схема L297 + 7409 + irfz44

OneStep

Настройка контроллера.
Поскольку я начал получать в личку вопросы с просьбами выслать рекомендации ATLab по настройке контроллера и учитывая тот момент, что рекомендации нужны сейчас, а статью готовить надо время. то выкладываю здесь переписку с Анатолием (пользуясь случаем, хочу еще раз его поблагодарить за помощь в настройке контроллера).

Типичные вопросы в личке: какие двигатели и как питать?

Двигатели ставил разные от какихто принтеров на 8,20,40,80 ом.
В станке будет 4SSHG23… Тоже ставил 😃
Крутит все.

Вобщето контроллер позволяет крутить движки до 40В 5А

Я питал от обычного блока питания компьютера 12В.

Рекомендации Анатолия Токарева


Первый абзац (отчеркнут знаком =======)
Это моя вольная интерпретация некоторой части переписки с Анатолием, так, что если чтото здесь ошибочно, прошу все претензии адресовать мне.

(============================)
Насчет питания двигателаей.
Все зависит от величины резисторов в истоке ключей.
Uref=Iобмотки*Rизмерит., где Rизмерит - резистр в истоке ключей - R27, R28 и т.п., аналогично для остальных каналов.(Uref регулируктся от 1 до 0 но на низких значениях проблемы с ШИМ)

ШИМ регулирование не успевает за 1 период генератора, и в результате происходит за 2 или 3 периода генератора, что может привести к появлению слышимых звуков. Тогда следует увеличить Rизм до 0,4-0,5 Ом, и пропорционально увеличить опорное напряжение.

Т.е. Для движков с Iобмотки=0,5-1,5А резистор должен быть не менее 0,4-0,5Ом. Т.к. при Uref<0,2в может не работать ШИМ регулирование.

сопротивление фазной обмотки, пусть это 10 Ом,
тогда, при питании 12 В, максимальный ток через нее не может быть больше
12/10=1,2 (А), поэтому, при установленном опорном допустим Uref= 0,18 В, регулирования не происходит вообще, и ток через обмотку всегда максимальный (1,2 А). А он наверняка должем быть не больше 0,5-0,7 А. Потому и двигатель будет грется.

надо подобрать Rизмерит. чтобы требуемое опорное было в пределах 0,5 В,
поэкспериментировать с током фазы, начните с 0,5 А
Остановитесь по минимуму на том токе, которого достаточно для момента, а по максимуму - на том токе, при котором двигатель не горячий.
(============================)

Ниже привожу рекомендации в том виде в каком получил их от ATLab. 😃

Сложно заочно давать рекомендации

Если вместо 7409 стоит 7408, то резисторов SIL2-SIL4 быть не делжно, тем боле не должно быть вместо них перемычек.

Начнем с этого:

  1. проверить монтаж - качество пайки и возможные “закоротки”, правильность установки элементов (микросхем, транзисторов и электролитических конденсаторов, светодиодов) на плату,
  2. проверить подводку питания (как +, так и общего провода) к микросхемам - достаточно прозвонить тестером без включения,
  3. проверить уровни напряжений питания +5, и высокого для двигателей,
  4. убрать перемычки JP1-JP3 и убедиться, что на выв. 10 L297 напряжение +5В - иначе L297 не будет работать,
  5. не подключая двигателей выставить требуемый уровень тока в обмотках, для этого подстроечны резистором P1 (для первого канала) выставить уровень опорного напряжения на выв.15 (Vref) L297 равным
    Uref=Iобмотки*Rизмерит., где Rизмерит - резистр в истоке ключей - R27, R28 и т.п., аналогично для остальных каналов.

Дальше, все должно работать. Работу проверять поканально, подключая двигатель только к одному, проверяемому каналу.
Проверка:

  1. в разъеме подключения к компьютеру поставить перемычки между
    общим проводом и входами _ENA, _ENB, _ENC
  2. установить перемычки JP2-JP3 (JP1-не устанавливать вообще!), - микросхемы L297 2-3 каналов должны выключиться
  3. на между входами DIRA, STEPA…DIRC, STEPC и общим проводом установить резисторы 1-5 кОм, после этого померить напряжение на этих входах, оно должно быть не выше 0,6 В
  4. установить полношаговый режим переключателем SW1 - на выв.19 L297 должен быть 0.
  5. взять любую кнопку (на замыкание при нажатии) и включить ее между +5В и входом STEP проверяемого канала (параллельно кнопке можно включить конденсатор на 10-22 нФ, чтобы избежать сильного дребезга контактов)
  6. нажимая на кнопку, убедиться в шагании двигателя,
  7. если не шагает, проверить мультиметром изменение состояния выходов A-D L297 в соответствии с картинками в ее описании.
  8. если состояние не меняется, еще раз проверить весь монтаж. Если монтаж правильный - заменить сначала C27, R11, затем L297.
  9. если состояние меняется в соответсвии с картинкой, или просто меняется и после многократного нажатия на кнопки обнаруживаются ВСЕ сочетания сигналов на выходах A-D, значит L297 исправна, а пропуск или перескок состояний связан с дребезгом контактов кнопки.

Дальше без осциллографа проверять трудно.

  1. отключить двигатель, перерезать проводники, идущие от выв.5,8 L297 к микросхеме 7409 (7408), отрезанные выводы 2,4,10,13 (по схеме, на плате может быть по другому!) подключить к +5В через резистор 1 кОм.
    После этого на выходах 3,6,11,8 7409 должны точно повторяться сигналы A-D, если этого нет -
    10.1 и сигнал не повторяется в каком-то одном, двух фазах, нужно перерезать соответствующий проводник, идущий к затвору полевика от того выхода, если сигнал появился - проверить монтаж в цепи затвора, если с монтажом нет проблем - заменить полевик
    10.2 если сигналы не повторяются во всех фазах - отрезать затворы от выходов микросхемы, если не помогло - заменить микросхему.
  2. После замены проверить работу (п.10.1-10.2), и при правильной работе восстановить монтаж за исключением цепей из п.10.
  3. На выходе, вместо обмоток двигателя включить резисторы 20-30 кОм (между + питания двигателей и стоками полевиков), мультиметром убедиться, что на выходах фаз напряжения меняются (когда на затворе +5, на стоке - близкое к 0 напряжение, когда на затворе 0 - на стоке близкое к напряжению питния обмоток напряжение). Если в какой-то фазе это нетак - заменить соответствующий полевик.
  4. Восстановить весь монтаж (п.10). Двигатель должен шагать, а ток потребляемый двигателем от источника питания не должен превышать 2*Iобмотки. Если ток значительно больше - не работает цепь регулирования тока или генератор в микросхем L297.
  5. проверить монтаж С22, R25, R11 и всех остальных аналогичных, если не помогло, проверить монтаж С27, R11, если не помогло заменить их.
    Аналогично проверяются остальные каналы. Нельзя запрещать перемычкой JP1 работу IC1 L297 - ее генератор общий для всех каналов.
    Успехов!

З.Ы. В заголовке темы ошибочка не irfz44 a irlz44

ATLab
OneStep:

Настройка контроллера.
Поскольку я начал получать в личку вопросы с просьбами …

Аналогично 😃
Перечитал сейчас советы, несколько сумбурно, особенно начало. Но для тех, кому надо срочно, подойдет. Может выделить в отдельную тему? Типа “Как использовать и настраивать CNC3”

GOOD
ATLab:

Аналогично 😃
Перечитал сейчас советы, несколько сумбурно, особенно начало. Но для тех, кому надо срочно, подойдет. Может выделить в отдельную тему? Типа “Как использовать и настраивать CNC3”

было бы неплохо
думаю все будут очень Вам благодарны

Valery55

Всем привет!
Подскажите, можно ли в этой схеме использовать
IRLZ24N или IRL540N?
Заранее спасибо.

STEPMOTOR
Valery55:

Всем привет!
Подскажите, можно ли в этой схеме использовать
IRLZ24N или IRL540N?
Заранее спасибо.

IRLZ24N -можно ! он только послабее чем 44N

Valery55
STEPMOTOR:

IRLZ24N -можно ! он только послабее чем 44N

Спасибо!

GOOD

подскажите по куску схемы где стоит 7805
можно ли заменить 7805 на крен5, а может это одно и тоже?
если да, менять еще что нить в этом куске схемы надо?
какой поставить диод 1N4001 родной маркировки?
может вообще игнорировать этот кусок схемы
и подать +5V с компьютерного блока питания ?

STEPMOTOR
GOOD:

подскажите по куску схемы где стоит 7805
можно ли заменить 7805 на крен5, а может это одно и тоже?
если да, менять еще что нить в этом куске схемы надо?
какой поставить диод 1N4001 родной маркировки?
может вообще игнорировать этот кусок схемы
и подать +5V с компьютерного блока питания ?

7805 и КРЕН5 одно и тоже !
Заменить можно .
Диод предназчен для защиты от неправильного подключения полярности, впрочем можно без него.
Лучше с крен-кой чем с блока а то кто его знает погорит вся плата, а так только крен-ка !

GOOD
STEPMOTOR:

7805 и КРЕН5 одно и тоже !

STEPMOTOR Thanks you

Аэробус

А подскажите плз, как правильно померить ток на обмотке? А то я взял цифровой мултиметр. Землю на землю а второй конец сунул на обмотку. Дык с платы дым пошел, а провода к мультиметру враз нагрелись и провисли как нитки. 😦
Два полевика здохли сразу. и по моему сдохла 7408.

AZi

Эх… Это из серии - померь ток в розетке и будет тебе счастье…
Так мерят напряжение, а для измерения тока амперметр включают в разрыв цепи, но если там ШИМ - мультиметром ты нормально ток в обмотке не помериш(тк он не постоянный а дерганный с неизвестной частотой), только осциллографом или стрелочным амперметром…

ATLab
Аэробус:

А подскажите плз, как правильно померить ток на обмотке? А то я взял цифровой мултиметр. Землю на землю а второй конец сунул на обмотку. Дык с платы дым пошел, а провода к мультиметру враз нагрелись и провисли как нитки. 😦
Два полевика здохли сразу. и по моему сдохла 7408.

Напрямую - никак.
А зачем его мерить? Если известно опорное напряжение L297 и величина измерительного резистора,
I=Uоп/Rизм. И все. А что, есть сомнения, что L297 работает? Или просто “захотелось”?

Аэробус

А что, есть сомнения, что L297 работает? Или просто “захотелось”?

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается… 😦
То ли вообще не шагает, то ли пропадает на нем “удержание”.? Ну в обчем думал поглядеть что я получаю на обмотках в этот момент…

ATLab
Аэробус:

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается… 😦
То ли вообще не шагает, то ли пропадает на нем “удержание”.? Ну в обчем думал поглядеть что я получаю на обмотках в этот момент…

Неплохо бы еще уточнить, шаг или полушаг?
А если шаг, то какой алгоритм “normal” или “wave”?

Считаем, что шаг и normal.
В этом режиме на каждом шаге 2 обмотки находятся под током.
Следовательно, нужно вывести кнопкой драйвер в проблемное состояние и померить напряжение на обмотках двигателя.
На двух обмотках должно быть напряжение примерно по 2,2 В относительно “+” источника питания двигателя (для Вашего двигателя).
Проверить то же самое для других положений ротора.

В режиме шаг, wave еще проще - там на каждом шагу только одна обмотка под током.
Следовательно, нужно померить напряжение на обмотках, только на одной должно быть 2,2 В относительно “+” источника питания двигателя.

P.S. А осциллограф никак не найти на время?

Аэробус
ATLab:

Неплохо бы еще уточнить, шаг или полушаг?
А если шаг, то какой алгоритм “normal” или “wave”?

Считаем, что шаг и normal.

P.S. А осциллограф никак не найти на время?

Режим - шаг, а иде устанавливается алгоритм?

Осцилограф попробую найти, но пока проблема в том что я в нашем магазине выгреб все имеющиеся у них IRLZ44 😦 и попалил 8 штук.
Сейчас заказал еще, обещали что будут недели через полторы.

P.S. А можно узнать какие элементы схемы задействованы на этом злосчастном четвертом шаге? Я имею в виду чисто теоритически по схеме?

AZi

Найди стрелочный амперметр(хотябы китайский, лучше наш), им можеш померить(включать в разрыв между выходорм контроллера и концом обмотки)…

хромать он может по тому что:

  1. дохлый движок
  2. дохлый канал в контроллере(транзистор либо микросхема либо и то и то) возможно что просто плохой контакт гдето…

возми четыре одинаковые лампочки(мощные, чтобы от заданного тока они горели в пол накала) и подцепи их вместо обмоток движка, когда начнеш шагать - увидиш что одна из них ведет себя не правильно - или горит ярче остальных или вообще не горит(возможно мерцает), вот которая глючно горит - в том канале бяка и засела, если горит ярче других - скорее скапытилась микросхема, если вообще не горит - или микросхема или транзистор или и то и то…

Вобщем попробуй с лампочками и опиши как они себя ведут…

Кстати чтобы не жечь транзисторы - на период отладки схемы подцепи в разрыв питания схемы лампочку ватт на 100(автомобильную), если коротнеш чего - она просто ярко загорится и скорее всего ничего не сдохнет…

STEPMOTOR

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается…

Я думаю что это одит из полевиков этого канала неработает ! Если контроллер работпет в режиме полного шага то возможно когда требуется задействовать этот полевик он показывает Фиг ! , и это повторяется циклично. А в режиме полного шага как раз циклограмма всего четыре шага а потом все повторяется !

ATLab
Аэробус:

Режим - шаг, а иде устанавливается алгоритм?

Осцилограф попробую найти, но пока проблема в том что я в нашем магазине выгреб все имеющиеся у них IRLZ44 😦 и попалил 8 штук.
Сейчас заказал еще, обещали что будут недели через полторы.

P.S. А можно узнать какие элементы схемы задействованы на этом злосчастном четвертом шаге? Я имею в виду чисто теоритически по схеме?

Перечитал сейчас свой предыдущий пост - сущий бред про измерение напряжения на обмотке.
Перетрудился 😃 - голова котоорый день занята генераторами тока и попытками снизить рассеиваемую мощность.

Если двигатель и микросхемы L297, 7408 из неисправного канала нормально работатают в друглм канале, значит проблеиа в IRLZ44 или монтаже.

Нумерация шагов - вещь относительная, поэтому про четвертый шаг можно сказать что-то определенное только если работатет указатель HOME положения (когда горит соответствующий светодиод). Посмотрите документацию на L297.

Аэробус
AZi:

Вобщем попробуй с лампочками и опиши как они себя ведут…

Перепаял пока полевики из рабочего канала.
Взял лампочки автомобильные 12В 5W
Картина с лампочками по обмоткам следующая(не мерцают и не в пол накала. Горят как настоящие:) ):

100110011001 Обмотка Lab-A
110011001100 Обмотка Lab-A*
110011001100 Обмотка Lab-B
001100110011 Обмотка Lab-B*

Сменил L297 и 74HC08 из рабочего канала. Картина не изменилась.

Перепаял полевики назад. Теперь тут появились проблемы. Такое впечатление, что канал работает в полушаге. 😦 Хотя переключатель стоит в шаге. Померял напряжение на 19 ноге и получаю, что там не абсолютный 0, т.е. какие то миливольты там есть.

Ну а картина следующая по лампочкам на возвернутом канале:
1000001110000011100000 Обмотка Lab-A
1011101010111010101110 Обмотка Lab-A*
1110000011100000111000 Обмотка Lab-B
0000111000001110000011 Обмотка Lab-B*

может найдется у кого нибудь время рассмотреть этот бред и дать совет…

Ну пока паял, выпаивал, перепаивал печатка превратилась в … В общем буду переделывать печатную плату. И ждать полевики

Аэробус

В догонку… А это диаграмма лампочек из рабочего канала:
110011001100
001100110011
100110011001
011001100110

Так… на всякий случай.

2AZi Спасибо за мысль с лампочками. Очень все стало наглядно. 😃

З.Ы. Да, когда меряю выходы A,B,C,D мелкосхемы, то там вроде все почти по даташиту. (на 7-й ноге , когда там должен быть 0 иногда показывает 1.3В) Мелкосхему переставлял из рабочего канала… Таке самое. 😦