Mirage 2000
Добрый вечер!
Тем временем процесс постройки МИРАЖ по “комбинировнной технологии” продолжается. Увы, увы… пришлось вернуться к понятному мне пенопласту. А, было,возрадовался, что с моим принтером уже не вернусь к пенорезке. :)Хорошо, что её не разобрал!
Напечатал силовые элементы консолей крыла и фюзелажа из АЭРОТЕКС. Все-таки он классно обрабатывается шкуркой и ножом, чего не скажешь о PLA. Склеил циакрином все отпечатанные элементы меж собой, как задумал. Образованные формы “забил” пеной из Леруа. Она-серая, и этот факт меня радует: может красить самолет не буду…
Болванка, из далека очень похожая на МИРАЖ, весит чуть больше, чем 800гр.
Внешние контуры самолета приблизил к оринальным с помощью ручной пенорезки. Далее-обработка шкуркой.
Немного слов про импеллерный комплекс. Как обычно глубокое внимание уделено именно ему. Я его устроил по подобию того, что был реализован в предыдущем проекте SAAB, где и показал себя замечательно!
То есть почти такая же длина:
- канала воздухозаборника от входа-до переднего торца статора импеллера
- соплового канала от заднего торца статора-до выходного сечения.
Конечно же учтены расчеты площадей поперечных сечений по длине входного и выходного каналов, внутренние стенки которых бесступенчато совпадают с внутренней поверхностью корпуса статора импеллера. Ну а вишенкой на торте являются отпечатанные на принтере “губы” воздухозаборников, прикленные на клей UHU(кстати я им и приклеил пену к силовым элементам)
Газовка показала, что имеющиеся 800 гр веса не соответствуют тяговооруженности=1 или более. На полном газу этот вес еле-еле висит в воздухе. Ну да ладно: в этот раз не было стремления выйти за единицу. Короче:тяговоруженость меня удовлетворяет. Как и то, что передние кромки консолей и воздухозаборников отпечатаны в виде заданных форм из материала, который не разрушиться и не помнется от встречи с каким-нибудь сухостоем😇.
Спасибо, Сергей!
Всё больше последователей гибридной технологии. И это радует. И я тоже достал все старые “пенорезки”. А принтер только для сложных деталей. По-совпадению перепроектирую сейчас свой Super Etendard и получается почти так же как у Вас, только ВЗ оставил печатным.
Хорошая идея напечатать передние кромки, а остальное вырезать из пены:)
только ВЗ оставил печатным.
Alexander, была мысль напечатать “штаны” от входного спреза ВЗ- до переднего торца статора импеллера. Но такая деталь, будучи отпечатанной, неоправданно тяжелой выходит. “Тяжелой” -в смысле для такого проекта,как мой, где каждый десяток граммов веса плюсом- настоящая трагедия.
И давайте выкладывате свой проект Super Etendard:)
Хорошая идея напечатать передние кромки
Да не то слово, Константин! Живучесть и жесткость крыла, как минимум, обеспечивается без серьезного набора веса. Корневой и концевой профили крыла я взял из головы, а еслиб крыло было отрисовано по оптимальным профилям для такой модели, то и лобик получился бы идеальным в плане аэродинамики. Но поиском подходящих для моего случая профилей крыла, увы, не озадачивался…
Тем временем пока что отодвинул во времени придание внешним формам самолета обводов, близких к заданным, озадачившись лючком для батарейного отсека. Принтер- вещь! Спроектировал, напечатал, интегрировал. 11 гр - вся конструкция, зато вполне эстетично и очень удобно пользоваться.
Принтер- вещь! Спроектировал, напечатал, интегрировал.
А в применении к аэромоделизму - прекрасный производственный центр для деталей и узлов сложной геометрии. В сочетании с другими материалами (пенистые, ячеистые, дерево, фанера) образует пластиковый композит с очень высокими эксплуатационными свойствами.
Я вот только не понял кромки на крыле полые или прутковые?
Работа над моделью S.E. идёт, но как-то вяло. Бросаю, потом возвращаюсь. Честно говоря концепт полнопечатного фюза уже давно отвергнут, но попытка сделать ф. под обтяжку бальсой по печатной структуре тоже пока не элегантной не получается. Нужны стрингеры. Шпангоуты получаются сложными по форме, тонкими и хрупкими. Куда не кинь, все пути ведут обратно к фанере/бальсе с печатными вставками оболочечных сложных деталей. Так что выкладывать пока рано. Советами замордуют:)
Советами замордуют:)
+10500
Я вот только не понял кромки на крыле полые или прутковые?
Они полые, по типу лобика элерона на фото, что приложил. Только стенки-в несколько слоев.
К слову об элеронах,господа. Требуют они к себе немалого внимания при проектировани и реализации в материалах.
И тут я руководствуюсь идеей о том, что задняя часть самолета обязана быть как можно легче, дабы избежать увода центровки назад.
Можно было из того же, что и самолет, пенопласта их выточить, но затем нужно было бы обтянуть скотчем. А личный опыт показывает, что при обтяжке такую деталь сильно корежит. Зато -очень легкие!
Так что лобик элерона и торцевые нервюрки были спроектированы и отпечатаны,склеены меж собой на циакрин. Далее в образовавшуюся форму каждого элерона был уложен на UHU благословенный EPP. Горячей струной снял лишний материал, далее бруском со шкуркой придал элеронам должный вид. Вес, по причине наличия печатных элементов, не самый лучший, но зато деталь из “резинового” и крайне легкого EPP не требует обтяжки скотчем, она и так очень живучая! Задняя кромка после шлифовки вышла волнистой, выпямил ее полосками бальсы.
Торцы лобика напечатаны монолитно на высоту 10 мм вместе со сквозными отверстиями диаметром 2 мм под карбоновый прут. В среднюю часть лобика вклеена третья опора для прута. Теперь на двух торцевых и средней опоре прут, а это и есть ось элерона, не гуляет. Кроме того пруток добавил жесткости самой конструкции элерона. Вес ее-10 гр.
Два часа сегодня во дворе дома скоблил шкуркой МИРАЖ, придавая его формам схожесть с оригиналом…
Господа, двигаемся делее.
Установил элероны по своим местам. Предварительно напечатал опоры для оси элеронов(карбонового прута). Красота! Внешняя опора(она же и законцовка) зафиксирована на стенке заднего лонжерона консоли циакрином. Внутренняя-усажена на свое место, будучи приклееной к пене на UHU.
Чтобы оба торца элерона не скоблили об опоры, добавил шайбочек:ножом нарезал их от внешней трубки боудена.
Вцелом осталось оформить гаргрот,особенно его внутреннюю часть, ведь там проляжет электропроводка. Ну и хвостовая часть заставит мозг покипеть:она должна быть максимально легкой.
Напечатал кабанчики элеронов, придав им на этапе проектирования аэродинамичный вид. Хорошо иметь принтер в хозяйстве!
Подготовил гнезда для сервоприводов, провода которых по колодцам вывел к гаргроту.
Киль самолета-из EPP, а значит очень легкий. Второе важное качество такого киля-восстановление первоначальной формы после значительного деформирования. Пластина киля совсем мала по площади, но я ее усилил карбоновыми прутиками для того, что бы минимизировать колебания в полете.
Самолет, в целом, обрел свои очертания, ну а шкурка довет их до летного состояния.
Новогодняя неделя-не только повод хорошо покушать.
Гаргрот в области киля-хранилище части силовой электропроводки и контроллера в частности. Контроллер запросто превратится в труху от огня в следствии перегрева при недостаточном охлаждении. Так что нижняя часть киля -пустотелая с возможностью сквозной продувки набегающим потоком. Позднее я прорежу щели для забора воздуха как раз перед регулятором, а выходить воздух будет прямиком из торца, стилизованного под контейнер тормозного парашюта.
Немного покрасил самолет, учитывая возможность различать верх-низ модели в полете.
Теперь самое нудное-обтяжка скотчем…
Кстати конструкция модели по моим ощущеням приятно жесткая. Я даже думал отказаться от обтяжки скотчем и сэкономил бы вес. Но нет, надо обтянуть.
-пустотелая с возможностью сквозной продувки набегающим потоком. Позднее я прорежу щели для забора воздуха как раз перед регулятором, а выходить воздух будет прямиком из торца, стилизованного под контейнер тормозного парашюта.
Боюсь, плохо продуваться будет. Я бы опустил рег чуть вниз, радиатором в поток, будет принудительное охлаждение, не зависящее от скорости, а верх рега пусть охлаждается естественной вентиляцией.
Но решать, конечно, конструктору.
А скотч не только для жёсткости, с ним модель не пачкается и легко протирается. Красота - страшная сила!
Я бы опустил рег чуть вниз, радиатором в поток
А дело в том,Юрий,что мой старенький и надежный регулятор-без радиатора в виде ребер охлаждения, которые можно было выдвинуть в поток воздуха, поступающего в импеллер. По опыту своему отмечу, что посадка, скажем, на снег, иной раз заканчиватеся тем, что он(снег) забивает каналы воздухозаборника по самый импеллер. Подозреваю, что есть вероятность коротнуть высунутый в канал воздуховода контроллер какой-нибудь случайной капелькой талой влаги.
Итак, господа, готовое изделие по факту окончания его сборки имеет взлетый вес 892 гр. Очередная газовка в комнате показывает, что самолет от легонького толчка рукой, при полном газе, ползет вертикально вверх. Вывод из этого теста-тяговооруженность вполне себе приличная. Жаль, что не равна она единичке хотя б.
Теперь о центровке.Я тут нарыл какую-то программу,которая выдала положение ЦТ, примерно совпадающим с реальным его расположением на моем МИРАЖЕ. На фото “вид сверху” ЦТ совпадает со вторым напечатанным шпангоутом(темный цвет), если считать от входа ВЗ. Есть надежда, что при первом взлете самолет покажет вменяемые устойчивость и управляемость по тангажу.
МИРАЖ обтянут скотчем. Жесткий такой стал! Не тронуты только элероны и киль(они из EPP)
Позаботился о вклейке бальсовых упоров для пальцев помощника,толкающего модель. Прорезал щели для поступления забортного воздуха к контроллеру.
Попутно экономил каждую грамульку, убирая вес ненужной длины проводов электропроводки и всего остального, что определил, как лишнее.
Собственно все готово к испытаниям. С меня-отчет,коллеги.
Приветствую всех, господа!
Полетел самолет сразу же, но ХОРОШО полетел-со второго раза.
Центровочка оказалась задней. Благо я куски свинца с собой взял в поле и скотч, которым и примотал их к носу самолета.
Коллеги, позже выложу еще видеоматериал, а пока что вот вам ссылочки на то ,что есть.
но ХОРОШО полетел-со второго раза.
С почином, Сергей!
Спасибо за интересный проект. Как эффективно можно использовать современные технологии вместе с классикой. А первая посадка “парашютиком” не произвела поломок?
Как рассчитывали центровку?
Теперь о центровке.Я тут нарыл какую-то программу,которая выдала положение ЦТ, примерно совпадающим с реальным его расположением на моем МИРАЖЕ. На фото “вид сверху” ЦТ совпадает со вторым напечатанным шпангоутом(темный цвет), если считать от входа ВЗ. Есть надежда, что при первом взлете самолет покажет вменяемые устойчивость и управляемость по тангажу.
Наверное так…
А потом,так…
Центровочка оказалась задней. Благо я куски свинца с собой взял в поле и скотч, которым и примотал их к носу самолета.
Коллеги, позже выложу еще видеоматериал, а пока что вот вам ссылочки на то ,что есть.
Сергей, круто! Очень рад за тебя и за Мираж. Полетай уже подольше и выложи. оч интересно!
… А первая посадка “парашютиком” не произвела поломок?
Повреждение имеется.Я когда увидел “взрывчик” снега при контакте самолета с планетой, то подумал ,что полеты временно приостановлены. Но к немалому моему удивлению постадала только концевая часть левой консоли. Благо, что я не поленился и обтянул ее скотчем, а иначе б опора оси элерона отетела вместе с элероном. После удара только скотч и держал всю эту клеенную на циакрин конструкцию. Если бы законцовочка была сделана из пенопласта, скорее всего в этом же случае она б замялась.
Так что я уже испытал какой-никакой, но воссторг от живучести конструкции.
Наверное так… А потом,так…
Певел,дорогой,:) я никогда не забываю о том, что моя “импеллерная эпоха” началась с тебя и твоего ЯК 141.
Что касается вопроса расчета положения ЦТ. Никогда специально не считал и не считаю, а на этапе проектирования просто прикидываю распределение веса всей начинки по длине самолета ,учитывая тот факт, что хвост обязан быть максимально легким, и как будет выглядеть при этом крыло “вплане”.
В этот раз я исключительно ради интереса нашел программу для расчета положения ЦТ, сверив с фактом. Почти угадал)))
Вобщем самолет летит нормально, даже как-то уже и скучно. Еще немного поиграю с центровкой, убирая-добавляя свинцовые кусочки на край носового конуса. Хочу вот спроектировать и напечатать какие-нибудь обтекатели для тяг на элевоны -чисто для эстетики.
Вообще-то господа, я бы не взялся за этот импеллерный МИРАЖ, что напечатнный он бы был или такой, какой в итоге вышел. Просто делал я этот самолет, как стенд по изучению аэродинамики на практике, для моего сына. У него есть верхнеплан-тренер, электрогонка(оба -винтовые), а теперь иимпеллерник с треугольным крылом. У всех перечисленных-своя аэродинамика. Нельзя было мне собственное дите, решившего получать авиационную специальность, лишить возможности получения опыта управления таким вот самолетом. Мне же досталась прекрасная возможность поинженерить, используя современные возможности из области 3D-печати плюсом к имеющемуся личному опыту постройки импеллерников.
Сын летает на МИРАЖЕ, очень доволен. Я же доволен тем, что самолет практически полностью отвечает тем требованиям, которые заложил при проектировании. Кроме веса, господа, ибо он мог бы быть еще меньше на десяток-второй граммов. Для этого нужно было поиграть с облегчением напечатанных элементов, поразмыслив за одно и о целесообразности некоторых. Так же пенопласта можно поменьше использовать… Ну а мне было лень😇.
Немного о метериале для печати. PLA, на мой взгляд, не совсем подходит для реализации таких проектов. Этот материал фигово режется ножом и с трудом шкурится. Как только начинается подгонка сопрягаемых частей меж собой, так сразу нужно где-то подшкурить или подрезать, очень быстро иногда!
АЭРОТЕКС- ну просто спасение!Низкая плотность и подходящие прочностые свойства, податливость к обработке перечисленными инструментами. Отлично клеится к пене на UHU.
Ну все, коллеги! Спасибо за ваше внимание и комментарии! Позже приложу какое-нибудь видео и фото.
Коллеги, здравствуйте. МИРАЖ летает чуть ли не каждые выходные. Сын управляет им и очень доволен тем фактом, что дельта имеет широкий рабочий диапазон углов атаки. Ему нравится,что МИРАЖ можно разогнать в горизонте до максимума, потом оттормозить, задрав нос, и совершить медленный полный горизонтальный разворот над землей на пределе сваливания. А чтобы дельта свалилась-нужно ее очень сильно задрать по углу атаки.
Принтер отпечатал мне обтекатели, которыми я накрыл качалки, тяги ,кабанчики. Крупноваты вышли эти изделия,конечно. Хотелось бы покомпактней, но тогда б они терлись изнутри подвижными элементами привода на элевоны. Ну да ладно: за величину лобового сопротивления борюсь не сильно.
Господа, появилась мысль:визуализировать вихри, что сходят с законцовок консолей. Нужны какие-то густые дымки, что б они достаточно хорошо “подсветили” причину индуктивного сопротивления. Так что буду признателен вам за любые ваши идеи!
Обратитесь к Бекару с этой ветки: rcopen.com/forum/f22/topic468699/2921
Он где-то раздобыл неплохие дымы.