AL-609 "Dominator"

Cosh

Доброго времени! Про классическую аэродинамику вроде много информации. Вот пара ссылок, например:
aviaclub.ru/uploads/media/Aerodynamics.pdf
www.reaa.ru/…/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf - этого раньше не попадалось мне, надо самому будет посмотреть)))
Там много формул отпугивающих, но на самом деле всё гораздо проще, чем кажется изначально))) И главный мой принцип - правила нужно знать для того, чтобы грамотно их нарушать! 😉)) Для начала нужно прочитать про аэродинамическую и статическую устойчивость самолёта, нагрузку на крыло, принципы работы рулей. Можно найти более сжатую информацию на этот счёт специально для моделей. Есть такая мини статья моделиста и авиаконструктора Евгения Маслова: radiopilot.ru/project.php?prid=9 Есть где-то ещё что-то, сейчас не могу вспомнить…

Про вихревую аэродинамику книг я не видел в сети. Это направление зародилось как осознанное в 60-х и развито к концу 70-х. Точно она не считается и моделируется весьма тяжело. Много нужно практики. Для самолётов актуальна она в основном для повышения подъёмной силы, устойчивости и управляемости в критических полётных режимах на больших углах атаки.

Крепление консолей Доминатора видно из картинок в первом сообщении этой темы. Там основное крепление происходит по верхней полке и нижней полке лонжерона, плюс дополнительное крепление для того, чтобы консоль не крутилась отдельно от центроплана. Фиксация осуществляется болтом. Кили также видны в первом сообщении. Там торчит угольный штырь (ось), на него одет киль. В киле вырезка, где происходит его фиксация по вертикали шляпкой на оси. Поверх это место закрыто вставкой в переднюю кромку.

martin_tut

Сергей. Добрый день.
Спасибо большое за ответ.
Формул я не боюсь (всегда любил физику).
И огромное спасибо за ссылки. Буду изучать.

a_centaurus

Скорее всего для начала (и не только) нужно ознакомиться с аэродинамикой малых скоростей и модельной аэродинамикой. В ссылках найдёте необходимую литературу. По вопросу о “вихревой а.”: есть книга “Вихревые аппараты”. В ней можно найти и некоторые прикладные сведения о в.а. Затем с Практической Аэродинамикой. Дальше - “со всеми остановками”: от а - птиц парителей, до с.з. аэродинамики. Успехов.
www.dropbox.com/…/Aerodinamica malyx V_1963.djvu?d…
www.dropbox.com/s/…/Airdynamics.djvu?dl=0
www.dropbox.com/s/…/Aviakonstruktor_T1.djvu?dl=0
www.dropbox.com/s/…/Otryvnye techeniya.djvu?dl=0
dropbox.com/…/Supersonicaerodinamic_Karman.djvu?dl…
www.dropbox.com/s/…/Vixrevye apparaty.djvu?dl=0
www.dropbox.com/s/…/Aerodinamica_praktica.djvu?dl=…
www.dropbox.com/…/Samod.sverhlegkie samopeti.pdf?d…
dropbox.com/…/Prostejshie_raschety let_modeley.djv…
www.dropbox.com/…/Teoria_poleta_let_modeley.djvu?d…

ДедЮз
Cosh:

Есть такая мини статья моделиста и авиаконструктора Евгения Маслова: radiopilot.ru/project.php?prid=9 Есть где-то ещё что-то, сейчас не могу вспомнить…

Первые две работы позновательные и “рабочие”, третей лучше не пользоваться, в самой формуле есть ошибка и пояснения размытые. Найдите источники по малой авиации (в и-нете попадались) или Балонкина “Аэродинамика ЛМ”, также Костенко “Аэродинамика модели планера” там прописано все грамотно, а применительно к вашему классу легко адаптируется. Пример некорректности вышеуказанной статьи. В формуле должна фигурировать САХ вместо “В”, а коэф. устойчивости не “от и до”, а при 0,5-усойчивость достаточеая, с повышением - избыточная, с понижением - сниженная. Похожая формула и по путевой устойчивости должна быть, но даже намека нет.
Выше размещена отличная подборка чтива и книжка по сверхлегким ЛА.

REZCHIK

Тема “Доминатор” самая интересная на форуме…
Сергей, ось цельноповоротных килей перпендикулярна зазору между “корневищем” и килём?
Сколько в процентах площадь перед осью и за осью вращения?

Cosh


Ось поворота киля почти перпендикулярна. На данной схемке она обозначена. Это первоначальная проекция, в реале нос немного другой. Фонарь крупнее и вся носовая часть, но всё остальное такое же.

ДедЮз
REZCHIK:

Сколько в процентах площадь перед осью и за осью вращения?

Для симметричных профилей ось располагается от 20% до 25% САХ. Зависит от заданной степени самостабилизации и реакции привода.

REZCHIK

Спасибо! При этом площадь “перед” и “за” осью вращения должны быть 40% и 60% ?

ДедЮз
REZCHIK:

При этом площадь “перед” и “за” осью вращения должны быть 40% и 60% ?

Когда речь идет о САХ, то подразумевается, что ось вращения расположена ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО САХ, и площади будут распределяться в зависимости от конфигурации ПК и ЗК, но как правило, это соотношение будет в пределах 20-25% спереди и 80-75% за осью вращения.

Cosh
REZCHIK:

Спасибо! При этом площадь “перед” и “за” осью вращения должны быть 40% и 60% ?

ДедЮз уже ответил в целом. Жёстко к площади привязываться не надо, т.к. многое зависит от геометрии поворотной части, от которой зависит расположение центра давления, хотя в большинстве случаев эта привязка всё же будет работать (20-35 спереди и 80-65 сзади). А так-то работает тоже правило, что и расчёт САХ крыла для центровки самолёта. Но для рулей я часто выбираю как бы более заднюю центровку, но так, чтобы выравнивающий момент сохранялся. Нет такого, что я прям считаю площади или проценты. Я просто вижу где мне надо расположить ось в каждом конкретном случае и всё. Потом могу посчитать и посмотреть, что выходит. Также для всего остального. То есть я почти всегда иду от противного. Сначала рисую, потом считаю. При необходимости корректирую после этого. Изначально рассчитываю лишь размер самолёта под нужную силовую установку и полётную массу.

martin_tut

Сергей, приветствую.

Cosh:

Фиксация осуществляется болтом. Кили также видны в первом сообщении. Там торчит угольный штырь (ось), на него одет киль. В киле вырезка, где происходит его фиксация по вертикали шляпкой на оси. Поверх это место закрыто вставкой в переднюю кромку.

а можно подробнее как именно фиксация происходит? клей ?

REZCHIK
Cosh:

Сначала рисую, потом считаю…

И хорошо летающие модели доказывают, что такой “художественный” не “конструктрский” метод работает!

ДедЮз
REZCHIK:

И хорошо летающие модели доказывают, что такой “художественный” не “конструктрский” метод работает!

Кто сказал, что большие самолеты не так проектируют?

a_centaurus
Cosh:

Сначала рисую, потом считаю.

Это всего лишь один из методов на стадии эскизного проектирования в машиностроении. Зависит от опыта проектировщика, задачи, времени и его статута в группе, отделе. В старые времена в конструкторских отделах были такие группы перспективного проектирования. Работали на задел или на новом направлении. А уж потом расчётчики обсчитывали то, что получилось на макетах и прототипах.

ДедЮз

Предыдущий пост писал НАШ ЧЕЛОВЕК! В ОКБ, до последнего времени, так и было.

3 months later
Cosh

Всем привет! Пришло время нарушить семи месячный перерыв полётов на моих истребителях. С трудом вспоминаются задействованные тумблеры и руки не ощущают уверенности, но именно поэтому и надо выходить в поле и обновлять навыки!
Сегодня как раз была подходящая погода и настроение. Вышли в поле, площадка Авиатор под посёлком Б. Козино. Привезли небольшое кино! 😃

www.youtube.com/watch?v=vqMo3VQcoNc

Полёты прошли нормально, но было несколько моментов, так сказать. Первый момент был связан с 607-м. Я взлетел на нём с профилем Ал-601 Инсайдер. В результате словил много адреналина, но смог посадить модель. Переключив профиль на нужный, модель обрела знакомый уверенный характер и далее полёты пошли как нужно!
С 609-м были более смешные и менее опасные моменты. Я просто забыл как под него устанавливать подставку, путаясь в памяти с Киберларусом, и иногда забывал включить борт! 😃)) Вот так! Какие-то семь месяцев и всё, пошли глюки и косяки!

14 days later
native18
Cosh:

Доминатор совершил свой 100-й полёт!!!

Вы дневник на каждую модель ведете или это образное выражение?

Cosh
native18:

Вы дневник на каждую модель ведете или это образное выражение?

Это не образное выражение!))) До 250 полётов вёл дневник на 607-й, на Доминатор веду. на Инсайдера вёл. Полётов до 30-ти вёл почти на каждую модель, так как там настройка, испытания, много всего интересного. А далее уже начинаются просто обыденные будни и смысл вести учёт пропадал, да и модели были мелкие, не живучие. А сейчас модели большие и тяжёлые для потолочки, интересует сколько посадок они выдержат при этом, поэтому веду учёт постоянно.

2 months later
Cosh

Вчера сделал полёт на Доминаторе. В этом сезоне 8-й!!! То есть в этом году на этой зверюге почти и не летал! 😃 Записал видео, музыку в вставил по текущему настроению))) Вот так вот на меня сказалась поездка на МАКС и гуляние по Москве в течении десяти дней. Приехал с приятной усталостью, с ОРЗ и с чувством удовлетворённости и с впечатлениями от романтических приключений и встреч с друзьями! 😉

www.youtube.com/watch?v=SA5iC63fSNk

tomtom

Сергей, наверное как и многие здесь, был восхищен полетами и силуэтом Доминатора. Решил сделать уменьшенную копию по картинкам с рц-ргупп. Длина 50 мм, размах 40, вес по прикидкам 120-140. Нагрузка примерно 15-17 г/дм. Чистый вес электроники 75г плюс проводка. Импеллеры 2 шт E-FLite 30мм, тяга 40-50 г каждый. Привод газовых рулей по тангажу от серв элеронов. По курсу не будет (из за веса), вместо этого реализую разнотяг движков. Сейчас у меня есть самолет классической схемы (переделка ArtTech Diamond 600) на одном таком импе, вес 100г (элапор тяжелый). Летает вполне бодро. Существует готовая UMX -Habu на таком движке весом 74г и площадью крыла 3,5 Дм. У меня выходит 8дм , 2 мотора и в 150 вполне уложиться. Возможно придам крылу небольшое V.