FPV на вертолетах классической схемы.
Всем здравствуйте. Дмитрий поздравляю Вас с отличным результатом. Если я правильно понял, теперь у APS есть конкурент? Используется официальная поддержка в OSD RTH режима для вертолетов? Плюсы OSD в малом весе, что RTH программируется по скорости и высоте верно, возврата домой? Требуется только покупка OSD или для RTH необходимо дополнительный контроллер? Я очень редко посещать стал данную тему, но очень рад что в данном разделе количество успехов и видео стало больше! Единственное что огорчает, так это курс доллара и цена образование, хобби стало очень и очень дорогим!!! Дмитрий для фпв 480-ка очень хороший вариант, но я так понял, подвес для Gopro уже не разместить ( вес + место). По поводу нестабильности, возможно все таки вибрации + настройки стиков, не привычка летать на данной системе, и возможно на вертолете большого размера, стабильность будет выше полета. У кого есть возможность и желание проверить на большом размере?
Ну, Дмитрий и я тоже поздравляю с успехом!😃
…По поводу проблем с сервоприводами, механикой и указанными Вами «минусами»:
- Невозможность настройки серв. (энд поинты, центр).
- Затруднена установка на другие вертолеты (не хватит длины тяг для арминга).
Есть “в природе” линейка Футабовских программируемых сервоприводов (BLS171HV, BLS172HV, BLS174HV, BLS175HV, BLS272HV, S3070HV, S3071HV, S3072HV, S3172SV…), в которых можно программно устанавливать буквально все необходимые параметры (средняя позиция, эндпоинты, расходы, реверсы и т.д. и т.п.). С инструментальной программкой можно познакомиться тут: downloads.hobbico.com/…/S_Link_WEB_ENG.pdf
Да, решение возможно не бюджетное, и разумеется это не для 450-го верта…, но если кто задумает вертолет покрупнее, то – самое ОНО!😉
P.S. Дмитрий, что ждать следующим “номером программы” - полет по маршрутным точкам планируете?
Есть “в природе” линейка Футабовских программируемых сервоприводов
Андрей, действительно - это решает вопрос для использования Вектора 😃. Кстати, для 450-го у Футабы тоже имеется одна сервочка - S3270SVi.
Я тут в поисках решения для Вектора нашел почти идеальный вариант - Servo Stretcher.
Андрей, Олег отличное решение, програмируемые серво дейстивительно решат проблему настройки если сетап собирается с 0 и под вектор. Остается вопрос вибраций…, кто бы поэксперементировал на больших моделях, как будет себя чувствовать вектор…
Дмитрий, приехала ко мне виброразвязка как на Вашем 480 Rigit. Работает действительно неплохо, но до качества Назы явно не дотягивает, есть несколько минусов. Если просто для Вектора, то жестковата, а вот с двумя железками от гириков - картина значительно лучше, почти идеал ) (по графикам вибраций), но из-за большого хода резинок и массы возможно раскачивание при эволюциях модели. Ну и размер самой развязки просто огромен )) но можно переделать до посадочных размеров Вектора и хочу поставить на 480 Fast. Дмитрий, скажите, а Вектор в принципе помещается там на площадку с учетом полного закрытия канопы и запаса по высоте на 16-17мм или нет?
Дмитрий, опишите пожалуйста конфигурацию установки OSD вектор на вертолет, и согласно моим вопросам в качестве замены aps. Андрей Вы уже открыли летный сезон?
Иван по вашим вопросам:
- поддержки вертолета в векторе нет, летает в режиме трикоптера.
- все функции реализованы в одной коробочке, так что отдельно покупать ничего не нужно, осд и автопилот в одном. (за исключением выносного датчика тока и жпс с компасом, которые в комплекте).
- по летным качествам замечания были только к режиму удержания и полета в нем, в ручном разницы с обычным вертолетным контроллером почти нет.
Олег,
Я вам вчера на почту скидывал фотографии, к сожалению вектор большой и под корпус 480 фаста не лезет совсем.
Он и на площадку гироскопа то не за лазит, а висит процентов на 30%.
При первых полетах я его вешал под брюхо с организацией дополнительной полки, там он лучше помещается, но вибрации там сильнее 😦(
Андрей Вы уже открыли летный сезон?
Нет, Иван, не открыл. И похоже еще как минимум месяц буду возиться с паяльником.
Как писал раньше ( rcopen.com/forum/f107/topic232635/2997 ), на основе накопленного опыта затеял переделку каналов управления и видео, соответственно наземки…
И тут проблемы как «снежный ком»… Уже вроде и дело к весне, а они все «не тают»…😕
Сейчас основные несовместимости «победил», но это потребовало смены практически всех компонентов радиооборудования. Из-за невозможности приборного контроля практически каждый шаг приходится проверять в поле, испытывать работоспособность радиоканалов на значимых дистанциях, в общем, считай всю зиму бегал, как электрик, обмотанный проводами по полям и лесам…😃
На выходе наземка должна превратиться в FPV ретранслятор 😉 работающий автономно (устанавливается в любом удобном месте, “не привязана” к пилоту проводами).
Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.
Канал видео: Борт => 1,2 GHz => 5,8 GHz => очки или монитор.
Такие делишки…
С APM тоже возни еще очень много, так что я его пока притормозил, - на осуществление всех идей, роящихся в голове, просто катастрофически не хватает времени…
Дмитрий вы возможно единственный пилот, который смог разобраться в основе работы системы фбл, а также работы автопилота, при этом установили на вертолет, рискуя разбить модель показали тестовый полет с отличным результатом! Согласно вашим отзывам, есть маленькие проблемы с вибро связкой и настройкой, но это дело времени! Рекомендую отправить ссылку видео, на форум osd вектора, описать проблему, и возможно компания введет официально поддержку! В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?
В итоге получается покупаем назу от коптера, ставим и настраиваем, и получаем режим Rth верно?
Не Иван, не так. Не смешивайте все вместе; Вектор - это одно, а Наза совсем другое! Они ни капли не похожи, но тем не менее мы пытаемся их приспособить для вертолетов, а они вполне себе закономерно “упираются”, потому как просто для этого не предназначены ))
433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.
Андрей, Rlink?
Андрей, Rlink?
Да, он.
Канал RC ретранслируется по цепочке: 2,4 GHz DSMX => 433-440 MHz RAFHSST => Борт, диверсити приёмник с выходом S.BUS.
Андрей, что у Вас с задержкой сигнала? Управлению не мешает? Я тоже планирую переход на 433, но сначала скай. Для Вертолёта приобрёл приёмник 9 канальный. А то эфир стал непробиваемым, там, где улетал на 10 км теперь не могу отдалиться дальше 1 км.
В моём случае звеньев получается 5. приёмник 2,4 GHz => PPMEncoder => 433-447MHz ExpertLRS => Борт, Приемник ExpertRC Tiny / 2G 9 каналов. Производитель говорит, что задержка сигнала составляет максимум 22 мс на звено в зависимости от синхронизации.
-
пульт RC ̶ 22мс
-
PPMEncoder ̶ 22мс
-
LRS ̶ 22мс
-
Прохождение пакета ̶ 22мс
-
вывод на машинки ̶ 22мс
Итого, максимум ̶ 110мс
На самолёте, эта задержка визуально видна, но для него это не критично, а вот как это будет выглядеть на вертолёте, не знаю.
Для улучшения видео, на подходе приёмник с диверсити 5,8ГГц.
Если будете летать на вертолете с вкл стабилизацией, то не особо заметна такая задержка, очень легко к ней привыкнуть.
Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.
Понятно. Я собственно так и думал. Но для перехода в режим стабилизации надо, как минимум, взлетать в ручном режиме. Главное чтобы реакция на стики была достаточна для этого.
Андрей, что у Вас с задержкой сигнала?..
В моём случае звеньев получается 5…
Александр, я написал упрощенно, на самом деле так:
Пульт 8 ch. > приемник 8 ch. > конвертор PWM-PPM 16 ch. (+ 8 доп. каналов) > LRS TX 16 ch. > LRS RX 16 ch. > S.BUS 8 ch. (+ PWM 8 ch. доп. команды ) > VBAR > Servo.
Проверял задержки импульсным сигналом сервотестера, сколь-нибудь практически значащих, при устойчивом приёме, не обнаружил. Да и в Вашем варианте, думаю, 0,1 секунды особого практического значения иметь не будет, мы же не летаем «жесткое 3D»…
Разумеется, надо заметить, что в условиях неуверенного приёма (RSSI близок и стремится к нулю) задержки постепенно растут и когда достигают 1 секунды срабатывает файлсейв.
Правда на реальной местности, с реальными антеннами, подобное падение сигнала получилось только на такой трассе: плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)… Честно говоря я был сильно удивлен на каких-таких «отраженках» он работает?!😃😃
Уже давно мечтал о фпв с качественным видеолинком, сейчас тружусь над вкорячиванием фулл шд линка. Летать просто так и смотреть в паловский сигнал уже давно надоело. В общем как будет результат, думаю поделюсь.
Вадим, приветик! Ну, да… иметь красивую картинку заманчиво, но… Скажи:
Какова дистанция работы линка?
Что получается с весом и энергопотреблением передатчика?
И опять же… задержки, - что в твоём варианте с ними?
(+ 8 доп. каналов)
это как то будет использоваться?
VBAR
точно, упустил ещё одно звено - 3GX.
плотная застройка из множества многоэтажных (9-22 этажа) зданий на протяжении 1,2 км (передатчик на земле, ни о какой прямой видимости не может быть и речи), и еще + 1,5 км по густому лесу (высокие деревья, кустарник в подлеске), приёмник естественно тоже на земле (в руках)…
Условия для аппаратуры конечно экстремальные, если не секрет с какой мощностью передатчика всё это проводилось?
После падения модели в черте города, полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать. В более комфортных условиях для прохождения сигнала, требования к аппаратуре могут быть менее жёсткими. Да и ресурс батареи плюс видео линк пока ограничивает радиус полётов в пределах 3 км. Поэтому для вертолёта надеюсь обойтись минимальной мощностью. Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе. Летать с постоянным ожиданием потери связи стало дискомфортно и не безопасно. Испытания на самолёте при 0,2W показали уверенный приём в пределах 10 км (дальше не улетали по другим причинам).
С антенной на скае всё понятно там места хватает, а вот с вертолётом сложнее. Как у Вас с этим делом. Приёмник вот такой, у него антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?
это как то будет использоваться?
Было бы что использовать, а применение найдем!😉 Например, управлять камерой (подвесом).
с какой мощностью передатчика всё это проводилось?
800 мВт.
полёты вблизи населённых пунктов стараюсь избегать.
В наших краях это практически невозможно, плотность населения зашкаливает.
Моя цель не увеличение дальности, а повышение надёжности в этом радиусе.
Моя цель такая же, ну разве что радиус закладываю чуть больше – 10 км.
антенна в виде куска провода. Как её лучше расположить?
С одной антенной обеспечить круговую диаграмму по горизонту можно только одним способом – располагать её вертикально. Горизонтальное расположение неизбежно создаст «мертвые зоны» приема при разворотах.
Но в той же, вертикальной поляризации работает видеопередатчик, это надо учитывать и проверять практически возможное его влияние на качество приёма…
У меня антенн две и располагаться они будут горизонтально, под углом 90 градусов в плане относительно друг друга. При проверке такого расположения, как и предполагалось, за оборот модели на 360 горизонтальных градусов происходит четыре переключения приемников. И еще дин плюс – при таком расположении нет мертвой зоны под вертолётом (при пролёте над собой, на большой высоте).
На земле антенна передатчика стоит естественно горизонтально на антенном трекере, разумеется это не штырь, а так называемая HB9CV (с.м. у Ротхаммеля…). (пока стоял стоковый штырь, LRS своим излучением «душила» всю нормальную работу наземки)
Вадим, приветик! Ну, да… иметь красивую картинку заманчиво, но… Скажи:
Какова дистанция работы линка?
Что получается с весом и энергопотреблением передатчика?
И опять же… задержки, - что в твоём варианте с ними?
все немного позже. проведу окончательные тесты все опишу. пока только о задержке, минимальная 100-150мс
И похоже еще как минимум месяц буду возиться с паяльником.
Андрей очень понимаю Вас, сам сижу еще с паяльником, подготавливаю вертолет к сезону полетов.
считай всю зиму бегал, как электрик, обмотанный проводами по полям и лесам…
Бегать и проверять сигнал сложно, длительно, но оправдывает, при положительных тестах, гораздо спокойнее будут полёты на определенные дистанции. Так так Вы используете полет без RTH, устойчивый сигнал самое главное.
На выходе наземка должна превратиться в FPV ретранслятор работающий автономно (устанавливается в любом удобном месте, “не привязана” к пилоту проводами)
Fpv ретранслятор классная вещь!!! Кто работает с наземной станцией поймет. Провода это основная проблема, множество проводов требуют длительного времени для подготовки к полету. 433-440 MHz RAFHSST мне давно предлагали такой комплект установить, но я использую бустер.
Увидел вот такой ролик: Обратите внимание на динамику полета, плавность картинки, и полное отсутствие вибраций. Данный полет был снят на Trex 700, самое интересное что автор для борьбы с вибрациями использует только пружины, а демфера не использует.
Хочу себе приобрести вот такие шасси ( складывались). Помогите найти пожалуйста, рассматриваю установку подвеса снизу вертолета. Где такие можно купить? Я так понимаю что под рамой вертолета это лучшее место установки для борьбы с вибрациями? Смотрел подвес Align g800, только на официальном видео нет вибраций, но у других пилотов в видео, вибрации есть у всех. Ну и подвес на серва машинках уже в прошлом, по этой причине приобрел подвес DYS.
Вот моя мечта, купить себе такой вертолет для полетов по фпв! Данное видео было снято в США, и по многим форумам специалисты утверждают, что было много предложений использовать коптер, но после долгих переговоров, выбор стал на разработке вертолета. Один из важных факторов стала причина ( высокая скорость, и очень быстрый набор высоты, ну и по метео успешный результат). Если приобрести такой, нужно проходить СЛГ и регистрацию. Получается полет по визуалке, и подачей заявки на полет. Что удивило, 2 лопастной, а не 4.
Хорошая мечта - вот сколько она стоит - мечта??
Иван, занятная “вещица”… Всепогодный БПЛА для военных и гражданских целей.
Стоит всего лишь 400.000 😁
или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.
Плюс юридические и прочие моменты, которые могут быть непреодолимы, потому, что это уже выходит далеко за рамки просто хобби.
ТТХ:
Макс. скорость 200 км/ч
Потолок 5500 м
Время полета до 6 часов
Дальность по управлению 200 км
Полезная нагрузка 25 кг (50 макс.)
Полет по точкам или в ручном режиме.
P.S. Лично я, имея подобные средства, купил бы спортивный вертолет 😃
Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.
Если приобрести такой, нужно проходить СЛГ и регистрацию. Получается полет по визуалке, и подачей заявки на полет.
У нас в стране малая авиация большей частью летает без СЛГ, заявки и пилотского (коммерческие беспилотники по заявке, про СЛГ не слышал), такчто это зависит только от области применения и совести.
Вот ввезти в страну точно могут быть проблемы.
Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.
А тут очень сильно не соглашусь.
И первым кину камень в того кто на 1х1 ЛА полетит как на модели.
Стоит всего лишь 400.000 или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.
А можно ссылочку ??
Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.
То же несогласен, так как хотя бы на модели безопасно для жизни и если случилось “привет планета” потратил монеты и снова в небо…