FPV на вертолетах классической схемы.

Drozdmsk

Олег да именно такую. Блин… авторские права на музыку, пишет что в неконекоторых странах видео может быть заблокировано (.

Buka1

Дмитрий, просмотрел видео теста RTH, всё работает, модель действительно возвращается, можно Вас поздравить с победой.
Любопытства ради задам несколько вопросов:

  1. Если я правильно понимаю, модель разворачивается в сторону базы по дуге?
  2. Затем снижается до заданной высоты, около 45 м и при этом достигается заданная Вами скорость 40 км/час?
  3. Далее происходит собственно полёт со стабилизацией высоты на протяжении 140 м, скорость при этом снижается от 40 до 20 км/час, это тоже Ваши настройки, или просто совпадение?
  4. Есть в арсенале полуавтономная или автопосадка?

На Вашем экране мне не хватает компаса и стрелку указателя направления на базу не сразу заметил (скромная очень).

Drozdmsk:

Летаю на ручном а удержание использую если нужно поправить очки или отвлечься.

Полёт в ручном режиме, это хорошо, но всё же, как себя ведёт вектор в режиме стабилизации? Просто недавно впервые попробовал управлять коптером, так у него, в отличие от вертолёта мгновенная реакция на стики.
Дело в том, что к режиму стабилизации APS мне пришлось привыкать. Рулить привычно там не получается. Чтобы модель стронуть с места в режиме APS, нужно отклонить стик и выждать паузу, чем больше отклонение, тем быстрее реакция модели. То же самое при торможении, чем резче отпустить стик, тем короче будет путь торможения. Но при большой скорости модель пролетает место, где был отпущен стик и потом пятится назад. Это выглядит не естественно, поэтому скорость гашу заранее, а потом плавно отпускаю стик. Например, чтобы лететь по дуге или по кругу достаточно подать правый стик вперёд и работать только руддером. При малой скорости разворачивается как соосник, а при большой, модель поворачивает с креном, но удерживает высоту. С точки зрения поснимать с камерой без подвеса, думаю, помогает.

Drozdmsk

Александр, у вектора RTH задается c кучей параметров, есть там и авто посадка. Притом высота есть как на возврате как таковом, так и на возврате около дома.

По режиму удержания мало могу сказать, летает как то дерганно что ли, или вы скорее всего правы, стики надо по другому дергать. В ручном у меня получается все намного плавнее. Там как и писал раньше есть более удобный гибридный режим, когда полет в ручном, а при отпускании стиков он переходит в режим удержания, вот это удобно…

Videoru

Всем здравствуйте. Дмитрий поздравляю Вас с отличным результатом. Если я правильно понял, теперь у APS есть конкурент? Используется официальная поддержка в OSD RTH режима для вертолетов? Плюсы OSD в малом весе, что RTH программируется по скорости и высоте верно, возврата домой? Требуется только покупка OSD или для RTH необходимо дополнительный контроллер? Я очень редко посещать стал данную тему, но очень рад что в данном разделе количество успехов и видео стало больше! Единственное что огорчает, так это курс доллара и цена образование, хобби стало очень и очень дорогим!!! Дмитрий для фпв 480-ка очень хороший вариант, но я так понял, подвес для Gopro уже не разместить ( вес + место). По поводу нестабильности, возможно все таки вибрации + настройки стиков, не привычка летать на данной системе, и возможно на вертолете большого размера, стабильность будет выше полета. У кого есть возможность и желание проверить на большом размере?

SAV=

Ну, Дмитрий и я тоже поздравляю с успехом!😃
…По поводу проблем с сервоприводами, механикой и указанными Вами «минусами»:

Drozdmsk:
  • Невозможность настройки серв. (энд поинты, центр).
  • Затруднена установка на другие вертолеты (не хватит длины тяг для арминга).

Есть “в природе” линейка Футабовских программируемых сервоприводов (BLS171HV, BLS172HV, BLS174HV, BLS175HV, BLS272HV, S3070HV, S3071HV, S3072HV, S3172SV…), в которых можно программно устанавливать буквально все необходимые параметры (средняя позиция, эндпоинты, расходы, реверсы и т.д. и т.п.). С инструментальной программкой можно познакомиться тут: downloads.hobbico.com/…/S_Link_WEB_ENG.pdf
Да, решение возможно не бюджетное, и разумеется это не для 450-го верта…, но если кто задумает вертолет покрупнее, то – самое ОНО!😉

P.S. Дмитрий, что ждать следующим “номером программы” - полет по маршрутным точкам планируете?

robis
SAV=:

Есть “в природе” линейка Футабовских программируемых сервоприводов

Андрей, действительно - это решает вопрос для использования Вектора 😃. Кстати, для 450-го у Футабы тоже имеется одна сервочка - S3270SVi.
Я тут в поисках решения для Вектора нашел почти идеальный вариант - Servo Stretcher.

Drozdmsk

Андрей, Олег отличное решение, програмируемые серво дейстивительно решат проблему настройки если сетап собирается с 0 и под вектор. Остается вопрос вибраций…, кто бы поэксперементировал на больших моделях, как будет себя чувствовать вектор…

robis

Дмитрий, приехала ко мне виброразвязка как на Вашем 480 Rigit. Работает действительно неплохо, но до качества Назы явно не дотягивает, есть несколько минусов. Если просто для Вектора, то жестковата, а вот с двумя железками от гириков - картина значительно лучше, почти идеал ) (по графикам вибраций), но из-за большого хода резинок и массы возможно раскачивание при эволюциях модели. Ну и размер самой развязки просто огромен )) но можно переделать до посадочных размеров Вектора и хочу поставить на 480 Fast. Дмитрий, скажите, а Вектор в принципе помещается там на площадку с учетом полного закрытия канопы и запаса по высоте на 16-17мм или нет?

Videoru

Дмитрий, опишите пожалуйста конфигурацию установки OSD вектор на вертолет, и согласно моим вопросам в качестве замены aps. Андрей Вы уже открыли летный сезон?

Drozdmsk

Иван по вашим вопросам:

  • поддержки вертолета в векторе нет, летает в режиме трикоптера.
  • все функции реализованы в одной коробочке, так что отдельно покупать ничего не нужно, осд и автопилот в одном. (за исключением выносного датчика тока и жпс с компасом, которые в комплекте).
  • по летным качествам замечания были только к режиму удержания и полета в нем, в ручном разницы с обычным вертолетным контроллером почти нет.

Олег,
Я вам вчера на почту скидывал фотографии, к сожалению вектор большой и под корпус 480 фаста не лезет совсем.
Он и на площадку гироскопа то не за лазит, а висит процентов на 30%.
При первых полетах я его вешал под брюхо с организацией дополнительной полки, там он лучше помещается, но вибрации там сильнее 😦(

SAV=
Videoru:

Андрей Вы уже открыли летный сезон?

Нет, Иван, не открыл. И похоже еще как минимум месяц буду возиться с паяльником.
Как писал раньше ( rcopen.com/forum/f107/topic232635/2997 ), на основе накопленного опыта затеял переделку каналов управления и видео, соответственно наземки…
И тут проблемы как «снежный ком»… Уже вроде и дело к весне, а они все «не тают»…😕
Сейчас основные несовместимости «победил», но это потребовало смены практически всех компонентов радиооборудования. Из-за невозможности приборного контроля практически каждый шаг приходится проверять в поле, испытывать работоспособность радиоканалов на значимых дистанциях, в общем, считай всю зиму бегал, как электрик, обмотанный проводами по полям и лесам…😃
На выходе наземка должна превратиться в FPV ретранслятор 😉 работающий автономно (устанавливается в любом удобном месте, “не привязана” к пилоту проводами).
Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.
Канал видео: Борт => 1,2 GHz => 5,8 GHz => очки или монитор.
Такие делишки…
С APM тоже возни еще очень много, так что я его пока притормозил, - на осуществление всех идей, роящихся в голове, просто катастрофически не хватает времени…

Videoru

Дмитрий вы возможно единственный пилот, который смог разобраться в основе работы системы фбл, а также работы автопилота, при этом установили на вертолет, рискуя разбить модель показали тестовый полет с отличным результатом! Согласно вашим отзывам, есть маленькие проблемы с вибро связкой и настройкой, но это дело времени! Рекомендую отправить ссылку видео, на форум osd вектора, описать проблему, и возможно компания введет официально поддержку! В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?

robis
Videoru:

В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?

Не Иван, не так. Не смешивайте все вместе; Вектор - это одно, а Наза совсем другое! Они ни капли не похожи, но тем не менее мы пытаемся их приспособить для вертолетов, а они вполне себе закономерно “упираются”, потому как просто для этого не предназначены ))

SAV=:

433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.

Андрей, Rlink?

Buka1
SAV=:

Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.

Андрей, что у Вас с задержкой сигнала? Управлению не мешает? Я тоже планирую переход на 433, но сначала скай. Для Вертолёта приобрёл приёмник 9 канальный. А то эфир стал непробиваемым, там, где улетал на 10 км теперь не могу отдалиться дальше 1 км.

Buka1

В моём случае звеньев получается 5. приёмник 2,4 GHz => PPMEncoder => 433-447MHz ExpertLRS => Борт, Приемник ExpertRC Tiny / 2G 9 каналов. Производитель говорит, что задержка сигнала составляет максимум 22 мс на звено в зависимости от синхронизации.

  1.   пульт RC   ̶   22мс  
    
  2.   PPMEncoder   ̶   22мс  
    
  3.   LRS   ̶   22мс  
    
  4.   Прохождение пакета   ̶   22мс  
    
  5.   вывод на машинки   ̶   22мс  
    

Итого, максимум ̶ 110мс
На самолёте, эта задержка визуально видна, но для него это не критично, а вот как это будет выглядеть на вертолёте, не знаю.

Для улучшения видео, на подходе приёмник с диверсити 5,8ГГц.

vadson

Если будете летать на вертолете с вкл стабилизацией, то не особо заметна такая задержка, очень легко к ней привыкнуть.

Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.

Buka1

Понятно. Я собственно так и думал. Но для перехода в режим стабилизации надо, как минимум, взлетать в ручном режиме. Главное чтобы реакция на стики была достаточна для этого.

SAV=
Buka1:

Андрей, что у Вас с задержкой сигнала?..
В моём случае звеньев получается 5…

Александр, я написал упрощенно, на самом деле так:
Пульт 8 ch. > приемник 8 ch. > конвертор PWM-PPM 16 ch. (+ 8 доп. каналов) > LRS TX 16 ch. > LRS RX 16 ch. > S.BUS 8 ch. (+ PWM 8 ch. доп. команды ) > VBAR > Servo.
Проверял задержки импульсным сигналом сервотестера, сколь-нибудь практически значащих, при устойчивом приёме, не обнаружил. Да и в Вашем варианте, думаю, 0,1 секунды особого практического значения иметь не будет, мы же не летаем «жесткое 3D»…
Разумеется, надо заметить, что в условиях неуверенного приёма (RSSI близок и стремится к нулю) задержки постепенно растут и когда достигают 1 секунды срабатывает файлсейв.
Правда на реальной местности, с реальными антеннами, подобное падение сигнала получилось только на такой трассе: плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)… Честно говоря я был сильно удивлен на каких-таких «отраженках» он работает?!😃😃

vadson:

Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.

Вадим, приветик! Ну, да… иметь красивую картинку заманчиво, но… Скажи:
Какова дистанция работы линка?
Что получается с весом и энергопотреблением передатчика?
И опять же… задержки, - что в твоём варианте с ними?

Buka1
SAV=:

(+ 8 доп. каналов)

это как то будет использоваться?

SAV=:

VBAR

точно, упустил ещё одно звено - 3GX.

SAV=:

плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)…

Условия для аппаратуры конечно экстремальные, если не секрет с какой мощностью передатчика всё это проводилось?
После падения модели в черте города, полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать. В более комфортных условиях для прохождения сигнала, требования к аппаратуре могут быть менее жёсткими. Да и ресурс батареи плюс видео линк пока ограничивает радиус полётов в пределах 3 км. Поэтому для вертолёта надеюсь обойтись минимальной мощностью. Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе. Летать с постоянным ожиданием потери связи стало дискомфортно и не безопасно. Испытания на самолёте при 0,2W показали уверенный приём в пределах 10 км (дальше не улетали по другим причинам).
С антенной на скае всё понятно там места хватает, а вот с вертолётом сложнее. Как у Вас с этим делом. Приёмник вот такой, у него антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?

SAV=
Buka1:

это как то будет использоваться?

Было бы что использовать, а применение найдем!😉 Например, управлять камерой (подвесом).

Buka1:

с какой мощностью передатчика всё это проводилось?

800 мВт.

Buka1:

полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать.

В наших краях это практически невозможно, плотность населения зашкаливает.

Buka1:

Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе.

Моя цель такая же, ну разве что радиус закладываю чуть больше – 10 км.

Buka1:

антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?

С одной антенной обеспечить круговую диаграмму по горизонту можно только одним способом – располагать её вертикально. Горизонтальное расположение неизбежно создаст «мертвые зоны» приема при разворотах.
Но в той же, вертикальной поляризации работает видеопередатчик, это надо учитывать и проверять практически возможное его влияние на качество приёма…
У меня антенн две и располагаться они будут горизонтально, под углом 90 градусов в плане относительно друг друга. При проверке такого расположения, как и предполагалось, за оборот модели на 360 горизонтальных градусов происходит четыре переключения приемников. И еще дин плюс – при таком расположении нет мертвой зоны под вертолётом (при пролёте над собой, на большой высоте).
На земле антенна передатчика стоит естественно горизонтально на антенном трекере, разумеется это не штырь, а так называемая HB9CV (с.м. у Ротхаммеля…). (пока стоял стоковый штырь, LRS своим излучением «душила» всю нормальную работу наземки)