Mirage 2000

SEAL
a_centaurus:

Я вот только не понял кромки на крыле полые или прутковые?

Они полые, по типу лобика элерона на фото, что приложил. Только стенки-в несколько слоев.

К слову об элеронах,господа. Требуют они к себе немалого внимания при проектировани и реализации в материалах.
И тут я руководствуюсь идеей о том, что задняя часть самолета обязана быть как можно легче, дабы избежать увода центровки назад.
Можно было из того же, что и самолет, пенопласта их выточить, но затем нужно было бы обтянуть скотчем. А личный опыт показывает, что при обтяжке такую деталь сильно корежит. Зато -очень легкие!
Так что лобик элерона и торцевые нервюрки были спроектированы и отпечатаны,склеены меж собой на циакрин. Далее в образовавшуюся форму каждого элерона был уложен на UHU благословенный EPP. Горячей струной снял лишний материал, далее бруском со шкуркой придал элеронам должный вид. Вес, по причине наличия печатных элементов, не самый лучший, но зато деталь из “резинового” и крайне легкого EPP не требует обтяжки скотчем, она и так очень живучая! Задняя кромка после шлифовки вышла волнистой, выпямил ее полосками бальсы.

Торцы лобика напечатаны монолитно на высоту 10 мм вместе со сквозными отверстиями диаметром 2 мм под карбоновый прут. В среднюю часть лобика вклеена третья опора для прута. Теперь на двух торцевых и средней опоре прут, а это и есть ось элерона, не гуляет. Кроме того пруток добавил жесткости самой конструкции элерона. Вес ее-10 гр.
Два часа сегодня во дворе дома скоблил шкуркой МИРАЖ, придавая его формам схожесть с оригиналом…

SEAL

Господа, двигаемся делее.
Установил элероны по своим местам. Предварительно напечатал опоры для оси элеронов(карбонового прута). Красота! Внешняя опора(она же и законцовка) зафиксирована на стенке заднего лонжерона консоли циакрином. Внутренняя-усажена на свое место, будучи приклееной к пене на UHU.
Чтобы оба торца элерона не скоблили об опоры, добавил шайбочек:ножом нарезал их от внешней трубки боудена.
Вцелом осталось оформить гаргрот,особенно его внутреннюю часть, ведь там проляжет электропроводка. Ну и хвостовая часть заставит мозг покипеть:она должна быть максимально легкой.

14 days later
SEAL

Напечатал кабанчики элеронов, придав им на этапе проектирования аэродинамичный вид. Хорошо иметь принтер в хозяйстве!
Подготовил гнезда для сервоприводов, провода которых по колодцам вывел к гаргроту.
Киль самолета-из EPP, а значит очень легкий. Второе важное качество такого киля-восстановление первоначальной формы после значительного деформирования. Пластина киля совсем мала по площади, но я ее усилил карбоновыми прутиками для того, что бы минимизировать колебания в полете.

Самолет, в целом, обрел свои очертания, ну а шкурка довет их до летного состояния.

SEAL

Новогодняя неделя-не только повод хорошо покушать.
Гаргрот в области киля-хранилище части силовой электропроводки и контроллера в частности. Контроллер запросто превратится в труху от огня в следствии перегрева при недостаточном охлаждении. Так что нижняя часть киля -пустотелая с возможностью сквозной продувки набегающим потоком. Позднее я прорежу щели для забора воздуха как раз перед регулятором, а выходить воздух будет прямиком из торца, стилизованного под контейнер тормозного парашюта.
Немного покрасил самолет, учитывая возможность различать верх-низ модели в полете.
Теперь самое нудное-обтяжка скотчем…
Кстати конструкция модели по моим ощущеням приятно жесткая. Я даже думал отказаться от обтяжки скотчем и сэкономил бы вес. Но нет, надо обтянуть.

Yurich
SEAL:

-пустотелая с возможностью сквозной продувки набегающим потоком. Позднее я прорежу щели для забора воздуха как раз перед регулятором, а выходить воздух будет прямиком из торца, стилизованного под контейнер тормозного парашюта.

Боюсь, плохо продуваться будет. Я бы опустил рег чуть вниз, радиатором в поток, будет принудительное охлаждение, не зависящее от скорости, а верх рега пусть охлаждается естественной вентиляцией.
Но решать, конечно, конструктору.
А скотч не только для жёсткости, с ним модель не пачкается и легко протирается. Красота - страшная сила!

SEAL
Yurich:

Я бы опустил рег чуть вниз, радиатором в поток

А дело в том,Юрий,что мой старенький и надежный регулятор-без радиатора в виде ребер охлаждения, которые можно было выдвинуть в поток воздуха, поступающего в импеллер. По опыту своему отмечу, что посадка, скажем, на снег, иной раз заканчиватеся тем, что он(снег) забивает каналы воздухозаборника по самый импеллер. Подозреваю, что есть вероятность коротнуть высунутый в канал воздуховода контроллер какой-нибудь случайной капелькой талой влаги.

Итак, господа, готовое изделие по факту окончания его сборки имеет взлетый вес 892 гр. Очередная газовка в комнате показывает, что самолет от легонького толчка рукой, при полном газе, ползет вертикально вверх. Вывод из этого теста-тяговооруженность вполне себе приличная. Жаль, что не равна она единичке хотя б.
Теперь о центровке.Я тут нарыл какую-то программу,которая выдала положение ЦТ, примерно совпадающим с реальным его расположением на моем МИРАЖЕ. На фото “вид сверху” ЦТ совпадает со вторым напечатанным шпангоутом(темный цвет), если считать от входа ВЗ. Есть надежда, что при первом взлете самолет покажет вменяемые устойчивость и управляемость по тангажу.

МИРАЖ обтянут скотчем. Жесткий такой стал! Не тронуты только элероны и киль(они из EPP)
Позаботился о вклейке бальсовых упоров для пальцев помощника,толкающего модель. Прорезал щели для поступления забортного воздуха к контроллеру.
Попутно экономил каждую грамульку, убирая вес ненужной длины проводов электропроводки и всего остального, что определил, как лишнее.

Собственно все готово к испытаниям. С меня-отчет,коллеги.

SEAL

Приветствую всех, господа!
Полетел самолет сразу же, но ХОРОШО полетел-со второго раза.
Центровочка оказалась задней. Благо я куски свинца с собой взял в поле и скотч, которым и примотал их к носу самолета.
Коллеги, позже выложу еще видеоматериал, а пока что вот вам ссылочки на то ,что есть.

a_centaurus
SEAL:

но ХОРОШО полетел-со второго раза.

С почином, Сергей!
Спасибо за интересный проект. Как эффективно можно использовать современные технологии вместе с классикой. А первая посадка “парашютиком” не произвела поломок?

ZigZag_ZZ
SEAL:

Теперь о центровке.Я тут нарыл какую-то программу,которая выдала положение ЦТ, примерно совпадающим с реальным его расположением на моем МИРАЖЕ. На фото “вид сверху” ЦТ совпадает со вторым напечатанным шпангоутом(темный цвет), если считать от входа ВЗ. Есть надежда, что при первом взлете самолет покажет вменяемые устойчивость и управляемость по тангажу.

Наверное так…
А потом,так…

SEAL:

Центровочка оказалась задней. Благо я куски свинца с собой взял в поле и скотч, которым и примотал их к носу самолета.

Reulen
SEAL:

Коллеги, позже выложу еще видеоматериал, а пока что вот вам ссылочки на то ,что есть.

Сергей, круто! Очень рад за тебя и за Мираж. Полетай уже подольше и выложи. оч интересно!

SEAL
a_centaurus:

… А первая посадка “парашютиком” не произвела поломок?

Повреждение имеется.Я когда увидел “взрывчик” снега при контакте самолета с планетой, то подумал ,что полеты временно приостановлены. Но к немалому моему удивлению постадала только концевая часть левой консоли. Благо, что я не поленился и обтянул ее скотчем, а иначе б опора оси элерона отетела вместе с элероном. После удара только скотч и держал всю эту клеенную на циакрин конструкцию. Если бы законцовочка была сделана из пенопласта, скорее всего в этом же случае она б замялась.
Так что я уже испытал какой-никакой, но воссторг от живучести конструкции.

ZigZag_ZZ:

Наверное так… А потом,так…

Певел,дорогой,:) я никогда не забываю о том, что моя “импеллерная эпоха” началась с тебя и твоего ЯК 141.
Что касается вопроса расчета положения ЦТ. Никогда специально не считал и не считаю, а на этапе проектирования просто прикидываю распределение веса всей начинки по длине самолета ,учитывая тот факт, что хвост обязан быть максимально легким, и как будет выглядеть при этом крыло “вплане”.
В этот раз я исключительно ради интереса нашел программу для расчета положения ЦТ, сверив с фактом. Почти угадал)))

SEAL

Вобщем самолет летит нормально, даже как-то уже и скучно. Еще немного поиграю с центровкой, убирая-добавляя свинцовые кусочки на край носового конуса. Хочу вот спроектировать и напечатать какие-нибудь обтекатели для тяг на элевоны -чисто для эстетики.
Вообще-то господа, я бы не взялся за этот импеллерный МИРАЖ, что напечатнный он бы был или такой, какой в итоге вышел. Просто делал я этот самолет, как стенд по изучению аэродинамики на практике, для моего сына. У него есть верхнеплан-тренер, электрогонка(оба -винтовые), а теперь иимпеллерник с треугольным крылом. У всех перечисленных-своя аэродинамика. Нельзя было мне собственное дите, решившего получать авиационную специальность, лишить возможности получения опыта управления таким вот самолетом. Мне же досталась прекрасная возможность поинженерить, используя современные возможности из области 3D-печати плюсом к имеющемуся личному опыту постройки импеллерников.

Сын летает на МИРАЖЕ, очень доволен. Я же доволен тем, что самолет практически полностью отвечает тем требованиям, которые заложил при проектировании. Кроме веса, господа, ибо он мог бы быть еще меньше на десяток-второй граммов. Для этого нужно было поиграть с облегчением напечатанных элементов, поразмыслив за одно и о целесообразности некоторых. Так же пенопласта можно поменьше использовать… Ну а мне было лень😇.

Немного о метериале для печати. PLA, на мой взгляд, не совсем подходит для реализации таких проектов. Этот материал фигово режется ножом и с трудом шкурится. Как только начинается подгонка сопрягаемых частей меж собой, так сразу нужно где-то подшкурить или подрезать, очень быстро иногда!
АЭРОТЕКС- ну просто спасение!Низкая плотность и подходящие прочностые свойства, податливость к обработке перечисленными инструментами. Отлично клеится к пене на UHU.
Ну все, коллеги! Спасибо за ваше внимание и комментарии! Позже приложу какое-нибудь видео и фото.

1 month later
SEAL

Коллеги, здравствуйте. МИРАЖ летает чуть ли не каждые выходные. Сын управляет им и очень доволен тем фактом, что дельта имеет широкий рабочий диапазон углов атаки. Ему нравится,что МИРАЖ можно разогнать в горизонте до максимума, потом оттормозить, задрав нос, и совершить медленный полный горизонтальный разворот над землей на пределе сваливания. А чтобы дельта свалилась-нужно ее очень сильно задрать по углу атаки.

Принтер отпечатал мне обтекатели, которыми я накрыл качалки, тяги ,кабанчики. Крупноваты вышли эти изделия,конечно. Хотелось бы покомпактней, но тогда б они терлись изнутри подвижными элементами привода на элевоны. Ну да ладно: за величину лобового сопротивления борюсь не сильно.

Господа, появилась мысль:визуализировать вихри, что сходят с законцовок консолей. Нужны какие-то густые дымки, что б они достаточно хорошо “подсветили” причину индуктивного сопротивления. Так что буду признателен вам за любые ваши идеи!

SEAL

Коллеги, спасибо за наводку! Посмотрел на дымы- вещь классная! Предварительно прикинул, что тяжеловаты даже самые маленькие шашки для моего МИРАЖА. В инете есть разные рецептуры для самодельных дымовух: поизучаю…

7 months later
SEAL

Добрый день! Самолет успешно эксплуатируется по сей день. Небольшое видео полетов.

20 days later
SEAL

Самолет получился очень хорошим не только в части аэродинамических свойств, но и живучим кострукционно. Не раз он прикладывался к планете. Высоты падения были совсем небольшие и,как правило, модель падала плошмя. Люблю полетать у земли на углах, ну и где-то перетянешь без должной тяги… Решил я эту полукопию чуть облагородить, приблизив ее облик к облику прототипа. Носовой конус из EPP больше не нужен: тычки в планету отсутствуют. Принтер напечатал из АЭРОТЕКС конус вполне себе копийный в своих обводах.

nn

нос хороший, не планируете предкрылок сделать как на прототипе?

SEAL
nn:

предкрылок сделать как на прототипе?

Подвижный предкрылок(или несколько его секций), располагающийся вдоль всей длины передней кормки крыла,тут не установить, хотя было бы прикольно. А вот генераторы вихрей можно было бы приделать. Только дело в том, что эти небольшие плоскости, скорей всего, будут создавать лишние аэродинамические моменты. Вес добавится в носовой части… Жду новый,с невероятно низкой плотностью, пластик PLA-LW и, пожалуй, стоит пробовать напечатать турбулизаторы.