Безопасность самолёта и окружающих
Комрады приветствую.
В последнее время решил перейти от электричек к ДВСкам, по этому случаю была куплена парочка полутора метровых самолётов.
Вес оказался приличный (около 3кг) и как бы стрёмно если такая дурень упадет на кого ни будь.
В связи с этим думаю как обезопасить так любимые мне полетушки 😃
Аппаратура: Турниджи 9x, модуль Приемник-Передатчик FrSky с Телеметрией.
По бортовому питанию: Аккумулятор 2200 3s, регулятор Туринджи 30А bec 2a. (специализированного регуля нету, только этот (еще от электричек остался)).
Собственно вопросы:
1.как можно продублировать аккумулятор на случай его просадки.
2.в случаи отказа одной из сервомашинок, как спасти управление самолётом (ставить дублирующие машинки конечно вариант, но что будет если одну из пары - заклинет или произойдет КЗ?)
3.если потеряется связь (к примеру сглючит приемник), то возможна ли установка дублирующего?
З.ы. все бы действия хотелось бы произвести с минимальным бюджетом. Спс за ответы.
Хотел кинуть помидор, но решил написать!
С подобными мыслями нельзя заниматься моделизмом!
Аккумулятор 2200 3s… - как то многовато, не находите? дублировать незачем, ставьте качественный LiFe 2S и будет вам счастие. а регуль тут нафиг не сдался.
в случаи отказа одной из сервомашинок… - ставить хорошие сервомашинки, а не барахло за 3$. где это видано, где это слыхано, шоб сервы дублировали на ТАКИХ самолетах:)
если потеряется связь… - а в электро можно поставить дублирующий? в этом плане ничего от типа мотоустановки не зависит. хотите хорошую связь и уверенность - покупайте качественную аппаратуру.
Моё мнение, что лучше ничего не дублировать, а по возможности приобрести хорошие комплектующие - Хайтек, Санва, ДжейАр, Спектрум, Футаба, Мултиплекс. Турнидгжи - ну что там дублировать, лучше не будет, а хуже может и будет - летайте пока как есть.
1.как можно продублировать аккумулятор на случай его просадки.
просто продублировать, со своим выключателем.
2.в случаи отказа одной из сервомашинок, как спасти управление самолётом
как правило на самолетах 3 кг этим не заморачиваются. машинки нормальные и привет.
3.если потеряется связь (к примеру сглючит приемник), то возможна ли установка дублирующего?
как угодно, все возможно.
однако - все это лирика, и главное здесь обеспечение безопасности полетов организационная.
грубо говоря - окружающих быть не должно, о посадке объявлять, если есть другие пилоты, о потере связи громко кричать, не летать над головами, стараться ихбегать траекторий направленных в зрителей (это реально, если есть привычка) и пр…
да, и еще 2 ампера на такой самоль - категорически мало. поставте кадмий 1100-1500, 4-5 банок и все.
Хотел кинуть помидор, но решил написать!
С подобными мыслями нельзя заниматься моделизмом!
Помидор можете смело кидать в себя.
А по теме, много раз видел как падали самолёты с дорогущей аппаратурой (Футаба, JR, и такими же дорогущими сервами). А причины банальны, просадка ака, заклинила серва РВ , КР на борту…
Помидор можете смело кидать в себя.
Ну что за юношеское неуважение?
А по теме! Не думай о плохом оно и не случится, а если подобные мысли лезут в голову, то лучше сидеть дома обвязавшись подушками.
Соблюдайте технику безопасности, не экономьте на дорогой электронике.
ппЦ… написал же … Что и на ДОРОГОЙ ЭЛЕКТОНИКЕ падают ДОРОГУЩИЕ САМОЛЕТЫ.
Смысл то темы в том, что бы придумать средства дублирования и добавить отказоустойчивость!
Понятно что Серва за 100 баксов - это хорошо, Но Две такие сервы дублирующие друг друга - это еще лучше
Серва за 100 баксов - это хорошо, Но Две такие сервы дублирующие друг друга - это еще лучше
2 сервы на руль, 2 акка на борт, 2 свечи на цилиндр, 2 цилиндра, 2 мотора … 2 самолета.
Закон Сегала.
Человек, имеющий одни часы, твердо знает, который час.
Человек, имеющий несколько часов, ни в чем не уверен.
снова обращу внимание на организационную сторону безопасности.
покалечить публику можно и совершенно исправным самолетом, банально зарулившись, так что внимание нужно и этой стороне уделить, и даже бОльшую часть внимания.
Посмотрл сюда опять и вижу советы дают в Русском стиле.
Я бы вам посоветовал на основе моего опыта и на опыте других. Чем проще -> тем дольше будете летать.
Поэтому:
Оставьте ваш липо и регуль на потом. Приобретите хорошую 4.8в НиКд батарейку. Вполне около 1000ма/ч пойдёт. В передатчик тоже НиКд (спайку) а не липо и Лайф. С ЛипО может сгореть, а Лайф. Тут полно топиков. Их ешё и заряжать надо спец зарядником (деньги опять) да следить за разрядом надо. При зарядке вытаскивать из корпуса, а так разъём разшатывается в плате. Другие способы конечно есть, но некоторые, полно таких тут (интересно почему?) и плюс с минусом не отличают.
rcopen.com/forum/f4/topic224156
Низковольтные сервы от Лайф без регулятора тоже не дело - для ЛайФ сервы на 7в выпускают (дорого пока). Пищалки и свистелки тоже не надо - ведь вы их опять с любимого сайта за $1 захотите. Так что контроль батареи с разёма в промежутках между вылетами. НиКд не подведёт разряд там почти линейный.
Так что, чем меньше всякой дешовой ерунды вы воткнёте в борт модели, тем вы обеспечите себе дублирование и продлите ваши полёты.
Успеха!
Аккумулятор 2200 3s, регулятор Туринджи 30А bec 2a.
Никуда не годится.
в случаи отказа одной из сервомашинок, как спасти управление самолётом (ставить дублирующие машинки конечно вариант, но что будет если одну из пары - заклинет или произойдет КЗ?)
Заклинит или КЗ не знаю, а при обрыве руля ничего не случится:
при обрыве руля ничего не случится:
Не случится при полете блинчиком, а если на 3Д пилотаже то хрен знает в какую сторону тушка полетит…
если на 3Д пилотаже
Руль оторвался в плоском штопоре.
Руль оторвался в плоском штопоре.
тогда Уважуха вам за то что спасли самолёт, однако большинство в такой ситуации его попросту бы грохнуло.
куплена парочка полутора метровых самолётов.
…как можно продублировать …
Уважаемый коллега!
Вы что, Шаттлы запускаете?😉 Решения по увеличению надежности, удваиванием количества начинки, для моделек подобного размера нет и быть не может.
Эффект будет как раз обратный.
Единственное, что желательно “дублировать”, - собрать элероны по схеме с двумя серво.
ппЦ… написал же … Что и на ДОРОГОЙ ЭЛЕКТОНИКЕ падают ДОРОГУЩИЕ САМОЛЕТЫ.
Падают они не по причине отказов, а из за криворукой сборки, или неправильным подбором компонентов.
На самолетах до 50сс бензина (2-2,2м) никаких дополнительных мер не нужно.
А вот пользоваццо нормальными комплектующими - стоит. Для начала хотя бы отказаццо от безродных 3-рублевых китайских машинок и регуляторов…
Хоббикнговская продукция оправдана для самолетов 1-1,3м до 2 кило весом. Более - лучче не эксперементировать…
Кирилл, попахивает рекламой продвижения брендовой продукции. За 3 рубля машинок китайских не встречал. Если не нравится Китайская продукция и кошелёк жмёт карман от пухлости, это ещё не значит, что на вашем благосостоянии-Московском, заканчивается авиамоделизм-Российский. Поостерегитесь в категоричности своих высказываний, тем боллее, что нет неопроверживых доказательств некачественности китайских изделий. Летаю на китайском и на брендовом в диапазоне веса самолётов от 1,5 кг до 8кг и ни какой разницы в плане отказа и качественности. Я внимательно слежу за вашими темами и строительством ваших АРФ пипелацев, посему прошу не судить строго данное нравоучение.
Не удержусь, вложу мои пять копеек: Не имею возможности покупать дорогую начинку для самолётов ,летаю на дешёвой. За несколько лет не было ни одного случая, чтоб разбил модель из-за отказа аппаратуры, каждая авария - мой недосмотр: то акк незаряжен, то разъём прослаб, то “зарулился”. Да, было дело, и эл-движки на электролётах сгорали в воздухе от перегрузки( опять же мой косяк), и машинки дёргаться начинали в воздухе (помеха, или ещё что?), но к серьёзным “крашам” это не приводило. Может , просто везло, но,по моим подсчётам,вероятность отказа даже самой дешёвой аппаратуры очень невысокая. Речь идёт о моделях размером до 2.5 метров весом 5-6 кг.
вот буквально из сегодняшнего:
взлет при боковом ветре (не принятом во внимание, при наличии полосы под 90гр.), зарул на взлете - краш.
взлет при смене модели, БЕЗ проверки рулей на “лево-право, верх низ”, - при смене модели в пульте но не нажали “какую-то” кнопочку, РВ был в реверсе.
оба краша несмертельны,и не у меня, но - человеческий фактор присутствует, и он силен.
криворукая сборка и неправильное комплектование (2 ампера на 5 стандартных серв) - только добавляют вероятности краша, наличие “зрителей” добавляет вероятности жертв в случае краша.
Каждый раз перед взлетом проверяю ход рулей. Держу в голове чек-лист и следую ему перед взлетом: топливо есть-есть; напряжение борта нормально - нормально; рули ходят правильно - правильно. И только тогда взлет. В прошлые выходные запищал передатчик, хорошо сразу после посадки, расслабился(я)из-за лиро батарейки. Используем резьбовой клей, без него разобрался глушак в полете - двигатель заглох, треба регулярно проверять резьбовые соединения.
что нет неопроверживых доказательств некачественности китайских изделий.
Все 5 серв TowerPro, стоявшине на моей 26сс бензинке не держали под нагрузкой ноли. Толком не успел их поэксплуатировать - самолет рабился (не по вине машинок я сам зарулился). Перешел на “брендовые”…
Спустя некотоое время посоветовал поменять на приличные машинки одному из пилотов 2,5 метровго самолета - так же не держали ноль от рождения. Мне ответили примерно тоже, что и Вы. Через пару дней самолет разбился из заклина сервы РН в крайнем положении. Никто не пострадал…
На моем ангеле на борту стоял копеечный LiPo акк неизвестного производства. Практически новый. Умер в полете. Самолет упал на Боровское шоссе, пройдя в 20 метрах перед маршруткой, ехавшей со скоростью около 100км/ч. С тех поря я не ставлю на бортовое питание неизветсныве акки.
На форуме есть тема, как боротся с глюками мощного UBEC Турниджи. То, что рекомендовано ставить на большие бензинки. Люди вместо того чтоб его разпилить и выкинуть - обусждают как его “лечить”… Для меня это - нонсенс… Если принципипально - могу специально эту тему поискать.
Примеров с плохим концом не так много. Хороших примеров с китайцами - конечно больше. Если Вас это успокаивает, то меня - нет…
Я никому не навязываю покупать все брендовое. Но устройства, нарямую отвечающие за безопасность самолета я ставлю из проверенных. И это совершенно не означает “дорогих”. Я тоже не магнат, и деньги считаю. ВЕС, приемник и сервы я лучше куплю понятного производства (не обязательно американского или европейского - есть и китайцы-тайваньцы, просто понятные и провернные годами), и буду спать спокойно. Остальное - от фонаря, хоть вьетнамское самодельное, главное чтоб в случае отказа самолет можно было управляемо засадить в землю подальше от зрителей…
PS/ Мощная, быстрая и точная и надежная серва HS-225, проверенненая годами и тысячами моделистов стоит 20-22 долларов. Китайская безродная с подобными заявленными параметрами - 12-15… На 1,5 метровый самолет их нужно 4 штуки… Сервы для тренеров и не шибко злых самолетов - извстные “брендовые” стоят по 10-12 баксов, безымянные китайцы - по 5-6… 5-амперный “брендовый” ВЕС стоит 10-15 долларов. Китаец с неизвесным результатом - 5-6…
Вы считаете, что переплата в 50 баксов на 1,5 метровый самолет суммарной стоимостью в $500-600 требует “толстого кошелька”?
В передатчик тоже НиКд (спайку) а не липо и Лайф. С ЛипО может сгореть!
Если руки кривые и растут из ж… то да, все взорвется и сгорит!
Только вот я в прошлый сезон каждую неделю акк (NiCd) в передатчике заряжал. Достало. Поставил в передатчик липу, два диодика. Передатчик пищит при 8.5 вольт, а на липе на самом деле 9.4 вольта, то что нужно!
по таймеру передатчика, время работы с одной зарядки составило 25 часов с копейками ! (Акк 3S1P 2450mah)
два диодика
Это ключевое слово. Большинво диодиков не ставит, и летает напрямую… Часть из этих счастливчиков владеет JR 9-ками, которые периодически вырубают своей защитой ВЧ модули из за перегрева внутреннего питалова…
Потом обсуждают, что за чудо-помеха завалила их самолет, и выносят однозначные приговоры всему DSM2 😉
Вы, Александр, правы, работать будет. И уменя Лайф работает на передатчике - и из платы передатчика разьём я не вытаскиваю. Но руки и голова то есть не у всех из моделистов, а желание модернизировать у всех. Сколько тут из за модернизаций батареи передатчика, закорачивания выходных разьёмов зарядников на капотах машин, подключения ЛиПо напрямую к бортю итп итп тут тем было а? И почему то вся модернизация очень у нас тут на форуме преветствуется - как анекдот про Японскую бензопилу и сибирских мужиков.
По поводу Китая (не брендового как Футаба, ДжейАр) Кирилл Уборский абсолютно прав. 50 серв будет супер а 51 заклинит. Это как тормозные диски Китайские брать на машину - у меня работали 4 года ОК, у других тоже, а у друга годичный лопнул на скорости 100км/ч из за внутренней каверны (потом выяснилось) и заклинил колесо с потерй машины и больницей на долго.