схема L297 + 7409 + irfz44

Аэробус

А подскажите плз, как правильно померить ток на обмотке? А то я взял цифровой мултиметр. Землю на землю а второй конец сунул на обмотку. Дык с платы дым пошел, а провода к мультиметру враз нагрелись и провисли как нитки. 😦
Два полевика здохли сразу. и по моему сдохла 7408.

AZi

Эх… Это из серии - померь ток в розетке и будет тебе счастье…
Так мерят напряжение, а для измерения тока амперметр включают в разрыв цепи, но если там ШИМ - мультиметром ты нормально ток в обмотке не помериш(тк он не постоянный а дерганный с неизвестной частотой), только осциллографом или стрелочным амперметром…

ATLab
Аэробус:

А подскажите плз, как правильно померить ток на обмотке? А то я взял цифровой мултиметр. Землю на землю а второй конец сунул на обмотку. Дык с платы дым пошел, а провода к мультиметру враз нагрелись и провисли как нитки. 😦
Два полевика здохли сразу. и по моему сдохла 7408.

Напрямую - никак.
А зачем его мерить? Если известно опорное напряжение L297 и величина измерительного резистора,
I=Uоп/Rизм. И все. А что, есть сомнения, что L297 работает? Или просто “захотелось”?

Аэробус

А что, есть сомнения, что L297 работает? Или просто “захотелось”?

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается… 😦
То ли вообще не шагает, то ли пропадает на нем “удержание”.? Ну в обчем думал поглядеть что я получаю на обмотках в этот момент…

ATLab
Аэробус:

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается… 😦
То ли вообще не шагает, то ли пропадает на нем “удержание”.? Ну в обчем думал поглядеть что я получаю на обмотках в этот момент…

Неплохо бы еще уточнить, шаг или полушаг?
А если шаг, то какой алгоритм “normal” или “wave”?

Считаем, что шаг и normal.
В этом режиме на каждом шаге 2 обмотки находятся под током.
Следовательно, нужно вывести кнопкой драйвер в проблемное состояние и померить напряжение на обмотках двигателя.
На двух обмотках должно быть напряжение примерно по 2,2 В относительно “+” источника питания двигателя (для Вашего двигателя).
Проверить то же самое для других положений ротора.

В режиме шаг, wave еще проще - там на каждом шагу только одна обмотка под током.
Следовательно, нужно померить напряжение на обмотках, только на одной должно быть 2,2 В относительно “+” источника питания двигателя.

P.S. А осциллограф никак не найти на время?

Аэробус
ATLab:

Неплохо бы еще уточнить, шаг или полушаг?
А если шаг, то какой алгоритм “normal” или “wave”?

Считаем, что шаг и normal.

P.S. А осциллограф никак не найти на время?

Режим - шаг, а иде устанавливается алгоритм?

Осцилограф попробую найти, но пока проблема в том что я в нашем магазине выгреб все имеющиеся у них IRLZ44 😦 и попалил 8 штук.
Сейчас заказал еще, обещали что будут недели через полторы.

P.S. А можно узнать какие элементы схемы задействованы на этом злосчастном четвертом шаге? Я имею в виду чисто теоритически по схеме?

AZi

Найди стрелочный амперметр(хотябы китайский, лучше наш), им можеш померить(включать в разрыв между выходорм контроллера и концом обмотки)…

хромать он может по тому что:

  1. дохлый движок
  2. дохлый канал в контроллере(транзистор либо микросхема либо и то и то) возможно что просто плохой контакт гдето…

возми четыре одинаковые лампочки(мощные, чтобы от заданного тока они горели в пол накала) и подцепи их вместо обмоток движка, когда начнеш шагать - увидиш что одна из них ведет себя не правильно - или горит ярче остальных или вообще не горит(возможно мерцает), вот которая глючно горит - в том канале бяка и засела, если горит ярче других - скорее скапытилась микросхема, если вообще не горит - или микросхема или транзистор или и то и то…

Вобщем попробуй с лампочками и опиши как они себя ведут…

Кстати чтобы не жечь транзисторы - на период отладки схемы подцепи в разрыв питания схемы лампочку ватт на 100(автомобильную), если коротнеш чего - она просто ярко загорится и скорее всего ничего не сдохнет…

STEPMOTOR

Никак не могу определить причину “хромания” одного канала.
три шага шаговик делает, а на каждом четвертом спотыкается…

Я думаю что это одит из полевиков этого канала неработает ! Если контроллер работпет в режиме полного шага то возможно когда требуется задействовать этот полевик он показывает Фиг ! , и это повторяется циклично. А в режиме полного шага как раз циклограмма всего четыре шага а потом все повторяется !

ATLab
Аэробус:

Режим - шаг, а иде устанавливается алгоритм?

Осцилограф попробую найти, но пока проблема в том что я в нашем магазине выгреб все имеющиеся у них IRLZ44 😦 и попалил 8 штук.
Сейчас заказал еще, обещали что будут недели через полторы.

P.S. А можно узнать какие элементы схемы задействованы на этом злосчастном четвертом шаге? Я имею в виду чисто теоритически по схеме?

Перечитал сейчас свой предыдущий пост - сущий бред про измерение напряжения на обмотке.
Перетрудился 😃 - голова котоорый день занята генераторами тока и попытками снизить рассеиваемую мощность.

Если двигатель и микросхемы L297, 7408 из неисправного канала нормально работатают в друглм канале, значит проблеиа в IRLZ44 или монтаже.

Нумерация шагов - вещь относительная, поэтому про четвертый шаг можно сказать что-то определенное только если работатет указатель HOME положения (когда горит соответствующий светодиод). Посмотрите документацию на L297.

Аэробус
AZi:

Вобщем попробуй с лампочками и опиши как они себя ведут…

Перепаял пока полевики из рабочего канала.
Взял лампочки автомобильные 12В 5W
Картина с лампочками по обмоткам следующая(не мерцают и не в пол накала. Горят как настоящие:) ):

100110011001 Обмотка Lab-A
110011001100 Обмотка Lab-A*
110011001100 Обмотка Lab-B
001100110011 Обмотка Lab-B*

Сменил L297 и 74HC08 из рабочего канала. Картина не изменилась.

Перепаял полевики назад. Теперь тут появились проблемы. Такое впечатление, что канал работает в полушаге. 😦 Хотя переключатель стоит в шаге. Померял напряжение на 19 ноге и получаю, что там не абсолютный 0, т.е. какие то миливольты там есть.

Ну а картина следующая по лампочкам на возвернутом канале:
1000001110000011100000 Обмотка Lab-A
1011101010111010101110 Обмотка Lab-A*
1110000011100000111000 Обмотка Lab-B
0000111000001110000011 Обмотка Lab-B*

может найдется у кого нибудь время рассмотреть этот бред и дать совет…

Ну пока паял, выпаивал, перепаивал печатка превратилась в … В общем буду переделывать печатную плату. И ждать полевики

Аэробус

В догонку… А это диаграмма лампочек из рабочего канала:
110011001100
001100110011
100110011001
011001100110

Так… на всякий случай.

2AZi Спасибо за мысль с лампочками. Очень все стало наглядно. 😃

З.Ы. Да, когда меряю выходы A,B,C,D мелкосхемы, то там вроде все почти по даташиту. (на 7-й ноге , когда там должен быть 0 иногда показывает 1.3В) Мелкосхему переставлял из рабочего канала… Таке самое. 😦

AZi

2Аэробус:
А у тебя самая первая диаграмма точно правильно записанна - там обмотка B на один такт назад не сдвинута случаем?

В остальном же - раз ни кто из них постоянно не горит и не негорит - значит транзюки живые, издохло чтото другое… Щас схему посмотрю…

Еще возможно что перепутанны ножки у 7409 или скапытилась L297…

Насчет 19 ноги - ну закороти ее намертво - небудет там никаких миливольт(на других то каналах кстати есть?)

Аэробус
AZi:

2Аэробус:
А у тебя самая первая диаграмма точно правильно записанна - там обмотка B на один такт назад не сдвинута случаем?

В остальном же - раз ни кто из них постоянно не горит и не негорит - значит транзюки живые, издохло чтото другое… Щас схему посмотрю…

Еще возможно что перепутанны ножки у 7409 или скапытилась L297…

Насчет 19 ноги - ну закороти ее намертво - небудет там никаких миливольт(на других то каналах кстати есть?)

Точно записана. перепроверял раз 5-6 .
Ноги вроде не должны быть перепутаны. Все по печатке же.(рази шо печатка неправильная. 😦 )
На других каналах на 19 твердый 0.

297 переставлял из рабочего суда и обратно. Ничего не меняется. В рабочем она работает в нерабочем картина не меняется. Что еще может повлиять на сдвиг сигналов?

😦

AZi

Ну тогда маловероятный но несмотря на то - не редко встречающийся вариант - остатки флюса на плате, если при перестановке всех деталей из другого канала она продолжает себя так вести то тут уже кроме ошибки в монтаже или какойнибудь какашки между ножек у микросхемы больше нечему просто…

И еще - там точно все хорошо протравилось? Щас посмотрел плату - много тощих дорожек которые проходят между ног у микросхем - может коза где засела? - лучше такие места процарапывать скальпелем для надежности…

И каналы кстати не совсем одинаковые помоему…

А, нет - с платой вроде все правильно - это RC на первой микросхеме просто стоит, а остальные от нее синхронизируются…

Еще вариант - чето с токоизмерительными резисотрами(точно все одинаковые?)…

GOOD
Аэробус:

З.Ы. 😦

Я не спец, но осталось полевик проверить.

А как, на будующее, защитить полевики, а лучше движок чтоб не перегорел.
может какие стабилитроны навесить? или предохранители поставить?

Аэробус
AZi:

Еще вариант - чето с токоизмерительными резисотрами(точно все одинаковые?)…

Да немного разные на одном канале 0,51 ом а на два других по 0,3 ома. Но это от того что движки немного разные и чтоб выровнять напряжение,ток.

Спасибо большое за участие! 😃

Сейчас попробую немного поменять разводку платы в силовой части. Хочу поменять местами полевики с разъемами. А то как то неудобно подключать. Да и покомпактнее хочется это все собрать.Вывести на “перед” светодиоды… Вопрос: есть какие то противопоказания по расположению элементов на плате?
На оригинале вроде как силовая часть несеолько разнесена с “логичесеой”. Если я попытаюсь все это сузить до габарита 100х100, могут ли быть грабли из-за расположения деталей?

Так что пока не переделаю эксперименты останавливаю. А то чтото стоимость всего этого добра скоро сравняется с покупкой готового контроллера. 😲

Еще раз спасибо всем за помощь. Особые благодарности: ATLab 😃 и AZi 😃

AZi

По поводу защиты полевиков и движков - все эксперементы при питании через лампочку(достаточно мощную чтобы работал движок но и не настолько чтобы ей можно было пожечь полевик(вслучае кз в обмотке) или движок(вслучае пробитого транзистора)… В тоже время она будет сигнализировать ярким горением о том что в схеме чтото не так и надо быстро скидывать питание(пока чтонибудь не сдохло)…

Расположение элементов в данной схеме впринципе не очень повлияет, главное чтобы логическая и силовая земля была отдельна - тоесть логические сигналы не шли через участок силового проводника ну и провода от 7409 до транзисторов - как можно короче и без особых выкрутасов меж ножек - чем прямее тем и лучше…

Еще если текстолит изначально двухсторонний то вторую сторону лучше не обдирать а сделать земляной шиной(не земляные дырки раззинковать)…

ATLab
AZi:

Расположение элементов в данной схеме впринципе не очень повлияет, главное чтобы логическая и силовая земля была отдельна - тоесть логические сигналы не шли через участок силового проводника ну и провода от 7409 до транзисторов - как можно короче и без особых выкрутасов меж ножек - чем прямее тем и лучше…

Еще если текстолит изначально двухсторонний то вторую сторону лучше не обдирать а сделать земляной шиной(не земляные дырки раззинковать)…

Немного уточню: схема чувствительна к помехам, поэтому нужно, чтобы

  • общий провод L297 был связан с силовой землей в 1 точке,
  • цепи формирования опрного напряжения были подальше от силовых цепей
  • цепм обратой связи (RC) от измерительного резистора к L297 были минимальной длины.

А вот длина цепей от 7408 до затворов не особенно критична, поскольку по ним не протекают значительные токи. Но лучше постараться разнести на плате их и цепм обратой связи (RC) от измерительного резистора к L297.

Судя по диаграммам, полевики все живые. Остается монтаж.

Аэробус
ATLab:
  • общий провод L297 был связан с силовой землей в 1 точке,

Что есть точка 1 ?

  • цепи формирования опрного напряжения были подальше от силовых цепей

насколько подальше? 1см -5,10?

Но лучше постараться разнести на плате их и цепм обратой связи (RC) от измерительного резистора к L297.
Судя по диаграммам, полевики все живые. Остается монтаж.

Дык на сколько разносить? До каких размеров можно сузить плату? Может не стоит затеваться т.е. размер платы уменьшать не стоит? Может я извращаюсь? 😃
Монтаж проверить уже трудно. Сильно покурочил в результате многочисленных перепаек. надо плату переделывать. Чем сейчас и занимаюсь. 😃 Вот только надо принять решение: Переделывать только разводку силовой части или менять размер платы с глобальной перетрассировкой? 😕