Activity

Ошибки при наборе высоты F5J (немного геометрии)

Небольшое дополнение по определению дальности. На “Кубке России” в Алферьево Антон Сушицкий заходил на посадку над лесом, будучи уверен, что уже прошел кромку. На деле планер оказался дальше и зацепил дерево.

Летая в большой группе или вблизи наземных препятствий, всеми силами избегайте совмещения проекций планера и других объектов! Это единственная гарантия от столкновения.

Ошибки при наборе высоты F5J (немного геометрии)

В очередной раз заметил, что на взлете набираю высоту меньше, чем планировал. Стал разбираться и понял, что проблема намного глубже, и дело тут в особенностях зрения и восприятия визуальной картинки.

Вот стандартный набор высоты «от себя», угол наклона траектории в пределах 30…45 градусов. Смотрим на планер снизу, отслеживаем видимый размер В (размах), и с учетом дальности определяем текущую высоту. Это самая простая ситуация, и погрешности определения высоты минимальны.

Но вот мы делаем набор с разворотом вбок (для выхода в намеченную зону), и все становится намного сложнее. Размер В постоянно меняется, как и дальность, и определить дальность до модели становится намного труднее.

Мозг по-прежнему ориентируется на размах, хотя размер В теперь в разы меньше. Как результат, я вместо запланированных 150-160 м часто прекращал набор на высоте 130-140 м. Очень часто такая нехватка высоты становилась фатальной, «вылезти» и отлетать 10 мин. не удавалось. Порой ситуация ухудшалась еще больше. На большом удалении модель вырождается в точку, и мозг переходит на «более ленивую» схему определения высоты. Примерно прикинув дальность, он «вычисляет» угол линии визирования, при котором будет обеспечена нужная высота набора. Погрешность при этом возрастает многократно! Дело в том, что бинокулярному зрению свойственны большие погрешности на больших дальностях. Пример: сделайте ворота шириной в метр для радиоуправляемой машинки, и попробуйте проехать через них при условии, что вы стоите на линии ворот. На расстоянии свыше 20-30 м задача становится почти невыполнимой. Поэтому на автомодельных соревнованиях пилоты, как правило, находятся на высоком подиуме, чтобы видеть трассу сверху. Бинокулярное зрение работает хуже, если один из глаз более близорукий (мой случай).

Еще один способ, используемый подсознательно: сравнение высоты точки (модели) с высотой деревьев h (или других ориентиров) на земле. Здесь источник погрешности – разность в дальности по земле модели и ориентиров.

Даже при хорошем зрении возможны ошибки, снижающие результат. Предположим, мы загнали планер на высоту 130 м, дальность по земле – 300 м.

Модель впереди нас, ее сносит ветер со скоростью 4 м/с. При нормальной скорости снижения 0,3 м/с и длительности виража 10 с за виток спирали планер приблизится к нам на 40 м и снизится на 3 м. Но угол визирования модели увеличится на 2,6 градуса! Без учета уменьшения дальности будет ощущение, что выполнен набор 16 м. На деле это так не воспринимается, учет дальности вносит коррективы, но все равно, можно словить иллюзию, что ты в наборе высоты в потоке. Иллюзия пропадает, когда модель подлетит поближе, но к этому времени потеря высоты может стать весьма большой. Много раз после полетов, просматривая записи с лимитера, я убеждался: не поймал я никакого потока, так и шел со снижением. Подобная иллюзия особенно опасна, если в данный момент планер – в нисходящем потоке. Пока что единственное доступное решение – тренировать глазомер. Подавляющая часть тренирровочных полетов должна выполняться с лимитером. Тем более, что просмотр его записей даст потом много полезной информации (например, что много времени проторчал в нисходящем потоке, вместо того чтобы побыстрее обнаружить это и уйти в другую зону). Сложная ситуация – полеты «в синеве», когда на небе ни облачка. Обычно для определения потока я делаю виток-другой спирали, и по проекции на облака можно отследить набор. С «синевой» такой номер не проходит, и можно потратить много времени (и высоты) пока сообразишь, что лучше перейти в другое место.

Думаю, большинству эти «фокусы» хорошо знакомы, но почему-то эта тема совсем не освещается. А ведь именно из-за потери навыков глазомера в начале сезона особенно трудно выдать хороший результат на соревнованиях.

Настройка режимов на Futaba T14SG (для планера PlusX)

Подготовил инструкцию.Старался сделать управление на PlusX сходным с другим моим планером MAXA (см. тему о двойном миксе на FX-30). Коротко - на левом стике плавное управление газом и “бабочкой”. Реализованы режимы SPEED, CRUISE, TERMIK1 и TERMIK2. Постарался расписать подробнее, не только о миксе для режимов. Документ Word: cloud.mail.ru/public/ebBA/8hU77mQtP

Создание двойного микса (на примере Futaba FX-30)

Поскольку ссылки на картинки “протухли”, выложу инструкцию. файл Word

По поводу последнего поста - сделать включение одного микса другим не получилось, нужна детальная инструкция. Сейчас пытаюсь сделать подобный режим на Furaba 14 SG. Если получится, выложу.

Столик для Futaba 14SG

В основном летаю на планерах, а там нужны миллиметровые движения стиков. Для нового планера обзавелся F14SG, и недавно закончил столик. Особенность - складной, для минимума места в чемоданчике.

3D-модель:

E-Drawing

Недостатком оказалась большая, чем ожидал, трудоемкость. Пилить ножовкой и напильником сложный вогнутый контур (использовал стенки от системного блока ПК) - ну, вы понимаете. Если кому надо - выложу чертежи деталей.

Фото - кубок МАП, Смоленск 2023

Немного фото

«Птички» слетаются на кормежку

«Wo soll die Soldaten schlafen, Kapitaen und Leutenant? Bei ihr Gewehr und Waffen…»

«Где должны спать солдаты – при своём оружии!» (немецкий марш)

Стильно, и хорошо гармонирует с арбузом

Все фото – cloud.mail.ru/public/AGHD/ivhuTGGpS

P.S. Папарацци за работой

ВПП "Бурково". Королёв.

Если б не запреты на полеты, была бы классная движуха. 11-12 июня был на соревнованиях в Нижнем, 24-го - Кубок России под Волоколамском. “Стервятник” приволок оттуда медаль за 3 место. Теперь можно попробовать оформить КМС.

Чуть раньше собрался с духом и приволок домой Plus X:

http://f3j.in.ua/plus-x.html

Изрядно полегчало в карманах. Тут же выяснилось, что моя Futaba FX-30 с ним работать не будет - стоит приемник Fasttest. Помогли найти бу Futaba 14SG, сегодня приехала. Теперь долгое разбирательство с мануалом.

Чемпионат ПФО в классе F5J (Нижний Новгород 11-12.06/2023), заметки

md С некоторых пор я «подсел» на детективы Гарднера. «П-Перри Мейсон у него там, з-зверюга-адвокат, з-знаете?» (С). Характерная особенность его повестей – невероятный поворот сюжета в конце расследования, ставящий все с ног на голову.

Примерно это я воочию наблюдал на чемпионате. Погода была совершенно непредсказуемой, и делать «ставки» на фаворитов было бесполезным занятием. Ипподром отдыхает.

Сам разок удачно слетал, но повторно выпарить в той же зоне не получилось, едва дополз до зоны посадки. Взлетавшие высоко модели вдруг оказывались придавлены нисходящим потоком. md

Ветер сносил планера от Волги в поле, и часто можно было видеть ушедших далеко от старта пилотов, старавшихся набрать высоту для долёта. Удавалось не всем. md С трудом вылезая после пары неудачных туров, получил 1000, взлетев на 191 м, остальные попадали. Но в 7-м туре, когда были реальные шансы поправить положение, случился кошмар спортсмена: на старте мотор не вышел на нормальные обороты, полет оборвался на первой минуте. Проверка чуть позже не выявила ровным счетом ничего. С финалом пришлось попрощаться.

А у финалистов тоже все было не просто. Антон Сушицкий шел очень хорошо, но в 1-м финале его снесло по ветру, и при возврате «задавило» так, что пришлось вылезать на моторе. Ноль за полет…

Падений было немного, но были. Один планер вошел в серию обратных петель, пилот «притер» его на спину, в минусе хвостовая балка. В разгар дня вдруг налетел зародыш смерча: сорвал шатер, подкинул метров на 5 два планера, лежавших зачехленными. Еще одна сломанная балка…

Заметил, что пилоты стали летать очень хорошо, и один плохой тур мог «утянуть» на дно. Таблица результатов перед финалами: фото

Монино

Соболезную. Тоже терял самолеты в Монино из-за помех.

P.S. 9-го мая во Фрязино по мою душу приехала машина Росгвардии (кто-то из местных настучал). Поговорил спокойно, показал документы, спортивную лицензию ФАСР, пока вроде тихо. Но повторно вылезать не рискую.

Небо над Фрязино

Пошла движуха. С утра открыл сезон с планером, и меня успела обвинить в разбросе мусора собачница. (Пока мы объяснялись, ее псина невозмутимо какала на бровке ВПП). Потом упражнялся с бипланом, а двое старожилов вели подготовку полосы. Завтра утром - продолжение полетов.

Самолёты Дмитриева

Я как-то читал про английский экспериментальный самолет BAe H.126 со средствами увеличения Cy. Главный недостаток - срыв и сваливание имеют катастрофический, мгновенный характер. Никакой предупредительной тряски, пилот не успевает парировать.

ВПП "Бурково". Королёв.

Не знаю, кто как, но я в выходные неплохо оторвался с пенолетом в городе. По два выхода в день с “Иглом” (6 аккумов), бонус - воздушные бои с воронами. Планер пожалел, а у "Реактора “в живых” только 3 аккума, не стал выезжать далеко.

Монино

Вчера на поле появился новый самолет. Масса 2 кг, камера, автопилот, убираемое шасси.

Очень неплохо летал, проблемы были только со слабым шасси.