Activity

Лаборатория топлива, замена дефицитных составляющих.

На Youtube нашел ролик о приготовлении компрессионного топлива -

В комментарии к видео автор пишет, что добавляет немного (Cetan booster) Цетан корректора для дизельного топлива в качестве альтернативы амилнитрита. И ко всему прочему немного описывает процесс изъятия эфира из быстрого старта.

Моделисты из Ташкента

Каланов Гайрат Юсупович. Цитата с facebook.
“Уважаемый моделисты!!
29 октября 2016 г возобновляются полёты на специальной зоне полетов (СЗП) “Аранчи”. Регистрация прибывших участников состоится в 9-00 час. Полеты разрешены с 9-00 до 14-00 час.
Добро пожаловать!”

Моделисты из Ташкента
Rookie:

Уважаемые моделисты Ташкента, давайте разбираться потихоньку в этом бестолковом документе. Он практически ничего не изменил. Начну с того, что читается между строк. Подумайте сами если беспилотники ввозить нельзя, а приобретать у промышленного производителя и регистрировать можно, то это явная протекционистская политика людей внесших положение в КМ.
А самим делать ни ни!
Вопрос кто протолкнул такую формулировку, кто пытается захватить или монополизировать рынок Узбекистана?
Поэтому на месте Антона Баркер слово “спасибо” я написал бы в кавычках!

Продолжение следует.

Еще один ляп. Самое то, для детишек школьного и дошкольного возраста. Главное с детства испугать, чтобы изучал геометрию для определения высоты, до пенсии искал колышки указателей подходов аэродромов и учился прятать свой самолетик от властей. Ведь страшнее двухсот пятидесяти грамм пластмассы или пены на свете нет.

2Михаил Суконкин
Вы авиамоделист, который строит или может покупает авиамодели исключительно в качестве проведения досуга или участия в соревнованиях с благими целями?
Или гражданин, который ставит на свои ЛА фото-видеоаппаратуру с автопилотами и GPS трекерами?
Если авиамоделист, то мое спасибо означает буквальное понимание этого слова, а не в кавычках.
А если вы любитель БПЛА, то вам согласно законодательству нужно проходить регистрацию для эксплуатации своего БПЛА со всеми вытекающими препонами.

Что касается терминологии игрушечные модели воздушных судов весом до 250 грамм. Здесь упор делается на слово игрушечный. Т.е. практически весь летающий ассортимент рынков страны можно использовать без зазрения совести. Ассортимент этих игрушек включает: вертолеты, мультикоптеры, самолеты, которые не содержат в себе автопилотов, фото и видео аппаратуры, а может и вообще без электроники как таковой. На то она и игрушка, что летает так себе, недалеко и не высоко в виду малых размеров и слабой приемо-передающей аппаратуры (если имеет место быть).

Поэтому, пожалуйста, прочитайте документ полностью, а не выискивая отрывки, цепляться к страшному слову БПЛА.

Моделисты из Ташкента
озолс:

Для получения допуска к эксплуатации беспилотников нужно вначале получить разрешение на использование радиоэлектронных средств, которыми они оснащены.

Допуск к эксплуатации беспилотников осуществляется Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (Госавианадзор).

Для получения допуска заявитель представляет следующие документы:

  • заявление о допуске к эксплуатации;
  • копию документа на право собственности или иного вещного права;
  • копию паспорта завода-изготовителя или эквивалентный документ (сертификат качества, сертификат соответствия);
  • копию документа (руководства, инструкции, технического описания) завода-изготовителя по эксплуатации;
  • руководство по производству полетов заявителя.
    … Здесь практически все пункты не выполнимы …

У нас здесь люди, которые запускают авиамодели, а не беспилотники. Так что нам, авиамоделистам, по крайней мере дали зеленый свет. Ведь до этого постановления все было под одну гребенку и БПЛА и авиамодели. Сейчас хотя бы есть разделение.
Спасибо всем тем людям, которые были заинтересованы в данном постановлении и внесении в него своих замечаний.
P.S. Кто хочет снимать видео и ставить навигационную электронику на борт летательного аппарата и писяться от отснятых кадров в личных целях, пусть идут регистрировать свои БПЛА.

Моделисты из Ташкента

Постановлением Кабинета Министров от 31.08.2016 г. № 287 утверждено Положение о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан.
norma.uz/…/opredelen_poryadok_polucheniya_razreshe…

Полный текст постановления:
www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=3024319

Моделисты из Ташкента

Доброго времени суток. Решился продать свой бензиновый двигатель с рабочим объемом 26 куб.см. Планировал строить летающую модель-копию, но не срослось. Продаю неспешно. Двигатель по характеристикам аналогичен двигателю RCG 26cc. Полный комплект - двигатель, свеча, зажигание, втулки, глушитель, воздушный винт. Двигатель еще не полностью прошел обкатку. Заводится легко. Фото из интернета. У меня глушитель под хром и другие втулки. Цена - 150 у.е.

МХ-2 2200мм для лазера\фрезера
dorisca11:

Спасибо! Центровка окало 15-20%, взлётный 5400, тяжеловатый получился. Но тяги хватает сполна. Экспоненты совсем не было, хотя на других моделях ставлю её. А на этой решил не ставить.

Борис, ты что то путаешь с центровкой. У тебя сильно задняя, а это не 15-20% хорды как ты написал, а гораздо больше. Тебе нужно облегчать хвост или догружать нос. Ты же сам вчера сказал что по тангажу модель очень чувствительная, да и в полете было видно что модель как бы “тащит” хвост.

Моделисты из Ташкента

Наводка такова: нуждаюсь в топливе с нитро или в стандартных сервомашинках. Моторчик оцениваю в 50 т.сум.
Давайте в личке общаться или по телефону. А то тема здесь все же не для торгов 😃. Кстати номер свой не подскажете?
Мой номер - +998 (90) 3 семь 2 шесть 8 три 2

Моделисты из Ташкента

Ну что же. Это уже результат 😃. Спасибо за информацию. Цены вполне посильны. На собрание подъехать в прошлую субботу не удалось, но очень постараюсь подъехать в эти выходные.

grossfater:

Господа,хватит перебранок.У меня предложение.В связи с красивыми полетами на известном мероприятии в субботу (праздник на стадионе) у Севы возникла мечта обзавестись парочкой бойцовок rc. я могу помочь ему изготовить аппараты,проблема в двс.Предлагаю бартер,кроссовый планер на два ДВСа типа “Фора” объем 2,5-3,5куб.см.,можно рабочие не совсем убитые.Возможно и таймерные,лишь бы крутили 25-30 тыс.об/мин.Теперь о планере.Планер F3B,ветеран(заслуженный,многократно выигрывал респ.соревновния),легко управляемый,закрылки,элероны,V-tail,в комплекте 6 серьезных серво,питание борт один 5-ти баночный ак.Ставь свой приемник и лети.Прилагаю фото двух планеров,один описан другой F3J,как летает этот планер может рассказать Кульчицкий, он видел его в работе.Планер также в комплекте.Размах первого 3,2м,второго 3,6м.

прилагаю фото

У меня есть бюджетный вариант обмена для сохранения планеров у своих хозяев)). Имеется новый в коробке Тайфун 2.5К. На бой пойдет и бить не жалко.

Моделисты из Ташкента

Cам узнал только сегодня вечером, пока добрался до интернета… Итак, как мне сказал представитель от военных - праздник будет, но пройдет в авиагородке в меньшем масштабе. Ил76 не будет, оставят небольшие самолеты… скорее всего Яки. Полеты авиамоделистов на стадионе. Вход для всех свободный - через проходную со стороны Ташсельмаш. С собой желательно иметь паспорт. Время тоже что и было ранее.

Моделисты из Ташкента

Регулятор то ставить не такая проблема по времени, как отсутствие самого рега )). Есть телефон человека одного, звать Сергей, у него может быть есть новый рег. Если что, то позвоните мне (Тел. билайн (90) 3 семь 2 шесть 8 три 2), дам его номер.
Ленты использую по 2.5-3 метра, бумага креповая. Можно и удлинить. Поделюсь, раз такое дело. Не проблема 😃.
13 августа летать не смогу, только сегодня вечером. По плану сегодня последняя репетиция.
P.S. дома лежит регуль, отремонтированный и перепрошитый. Ампер на 20. Не помню только есть ли на нем силовые провода, но вы можете припаять свои. Единственный нюанс - я перепрошивал его с функцией реверса, т.е. вперед-назад как на машинке. Приноровиться летать можно )). В общем имейте в виду.

Моделисты из Ташкента

С опозданием отвечаю. Тренировка прошла в общем хорошо. Временами мешал ветер, но на небольшой высоте, метров до 50. Выше уже нормально. Так что на посадке нужно быть внимательней тем у кого модели медленно летают и легкие. Несмотря на то, что у меня модель была одной из медленных - летать можно. Легкие морковки на тренировке были у двоих, но все поправимо и чинибельно)).
По поводу негатива. Главное не расколбасить модели об людей. Место взлета-посадки между ангарами будет огорожено и поставят военных для охраны периметра. Взлет и посадка по ситуации, а именно зависеть будет от ветра. В случае нештатной ситуации посадку совершать на дороге в сторону Тузеля, т.е. на ЛИС. Людей там быть не должно, т.к. вход оттуда будет закрыт.
Воздушный бой или подобие его собираюсь устроить с Борисом Ланиным. Было бы неплохо кого то еще для зрелищности. Модели у нас цесно-пайперо подобные )) с лентами. У кого есть яркие ленты - тащите. У меня очень мало материала. Советский запас еще.

Моделисты из Ташкента

Фотки скинем 😃
P.S. Информация для тех, кто едет завтра на тренировку. Я на машине - Damas. Могу забрать кого нибудь по пути от м.Горького до Кадышева и затем до Ташсельмаша, т.к. заеду туда за Борисом Ланиным. Не стесняемся, звоним, договариваемся. Тел. билайн (90) 3 семь 2 шесть 8 три 2

Моделисты из Ташкента

Всем доброго времени суток. Желающие участвовать в праздновании Дня воздушного флота, проводимого на ТАПОиЧ, просьба подъехать с моделями в эту субботу 8 августа к 9-ти утра на проходную авиагородка. Сельмаш. Будет проводится репетиция. А празднование 15 августа.

Моделисты из Ташкента

Мда, “мусор” в теме превзошел все ожидания. Махмуджон, нехорошо вот так сравнивать себя и других по каким то непонятным ярлыкам. Вы помогли многим моделистам с материалом и моделями, но не нужно забывать о том что кроме вас, есть и другие ребята, которые не брали кстати говоря себе дополнительные проценты за доставку товара.
Что касается Бориса и его доступа, например к бальзе. Когда ему не хватило бальзы на обшивку, эту бальзу я ему дал просто так. И бальза была куплена не у вас. Мы должны помогать друг другу тем что имеем и что в наших силах и возможностях - безвозмездно.
Да, Каланов не без изъянов, как и любой другой человек, но голословно и публично заявлять что человек чего то там натворил, как то не по человечески. Лучше ничего не говорить, чем вот так поливать помоями. Или это опять из “непроверенных источников, заслуживающих доверия”? Вы в курсе что “непроверенные источники” доверия заслуживать не могут, т.к. это правило ОБС (одна бабка сказала).

И вы так и не ответили на мой прямой вопрос в посте 525.

Моделисты из Ташкента
Dragon787:

какие усилия применял я сам лично в определениях что такое модель и что такое БПЛА …

Очень сложно найти определение БПЛА и модели. Открыть хотя бы Wikipedia. Все разжовано, что и для чего.

По поводу безопасности того или иного летательного аппарата. Не в аппарате дело, а в человеке который им управляем и с какой целью. Нам нужно просто летать ради удовольствия на отведенных или подходящих для полетов площадках. Те же, кто желает проводить какую либо съемку (свадьбы, строительные работы и т.д. и т.п.) в коммерческих или в личных целях, но не в разрез с законом, пусть получает разрешение в соответствующих органах с подробным планом действий аппарата и предоставлением отснятого материала для отчета в эти органы. Все цивильно и законно.

БПЛА все таки это другая “степь”. Если из-за какого-то “незнайки”, который ляпнул что авиамодель - это в некотором роде БПЛА, то его на мыло и оторвать уши. Уловил часть одной фразы, услышал часть другой и додумал третье. Запугали некорректными трактовками вышестоящих людей - вот и результат.

Будет ли сертифицирование нашей модельной деятельности или нет, будет ли обязательным клуб или привязка к Ватанпарвару и РЦТПВС, покажет время. В июле, как сказал Г.Ю. Каланов будет проходить очередное собрание по поводу решения нашей общей модельной проблемы. А сейчас мы просто сотрясаем воздух и додумываем, соримся.

Махмуджон, вы как то заикнулись про то, что решили семейно где и как летать, что клуб вам даже не нужен. Почему бы вам не замолвить было словечко за других моделистов? Подумали бы о других, если есть возможность как то повлиять на ситуацию. Или это вам не выгодно?

Моделисты из Ташкента

В Узбекистане с 1 января 2015 года вводится запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802 20 000 0 — самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг).
Мы подпадаем под этот запрет.

Моделисты из Ташкента

Идиотизм конечно. Вместо того, чтобы корректно составить данный закон, было принято решение просто запретить. Авиация видимо у нас не в почете, развивается по касательной вниз. Видимо лучше народ пусть мячик пинает на футбольном поле, чем развивает свои мозги и творчество с пользой для государства. Что будет еще под запретом? Бумажный самолетик нельзя тоже делать - он же потенциально опасен (бумага горит, имеет массу больше воздуха, складывание сего аппарата супер пупер секретная разработка доступная только верхушке цивилизадницы, может еще чего кто допишет). Авиамодельные секции закрыть надо, а то это же потенциально опасное занятие… Знаете, сдуру можно и кое что себе сломать, если пользовать его не по назначению 😃

Моделисты из Ташкента
виталий_ким:

Привет ташкентским моделистам!прилетел к вам в гости!а найти никого не могу!полетать даже не скем!мой номер +998931955069 звоните полетаем!

Привет. Отчего бы и не полетать. Какая у вас техника?

Моделисты из Ташкента

Небольшое дополнение по поводу праздника 16 августа. Летная програма начнется в 8:00. Тех кто планирует выступать на моделях или показывать их на стенде, попросили одеться не в смокинг и не в костюм, но более менее опрятно. Не в шортах точно и не в шлепках.
Просьба ко всем, кто планирует приехать на машине с моделями, пришлите мне свои данные:

  • Марка машины, цвет;
  • Гос номер;
  • Водитель;
  • Имущество в автомобиле (кол-во моделей, стартовое оборудование). Желательно сделать опись всего скраба, чтобы не было вопросов при выезде с территории завода.
    Данные прошу прислать мне на адрес ant_net1985@mail.ru
    Далее эти данные я передам организаторам, чтобы они сделали пропуск на авто.
Моделисты из Ташкента

Сообщаю об утрате еще одного моделиста. На прошлой неделе погиб Мингбай Маманов. Был немного знаком лично. Соболезную родным и близким.
Сам узнал об этом в субботу от Сергея Панова. Удалось только сегодня написать.
Даже не верится 😦.

Mekhmonali:

По моему не лишным будет взять документ удостоверяющий личность. Тот день будет днем открытых дверей для всех. Вход через военный городок или через подземку метро Дустлик( быв. Чкалов).

Дополню выше сказанное.
Открытие в 7:00, рано конечно, но зато не жарко будет. Летная программа намечается на 8:20 - 8:30. Летать будем по очереди. Очередность будет обговорена в тот же день. Планировалось нам выделить 30-40 минут, но было предложено разбавить немного программу на несколько этапов. Основные полеты скорее всего будут как и в прошлом году на площадке между ангарами. Дополнительные полеты либо там же, либо на дорожке, по которой самолеты из ангаров вывозили на ЛИС. Это недалеко от места основных полетов.

Моделисты из Ташкента

Привет всем!
Пользуясь случаем, сообщаю.
16 августа (в субботу) состоится день открытых дверей на заводе ТАПОиЧ в связи с празднованием Дня воздушного флота. Все желающие показать свою технику и(или) выступить на ней, просьба отписаться здесь в теме или мне в ЛС, если можно с контактами. В прошлом году было интересно. Надеюсь что и в этом году мы покажем городу, что мы “авиамоделисты” да и не только авиа - есть. Как и в прошлом году нас приглашают военные.
Программа дня мне пока не известна, но для полетов нам выделят время. В общем обо всем я планирую сам распросить или кто то распросит и отпишется здесь, кто уже в “теме”.
В эту пятницу 8-го августа будет своего рода репетиция, т.е. покажут где можно будет летать, сколько по времени. Время репетиции уточняется и будет озвучено сегодня-завтра.
Давайте вместе сделаем праздник более насыщенным.

Проблема с Радуга 10 ру

Разница тут только по проходному сечению заслонки карбюратора у Радуги 10 и ASP 52. В каком то журнале, в статье, посвященной доработке Радуги 10 даже писали о том, чтобы уменьшить проходное сечение на родном карбюраторе. Так что тут я думаю не в сечении дело. Я сам был свидетелем работы двигателя автора темы. Ощущение создается такое, будто топливо тягучее, т.е. в горизонтальном положении модели двигатель работает отлично, но стоит поднять нос и мотор глохнет из-за того что топливо просто не “дотекает”. Возможно, имеет место засор карбюратора, либо с глушителя поступает недостаточный надув.

Выкос двигателя на 3D самолете.
jurist:

Интересное решение. Если в остальном Вас все в полете устраивало, не пробовали расходы вправо по элеронам увеличить? Так проще добится одинаковой скорости вращения. А изменение выкоса на пилотаге (мы ведь о F3A говорим?) потянет кучку последствий, связаных с отклонением от прямой линии.

Расходы вправо можно было бы увеличить, но решили что сделать выкос было бы вернее.
Считаю, что любой самолет, будь то авиамодель (кроме кордовых) или 1:1 должен изначально настраиваться так, чтобы лететь как можно прямее и ровнее. Только после этих предварительных приготовлений доводят настройки под конкретный режим полета.
Практически во всех чертежах выкос двигателя в сторону вращения (вбок) делается для компенсации реактивного момента от вращающегося воздушного винта на всю модель. Чем легче винт как по массе так и по шагу, тем меньше реактивный момент и наоборот. Хотя здесь я могу ошибаться, т.к. эти зависимости исходят от кол-ва оборотов и момента на валу.
Выкос двигателя вниз делают, если используется несимметричный профиль крыла для компенсации кабрирования на большой скорости. На моделях с симметричным профилем, если не задано конкретной конструкцией (угол атаки крыла), делают выкос вниз по той же причине что для крыла с несимметричным профилем.

P.S. Модели, будь то покупные или самодельные делают люди, и где то мог закрасться небольшой перекос конструкции. Убрав выкос двигателя как вы думаете в ноль, возможно выкос стал меньше и модель стала отвечать вашим требованиям для 3Д. Это всего лишь мое предположение. Наверняка вы уже обмеряли весь самолет на предмет выявления несимметричности в конструкции 😃.

Выкос двигателя на 3D самолете.
jurist:

Вмешательство в большую часть полета реактивного момента мотоустановки отметаю. Во первых он разворачивает самолет по продольной оси, по крену, во вторых он заметен на сбросах-наборах оборотов. На установившейся скорости его воздействия я не замечал.

Позвольте с этим не согласиться. Летаю не 3Д. Обычная пилотажка. Изначально выкоса двигателя в сторону вращения (вправо) не было - на максимальном газу с одинаковой скоростью крен элеронами выполнялся легче и с большей скоростью вращения влево нежели вправо. На малых скоростях эффект был слабее.
После того как сделали выкос мотора вправо, бочки стали выполняться с одинаковой скоростью вращения.
Тут хочешь не хочешь, а реактивный момент играет свою роль. Об этом здесь писали уже.
Что касается выкоса в вашем случае, возможно, на больших углах атаки и на предельно малых скоростях вплоть до нулевой выкос двигателя может мешать. Тут уж кому как и кто как привык летать.

Советские истребители ВОВ (Журнал)

Отдали мне недавно журнал “Советские истребители Великой Отечественной войны - МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5”. Я его отсканировал и выкладываю ссылку здесь. Файл на депозите.
Такой журнал встречается на просторах интернета, и я согласен с тем что моя тема “баян”, но все таки может здесь это пригодится тем кто не хочет долго искать 😃.
Формат PDF, размер 19,8 Мб, 60 листов цветных и Ч/Б. Чертежи самолетов без сжатия с разрешением 1653*2338, остальные страницы с тектом и фотографиями 700*990.
Если кому то нужно, могу отсканировать чертежи с большим разрешением. Можно по e-mail отправить весь журнал или часть.

depositfiles.com/files/ts20l0567

Mistery у регулятора оборотов снесло крышу помогите

Оригинальную прошивку не найдете. Можно попробовать прошивку от Саймона Кирби. Посмотрите здесь , может быть под ваш регулятор есть альтернативная прошивка. Тут общая информация - github.com/sim-/tgy

Помогите опознать детали на регуляторе.

Всем доброго времени суток. В общем регулятор заработал. Нашел человека, у которого есть отличные знания электроники, паяльная станция и программатор. Он мне выпаял заводскую атмегу8 и поставил новую, а затем ее прошил прошивкой от Simonka. Атмегу заменили из тех соображений, что в заводской прошивке какой то баг. Также были заменены полевые транзисторы на выпаяные из материнской платы (подходят практически все).
В итоге: нет заводских настроек регулятора, только калибровка газа; звук двигателя при работе стал тише (до этого на родной прошивке громко свистел); регулятор стал чувствительнее к ручке газа.
Всем спасибо за участие в теме.

Помогите опознать детали на регуляторе.

Андрей, починить хочу из-за спортивного интереса 😃. Заказать не проблема. Но это мой первый регулятор, выбрасывать жалко и чтобы без дела лежал неинтересно.
Вопрос по деталям открыт.

P.S. Оффтоп. Кстати, какой регулятор посоветуете взять на Hobbykingе, так чтобы от 20 ампер и понадежнее? Двигатель Turnigy 2822/17-1100 kV. По деньгам весьма ограничен, т.к. территориально малообеспечен )).

Помогите опознать детали на регуляторе.

Приобрел регулятор Turnigy TY P1 25Amp. После 2-3 запусков при очередном подключении питания он приказал долго жить. Вскрыл термоусадку. Прозвонил полевики - в итоге из 6-ти в живых осталось только 3. 2 сгорели на одном плече. Транзисторы LR 7843 n-канальные. Замену найти не проблема. Попутно сгорели 2 резистора на 47 Ом между ножками полевиков. Это все решаемо.
Суть в другом, при детальном рассмотрении обратной стороны платы возник вопрос по некоторым элементам. На фото они обведены красным.
Левый верхний элемент - YI и какая то закорючка. Обозначается на плате как U13, U14. Есть подозрения что они тоже погорели. Как проверить, что искать, чем заменить?
Средний элемент - похоже диод. Чем заменить в случае чего?
Нижний элемент - H11 и какая то закорючка. Обозначается на плате как U10. Как проверить, что искать, чем заменить?

Надеюсь на поддержку.

Что за коллекторник.

Всем здрасте. Недавно приобрел коллекторник, бывший хозяин сказал что двигатель стоял на вертолете. Пробовал ставить на него пропелер 160х100(примерно) из липы и подключал к аккуму 7.2 В. Моща зверская я вам скажу.
Проблема в том что не знаю его параметров, и посему спать не могу спокойно 😁. На двигателе две надписи - SAGAMI и JAPAN. У него три секции обмотки, провод толстый, около 0,8-1 мм. Cмахивает внешне на движки LeMans AP29L (на фото).
Помогите информацией пожалуйста.

Моделисты из Ташкента

Мне например хотелось иметь аппаратуру современную с шестью каналами - например Hitec Optic 6 или Sanwa RD/VG 6000. Хочется и сейчас, но финансы поют романсы. Да и потом, нет времени на постройку модели, а также времени нет ехать за город на аэродром. Основная проблема - это отсутствие свободных площадок для запуска моделей. Запускать в городе уже негде. А было одно место - называлось “яма”, там часто проводились соревнования по классу F2D, к тому же достаточно большой котлован для запуска небольших радеек… Но все это было, а теперь там что то строят. Про стадионы можно не говорить, могут вовсе не пропустить, комментируя тем что “поле отдыхает”. Иной раз боялся с моделью выйти на улицу из-за того что наши блюстители порядка очень этот порядок “блюдут” - посчитают самик за ракету, топливо за ядовитую жидкость, аккум за бомбу, ну а если радиосамолет…
P.S. Магазины ориентированные на моделистов не появятся в обозримом будующем из-за того что даже простой RTF набор типа Piper здесь будет стоить долларов 200, а заработная плата у многих не выше 150. Ну накопит человек денег, купит модель, а кушать надо, за квартиру и прочие сборы платить надо, и т.д.

Прошу извинить, если что то написал не по теме, но накипело.