осваивать полеты и аппу. аппы все практически одинаковы с точки зрения пользовательского интерфейса ))
по хорошему, еще потребуется оператор и вторая аппа - для управления камерой
опять же из личного опыта - в минусе: 2 рамы, 1 мотор, 4 мотор маунтов, пропов 8 разных размеров, один БК подвес по ГоПро (сломана ось мотора), погорел один APM, сжег одну OSD, один ESC, 2 ардуинки.
имелось ввиду, что сами мозги пиксховк и наза в2 - не тянут более 4S.
эта беда поправима, берется регулируемый преобразователь DC-DC и настраивается вольт сколько надо. например, такой. но это лишний вес(44 грамма по ссылке) в любом случае и минус время полета.
p.s. не устану повторять - если цель съемка, то купите сначала тренировочный коптер (готовый, например Фантом), потом, как научитесь летать, можно приобрести боле-менее профи коптер (например, что нить от DJI или поискать кастомный у форумчан - тут есть реальные монстры коптеростроения, в хорошем смысле этого слова) и тоже, желательно, готовый.
сэкономите(несмотря на приличную стоимость готовых коптеров) кучу времени, бабла и нервов и, может быть, достигните или хотя бы не потеряете главную цель )))
например, сейчас все купленные в китайских лавках аккумы я бы хотел променять на один от максампа. гору плат, движков, провод и пультов променять на готовую раму типа S800(с отстегивающимися лучами, с ESC встроенными в лучи, с выкосами и прочими плюшками) с аппой типа футабы, наземку с направленной антенной с приводом, FPV-очки(о) типа монокль - с экраном, комплекс для видео-оператора и один-два чемоданчика под всю эту кухню )))))
p.p.s. если будете снимать на людях и с участием людей, то умение управлять и надежность техники я бы поставил во главу угла, т.к. есть вероятность совершить непоправимое
p.p.p.s. прошу прощения за обилие текста и советов - че то накатило )))