схема L297 + 7409 + irfz44

Black_Man
Аэробус:

Рад опять Вас читать! 😁
Спасибо за поддержку!

Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах. 😦

Правильной дорогой идеш товарищь

Перегрев может быть из-за некоректной работы ШИМа

Посмотри сигналы на пинах 13 и 14 Л297 и непосредственно на низкоомных сопротивлениях - сильно ли они отличаются ?

И еще , что за движки ( индуктивность обмотки ) и чем все это кормиш , что за БП ( какое напряжение ) ?

AZi

Незнаю от куда все берут такие частоты (порядка 30кГц) но не кажется ли вам что нагрев идет какраз из за ВЧ - движки то железные и пластины в них достаточно толстые…

В таких станках как ЛТ-16, СМ-600, ГП-900… везде используется 2(два)кГц и это сделанно явно не из-за отсутствия в те времена быстрых транзисторов…

2Аэробус
если вдруг будеш понижать частоту - надо и напряжение питания понизить для начала, потом если чего получится - уже поднимать и таким образом подобрать номинальное напряжение…

ATLab
AZi:

Незнаю от куда все берут такие частоты (порядка 30кГц) но не кажется ли вам что нагрев идет какраз из за ВЧ - движки то железные и пластины в них достаточно толстые…

В таких станках как ЛТ-16, СМ-600, ГП-900… везде используется 2(два)кГц и это сделанно явно не из-за отсутствия в те времена быстрых транзисторов…

Частоты 20 кГц и выше используют для

  1. снижения акустического шума - если ШИМ в ультразвуке, его в идеальном случае нет, в худшем - шипит, это не противный высокий свист.
  2. для повышения скорости шагания - как можно одновременно управлять током в обмотке с ШИМ на 2 кГц и шагать с такой же или близкой скоростью? Между тем, 2 кГц - далеко не рекодная скорость шагания. Мне, например, удалось от 4SHG добиться 12 кГц (с плавным разгоном и без нагрузки), хотя, конечно, это не рабочая скорость - момент никакой.

Кстати, плохие транзисторы - тоже важный фактор, в те времена еще не было мощных MOSFET, которые бы могли быстро переключать большие токи. Да и сейчас это не так просто - я попробовал ШИМ на 156 кГц - IRL греются со страшной силой, временем переключения уже нельзя пренебречь - сравнимо с периодом - и минимальный ток уже получется довольно большим, не очень близким к 0. Опять же драйверы нужно ставить… Морока.

Аэробус:
Вот тока не могу допереть чегож им (движкам надоть)? Чего они кипятятся? Даже на малых токах.

У вас же осциллограф в руках! Посмотрите:

  1. сигнал на INH1 INH2 L297 - должны быть импульсы с частотой генератора (выв.1), длительность которых регулируется при регулировке опорного напряжения Uref подстроечниками
  2. сигнал на затворах IRLZ44 - должны быть такие же импульсы у тех транзисторов, которые в данный момент запитывают обмотки. Одновременно не может быть сигналов больше чем на 2 затворах - одновременно не может быть больше двух обмоток под током.
    Проверьте напряжение на выв.11 L297 - должно быть близко к 0 (меньше 0,6 В), может он никуда не подключен?
AZi

2ATLab

Дык при большой частоте шагания шим то уже и не нужен - там ток сам по себе только только успевает нарости и тем самым у нас получается что разгоняясь до какихто оборотов движок работает уже без шима тк тот уже и не нужен…

Кстати тут еще надо подумать как ведет себя шим в момент переключения с одной обмотки на другую, возможно снижением частоты можно и хуже сделать…

ATLab
AZi:

2ATLab

Дык при большой частоте шагания шим то уже и не нужен - там ток сам по себе только только успевает нарости и тем самым у нас получается что разгоняясь до какихто оборотов движок работает уже без шима тк тот уже и не нужен…

Оригинальная метода регулирования тока в обмотке - скоростью шагания 😃
А если нужно не шагать? Или шагать с меньшей скоростью? Снова переходить на ШИМ или быстро переключать направление шагания? 😉
Опять же, чтобы ШИМ был не нужен, кроме высокой скорости шагания еще нужен вполне определенный уровень напряжения питания, и все это будет сильно зависеть от индуктивности обмоток…
Не, это совсем плохая идея. По крайней мере, IMHO.

AZi

А если нужно не шагать? Или шагать с меньшей скоростью? Снова переходить на ШИМ или быстро переключать направление шагания?

Не, ты не понял - когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

А насчет напряжения питания и индуктивности - дык естессно надо считать все это дело, в любом случае…

Мысли по теме:
Частоту шима надо подбирать таким образом чтобы при максимальной частоте шагов за один шаг генератор шима совершал 10-20 колебаний (больше - неоправданный разогрев движка ВЧ полем, меньше - хм… это еще надо проверить)…

Хорошо бы поставить на обмотки демпферы (особенно в случае длинных проводов до движка)…

Опять же в случае длинных проводов до движка - неплохо бы каждый провод сделать экранированным - такие провода будут хорошо давить ВЧ торчки от которых сильно греются транзисторы…

Вобщем вот… Критика приветствуется… 😁

Black_Man
AZi:

когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

А насчет напряжения питания и индуктивности - дык естессно надо считать все это дело, в любом случае…

Частоту шима надо подбирать таким образом чтобы при максимальной частоте шагов за один шаг генератор шима совершал 10-20 колебаний …

Дык отсель мораль движки с большими индуктивностями обмоток нельзя питать низким напряжением . . .

Если не гнать движок так оно и получается 5-20 периодов ШИМа на один шаг …

Аэробус

Вот я смотрю схему Pminmo и француза.
Я собрал француза, но поставил 74hc08N.

Теперь смотрю на Pminmo она изначально на 74hc08N.

Подклчение 7409 у француза, отличается от подключения 7408N у Pminmo.
Это принципиально? или эти ноги можно менять, типа, они равноправные?
на французе соединены 2 и 4 и заведены на INH1
а 1 и 5-я на А и В.

У Pminmo соединены 1 и 4 и заведены на INH1
а 2 и 5-я на А и В.

Вопрос - могут из за этого движки грется? У меня подключена 7408 вместо 7409 по французской схеме.
разводка платы осталась под 7409 а мелкосхему туда вставил 7408…

Black_Man

Не принципиально , на работе это абсолютно не сказывается . И движки от этого грется не могут.
Причина нагрева черезмерный ток обмоток , наиболее вероятная причина некорректная работа ШИМ . . .

ATLab
AZi:

Не, ты не понял - когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

Вобщем вот… Критика приветствуется… 😁

Да все я понял. В этой затее есть узкие места.
Но критики - не дождетесь 😉
Если руки дойдут живьем это попробовать - сами все поймете.
Вообще, какой смысл снижать частоту ШИМ до звукового диапазона, если все нормально работает в ультразвуке на 20-40 кГц?

AZi

В скором времени попробую… 😃

1 month later
Aviator73

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

ATLab
Aviator73:

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

Об этих конкретных не могу сказать - datasheet не читал. Но, в принципе, это вполне возможно - ключевой режим для биполярных транзисторов это обычное дело. Греться, конечно, будут сильнее - будут нужны радиаторы. Еще, нужно будет добавить схему ограничения выбросов напряжения на коллекторах. Подробности посмотри в книге “Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления”, автор Т.Кенио, а выкладывал кажется Baha.

C практической точки зрения, проще и быстрей купить полевики (например через интернет), особенно если не хочется убить на эксперименты кучу времени и это (придумывание и отладка схемы) само по себе не хобби.
Возможно, даже проще (и возможно даже дешевле!) купить готовый контроллер.
Imho, в этом главный спец - Аэробус, это он все опробовал на себе, если даст совет - прислушайтесь.

Aviator73
ATLab:

Об этих конкретных не могу сказать - datasheet не читал. Но, в принципе, это вполне возможно - ключевой режим для биполярных транзисторов это обычное дело. Греться, конечно, будут сильнее - будут нужны радиаторы. Еще, нужно будет добавить схему ограничения выбросов напряжения на коллекторах. Подробности посмотри в книге “Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления”, автор Т.Кенио, а выкладывал кажется Baha.

C практической точки зрения, проще и быстрей купить полевики (например через интернет), особенно если не хочется убить на эксперименты кучу времени и это (придумывание и отладка схемы) само по себе не хобби.
Возможно, даже проще (и возможно даже дешевле!) купить готовый контроллер.
Imho, в этом главный спец - Аэробус, это он все опробовал на себе, если даст совет - прислушайтесь.

Эти ключи отлично работают в сделанном мною контроллере для пенорезки - MМ2001 (там на 16F874-ом пике все сделано). Не греются, а против выбросов я все выходы через диоды на стабилитрон, который на плюс питания. Крутит четыре униполярных движка от принтера, кстати, взяты от него же.
Жаль только что в этом контроллере нету ШИМ стабилизации тока обмоток.
А что можете сказать про этот контроллер ?

Уговорили - буду искать полевики, раз все равно L297 искать придется 😉

ATLab
Aviator73:

Эти ключи отлично работают в сделанном мною контроллере для пенорезки - MМ2001 (там на 16F874-ом пике все сделано). Не греются, а против выбросов я все выходы через диоды на стабилитрон, который на плюс питания. Крутит четыре униполярных движка от принтера, кстати, взяты от него же.
Жаль только что в этом контроллере нету ШИМ стабилизации тока обмоток.
А что можете сказать про этот контроллер ?

Уговорили - буду искать полевики, раз все равно L297 искать придется 😉

В MM2001 ток ограничивается резисторами, включенными последовательно с обмотками, основной нагрев приходится на них.
Схема проверена в работе, что не устраивает? ШИМ-ом избавиться от нагрева вообще или чтобы движки/питание можно было менять без перестройки/замены элементов?

Про Linistepper уже было обсуждение здесь, да и в самой публикации указываются его главные недостатки - большая рассеиваемая мощность, нестабильность (особенно температрурная) тока.
Linistepper я не делал, я взял только идею - питать обмотку от генератора тока. Не буду повторяться, посмотрите
rcopen.com/forum/f41/topic47768
rcopen.com/forum/f110/topic47345

Anton_M
Aviator73:

буду искать полевики

посмотрите “в подвале” avr123.nm.ru/01.htm

Aviator73
ATLab:

В MM2001 ток ограничивается резисторами, включенными последовательно с обмотками, основной нагрев приходится на них.
Схема проверена в работе, что не устраивает? ШИМ-ом избавиться от нагрева вообще или чтобы движки/питание можно было менять без перестройки/замены элементов?

В контоллерах-шаговиках я чайник. В пенорезке стоят относительно маломощные движки - там особого усилия не надо. Питаю 12В от АТ-ного питателя. Более мощные (на вид) движки крутяться слабо, т.е. момент слабый. Моторы все разные, как правило без маркировки. Могу разве что сопротивление обмоток померять. Просветите пожалуйста - если в этом ММ2001 на моторчики больше напряжение подать - момент на валу и скорость вращения возрастет? И как тогда резисторы пересчитать, если на моторе только написано сопротивление, момент и шаг?

Про Linistepper уже было обсуждение здесь, да и в самой публикации указываются его главные недостатки - большая рассеиваемая мощность, нестабильность (особенно температрурная) тока.

Спасибо за терпение к чайникам!

ATLab
Aviator73:

В контоллерах-шаговиках я чайник. В пенорезке стоят относительно маломощные движки - там особого усилия не надо. Питаю 12В от АТ-ного питателя. Более мощные (на вид) движки крутяться слабо, т.е. момент слабый. Моторы все разные, как правило без маркировки. Могу разве что сопротивление обмоток померять. Просветите пожалуйста - если в этом ММ2001 на моторчики больше напряжение подать - момент на валу и скорость вращения возрастет? И как тогда резисторы пересчитать, если на моторе только написано сопротивление, момент и шаг?

Нужно просто вспомнить школу и закон Ома.
Ток через обмотку Iобм=(Uпит-Uкэ)/(Rобм+Rбал), где
Uпит - напряжение питания двигателя
Uкэ - падение напряжения на открытом транзисторе (коммутирубщем обмотку), для составных трнзисторов (Дарлингтонов) это 1-1,5 В в зависимости от тока и типа.
Rобм - активное сопротивление обмотки
Rбал - сопротивление балластного резистора, включенного последовательно с обмоткой.

Мощность, рассеиваемая на балластном резисторе Pбал=Iобм*Iобм*Rбал

Если не указан номинальный ток обмотки, померьте сопротивление обмотки и ориентируйтесь на аналогичные по габаритам/сопротивлениям обмоток двигатели.

Подставьте в формулу свои данные и считайте.

Из формулы следует, что увеличить момент/ток в обмотке конкретного двигателя можно за счет увеличения Uпит или снижения Rбал.
Если не нужна большая скорость шагания, Rбал можно выкинуть или уменьшить.
Если нужна высокая скорость шагания, нужно увеличить Rбал и напряжение питания.
Если хотите подробностей - читайте что-нибудь по способам управления двигателем.

Aviator73
ATLab:

Нужно просто вспомнить школу и закон Ома.
Ток через обмотку Iобм=(Uпит-Uкэ)/(Rобм+Rбал), где
Uпит - напряжение питания двигателя
Uкэ - падение напряжения на открытом транзисторе (коммутирубщем обмотку), для составных трнзисторов (Дарлингтонов) это 1-1,5 В в зависимости от тока и типа.
Rобм - активное сопротивление обмотки
Rбал - сопротивление балластного резистора, включенного последовательно с обмоткой.

Мощность, рассеиваемая на балластном резисторе Pбал=Iобм*Iобм*Rбал

Если не указан номинальный ток обмотки, померьте сопротивление обмотки и ориентируйтесь на аналогичные по габаритам/сопротивлениям обмоток двигатели.

Подставьте в формулу свои данные и считайте.

Из формулы следует, что увеличить момент/ток в обмотке конкретного двигателя можно за счет увеличения Uпит или снижения Rбал.
Если не нужна большая скорость шагания, Rбал можно выкинуть или уменьшить.
Если нужна высокая скорость шагания, нужно увеличить Rбал и напряжение питания.
Если хотите подробностей - читайте что-нибудь по способам управления двигателем.

Спасибо! Буду пробовать сразу на ММ2001 прежде чем паять топиковый контроллер.

Аэробус

2 ATLab
Анатолий, мне тут попали пяток вот таких девайсов stw12nk90z. Как понимаю высоковольтные MOFSET.
И пара вот таких ste45nk80zd (не пойму что за зверь)
Можно ли их сунуть в эту схему?