Лето. Вода. Поплавки. Первый опыт.

lexa_kz
МаксимЛ:

Если .46 есть в наличии,конечно надо ставить его. Наверное,так-как у Вас поплавки “правильные” с реданом и килем и тем-более,как Вы говорите сидят глубоко,то винт не сможет его так явно разворачивать. Надо проверить параллельность установки поалавков. Везде написанно,что если плоскость вращения винта на одном уровне с носками поплавков,то при резкой даче газа самолет скапотириет или уйдет под воду,у меня даже видео такое есть. При установке поплавков есть один нюанс:как правило устанавливают на самолет поплавки с уже закрепленным креплением и это не всегда удобно,подумайте над тем,что можно устанавливать поплавки на самолет с уже установленным на нем креплением. По крайней мере я нигде не нашел правила установки креплений на поплавок.Мне кажется,что так было-бы удобнее. Удачи.

Еще чуть-чуть почитал интернет 😃 и решил попробовать сдвинуть всю конструкцию (самолет + крепления) на пару сантиметров назад относительно поплавков. Другой возможности уже нет (а точнее, лень переклеивать фанерки с закладными гайками внутри фюзеляжа), а просверлить 4 отверстия в поплавках - работы на 5-10 минут (с заделкой предыдущих и временно ненужных отверстий). Все-таки склоняюсь к тому, что из-за слишком “переднего” ЦТ относительно редана при разгоне возникает пикирующий момент, который “притапливает” поплавки, отсюда и сложности с отрывом от воды. Моторчик пока оставлю 40-й, до истины будем докапываться постепенно и мелкими шагами 😃.
По конструктиву крепления я сделал так, что мне проще демонтировать поплавки вместе с креплениями, чем оставлять крепления на фюзеляже и снимать просто поплавки. Спасибо за пожелания! 😃

toreo

сделайте небольшие кили на концах поплавков. Будет взлетать как по рельсам, а не так как здесь.

lexa_kz
lexa_kz:

Еще чуть-чуть почитал интернет 😃 и решил попробовать сдвинуть всю конструкцию (самолет + крепления) на пару сантиметров назад относительно поплавков. Другой возможности уже нет (а точнее, лень переклеивать фанерки с закладными гайками внутри фюзеляжа), а просверлить 4 отверстия в поплавках - работы на 5-10 минут (с заделкой предыдущих и временно ненужных отверстий). Все-таки склоняюсь к тому, что из-за слишком “переднего” ЦТ относительно редана при разгоне возникает пикирующий момент, который “притапливает” поплавки, отсюда и сложности с отрывом от воды. Моторчик пока оставлю 40-й, до истины будем докапываться постепенно и мелкими шагами 😃.

Продолжаем репортаж 😃
Поскольку “малой кровью” обойтись не вышло, т.к. на поплавках уже отсутствовал запас по перемещению креплений назад, пришлось-таки делать вскрытие фюзеляжа и переносить крепления в нем вперед. Перенес на 3,5 см. Теперь ЦТ оказался где-то на 1,5 см впереди редана, а плоскость вращения винта - на 4 см позади носков поплавков. Мотор менять не стал, оставил 40 (как выяснилось потом, зря). В субботу собрался, взял все необходимое для полетов и для пикинка и выдвинулся к водоему. По приезду выяснилось, что забыл взять… крыло 😃!!! Ну ладно, не получилось, так не получилось. Полетали на игрушечно-тренировочном электропланере:) Зато пикник удался 😃 Пришлось повторить вылазку в воскресенье. Крыло на этот раз тоже поехало. Погода, правда, выдалась очень ветренной, на поверхности воды даже волны иногда были с “белыми барашками”. Но нас ничто не остановит, мы же приехали на испытания 😃. Итак заправка, разбег… Не летит. Разворот, плывем обратно и замечаем, что как-то уж очень странно ведет себя крыло. Причаливаем - ну конечно, кто б его прикрутил? 😃. Чегой-то совсем расслабился, думаю, типа опыта поднабрался за ~9 месяцев увлечения. Раньше перед каждым полетом каждый винтик и проводочек проверялся по 10 раз… Ладно, прикручиваем крыло, заодно делаем выводы . Пуск, разбег (гораздо более короткий, чем раньше, несмотря на крайнее неспокойствие поверхности воды) и, о чудо, взлет! 😃 Итак, что нового: как и предполагалось, при приближении ЦТ к редану самолет всплывает раньше, сопротивление на разбеге стало меньше, отсюда сам разбег как минимум раза в 2 короче. Однако, недостаток тяговооруженности все же очевиден. Делаем несколько кругов-восьмерок над озером и по просьбе оператора видео заходим на посадку. Да, надо сказать, что и взлеты и посадки выполнялись исключительно с боковым ветром, от примерно 2 до 4 часов, т.е. ветер поддувал в правый борт. Отсюда, видать, и постоянный левый крен на взлете. Далее было совершено еще несколько полетов и тут я таки заставляю себя попробовать чего-то большее, чем летание по кругу, т.к. ну очень скучно, особенно после уже двухмесячного кайфа с Ультимэйтом и 4Т 😃. Итак, первое, что пробуем, это sidesliping, по-русски, кажется, боковое скольжение, поправьте, если не так. Что ж, с поплавками, при порывистом ветре и 0.40LA, да еще и моими “недовставленными” рученками красоты особой не получалось. Ну тогда пробуем бочки. Куда они денутся, крутятся, конечно, но просадка по высоте - мама не горюй! Про петли с такой тяговооруженностью и не думаем (к тому же присутствовала боязнь “сложить крылья” из-за возросшей нагрузки). Ну тогда пробуем уж хоть иммельман. Разгоняемся по ветру, поднимаемся повыше, полубочка, полупетля, восторженные крики зрителей откуда-то из-за камыша, полет нормальный 😃. Далее пробуем то же, но в противоположном направлении. Чувствуется при проходе мимо себя против ветра, что скорости не хватает, но ничего, думаем, у нас же тренер, он же невероятно летуч… Полубочка, полупет… Ой, отвесное пикирование носом и никакой реакции на ручки! Через секунду - зловеший треск… 😈 А там, за камышом, тоже ведь отдыхающие . Бежим смотреть. На ходу выясняем, нет ли жертв и разрушений. А они радуются, долетался, говорят, гагарин 😈. И показывают, что “вооон там упал ваш самолет”. Бежим дальше, видим полоску камыша шириной не более 1м, уходящюю в озеро метров на 7-8, и в ней торчит самолетина, погрузив нос сантиметров на 30 в воду. Цел-целехонек, счастливчик! Надо же было угодить в такую узкую “подушку”, да еще и в метрах трех-четырех от суши! Извлекаем его из камыша, несем в лагерь, попутно извиняясь у очевидцев за острую ситуацию, по пути благодарим про себя всех и все, что можно, за благополучный исход “маневра”, ну и для себя делаем выводы. Много выводов Тут же скидываем крыло, сливаем воду и исследуем состояние электроники. Вроде бы все сухо, приемник, упакованный в презерватив, тоже сухой. Сливаем топливо, снимаем глушак, выкручиваем свечу, обильно промываемся WD40, потом топливом, собираем, заправляем и - о чудо, без особых проблем заводимся… Разбираемся, промываемся WD40, попутно делая еще выводы и думаем, что же послужило причиной падения? Когда мы его нашли торчащим в камыше, то элероны у него находились в крайнем правом положении - так, как будто после полубочки я их не вернул в нейтраль, что я исключаю на 100, даже на 200%. Неужто внезапная помеха? Хотя, я более склонен винить недостаток скорости/тяги/возросшую массу/изменившуюся аэродинамику плюс порыв ветра… Но вот элероны в крайнем положении меня смущают. Потеря питания? Влага в выключателе? Вроде бы дома вскрыл, признаков влаги _внутри_ выключателя не обнаружил… Но перенести внутрь фюзеляжа будет не лишним. Влага в сервомашинке элеронов? Надо глянуть, до нее руки вчера не дошли… Сегодня вечером вскрытие продолжу…
И, пожалуй, все-таки поставлю я на него 0.46, мне кажется, что это минимум, что должно на нем стоять…
Да, обещанное видео взлета и посадки выложу сегодня чуть позже.
Специально для МаксимаЛ - полный газ с места давал, склонности к “бульканию носом” никакой не обнаружил. Правда, это уже после переноса креплений, так что шляпу можно не есть 😃

toreo:

сделайте небольшие кили на концах поплавков. Будет взлетать как по рельсам, а не так как здесь.

О, это, наверное, хорошая идея! Спасибо, попробую реализовать 😃

Stan

Скажите, сложно ли управлять тренером на поплавках? Меня тут пугают тем, что нужно обладать навыком виртуозной посадки, дабы нерасхлестать самолет\поплавки об воду.

lexa_kz
Stan:

Скажите, сложно ли управлять тренером на поплавках? Меня тут пугают тем, что нужно обладать навыком виртуозной посадки, дабы нерасхлестать самолет\поплавки об воду.

Меня тоже пугали, но… волков бояться - в лес не ходить 😃. Честно говоря, не вижу особой разницы в посадке, ну разве за исключением того, что при увеличившейся массе возросла нагрузка на крыло со всеми вытекающими. Но это еще смотря у кого какие критерии “виртуозности” посадки на обычную ВПП 😉 Мне, наверное, повезло в свое время, когда я начинал, на поле оказался очень опытный пилот, который мне сказал что-то типа “тренеруй посадки по ветру, против ветра, с боковым ветром, сотри комплект-другой колес на посадках, и когда у тебя начнут получаться посадки из любого положения в нужном направлении, без “козлов”, без выкатов, четко по полосе, тогда начинай думать о каком-то пилотаже. К тому времени придут нужные рефлексы и т.п.” Ну я и послушался 😃. Поэтому посадка - мой, наверное, самый любимый маневр, на любом самолете. А вода в какой-то мере, как мне показалось, даже может скрыть некоторые огрехи недостаточно идеальной посадки. Но опять же, зависит от критериев. А потом, как опять же мне показалось, взлет с воды - гораздо более напряженный маневр. Но это, я так думаю, из-за недостатка тяговооруженности в моем случае. Так что дерзайте и ничего не бойтесь 😃

toreo
Stan:

Скажите, сложно ли управлять тренером на поплавках? Меня тут пугают тем, что нужно обладать навыком виртуозной посадки, дабы нерасхлестать самолет\поплавки об воду.

совершенно правильно пугают. Поплавки и система их крепежа - это очень жесткая конструкция, поэтому плюхи и козлы крайне нежелательны. То, что вам простят проволочные шасси или разъехавшиеся стойки - в поплавках не прокатит.

lexa_kz:

который мне сказал что-то типа "тренеруй посадки по ветру, против ветра, с боковым ветром, сотри комплект-другой колес на посадках, и когда у тебя начнут получаться посадки из любого положения в нужном направлении, без “козлов”, без выкатов, четко по полосе, тогда начинай думать о каком-то пилотаже.

+пиццот

16 days later
U-Ka
lexa_kz:

Моторчик пока оставлю 40-й, до истины будем докапываться постепенно и мелкими шагами

Обладаю таким же самолётом как у Вас. По этому хочу заметить, что 40-й моторчик слабоват. Производитель установил эту комплектацию для того, чтобы новичок успевал реагировать на самолёт. Поставив 46-й, радости от полёта не было предела. Самолёт прекрасно справлялся с ветром 9м/с. Первый полёт на 46-м после 40-го немного напрягал с непривычки, взлёт с 3-х метров и не успеешь опомнитья уже в точку. Потом всё встало на свои места. Ещё нужно поэксперементировать с винтами. Стоял APC 11x7 Sport Propeller, поставил Master Airscrew 11x7 G/F G3 Nylon Propeller. Вроде размер и шаг одинаковый, а на мастере поинтересней полетел. Зимой лыжи ставлю. Вес добавляет, но моторка справляется. С поплавками очень хочется попробовать, но пока вся копилка на другой самолётик уходит.

lexa_kz
U-Ka:

Обладаю таким же самолётом как у Вас. По этому хочу заметить, что 40-й моторчик слабоват. Производитель установил эту комплектацию для того, чтобы новичок успевал реагировать на самолёт. Поставив 46-й, радости от полёта не было предела. Самолёт прекрасно справлялся с ветром 9м/с. Первый полёт на 46-м после 40-го немного напрягал с непривычки, взлёт с 3-х метров и не успеешь опомнитья уже в точку. Потом всё встало на свои места. Ещё нужно поэксперементировать с винтами. Стоял APC 11x7 Sport Propeller, поставил Master Airscrew 11x7 G/F G3 Nylon Propeller. Вроде размер и шаг одинаковый, а на мастере поинтересней полетел. Зимой лыжи ставлю. Вес добавляет, но моторка справляется. С поплавками очень хочется попробовать, но пока вся копилка на другой самолётик уходит.

Я на него так же в свое время поставил 46-й, купленный по объявлению за недорого, б/у 😃, и совершенно точно, радости на было предела, было ощущение совсем другого самолета. Летал на 11х6 деревянном, производителя на помню. Но то, что взлет был с 3 метров (а то и раньше) - еще помню 😃.
А 40-й, к тому же LA- да, слабоват, но 46-й счастливо летает на другом самолете, а тренер давно пылился на шкафу, вот и дожил до поплавков.

1 month later
МаксимЛ

Добрый вечер,Алексей. Лето близится к концу,как Ваши опыты с поплавками? Поставили движек помощнее? Хочу сказать,что сегодня полетел мой гидропланчик,и оказалось,что все мои опасения относительно недостаточной мощности .40 движка были напрасны. Прекрасно взлетает,разбег метров 25-30,запросто крутит петли и т.д. Стал более чувствителен к боковому ветру,просадку на левый поплавок при взлете не имеет,садится без мотора спокойно,единственное,что напрягает:при выходе на глисссирование и в момент отрыва плохо рулится,но тут могли повлиять течение и погодные условия. В целом,конечно, поплавки рулят!!! адреналина полные штаны,а зрелищно-то как!!! Удачи.

lexa_kz
МаксимЛ:

Добрый вечер,Алексей. Лето близится к концу,как Ваши опыты с поплавками? Поставили движек помощнее? Хочу сказать,что сегодня полетел мой гидропланчик,и оказалось,что все мои опасения относительно недостаточной мощности .40 движка были напрасны. Прекрасно взлетает,разбег метров 25-30,запросто крутит петли и т.д. Стал более чувствителен к боковому ветру,просадку на левый поплавок при взлете не имеет,садится без мотора спокойно,единственное,что напрягает:при выходе на глисссирование и в момент отрыва плохо рулится,но тут могли повлиять течение и погодные условия. В целом,конечно, поплавки рулят!!! адреналина полные штаны,а зрелищно-то как!!! Удачи.

Добрый день, Максим!
Опыты с поплавками временно приостановлены. Съездил на озеро в комплектации “все как было” еще пару раз, а затем мой “агрегатоноситель” наконец-то востребовался товарищем, которого я долго тяну в это хобби, и после “сдачи экзаменов” на симуляторе мы с ним вернули Ла-Рэйсеру колесное шасси и отправились на аэродром, где в первом же самостоятельном полете новичка самолет погиб. Правда, после достаточно уверенного и продолжительного полета… Так что скорее всего, теперь поплавки перекочуют на СуперСпортс-30 от ВорлдМоделс, на котором и живет 46-й мотор. Правда, есть еще в ангаре пилотажевсеий Як-12, он вообще красив на поплавках, но ему нужен немного другой размерчик…
А то, что поплавки рулят - “адназначна!” 😃 Зрелищем взлета и посадки, да и низкими проходами над поверхностью воды можно наслаждаться и наслаждаться 😃
Успехов вам в “гидролетании”! 😃

alexaircraft94

Доброго всем времени суток)
с большиминтересом читал данную тему так как сам еще в пошлом году очень радовался их приобретению
относительно конструкции важно считаю отметить что носы попловков должны сходится где-то на сантиметр! для лучшей управляемости, хотя и так моего все время разворачивало против ветра даже с правильно установленным в воду килём!
что могу сказать о своём опыте-
на первую посадку заходил раз 10 так как с поплавками он на удивление стал очень летуч!!!не снижается и всё!( извините что сразу не сказал, речь идет о Кальмато 40 Спортс с 46 ОС АХ)
и все таки первая посадка была как по маслу) а вот дальше такими успехами похвастать не могу( хоть и маленькие но все-таки козлики были(
думаю надо стараться нос задират перед касанием чтобы самолёт мягко *входил* в воду! конструкция всё-таки довольно крепкая
имел место быть инцидент, когда в перевернутом полёте довольно низко начал глохнуть двигатель- перевернуть я успел и тогда он уже заглох( представляете с такой высоты и на такой скорости какая могла быть посадка!!! тем болеечто нужно было еще и развернутьсамолёт на 180 градусов) куча брызг- козел чуть меньше метра и вот он один одинешенек в несколькихме трах от берега, но без лодки все равно не достать( даже после такого была обнаружена трещина ,шедшая от места их крепления к Фюзеляжу и дальше к хвосту- промазал эпоксидкой и всё в норме)
к фигурам возможности так же урезаны не были- говорю же, жуть как летуч стал)
зимой, кстати поплавки тоже рулеззз!!!
если кому-то интересно - тут есть видео моих испытаний
в основном вся съёмка идёт с борта, но имеется запись одного взлёта и двух посадок-

lexa_kz
alexaircraft94:

если кому-то интересно - тут есть видео моих испытаний

Большое спасибо за поддержку темы! 😃
А ваше видео смотрел несколько раз до покупки поплавков и, можно сказать, оно послужило одним из “катализаторов” к решению встать на поппавки 😃

МаксимЛ

Добрый день. Видео зачотное,особенно саундтрек к нему.
Алексей мои соболезнования по поводу безвременно ушедшего Рейсера.
На Як,я думаю,так-как он претендует на полу-копийность и поплавки нужны полу-копийные и стойки соответственные. Относительно летучести с поплавками так-же был приятно удивлен,ожидал худшего,на первые посадки заходил на скорости на моторе,так он прыгал,как лягушка,потом на холостых на планировании-ровно без подскоков,особенно зрелищен момент торможения-как он осаживается хвостом,и на моторе к берегу!
Один большой минус все-же в этом есть:все в песке (это если с пляжа запускать) и влагу бальза тянет. Пришел к выводу,что под воду следует строить специально подготовленный самоль с учетом этих нюансов.Всем спасибо !!!

19 days later
psn151

Кхм,кхм…Лёха,если не секрет.на каком озере были приключения?Балхаш,Орал?
Кстати скоро зима,как думаете,поплавки по снегу прокатят?

Маэстро
psn151:

Кстати скоро зима,как думаете,поплавки по снегу прокатят?

Легко.

psn151

Это радует.Но! терзают смутные сомнения,по поводу аэродинамики.А именно-у меня самый активный лётный сезон-зима(как не странно).И все мои ЛА на лыжах.Заметил особенность полёта-эффект “биплана”,благодоря этим же лыжам.(самолёт на хочет садиться),приходится гнуть ручку РВ вниз,что чревато.
а вот с поплавками по снегу и в воздухе,как думаете,лишняя аэродинама не появится?

Маэстро
psn151:

а вот с поплавками по снегу и в воздухе,как думаете,лишняя аэродинама не появится?

Конечно появится. Будет, как беременный птеродактиль.😃

psn151

Видео зачётно.но вот сами поплавки…в полсамолёта,знаете ли,нет нет,всё путём,хотел сказать про целесообразность.Короче если и бы я жил на острове,где сплошной лес,и единственная взлётка-вода вокруг,то таким шасси 100%-е применение.

МаксимЛ
psn151:

Видео зачётно.но вот сами поплавки…в полсамолёта,знаете ли,нет нет,всё путём,хотел сказать про целесообразность.Короче если и бы я жил на острове,где сплошной лес,и единственная взлётка-вода вокруг,то таким шасси 100%-е применение.

А целесообразности действительно никакой,это ведь не постоянное шасси,так для души,переход на колеса занимает ровно четыре минуты,зато 100% не утонет😁.А если серьезно то по науке длинна поплавка должна составлять 75% от длинны самолета это раз,затем есть процентные соотношения длин поплавка относительно редана,редан в свою очередь должен располагаться в строго определенном месте,относительно центра тяжести,вынос носка поплавка перед плоскостью винта должен так-же быть строго определен,не забываем,что общий вес самолета получился 4200 гр.,вот если учесть все эти нюансы и получим поплавки никак не менше этих.