Композитный L-39 под импеллер 70-мм (FPV, групповой пилотаж)
Что бы ретракт не перемещать и нишу колеса не переделывать.
Понятно.
Стоковая 140мм(основные стойки)
Ой. А те, которые сейчас? На сайте написано - 100 и 108 мм…
А те, которые сейчас? На сайте написано - 100 и 108 мм…
Так и есть. Мы их удлинняем под свои габарты.
Я тут брал.
Ретракты и тормоза вот из этого комплекта
Ага. Пониль 😃 . Похоже - мне подойдут стойки без тормозов. Закажу и такой комплект и поменьше - на какой-нибудь самолет точно подойдут 😃 .
Состоялась “проба пера” по нанесению жидкой шпатлевкой. Я думаю - проба получилась успешной. Во-первых - я сумел и запустить компрессор, и разобраться с кучей запчастей от нескольких пульверов в одной коробке 😃 , и поменять сопло с 1,4 на 1,7 - какое было самое большое… Во-вторых - намешал правильно шпатлевку и на небольшом количестве успел сообразить необходимые параметры нанесения (правда не все реализовал). В-третьих - самое приятное - и не испортил окрашиваемую поверхности, и, после всего, правильно вымыл пульвер, дабы на будущее осталось 😃 . В общем - остался очень доволен и процессом и достигнутым результатом.
Успел, если не набить руку, то, по крайней мере - попробовать многие режимы. Давление сначала было 3 атм, увидел, что много, опустил до 2,5-2. Отрегулировал подачу краски, размер факела распыла. Разводил две порции - первый раз (маленькая порция) больше растворителя - порядка 20-25% - получилось средне жидко. Много краски ушло “в воздух” (еще и давление было большое), и не укрывисто, и шагрень пошла. Уменьшил давление, замешал вторую порцию - порядка 10-15% растворителя - гораздо лучше. Попробовал некоторые места “залить” более-менее большой толщиной - получилось. Хотя “большая толщина” - понятие относительное. В некоторых местах поры не закрылись.
Но что САМОЕ приятное - окрашенная поверхность не проявила радикальных, катастрофических проблем 😃 . Сюрпризы в некоторых местах - были. В одном месте вылезла легкая кривизна в месте сочленения воздухозаборника и фюзеляжа. Причем - симметрично с обоих бортов. Так что - возможно, это проблема еще резаного пенопласта. Сзади снизу по центру - проявилось некоторое ребро - там склеивается нижняя прорезь секции, вырезанной по тетрису. Это странно, ибо я там специально шпатлевал… В общем - еще есть что доводить.
Первые три фото - еще в процессе шпатлевки…
На всякий раз - еще раз скажу, что это была только “проба пера” а никак не “финишная отделка”. До финиша - еще далеко 😃 .
Всё нормалек, теперь просушить сутки, лучше двое, чтоб растворитель убёг, и вышкуривать 😃) грунтовать- вышкуривать …
Планируемое расположение закрылков-элеронов - на рисунке. Получается практически копийно.
С баками - думать нужно. Пообщался с коллегой - он сказал, что при посадке в траву с баками проблемы регулярно. Рекомендовал сделать баки так, чтобы при сильном зацепе они могли отделятся без разрушения конструкции. На рисунке - два варианта баков. Один - бак и наплыв на существующее крыло. Второй - конструкция со своими наплывами. Второй вариант - более крешеустойчив.
Блин! Уж, было, думаю - побыстрячку сегодня зашкурю и зашпатлюю… Как начал - так два часа и шкурил-подшкуривал-перешкуривал… Работа стала мельче и точнее. Если раньше думал “Блин, какая же эта шпатлевка твердая и так долго шкуриться”, то теперь возмущаюсь - “ну чего же она такая мягкая - чуть нажал и прошкурил!” Накопал одну яму, кажется 😦 . Но в общем - все неплохо. И шпатлевка жидкая - очень хорошая. Как раз на последнюю стадию. И слой есть, и аккуратно укрывает, что нужно.
Огрехи есть, но, думаю, фанатеть не буду. Самое главное (матрицы) - впереди. Хотя все, что еще нужно будет перешпатлевать - перешпатлюю - уже недолго осталось 😉 …
Кстати - в одном месте была дырка до пенопласта - для пробы зашпатлевал по пенопласту - стало отлично! Следов разъедания пенопласта - не обнаружено.
Раз никто не возмущается элеронами - “будем резать!” (с) 😃 .
Баки - пока не решил, как делать. Пока - не держит.
Начал выяснять насчет обшивки. Вроде, есть к кому обращаться, рекомендуют листы от старых копировальных аппаратов типа “Эра”.
Но сегодня попалась на глаза алюминиевая банка от какого-то напитка… Разрезал, изучаю возможность использования 😃 .
А зачем до формовки отрезать элероны и флапсы?
Будут отдельные формы под них?
И еще нюанс.
ОТклоните виртуально поверхности на максимальные углы, и убедитесь в том, что они отклоняются, и при этом не мешают друг другу на макс углах.
Мне чет видится, что будут чипляться … придется извращаться с петлями …
А зачем до формовки отрезать элероны и флапсы?
Будут отдельные формы под них?
Ну вот! Я же выше писал… Да, думаю отрезать элероны-закрылки и делать ровную ответную часть под элерон (потом отрезать и делать полукруглой) и наклонно-закругленную ответную часть под закрылок на крыле. Закрылки-элероны думаю делать из бальзы.
Конечно, можно бы и под элерон сделать сразу полукруглую… По идее - крыло из формы должно вынутся… Что Wit скажет?
И еще нюанс.
ОТклоните виртуально поверхности на максимальные углы, и убедитесь в том, что они отклоняются, и при этом не мешают друг другу на макс углах.Мне чет видится, что будут чипляться … придется извращаться с петлями …
Чего вдруг? Ну, может, миллиметр расстояние дам между ними. К выпущенному закрылку - точно не будет цепляться. Но я проверю 😃 .
Композитное крыло и наборной (отдельно формованный, как вариант) элерон-флапс?
Идея имеет, конечно, право на жизнь. Но возникнут нюансы с покраской …
Хотя, если красить не в матрицах, а после того как, то пофик.
Просто работы больше. Матриц или чего там еще - в три раза больше … по кол-ву.
А это значит в три раза больше времени уйдет.
Технологичней закладывать в мастер-модели чуть большие хорды, с запасом на выборки-выемки …
Или же не закладывать большие хорды, но отдельно собрать узел навески, и вклеивать его в консоли после того как она отформована и рулевые поверхности отрезаны.
Хозяин-барин, конечно.
Композитное крыло и наборной (отдельно формованный, как вариант) элерон-флапс?
Идея имеет, конечно, право на жизнь. Но возникнут нюансы с покраской …
Хотя, если красить не в матрицах, а после того как, то пофик.
Да.
Просто работы больше. Матриц или чего там еще - в три раза больше … по кол-ву.
А это значит в три раза больше времени уйдет.
А отрезать-подгонять отрезанные флапсы и элероны? Те же …, только в профиль 😃 .
Можно сделать на одной плоскости матрицы всех рулевых поверхностей и формовать за один заход. И бальзовые элероны-флапсы тоже имеют право на жизнь. Еще не известно - что дольше делать.
Технологичней закладывать в мастер-модели чуть большие хорды, с запасом на выборки-выемки …
Или же не закладывать большие хорды, но отдельно собрать узел навески, и вклеивать его в консоли после того как она отформована и рулевые поверхности отрезаны.
Тут есть над чем подумать.
При сборке крыла нужно вклеивать кронштейны подвески элеронов. Тогда крыло нельзя собирать в матрице. Выход - сделать “матрицу” (это доп работа) на те места, где происходит сочленение элементов - передние/задние кромки, законцовки. А среднюю часть “матрицы” - или вырезать или не формовать. Тогда крыло можно собрать с выступающими элементами.
Или же - собирать крыло не в двух состыкованных элементах матриц, а положив в одну половинку матрицы и, слегка, прижав (чтобы избежать перекосов).
Это так, мысли вслух 😃 …
Или же - собирать крыло не в двух состыкованных элементах матриц, а положив в одну половинку матрицы и, слегка, прижав (чтобы избежать перекосов).
Гена делайте как у меня крылья не композит а пена зашитая бальзой, ну естественно со всем силовым под ретракты. Прочность пипец просто, и крутку можно задать при оклуйке бальзой. А вобще жаль что не встретились на Аэрошоке , было бы об чём поговорить:)
Гена делайте как у меня крылья не композит а пена зашитая бальзой, ну естественно со всем силовым под ретракты. Прочность пипец просто, и крутку можно задать при оклуйке бальзой.
Мне все еще кажется, что делать композитные крылья будет быстрее 😃 . И менее трудоемко, хотя это спорно. И, возможно, все таки дешевле.
А вобще жаль что не встретились на Аэрошоке , было бы об чём поговорить:)
Да, жаль! Я встречался с Александром из Киева - обсудили нюансики по Элке 😃 . Я свой самолетик притаскивал. Вообще - нужно будет делать междусобойчики на Аэрошоке и общаться. Все таки “самая большая авиамодельная площадка СНГ” 😉 !
Геннадий, я пишу только за то, через что сам проходил, самолично.
И за раздельную формовку, в том числе.
Повторюсь, но иначе.
При раздельной формовке, не важно, по негативу или позитиву, даже при наличии ЧПУ, вы не сможете соотнести консоли и рулевые поверхности с точностью до 0,2-0,3 мм.
А на них разницу даже в десятку видно. При стыковке.
Когда вы плотно окунётесь в в технологии формовки, тогда станут понятны нюансы.
Я вам их пару прям сейчас скажу.
Мастер-модель при негативе делают на 1 мм в минус, а при позитиве - на 1 мм в плюс 😃)
И, эти миллиметры - суть особенности конекретной технологии-материалов-рабочего процесса.
Сменить смолу, давление, глубину вакуума, наполнитель ядра … и эти миллиметры поплывут.
Резюме - всё можно, бо это опыт, и вы его получите.
А отрезать-подгонять отрезанные флапсы и элероны? Те же …, только в профиль
Нет, с точностью до наоборот.
Всё встает идеально, и именно там, где отрезали.
А вот если раздельно формовать, то стыковка - тот еще секас.
Если сильно хочется раздельно, то от готовой отфоромованной консоли отрежьте рулевые поверхности, и задействуйте их как мастер модель.
Тогда годится …
При раздельной формовке, не важно, по негативу или позитиву, даже при наличии ЧПУ, вы не сможете соотнести консоли и рулевые поверхности с точностью до 0,2-0,3 мм.
А на них разницу даже в десятку видно. При стыковке.Когда вы плотно окунётесь в в технологии формовки, тогда станут понятны нюансы.
Я Вам верю на слово. В смысле - что такой факт (трудности стыковки) имеет место. Но попробую сам в любом случае 😃 . Цена вопроса одна выклейка. А их, бракованных, в начале будет - ой много 😃 …
Есть альтернативный вариант - предусмотреть внутренние “колодцы” в точно выверенных местах, где прорезать стенку крыла и куда вставлять кронштейны подвеса закрылков. Или просто вклеивать бальзовые бобышки, в которых, после сборки крыла, высверливать отверстия, делать пропилы и вклеивать кронштейны.
P.S. Вот пишу, как избегать склейки не в матрице, а перед глазами стоит стапель Ан-32-го на КиАПО, где собирают фюзеляж. И здоровенные пре-собранные панели стыкуют с ювелирной точностью… А недавно - по Дискавери про Лир Джет тоже сюжет был… Ну да ладно. Размеры у нас поменьше 😃 …
Поясняю.
На большом размере очень легко выловить десятки и сотки даже простой линейкой + лазерный уровень.
На маленьком - ни какой точности не хватит. Электронным микроскопом только если …
Это просто геометрия … катеты и гипотенузы …
Посмотрите в подфоруме чпу, какой секас у ребят с вылавливанием соток, и в какие ресурсы это встает.
ли просто вклеивать бальзовые бобышки, в которых, после сборки крыла, высверливать отверстия, делать пропилы и вклеивать кронштейны.
Оно.
😃
Дополню.
У меня при строительстве планеров есть один очень нетехнологичный этап.
Отрезание рулевых поверхностей и вклеивание их на аквасил.
Я мирюсь с ним по единственной причине - свойство аквасила. Я получаю эластичную, вечную и самоустанавливающуюся петлю.
Но, если заложить петлю при формовке, то процесс отрезания рулевых поверхностей превращается в рутину, если серия, или в удовольствие, если модель - одын штук. Ровно точно и быстро. И всё стоит на своём месте.
Но, нет фишки - самовозвращающейся в ноль рулевой поверхности 😃)
Если мне удастся настроить процесс нанесения аквасила при формовке, то я сразу откажусь от отрезания и последующей стыковки. Сразу и насовсем.
Потому что этот процесс - гиморрой и потеря драгоценного времени.
Дополню.
У меня при строительстве планеров есть один очень нетехнологичный этап.
Отрезание рулевых поверхностей и вклеивание их на аквасил.
Я мирюсь с ним по единственной причине - свойство аквасила. Я получаю эластичную, вечную и самоустанавливающуюся петлю.
Но, если заложить петлю при формовке, то процесс отрезания рулевых поверхностей превращается в рутину, если серия, или в удовольствие, если модель - одын штук. Ровно точно и быстро. И всё стоит на своём месте.
Но, нет фишки - самовозвращающейся в ноль рулевой поверхности 😃)
Если мне удастся настроить процесс нанесения аквасила при формовке, то я сразу откажусь от отрезания и последующей стыковки. Сразу и насовсем.
Потому что этот процесс - гиморрой и потеря драгоценного времени.
Google, аквасил: “Производство и продажа минеральной добавки «Аквасил» для кондиционирования питьевой воды с целью укрепления иммунитета.”
Если речь не об АЭРОсиле 😃 , то можно немножко про аквасил?
В дневнике есть. Искать по маске “эластофлапс”
Обсудили с коллегой, летающим на таком самолете с пушером, размеры элеронов, он сказал, что при размерениях: размах 16 см, длинна большая 7 см и меньшая (наружная) 5 см самолет имеет хорошие характеристики по поперечной управляемости на нормальной скорости и управляется слегка вяло на посадочной скорости. Углы отклонения: вверх 35, вниз 28 градусов.
Размах у себя делаю 16,5 см. Баки делаю пристыковывающимися с торца. План моего крыла видно на фотографии. Управление будет 9 гр машинкой, которая будет спрятана в крыло и будет присоединятся на оси элерона (она лежит на своем месте). Вторая машинка - управление закрылком.
Досадка одна происходит 😦 . Думал, что первой матрицей сделаю киль. А, оказывается, что для того, чтобы сделать качественно киль, сначала нужно сделать стабилизатор. А стабилизатор нужно делать уже после того, как будет сделаны корочки фюзеляжа, ибо он в них вставляются 😃 . Вот такой замкнутый круг. Можно, конечно, довольствоваться “относительной степенью совершенства…” Но не хочется…
На выходных будет возможность поработать в нормальной мастерской - собираюсь сделать разделительную доску для матрицы фюзеляжа. Есть фанера ФСФ 6 мм не ламинированная - собираюсь сначала вырезать аккуратненький шаблончик из легкого картона, примерить к мастер-модели, потом перенести на фанеру, выпилить отверстие, по наружному краю прикрутить рейки (для обеспечения отсутствия крутки и перекосов). Потом - планирую зашпатлевать и вышкурить поверхность разделительной доски. Шпатлевки есть разные, есть эпоксидная ЭП-0010 - привык ею работать, да и качественно получится.
Еще не знаю, как крепить направляющие… Но это можно сделать позже.
После этого, уже когда покрашу мастер-модель (не завтра 😃 ), организую крепление ее в отверстии разделительной доски и заполнение щели эпоксидной кашей с микросферой.
Ничего не забыл по разделительной доске?
Далее…
По стабилизатору - гулять так гулять - рассматриваю вариант композитного.
Пока планирую делать стабилизатор без законцовок - они получаются тонкими и не технологичными, если делать в матрице. Т.е. стабилизатор будет формоваться без законцовок а потом бальзовые законцовки будут приклеиваться к готовому стабилизатору. Фото - в приложении. Это стабилизатор не мой, просто взял фотку этой модели у коллег 😃 .