Помогите с выбором самолёта. Замучился =)
Привет.
С выбором самолета знакомая проблема.
Наверное все моделисты мучались с выбором, хочется и то и другое.
У меня за полтора года появляется седьмой самолет. Появляется потому что я его строю. Мой знакомый, который дал мне азы настройки и пилотирования моделей имел по очереди с десяток самолетов. Да и на поле видишь как люди хватают то одно то другое. Не все конечно, но многие. Ты отличаешься от большинства тем что решил воспользоваться чужим опытом и задал вопрос на форуме.
Прочитав тему я вижу что ты не полностью представляешь все нюансы эксплуатации двс. Хотя Ricaro уже много рассказал, не побоюсь повториться:
взлётно-посадочная полоса,
стартовое оборудование,
топливо,
настройка мотора.
Теперь по подробнее. Полоса для пилотаги (ты ведь на неё нацелился?) просто необходима. За прошедший год, при снежном покрове, я летал дней десять. Взлетку один чистить не станешь. Может в Москве с этим попроще? Стартовое оборудование при наличии автомобиля конечно ни каких проблем не создаёт. Мотор+топливо - те моменты на которых стоит остановиться поподробнее. 2-х или 4-х тактный, метанол или бензин? За прошедший год на Saito82 я сжег в районе 60 литров топлива. Умножив эту цифру на 250 рублей получим пятнадцать тысяч в год. Немало. Даннй двигатель один из лучших в близком обьеме(недорогое топливо, малый вес). Похожий по полету 2-х тактный мотор (наверно 61-й, 75-й) будет кушать или жрать раза в полтора больше. Часть топливной смеси выбрасывается в трубу. Так устроен 2-х тактный двигатель. 2-хтактник требует более частой регулировки. Почему-не знаю, просто из опыта. Да и весят они больше. Например мой 82-й при 1.5 л.с. весит 500 грамм, а TT-61PRO(2-х тактный) при той же мощьности 750 грамм. Хотя справедливости ради стоит добавить на двух-тактник топливо идёт подешевле. Точные цены на топливо смотри в магазинах.
Теперь о самолетах. Привожу опять же свой пример. По порядку: тренер, биплан Tigermoth от Kyosho, фан-флай 3D EAGLE из “Планеты”, ЯК-54-40 от Hyperion, электрический фанчик ANGEL - “Пилотаж”, Piper от Kiosho для обучения друзей, ну и сейчас строю контурный фан 1650мм размахом. НЕ ОДИН САМОЛЕТ Я БЫ СОВЕТОВАТЬ НЕ СТАЛ. Один хорошь тем, другой этим. Советуют тебе Груви-может быть. Я его даже не видел. Но судя по фотографиям правильный самолет. Только маленький и тяжелый. А насчет его скорости ты не переживай. Винт-диаметр поменьше, шаг побольше вот рецепт скорости. Гонка конечно не получится, с толстым то крылом, но и мало не будет. Биплан вообще отдельная тема. Skybolt при заявленом весе 3500 гр в реальности почти наверняка получится под 4000гр. И что 70-й или 91-й четырехтактник? Нормально летать не будет. Да и сборка биплана в поле да ещё зимой-занятие для фанатиков.
К чему это я все пишу? Отлетав два сезона и истратив более 100 тысяч рублей на хобби я вижу что после тренера стоило сразу взять бензиновый самолет. Двухметровый с 50-и кубовым мотором. Ребята давали полетать на Funtana140(2 метра) и Эдж-540(2.15 метра).
В воздухе они гораздо спокойнее чем мой ЯК. Возят кстати эти самолеты в седанах, хранят в квартирах. Это я о размерах. Ну а на зиму маленькую электричку. Приехал-бросил-полетал-замерз-посадил в снег-уехал.
Надеюсь что мои слова помогут с выбором.
Ему FL70 мало для передней центровки?! Т.е. пришлось догружать нос? Просто у меня этот же мотор есть, и Груви нравится.
+1 !!!
Это от первоначальной боязни,после нескольких полетов снял нехрен
А может кто-нибудь сравнить плюсы и минусы следующих вариантов:
[url=“www.capitalhobbies.com/catalogue/show/178.html”]
и
Биплан вообще отдельная тема. Skybolt при заявленом весе 3500 гр в реальности почти наверняка получится под 4000гр. И что 70-й или 91-й четырехтактник? Нормально летать не будет. Да и сборка биплана в поле да ещё зимой-занятие для фанатиков.
У меня был не один самолёт от GP (правда, электрический 😁 ) и могу сказать, что ни разу расхождений с инструкцией по весу я не заметил.
Мотор Super Tigre G75 (кстати, не китай, а италия) http://www.alexwest.ru/index.php?num=G75&a…B%E8&menu=2 двухтактный, мощностью 2.18 л.с. Крутит винты 12/8 или 13/6 (на сайте ошибка - я видел инструкцию). Обороты до 16000об/мин. Мощность выше, чем у Saito 100 😁
А приёмистость мне не так важна - возможность 3D для меня - это приятный бонус, не более…
К чему это я все пишу? Отлетав два сезона и истратив более 100 тысяч рублей на хобби я вижу что после тренера стоило сразу взять бензиновый самолет. Двухметровый с 50-и кубовым мотором. Ребята давали полетать на Funtana140(2 метра) и Эдж-540(2.15 метра).
В воздухе они гораздо спокойнее чем мой ЯК. Возят кстати эти самолеты в седанах, хранят в квартирах. Это я о размерах. Ну а на зиму маленькую электричку. Приехал-бросил-полетал-замерз-посадил в снег-уехал.
Надеюсь что мои слова помогут с выбором.
Я бы с удовольствием, но для меня это пока крутовато. Да и в машину ко мне он не влезет - сиденья не складываются задние, а на поле ездим вдвоём. И если крыло ещё разбирается, то фюзеляж девать просто некуда. И с полутораметровым-то фюзом хз что делать, а уж два метра… Хотя, конечно, была бы возможность - я бы 3м взял 😁
В любом случае спасибо за информацию. 😃
P.S.: Что такое ДВС и с чем его едят я примерно представляю, т.к. всё лето на своём электричестве ездил на аэродром, принадлежащий магазу Столица Хобби www.capitalhobbies.com , и насмотрелся там прилично (как и что вообще бывает и какой иногда получается гемор 😁 ), и даже порулить дали немного 😁
Если бы я был олигархом - летал бы на больших электричках (взял с собой на поле батарей 20-30 и летаешь целый день 😁 ), Но поскольку это не так, вынужден переходить на ДВС, т.к. ОЧЕНЬ хочется большой самолёт. Вот так 😃
Видео как летает GP Super Skybolt, лично мне очень понравилось второе:
www.youtube.com/watch?v=pjeYS5bZMuo
Самуль очень красивый и умеренно большой.
Как альтернативу могу посоветовать:
hangar-9.com/Products/Default.aspx?ProdID=HAN1100
летает просто супер, вот только цена его кусачая 😦
А может кто-нибудь сравнить плюсы и минусы следующих вариантов:
[url=“www.capitalhobbies.com/catalogue/show/178.html”]
и
Я бы выбрал ShowTime 50. Вроде как Precision Aerobatic, а не просто фан-флай. Хотя могу ошибаться.
А может кто-нибудь сравнить плюсы и минусы следующих вариантов:
[url=“www.capitalhobbies.com/catalogue/show/178.html”]
и
Судя по фотографиям у ShowTime тонкий профиль. Этот самолет должен вести себя в воздухе интереснее. Легче входить в штопор.
Но его заявленый вес в 3200гр очень смущает. Нагрузка на площадь крыла 3200/46=69.5гр.дм.кв. Какой двигатель?
Funtana гораздо легче. При одинаковых размерах и площади крыла разница почти килограмм. Профиль толстый. Это практически фан-флай. Да и название говорит само за себя.
Стоит посмотреть эти модели вживую. Может в описании ошибки (в весе). И еще стоит почитать о этих самолетах на RCUniverse.
На разных форумах читал кучу высказываний различных людей на эту тему. 😃 Забавно, похоже, каждый должен высказаться… Переболеть, так сказать…
Я свое мнение выскажу, но учтите, что опыта в RC-моделях у меня не намного больше вашего (а может и меньше), но почти весь он - ДВС (только первая была электричка). И еще одно. Разница между растоворимым кофе и заварным кому-то не видна вообще, а для кого-то - день и ночь.Электрички, действительно, гораздо менее инерционны по полетной маневренности, плюс меньшая нагрузка на крыло. На ДВС необходима более точная и взвешенная работа рулями. Яркий пример - энергичная дача РВ. Там, где электричка крутанется “на пятке”, ДВС свалится на крыло. Другой пример - нисходящие фигуры. ДВС даже с прибраным газом разгонится гораздо быстрее, чем электричка (есть исключения - соответствующие ВМГ), и попытка вывести его из пикирования у земли резким виражом приведет к дровам (исключение - фаны).
ВМГ у электричек ИМХО менее инерционны, чем у ДВС. Время набора максимальных оборотов у бесколлекторника меньше, чем у ДВС, и это нужно учитывать (особенно - на двухтактниках с тяжелыми винтами).
На взлете ДВС разбегаются медленнее, чем большинство электричек (для ДВС моделей тяговооруженность ниже 1 скорее правило, чем исключение, а у электричек - наоборот). Плюс ДВС модель нужно дольше разгонять (нагрузка на крыло больше > взлетная скорость больше при прочих равных).
Посадка - вообще отдельная тема. Электрички легкие - при посадке в траву их можно просто “подвесить” и аккуратно плюхнуть на минимальной скорости. На ДВС это исполнить гораздо труднее - сваливание на крыло наступит гораздно раньше. Другими словами - посадочные скорости у ДВС гораздо больше при прочих равных (что уменьшает время на принятие решения). Последствия грубых посадок у ДВС гораздо ощутимее, чем у электричек, т.к. другой вес и другие скорости, соответственно, другая энергия поглощается конструкцией при ударе. Однажды новичек в полетах при посадке загнал свой тренер под 3 кило весом в толпу народа на поле. Мне попало крылом по ноге, могу констатировать - приятного мало.
С ДВС больше возни, чем с электричкой - он требует настройки и обслуживания, что отнимает приличное количество времени. Плюс вес, который приходится таскать на поле, для ДВС больше (как правило). Если человек с электричкой несет на поле модель, свинцовый акк, зарядник , пульт, пару акков плюс мелочевка на быстрый ремонт, то в случае с ДВС минус зарядник, свинцовый акк и акки но плюс топливо, помпа, подкал (как минимум) и стартер со свинцовым акком, тряпки и жидкость для протирки модели после полетов (как максимум). Короче - много. 😃 У меня полетный чемодан неподъемный, благо идти не далеко.
Приблизительно вот так.
Вот это вы круто задвинули…Мощный аналитическо-мифический труд. Вы, в силу своей неопытности сравниваете не электричку и двс, а самолеты разного размера. Сравините два одинаковых самолета в еп и нп версиях. Никаких отличий, особенно как вы отдельно отметили - в посадке:)
А для автора - берите то, что радует глаз. Это не последний ваш двс.
Сегодня (если успею после работы) или завтра поеду за самолётом. Всё-таки Super SkyBolt. C 12-ти кубовым 2Т мотором. Надеюсь, что он оправдает мои надежды 😎
Вот это вы круто задвинули…Мощный аналитическо-мифический труд. Вы, в силу своей неопытности сравниваете не электричку и двс, а самолеты разного размера. Сравините два одинаковых самолета в еп и нп версиях. Никаких отличий, особенно как вы отдельно отметили - в посадке:)
“Задвиньте” так же (если сможете, конечно). И покритикуйте меня посущественнее, а не общими фразами. И так, чтобы автору топика полезно почитать было, а не флейма ради. Глядишь, и я много чего нового узнаю.
Сравнить, правда, все-таки вам настоятельно порекомендуется, потому как различия в посадке есть не просто у одинаковых самолетов, а у одного и того же самолета, если разная нагрузка на крыло. Причем я то знаю, о чем говорю - у меня на Капе (площадь крыла 27,6) сначала стоял ОС25ЛА весом 230 г, потом GMS весом 370 г, а теперь ОС 52 4-т весом 430 г. Учитывая, что Кап срывной, а ВПП у нас короткие и травяные, каждые 5 км/ч посадочной я уже давно ощущаю, наглядно это есть разница между “касание-выбег-остановка-подкат к стоянке”, “касание-выбег-мородой_в_траву” и “касание-выбег-мордой_в_траву-капотирование”.
УРА!!! Самолёт куплен ! GreatPlanes Super Skybolt 60 ARF, с мотором SuperTigre G75 (кстати этот мотор рекомендован фирмой GreatPlanes для этого самолёта). Качество набора на высоте (как и всегда, GreatPlanes держит марку 😁 ), вот только плёнку чуть проутюжить надо.
Теперь осталось всё это дело собрать. В голове куча вопросов - даже не знаю за что хвататься. (Вроде бы далеко не первый самолёт, а такая растерянность). Так что буду делать всё обстоятельно и не спеша (насколько получится 😁 )
P.S.: Очень интересно, что же такое 2.18 л.с. на полутораметровом биплане 😃 😁
P.P.S.: За дельные советы всем очень благодарен. Отдельное спасибо Ricaro за развёрнутые и информативные посты, благодаря которым в голове ощутимо прояснилось. 😃
Поздравляю! 😃
Поздравляю! 😃
Спасибо! 😁
Возил в магазин - подтянули мне там плёнку, за что им отдельное спасибо. Осталось связать вместе верхние и нижние элероны, поставить дрыгатель и сервопривод газа. Всё остальное уже собрано, жужжит и работает. Класс !!! 😁
Сервы всё-таки поставил цифровые Futaba S3151 www.capitalhobbies.com/catalogue/show/410.html (оказались медленнее чем я ожидал, но в принципе нормально).
Молодца! 😃
Помни, лучше передняя центровка, чем задняя. И расходы на облет ставь по минимуму.
И не забудь отчет! 😃
Помни, лучше передняя центровка, чем задняя. И расходы на облет ставь по минимуму.
Центровка попала точно туда, где ей и положено быть по инструкции. Не зря производитель этот мотор рекомендует 😁
А с расходами учту 😃
И не забудь отчет! 😃
А то как же ! Тока вот загвоздка у меня при сборке получилась… Я всё уже сделал и с элеронами разобрался, но возникла проблемка с установкой мотора. Он целиком и полностью влазит под капот. Нужно сделать только одну дырку под иглу. Но вот глушитель… Там такое БРЕВНО !!! 😃
Чтобы его поставить, нужно расковырять снизу капот до безобразия, и этот дрын оттуда торчать будет очень конкретно, что сильно испортит внешний вид самолёта. В магазе есть маленькие глушители (какой-то “питс”), он как раз ко мне влезет целиком под капот и ничего резать не придётся, вот только под мой .75 мотор они кончились, а когда будут - они сказать не могут. Говорят только, что "в этом году будут точно 😁 "
Вот думаю что делать - летать пока без капота ? А как мотор крепить ? Если я буду ставить потом маленький глушак, возможно мотор придётся немного передвинуть, а дырки-то в мотораме уже будут просверлены !
Как быть ? Да, и ещё по поводу моторамы, её насквозь просверлить и снизу гайками мотор притянуть, я правильно понимаю ? 😃 А то отверстий-то в ней нету никаких…
Я капот вообще при первых полетах не ставлю, потому что любая модель требует настройки. Начинаю с установки выкосов, и только потом одеваю капот (с обязательно коррекцией ЦТ). Хотя это по уму неправильно - капот здорово влияет на полет, но я для себя принял, что смещение оси винта можно выставить и без него.
Не понял, почему движок с подкапотным глушаком может не встать? И как ты умудрился центровку проверить, если движок еще не установлен? Двигатель-то тяжелый, там плюс-минус 5 мм даст серьезное смещение ЦТ. Хотя модель большая…
Мотораму - да, сверлить. Причем желательно с контролем перпендикулярности оси плоскости посадки движка. Я делаю так:
- размечаю линию, на которой буду сверлить отверстия (контроль визуально прикладыванием движка - линия должна проходить точно посередине посадочных)
- размечаю точки сверления (контроль - визуально прикладыванием)
- зажимаю в тисочки
- сверлю первую дырку тонким (!) сверлом (если его уведет - можно потом скорректировать рассверловкой), (контроль - уголком, приложил к мотораме, выставил сверло в одной плоскости, приложил в другой плоскости, выставил сверло, чуть надсверлил, опять приложил и т.д.)
- проверяю перпендикулярность отверстия и рассверливаю нужным сверлом
- притягиваю движок к отверстию и проверяю точку сверления под второй винт (визуально)
- высверливаю в два прохода второе отверстие
- притягиваю движок за два отверстия на половину моторамы, потом ставлю эту конструкцию на ровную поверхность как на фаервол, прикладываю вторую половину моторами и визуально контроллирую размеченые точки сверления (слежу, чтобы моторама ровно и плотно прилегала к поверхности)
- в два прохода высверливаю третье отверстие
- притягиваю и контроллирую разметку
- в два прохода высверливаю четвертое отверстие.
По времени получается прилично, но зато после установки моторамы движок можно снять/поставить не “забивая” винты крепления (они легко от руки входят).
Винты лучше использовать не плюсовые, а с внутренним шестигранником.
Движок крепить на такой набор: винт-шайба-моторама-шайба-гайка-гайка или винт-гровер-моторама-шайба-гайка с пластиковым фиксатором.
Резьбу на креплениях моторамы и двигателя (если гайки без пластиковых фиксаторов) перед посадкой смазать цапонлаком (в любом магазине радиодеталей). Можно использовать фиксаторы резьбовых соединений, но помнить, что они есть для фиксации “намертво”, т.е. открутить при необходимости настройки/перестановки будет сложно (хотя я их не использую - пока цапонлака хватало).
При разметке посадки двигателя на мотораму контролировать:
- чтобы места за движком хватало для нормального прокладывания топливного шланга без резких переломов
- чтобы расстояние от фаервола до упорной шайбы под винт совпадало с рекомендуемым в инструкции.
Дерзайте!
Всё понятно, спасибо. Решил всё-таки ставить родной глушитель, т.к. прочитал, что с маленьким могут возникать проблемы с работой мотора в разных режимах. Из-за маленького объёма большие выхлопные патрубки => давление в бак резко падает, а бак у меня 420сс… 😃
Так что попытаюсь аккуратно его (глушак) туда втиснуть… 😁
P.S.: А центровку проверял просто - прикрепил (временно) мотор туда, где он будет стоять (на ту же точку) и поднял самолёт на двух пальцах 😃 Пальцы оказались точно там, где они и должны быть, согласно инструкции, при этом самолёт имел строго горизонтальное положение 😁
А может глушак на проставке вынести за капот вообще?
А может глушак на проставке вынести за капот вообще?
Я об этом думал, только вот у меня нет возможности сделать проставку, а готовых я не видел 😦
Оффтоп : не в курсе, есть ли программа, расчитывающая статическую тягу ? Ну, типа, столько-то оборотов, винт X*Y = 1.500 грамм. ?
Прогу нашёл. Подставил в неё винт 13х6, при 15.600 об/мин получается 10кг ! 😃
Прогу нашёл. Подставил в неё винт 13х6, при 15.600 об/мин получается 10кг ! 😃
А где будет происходить облёт этого красавца? Просто я собираю Питс,правда ваш чуть больше, и мне очень интересно взглянуть как он летает.