FPV на вертолетах классической схемы.

SAV=
Videoru:

Андрей Вы уже открыли летный сезон?

Нет, Иван, не открыл. И похоже еще как минимум месяц буду возиться с паяльником.
Как писал раньше ( rcopen.com/forum/f107/topic232635/2997 ), на основе накопленного опыта затеял переделку каналов управления и видео, соответственно наземки…
И тут проблемы как «снежный ком»… Уже вроде и дело к весне, а они все «не тают»…😕
Сейчас основные несовместимости «победил», но это потребовало смены практически всех компонентов радиооборудования. Из-за невозможности приборного контроля практически каждый шаг приходится проверять в поле, испытывать работоспособность радиоканалов на значимых дистанциях, в общем, считай всю зиму бегал, как электрик, обмотанный проводами по полям и лесам…😃
На выходе наземка должна превратиться в FPV ретранслятор 😉 работающий автономно (устанавливается в любом удобном месте, “не привязана” к пилоту проводами).
Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.
Канал видео: Борт => 1,2 GHz => 5,8 GHz => очки или монитор.
Такие делишки…
С APM тоже возни еще очень много, так что я его пока притормозил, - на осуществление всех идей, роящихся в голове, просто катастрофически не хватает времени…

Videoru

Дмитрий вы возможно единственный пилот, который смог разобраться в основе работы системы фбл, а также работы автопилота, при этом установили на вертолет, рискуя разбить модель показали тестовый полет с отличным результатом! Согласно вашим отзывам, есть маленькие проблемы с вибро связкой и настройкой, но это дело времени! Рекомендую отправить ссылку видео, на форум osd вектора, описать проблему, и возможно компания введет официально поддержку! В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?

robis
Videoru:

В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?

Не Иван, не так. Не смешивайте все вместе; Вектор - это одно, а Наза совсем другое! Они ни капли не похожи, но тем не менее мы пытаемся их приспособить для вертолетов, а они вполне себе закономерно “упираются”, потому как просто для этого не предназначены ))

SAV=:

433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.

Андрей, Rlink?

Buka1
SAV=:

Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.

Андрей, что у Вас с задержкой сигнала? Управлению не мешает? Я тоже планирую переход на 433, но сначала скай. Для Вертолёта приобрёл приёмник 9 канальный. А то эфир стал непробиваемым, там, где улетал на 10 км теперь не могу отдалиться дальше 1 км.

Buka1

В моём случае звеньев получается 5. приёмник 2,4 GHz => PPMEncoder => 433-447MHz ExpertLRS => Борт, Приемник ExpertRC Tiny / 2G 9 каналов. Производитель говорит, что задержка сигнала составляет максимум 22 мс на звено в зависимости от синхронизации.

  1.   пульт RC   ̶   22мс  
    
  2.   PPMEncoder   ̶   22мс  
    
  3.   LRS   ̶   22мс  
    
  4.   Прохождение пакета   ̶   22мс  
    
  5.   вывод на машинки   ̶   22мс  
    

Итого, максимум ̶ 110мс
На самолёте, эта задержка визуально видна, но для него это не критично, а вот как это будет выглядеть на вертолёте, не знаю.

Для улучшения видео, на подходе приёмник с диверсити 5,8ГГц.

vadson

Если будете летать на вертолете с вкл стабилизацией, то не особо заметна такая задержка, очень легко к ней привыкнуть.

Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.

Buka1

Понятно. Я собственно так и думал. Но для перехода в режим стабилизации надо, как минимум, взлетать в ручном режиме. Главное чтобы реакция на стики была достаточна для этого.

SAV=
Buka1:

Андрей, что у Вас с задержкой сигнала?..
В моём случае звеньев получается 5…

Александр, я написал упрощенно, на самом деле так:
Пульт 8 ch. > приемник 8 ch. > конвертор PWM-PPM 16 ch. (+ 8 доп. каналов) > LRS TX 16 ch. > LRS RX 16 ch. > S.BUS 8 ch. (+ PWM 8 ch. доп. команды ) > VBAR > Servo.
Проверял задержки импульсным сигналом сервотестера, сколь-нибудь практически значащих, при устойчивом приёме, не обнаружил. Да и в Вашем варианте, думаю, 0,1 секунды особого практического значения иметь не будет, мы же не летаем «жесткое 3D»…
Разумеется, надо заметить, что в условиях неуверенного приёма (RSSI близок и стремится к нулю) задержки постепенно растут и когда достигают 1 секунды срабатывает файлсейв.
Правда на реальной местности, с реальными антеннами, подобное падение сигнала получилось только на такой трассе: плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)… Честно говоря я был сильно удивлен на каких-таких «отраженках» он работает?!😃😃

vadson:

Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.

Вадим, приветик! Ну, да… иметь красивую картинку заманчиво, но… Скажи:
Какова дистанция работы линка?
Что получается с весом и энергопотреблением передатчика?
И опять же… задержки, - что в твоём варианте с ними?

Buka1
SAV=:

(+ 8 доп. каналов)

это как то будет использоваться?

SAV=:

VBAR

точно, упустил ещё одно звено - 3GX.

SAV=:

плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)…

Условия для аппаратуры конечно экстремальные, если не секрет с какой мощностью передатчика всё это проводилось?
После падения модели в черте города, полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать. В более комфортных условиях для прохождения сигнала, требования к аппаратуре могут быть менее жёсткими. Да и ресурс батареи плюс видео линк пока ограничивает радиус полётов в пределах 3 км. Поэтому для вертолёта надеюсь обойтись минимальной мощностью. Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе. Летать с постоянным ожиданием потери связи стало дискомфортно и не безопасно. Испытания на самолёте при 0,2W показали уверенный приём в пределах 10 км (дальше не улетали по другим причинам).
С антенной на скае всё понятно там места хватает, а вот с вертолётом сложнее. Как у Вас с этим делом. Приёмник вот такой, у него антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?

SAV=
Buka1:

это как то будет использоваться?

Было бы что использовать, а применение найдем!😉 Например, управлять камерой (подвесом).

Buka1:

с какой мощностью передатчика всё это проводилось?

800 мВт.

Buka1:

полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать.

В наших краях это практически невозможно, плотность населения зашкаливает.

Buka1:

Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе.

Моя цель такая же, ну разве что радиус закладываю чуть больше – 10 км.

Buka1:

антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?

С одной антенной обеспечить круговую диаграмму по горизонту можно только одним способом – располагать её вертикально. Горизонтальное расположение неизбежно создаст «мертвые зоны» приема при разворотах.
Но в той же, вертикальной поляризации работает видеопередатчик, это надо учитывать и проверять практически возможное его влияние на качество приёма…
У меня антенн две и располагаться они будут горизонтально, под углом 90 градусов в плане относительно друг друга. При проверке такого расположения, как и предполагалось, за оборот модели на 360 горизонтальных градусов происходит четыре переключения приемников. И еще дин плюс – при таком расположении нет мертвой зоны под вертолётом (при пролёте над собой, на большой высоте).
На земле антенна передатчика стоит естественно горизонтально на антенном трекере, разумеется это не штырь, а так называемая HB9CV (с.м. у Ротхаммеля…). (пока стоял стоковый штырь, LRS своим излучением «душила» всю нормальную работу наземки)

vadson
SAV=:

Вадим, приветик! Ну, да… иметь красивую картинку заманчиво, но… Скажи:
Какова дистанция работы линка?
Что получается с весом и энергопотреблением передатчика?
И опять же… задержки, - что в твоём варианте с ними?

все немного позже. проведу окончательные тесты все опишу. пока только о задержке, минимальная 100-150мс

Videoru
SAV=:

И похоже еще как минимум месяц буду возиться с паяльником.

Андрей очень понимаю Вас, сам сижу еще с паяльником, подготавливаю вертолет к сезону полетов.

SAV=:

считай всю зиму бегал, как электрик, обмотанный проводами по полям и лесам…

Бегать и проверять сигнал сложно, длительно, но оправдывает, при положительных тестах, гораздо спокойнее будут полёты на определенные дистанции. Так так Вы используете полет без RTH, устойчивый сигнал самое главное.

SAV=:

На выходе наземка должна превратиться в FPV ретранслятор работающий автономно (устанавливается в любом удобном месте, “не привязана” к пилоту проводами)

Fpv ретранслятор классная вещь!!! Кто работает с наземной станцией поймет. Провода это основная проблема, множество проводов требуют длительного времени для подготовки к полету. 433-440 MHz RAFHSST мне давно предлагали такой комплект установить, но я использую бустер.

Увидел вот такой ролик: Обратите внимание на динамику полета, плавность картинки, и полное отсутствие вибраций. Данный полет был снят на Trex 700, самое интересное что автор для борьбы с вибрациями использует только пружины, а демфера не использует.

Хочу себе приобрести вот такие шасси ( складывались). Помогите найти пожалуйста, рассматриваю установку подвеса снизу вертолета. Где такие можно купить? Я так понимаю что под рамой вертолета это лучшее место установки для борьбы с вибрациями? Смотрел подвес Align g800, только на официальном видео нет вибраций, но у других пилотов в видео, вибрации есть у всех. Ну и подвес на серва машинках уже в прошлом, по этой причине приобрел подвес DYS.

Videoru

Вот моя мечта, купить себе такой вертолет для полетов по фпв! Данное видео было снято в США, и по многим форумам специалисты утверждают, что было много предложений использовать коптер, но после долгих переговоров, выбор стал на разработке вертолета. Один из важных факторов стала причина ( высокая скорость, и очень быстрый набор высоты, ну и по метео успешный результат). Если приобрести такой, нужно проходить СЛГ и регистрацию. Получается полет по визуалке, и подачей заявки на полет. Что удивило, 2 лопастной, а не 4.

Дима=

Хорошая мечта - вот сколько она стоит - мечта??

robis

Иван, занятная “вещица”… Всепогодный БПЛА для военных и гражданских целей.
Стоит всего лишь 400.000 😁
или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.
Плюс юридические и прочие моменты, которые могут быть непреодолимы, потому, что это уже выходит далеко за рамки просто хобби.

ТТХ:
Макс. скорость 200 км/ч
Потолок 5500 м
Время полета до 6 часов
Дальность по управлению 200 км
Полезная нагрузка 25 кг (50 макс.)
Полет по точкам или в ручном режиме.

P.S. Лично я, имея подобные средства, купил бы спортивный вертолет 😃
Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

kimu
Videoru:

Если приобрести такой, нужно проходить СЛГ и регистрацию. Получается полет по визуалке, и подачей заявки на полет.

У нас в стране малая авиация большей частью летает без СЛГ, заявки и пилотского (коммерческие беспилотники по заявке, про СЛГ не слышал), такчто это зависит только от области применения и совести.
Вот ввезти в страну точно могут быть проблемы.

robis:

Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

А тут очень сильно не соглашусь.
И первым кину камень в того кто на 1х1 ЛА полетит как на модели.

Дима=
robis:

Стоит всего лишь 400.000 или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.

А можно ссылочку ??

robis:

Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

То же несогласен, так как хотя бы на модели безопасно для жизни и если случилось “привет планета” потратил монеты и снова в небо…

robis
Дима=:

А можно ссылочку ??

Полно в интернете, поищите. Тема развивается с 2005г. Вот одна из ссылок.

kimu:

на 1х1 ЛА полетит как на модели

Зачем? Как говорят: “Кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево”
или “давайте так - компот отдельно, а мухи отдельно” 😉

Кто летал на ЛА (самолет, вертолет, дельтаплан, параглайдер и т.д. или без ЛА (парашют, вингсьют) тот знает, что там не требуется летать как на модели. Зачем это? Это глупо. Интерес совсем в другом.
Да, ФПВ постоянно развивается, но на данный момент, он лишь стремится передать тот восторг или гамму чувств и эмоций реального полета. Пока это слабо получается. “Весовые” категории в плане ощущений “не те” и отличаются где то на порядок или больше. Как минимум, есть разница - видеть окружающий мир через “форточку” или своими глазами. При этом, кроме зрения, есть и другие органы чувств. Модели ФПВ развиваются в сторону 1х1 ЛА, а не на оборот и еще только в начале “пути”. Поэтому сравнивать еще рановато!

Дима=:

То же несогласен, так как хотя бы на модели безопасно для жизни и если случилось “привет планета” потратил монеты и снова в небо…

Это тоже верно. Просто видимо в ФПВ можно прийти по разным причинам. Я пришел после полетов на настоящих ЛА и парашютного спорта. Летаю ФПВ только потому, что это напоминает реальный полет, при отсутствии в данный момент другой возможности. Сравнивать можно, но в целом - разница огромна, хотя в ФПВ тоже есть свои, неоспоримые плюсы.

P.S. — Кот, а ты когда-нибудь летал во сне?
— Нет. Но мне во сне очень нравится ходить на задних лапах.

Buka1
Buka1:

Но для перехода в режим стабилизации надо, как минимум, взлетать в ручном режиме. Главное чтобы реакция на стики была достаточна для этого.

Временно установил приёмник 433 на T-REX 450 с целью проверить в полёте. Летать оказалось не просто, пришлось привыкать. 2-3 минуты повисел с трудом, но это не самое страшное. К управлению можно привыкнуть. Столкнулся с другими трудностями: инициализация приёмника запаздывает и регулятор успевает войти в режим программирования (временно обошелся бортовым выключателем); после инициализации на управляющих каналах проскакивает всякая бяка, поэтому тарелка вместо привычного “вверх - вниз” крутится как сумасшедшая. Как это влияет на EBAR не знаю, но ведёт он себя как то не обычно. На взлёте чуть не завалился, обошлось, но вот после посадки тоже резко накренился вправо и чиркнул лопастями по песку. Как то не правильно пока. Надо будет разбираться.