схема L297 + 7409 + irfz44

AZi

Хорошие быстрые диоды:
UF4001 - UF4007 1A 200-1000V 75ns
UF54?? - UF5408 3A ???-1000V 75ns
правда это не шотки а обычные быстрые диоды…

Аэробус

Вот ответ автора контроллера с pminmo по поводу фильтров и номинала элементов генератора

Hi,
I chose the 51K and 1000pf as it was what I had avaiable and gave me a little higher frequency 28Khz apposed to the app note which is around 20Khz. As long as you stay in the 20 to 30Khz region, the actual selection of those two components is not a serious issue.
The two filters are to prevent false triggers. In some applications no filters are required, or can be of a lower time constant.

Valery55

Большое спасибо всем за ответы!

Удачи!

Аэробус

Добился я взаимопонимания с осцилографом.
Смотрю в статике. Т.е. Двигатель в режиме удержания.
На первой ноге вижу такую картинку, а на 16-й вот такую вторая картинка.
При регулировке подстроечным резистором - картина не меняется.
А что там должно быть… 😊 ? Как я понял в даташите показано в динамике
состояние сигналов на A/B/C/D/ Но как это соотнести с ШИМом мне не понятно.
На каких ногах(и в каком виде) еще должно быть видно ШИМ?

Может не тот даташит смотрю.

И еще . Выставил на движок всего 300Ма (по идее он жрет 1,5А). Дык все одно греется зараза, через минут 5 не дотронуться.

Если я правильно чувствую(пониманть не понимаю), то похоже, что генератор не работает, или работает не так как надо. Или L297 не реагирует на частоту генератора. Может надо ему другие номиналы резистора и кондера поставить. А как их посчитать? Методом тыка не хотелось бы.
Вот такие печальные мысли.
😦

Anton_M

что вы хотите сделать ? кукой то сумбур в сообщении.

формы сигнала правильные - классические.

Аэробус:

Может надо ему другие номиналы резистора и кондера поставить. А как их посчитать?

книги “как посчитать” выше.

частота колебаний примерно пропорциональна номиналу конденсатора и обратно пропорциональна номиналу резистора.

посмотрите сигналы на затворах и на “верху” полевиков.

ATLab
Аэробус:

Добился я взаимопонимания с осцилографом.
Смотрю в статике. Т.е. Двигатель в режиме удержания.
На первой ноге вижу такую картинку, а на 16-й вот такую вторая картинка.
При регулировке подстроечным резистором - картина не меняется.
А что там должно быть… 😊 ?
Если я правильно чувствую(пониманть не понимаю), то похоже, что генератор не работает, или работает не так как надо. Или L297 не реагирует на частоту генератора. Может надо ему другие номиналы резистора и кондера поставить. А как их посчитать? Методом тыка не хотелось бы.
Вот такие печальные мысли.

  1. Картинки нормальные, такие и должны быть.
  2. Вид ЭТИХ картинок не зависит от положения подстроечника, регулирующего ток в обмотке.
  3. При подаче сигналов STEP (лучше от компьютера, чтобы картинка была наглядней) на выходах ABCD (4,6,7,9) вы увмдмте картинки включения обмоток, которые приведены в datasheet.
  4. Работу собственно ШИМ можно наблюдать на выводах INH1, INH2 (5,8), при вращении подстроечника ширина импульсов должна меняться. Частота импульсов должна совпадать с частотой импульсов на 1.
  5. Не нужно ничего менять в RC задающих частоту генерации, генератор работает - на 1,16 выводах нормальные картинки. Можете для спокойствия посчитать период - посчитать его по картинке (определить количество делений - клеток и мелких, как на линейке - и умножить их на показатель переключателя время/деление - время/деление приводится для клетки).
Аэробус
ATLab:
  1. Картинки нормальные, такие и должны быть.

Рад опять Вас читать! 😁
Спасибо за поддержку!

Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах. 😦

STEPMOTOR
Аэробус:

Рад опять Вас читать! 😁
Спасибо за поддержку!

Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах. 😦

Зделайте регулировку на первичку питающего движки трасформатора (Латором), все просто и без гемороя, Проверено !

Если например транс 1квт то латор надо с запасом лучше ставить например на 2квт
у меня вот такой стоит только на 2квт

Black_Man
Аэробус:

Рад опять Вас читать! 😁
Спасибо за поддержку!

Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах. 😦

Правильной дорогой идеш товарищь

Перегрев может быть из-за некоректной работы ШИМа

Посмотри сигналы на пинах 13 и 14 Л297 и непосредственно на низкоомных сопротивлениях - сильно ли они отличаются ?

И еще , что за движки ( индуктивность обмотки ) и чем все это кормиш , что за БП ( какое напряжение ) ?

AZi

Незнаю от куда все берут такие частоты (порядка 30кГц) но не кажется ли вам что нагрев идет какраз из за ВЧ - движки то железные и пластины в них достаточно толстые…

В таких станках как ЛТ-16, СМ-600, ГП-900… везде используется 2(два)кГц и это сделанно явно не из-за отсутствия в те времена быстрых транзисторов…

2Аэробус
если вдруг будеш понижать частоту - надо и напряжение питания понизить для начала, потом если чего получится - уже поднимать и таким образом подобрать номинальное напряжение…

ATLab
AZi:

Незнаю от куда все берут такие частоты (порядка 30кГц) но не кажется ли вам что нагрев идет какраз из за ВЧ - движки то железные и пластины в них достаточно толстые…

В таких станках как ЛТ-16, СМ-600, ГП-900… везде используется 2(два)кГц и это сделанно явно не из-за отсутствия в те времена быстрых транзисторов…

Частоты 20 кГц и выше используют для

  1. снижения акустического шума - если ШИМ в ультразвуке, его в идеальном случае нет, в худшем - шипит, это не противный высокий свист.
  2. для повышения скорости шагания - как можно одновременно управлять током в обмотке с ШИМ на 2 кГц и шагать с такой же или близкой скоростью? Между тем, 2 кГц - далеко не рекодная скорость шагания. Мне, например, удалось от 4SHG добиться 12 кГц (с плавным разгоном и без нагрузки), хотя, конечно, это не рабочая скорость - момент никакой.

Кстати, плохие транзисторы - тоже важный фактор, в те времена еще не было мощных MOSFET, которые бы могли быстро переключать большие токи. Да и сейчас это не так просто - я попробовал ШИМ на 156 кГц - IRL греются со страшной силой, временем переключения уже нельзя пренебречь - сравнимо с периодом - и минимальный ток уже получется довольно большим, не очень близким к 0. Опять же драйверы нужно ставить… Морока.

Аэробус:
Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах.

У вас же осциллограф в руках! Посмотрите:

  1. сигнал на INH1 INH2 L297 - должны быть импульсы с частотой генератора (выв.1), длительность которых регулируется при регулировке опорного напряжения Uref подстроечниками
  2. сигнал на затворах IRLZ44 - должны быть такие же импульсы у тех транзисторов, которые в данный момент запитывают обмотки. Одновременно не может быть сигналов больше чем на 2 затворах - одновременно не может быть больше двух обмоток под током.
    Проверьте напряжение на выв.11 L297 - должно быть близко к 0 (меньше 0,6 В), может он никуда не подключен?
AZi

2ATLab

Дык при большой частоте шагания шим то уже и не нужен - там ток сам по себе только только успевает нарости и тем самым у нас получается что разгоняясь до какихто оборотов движок работает уже без шима тк тот уже и не нужен…

Кстати тут еще надо подумать как ведет себя шим в момент переключения с одной обмотки на другую, возможно снижением частоты можно и хуже сделать…

ATLab
AZi:

2ATLab

Дык при большой частоте шагания шим то уже и не нужен - там ток сам по себе только только успевает нарости и тем самым у нас получается что разгоняясь до какихто оборотов движок работает уже без шима тк тот уже и не нужен…

Оригинальная метода регулирования тока в обмотке - скоростью шагания 😃
А если нужно не шагать? Или шагать с меньшей скоростью? Снова переходить на ШИМ или быстро переключать направление шагания? 😉
Опять же, чтобы ШИМ был не нужен, кроме высокой скорости шагания еще нужен вполне определенный уровень напряжения питания, и все это будет сильно зависеть от индуктивности обмоток…
Не, это совсем плохая идея. По крайней мере, IMHO.

AZi

А если нужно не шагать? Или шагать с меньшей скоростью? Снова переходить на ШИМ или быстро переключать направление шагания?

Не, ты не понял - когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

А насчет напряжения питания и индуктивности - дык естессно надо считать все это дело, в любом случае…

Мысли по теме:
Частоту шима надо подбирать таким образом чтобы при максимальной частоте шагов за один шаг генератор шима совершал 10-20 колебаний (больше - неоправданный разогрев движка ВЧ полем, меньше - хм… это еще надо проверить)…

Хорошо бы поставить на обмотки демпферы (особенно в случае длинных проводов до движка)…

Опять же в случае длинных проводов до движка - неплохо бы каждый провод сделать экранированным - такие провода будут хорошо давить ВЧ торчки от которых сильно греются транзисторы…

Вобщем вот… Критика приветствуется… 😁

Black_Man
AZi:

когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

А насчет напряжения питания и индуктивности - дык естессно надо считать все это дело, в любом случае…

Частоту шима надо подбирать таким образом чтобы при максимальной частоте шагов за один шаг генератор шима совершал 10-20 колебаний …

Дык отсель мораль движки с большими индуктивностями обмоток нельзя питать низким напряжением . . .

Если не гнать движок так оно и получается 5-20 периодов ШИМа на один шаг …

Аэробус

Вот я смотрю схему Pminmo и француза.
Я собрал француза, но поставил 74hc08N.

Теперь смотрю на Pminmo она изначально на 74hc08N.

Подклчение 7409 у француза, отличается от подключения 7408N у Pminmo.
Это принципиально? или эти ноги можно менять, типа, они равноправные?
на французе соединены 2 и 4 и заведены на INH1
а 1 и 5-я на А и В.

У Pminmo соединены 1 и 4 и заведены на INH1
а 2 и 5-я на А и В.

Вопрос - могут из за этого движки грется? У меня подключена 7408 вместо 7409 по французской схеме.
разводка платы осталась под 7409 а мелкосхему туда вставил 7408…

Black_Man

Не принципиально , на работе это абсолютно не сказывается . И движки от этого грется не могут.
Причина нагрева черезмерный ток обмоток , наиболее вероятная причина некорректная работа ШИМ . . .

ATLab
AZi:

Не, ты не понял - когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

Вобщем вот… Критика приветствуется… 😁

Да все я понял. В этой затее есть узкие места.
Но критики - не дождетесь 😉
Если руки дойдут живьем это попробовать - сами все поймете.
Вообще, какой смысл снижать частоту ШИМ до звукового диапазона, если все нормально работает в ультразвуке на 20-40 кГц?

AZi

В скором времени попробую… 😃

1 month later
Aviator73

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

ATLab
Aviator73:

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

Об этих конкретных не могу сказать - datasheet не читал. Но, в принципе, это вполне возможно - ключевой режим для биполярных транзисторов это обычное дело. Греться, конечно, будут сильнее - будут нужны радиаторы. Еще, нужно будет добавить схему ограничения выбросов напряжения на коллекторах. Подробности посмотри в книге “Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления”, автор Т.Кенио, а выкладывал кажется Baha.

C практической точки зрения, проще и быстрей купить полевики (например через интернет), особенно если не хочется убить на эксперименты кучу времени и это (придумывание и отладка схемы) само по себе не хобби.
Возможно, даже проще (и возможно даже дешевле!) купить готовый контроллер.
Imho, в этом главный спец - Аэробус, это он все опробовал на себе, если даст совет - прислушайтесь.