схема L297 + 7409 + irfz44

Black_Man

Не принципиально , на работе это абсолютно не сказывается . И движки от этого грется не могут.
Причина нагрева черезмерный ток обмоток , наиболее вероятная причина некорректная работа ШИМ . . .

ATLab
AZi:

Не, ты не понял - когда стоим или медленно шагаем - шим есть(низкочастотный), когда быстро зашагали - быстрее шима - он просто не успевает напряжение снимать вот и получается что на больших оборотах шима уже нет…

Вобщем вот… Критика приветствуется… 😁

Да все я понял. В этой затее есть узкие места.
Но критики - не дождетесь 😉
Если руки дойдут живьем это попробовать - сами все поймете.
Вообще, какой смысл снижать частоту ШИМ до звукового диапазона, если все нормально работает в ультразвуке на 20-40 кГц?

AZi

В скором времени попробую… 😃

1 month later
Aviator73

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

ATLab
Aviator73:

Простите, что встреваю, но есть вопрос к гуру - можно ли в выходных каскадах использовать не irlz44, а что-то типа STA403A - четыре дарлингтоновские ключа в одном корпусе, 4А макс и 120 В? Полевики в нашей деревне трудно достать?

Об этих конкретных не могу сказать - datasheet не читал. Но, в принципе, это вполне возможно - ключевой режим для биполярных транзисторов это обычное дело. Греться, конечно, будут сильнее - будут нужны радиаторы. Еще, нужно будет добавить схему ограничения выбросов напряжения на коллекторах. Подробности посмотри в книге “Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления”, автор Т.Кенио, а выкладывал кажется Baha.

C практической точки зрения, проще и быстрей купить полевики (например через интернет), особенно если не хочется убить на эксперименты кучу времени и это (придумывание и отладка схемы) само по себе не хобби.
Возможно, даже проще (и возможно даже дешевле!) купить готовый контроллер.
Imho, в этом главный спец - Аэробус, это он все опробовал на себе, если даст совет - прислушайтесь.

Aviator73
ATLab:

Об этих конкретных не могу сказать - datasheet не читал. Но, в принципе, это вполне возможно - ключевой режим для биполярных транзисторов это обычное дело. Греться, конечно, будут сильнее - будут нужны радиаторы. Еще, нужно будет добавить схему ограничения выбросов напряжения на коллекторах. Подробности посмотри в книге “Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления”, автор Т.Кенио, а выкладывал кажется Baha.

C практической точки зрения, проще и быстрей купить полевики (например через интернет), особенно если не хочется убить на эксперименты кучу времени и это (придумывание и отладка схемы) само по себе не хобби.
Возможно, даже проще (и возможно даже дешевле!) купить готовый контроллер.
Imho, в этом главный спец - Аэробус, это он все опробовал на себе, если даст совет - прислушайтесь.

Эти ключи отлично работают в сделанном мною контроллере для пенорезки - MМ2001 (там на 16F874-ом пике все сделано). Не греются, а против выбросов я все выходы через диоды на стабилитрон, который на плюс питания. Крутит четыре униполярных движка от принтера, кстати, взяты от него же.
Жаль только что в этом контроллере нету ШИМ стабилизации тока обмоток.
А что можете сказать про этот контроллер ?

Уговорили - буду искать полевики, раз все равно L297 искать придется 😉

ATLab
Aviator73:

Эти ключи отлично работают в сделанном мною контроллере для пенорезки - MМ2001 (там на 16F874-ом пике все сделано). Не греются, а против выбросов я все выходы через диоды на стабилитрон, который на плюс питания. Крутит четыре униполярных движка от принтера, кстати, взяты от него же.
Жаль только что в этом контроллере нету ШИМ стабилизации тока обмоток.
А что можете сказать про этот контроллер ?

Уговорили - буду искать полевики, раз все равно L297 искать придется 😉

В MM2001 ток ограничивается резисторами, включенными последовательно с обмотками, основной нагрев приходится на них.
Схема проверена в работе, что не устраивает? ШИМ-ом избавиться от нагрева вообще или чтобы движки/питание можно было менять без перестройки/замены элементов?

Про Linistepper уже было обсуждение здесь, да и в самой публикации указываются его главные недостатки - большая рассеиваемая мощность, нестабильность (особенно температрурная) тока.
Linistepper я не делал, я взял только идею - питать обмотку от генератора тока. Не буду повторяться, посмотрите
rcopen.com/forum/f41/topic47768
rcopen.com/forum/f110/topic47345

Anton_M
Aviator73:

буду искать полевики

посмотрите “в подвале” avr123.nm.ru/01.htm

Aviator73
ATLab:

В MM2001 ток ограничивается резисторами, включенными последовательно с обмотками, основной нагрев приходится на них.
Схема проверена в работе, что не устраивает? ШИМ-ом избавиться от нагрева вообще или чтобы движки/питание можно было менять без перестройки/замены элементов?

В контоллерах-шаговиках я чайник. В пенорезке стоят относительно маломощные движки - там особого усилия не надо. Питаю 12В от АТ-ного питателя. Более мощные (на вид) движки крутяться слабо, т.е. момент слабый. Моторы все разные, как правило без маркировки. Могу разве что сопротивление обмоток померять. Просветите пожалуйста - если в этом ММ2001 на моторчики больше напряжение подать - момент на валу и скорость вращения возрастет? И как тогда резисторы пересчитать, если на моторе только написано сопротивление, момент и шаг?

Про Linistepper уже было обсуждение здесь, да и в самой публикации указываются его главные недостатки - большая рассеиваемая мощность, нестабильность (особенно температрурная) тока.

Спасибо за терпение к чайникам!

ATLab
Aviator73:

В контоллерах-шаговиках я чайник. В пенорезке стоят относительно маломощные движки - там особого усилия не надо. Питаю 12В от АТ-ного питателя. Более мощные (на вид) движки крутяться слабо, т.е. момент слабый. Моторы все разные, как правило без маркировки. Могу разве что сопротивление обмоток померять. Просветите пожалуйста - если в этом ММ2001 на моторчики больше напряжение подать - момент на валу и скорость вращения возрастет? И как тогда резисторы пересчитать, если на моторе только написано сопротивление, момент и шаг?

Нужно просто вспомнить школу и закон Ома.
Ток через обмотку Iобм=(Uпит-Uкэ)/(Rобм+Rбал), где
Uпит - напряжение питания двигателя
Uкэ - падение напряжения на открытом транзисторе (коммутирубщем обмотку), для составных трнзисторов (Дарлингтонов) это 1-1,5 В в зависимости от тока и типа.
Rобм - активное сопротивление обмотки
Rбал - сопротивление балластного резистора, включенного последовательно с обмоткой.

Мощность, рассеиваемая на балластном резисторе Pбал=Iобм*Iобм*Rбал

Если не указан номинальный ток обмотки, померьте сопротивление обмотки и ориентируйтесь на аналогичные по габаритам/сопротивлениям обмоток двигатели.

Подставьте в формулу свои данные и считайте.

Из формулы следует, что увеличить момент/ток в обмотке конкретного двигателя можно за счет увеличения Uпит или снижения Rбал.
Если не нужна большая скорость шагания, Rбал можно выкинуть или уменьшить.
Если нужна высокая скорость шагания, нужно увеличить Rбал и напряжение питания.
Если хотите подробностей - читайте что-нибудь по способам управления двигателем.

Aviator73
ATLab:

Нужно просто вспомнить школу и закон Ома.
Ток через обмотку Iобм=(Uпит-Uкэ)/(Rобм+Rбал), где
Uпит - напряжение питания двигателя
Uкэ - падение напряжения на открытом транзисторе (коммутирубщем обмотку), для составных трнзисторов (Дарлингтонов) это 1-1,5 В в зависимости от тока и типа.
Rобм - активное сопротивление обмотки
Rбал - сопротивление балластного резистора, включенного последовательно с обмоткой.

Мощность, рассеиваемая на балластном резисторе Pбал=Iобм*Iобм*Rбал

Если не указан номинальный ток обмотки, померьте сопротивление обмотки и ориентируйтесь на аналогичные по габаритам/сопротивлениям обмоток двигатели.

Подставьте в формулу свои данные и считайте.

Из формулы следует, что увеличить момент/ток в обмотке конкретного двигателя можно за счет увеличения Uпит или снижения Rбал.
Если не нужна большая скорость шагания, Rбал можно выкинуть или уменьшить.
Если нужна высокая скорость шагания, нужно увеличить Rбал и напряжение питания.
Если хотите подробностей - читайте что-нибудь по способам управления двигателем.

Спасибо! Буду пробовать сразу на ММ2001 прежде чем паять топиковый контроллер.

Аэробус

2 ATLab
Анатолий, мне тут попали пяток вот таких девайсов stw12nk90z. Как понимаю высоковольтные MOFSET.
И пара вот таких ste45nk80zd (не пойму что за зверь)
Можно ли их сунуть в эту схему?

ATLab
Аэробус:

2 ATLab
Анатолий, мне тут попали пяток вот таких девайсов stw12nk90z. Как понимаю высоковольтные MOFSET.
И пара вот таких ste45nk80zd (не пойму что за зверь)
Можно ли их сунуть в эту схему?

ste45nk80zd - тоже высокольтный мосфет, по структуре такой же как и тstw12nk90z, у них на затвор еще прицепили ограничитель напряжения.
Хотя пороговое напряжение (при котором транзистор начинает открываться) у них относительно небольшое - типовое 3,75 В - без специального драйвера их не раскачать, слишком большая входная емкость:

  • 26000 пФ(!) у ste45nk80zd,
  • 3500 пФ у stw12nk90z.
    Микросхемы 74HC… не в состоянии быстро заряжать такие емкости, да и пороговое напряжение - это ведь только начало отпирания, им для полного отпирания нужно вольт 10-12 на затворе.
    Эти транзисторы больше подходят для сетевых блоков питания, зажигания и т.п.
8 days later
mura

В схемах на L297 + 7409 + irfz44
шотку по выходу ставят, иногда нет.
Вроде у IRFа внутри приличный диод стоит?
Как правильно?

Anton_M

Правильно с диодами.

Без диодов можно Н-мост на полевиках эксплуатировать.

Для управления MOSFET советую использовать специальные драйверы - вы можете заказать их бесплатно
rcopen.com/forum/f110/topic53438

Anton_M

может хоть даташит на драйвер LTC1156 убедит вас в правоте моих слов

о необходимости установки защитных диодов для MOSFET.

Причем вопреки расхожему мнению не требуются быстрые диоды - достаточно диодов типа 1N400x но на ток больший чем максимальный протекающий через индуктивную нагрузку.

а местному теоретику говорившему что если поствить диод то энергия индуктивности рассеется на нем сообщаю что она (большая часть) отправится в источник питания ! а вот без диода она именно рассеится на MOSFET-е !

вот заказал себе через чехию бесплатно драйверочки для мосфетов

Part Number Qty.
LT1162ISW 2
LTC1156CSW 2
LTC1693-2IS8 2
3 part numbers maximum has been reached

www.linear.com

где заказать сборки по 8 защитных диодов читайте в соседней ветке.

================

И очень советую использовать в этом контроллере хотябы IRLR024 вместо 44.
У них всеже заряд затвора примерно в 4 раза меньше.

Mobi
mura:

В схемах на L297 + 7409 + irfz44
шотку по выходу ставят, иногда нет.
Вроде у IRFа внутри приличный диод стоит?
Как правильно?

У irfz44 как и у irlz44 на выходе паралельно стоку и истоку стоит двусторонний стабилитрон там шотка не нужна. IMHO

Anton_M

к вопросу о RC фильтре на вход SENSE L297.

вот диаграмма напряжения на токоизмерительном резисторе из апноута для драйвера SLA7070 компании Allegro - его полевые транзисторы примерно соответствуют irl510 irl520.

Как видно пульсации напряжения и тока достаточно велики и высокочастотны. Переходный процесс длится примерно 2 мкС - значит произведение КОМ на нФ можно взять 2.

в рассматриваемом в топике контроллере это 0.18 * 4.7 = 0.85 мкС - похоже адекватное значение, только резистор я бы взял 1 кОм и увеличил клнденсатор.

=======
в драйверах SLA7070 ШИМ регулирование осуществляется гарантированой длиной выключеного сосотояния ключей - 0т 7 до 12 мкС в разных режимах работы.

\\\\\\

и все я настаиваю что желучше ставть ограничение не надеясь на MOSFETы

вот выдержка из АпНоута Аллегро для драйвера SLA7070M

ИМЕННО ДЛЯ УНИПОЛЯРНОГО ВАРИАНТА !!! с Н-мостом проще…

" Avalanche Energy

In the unipolar topology of the SLA7070M series, a surge
voltage (ringing noise) that exceeds the MOSFET capacity to
withstand might be applied to the IC.

To prevent damage, the SLA7070M series is designed a MOSFET having sufficient avalanche
resistance to withstand this surge voltage.

Therefore, even if surge voltages occur, users will be able to use the IC without
any problems.

However, in cases in which the motor harness is long (длинный провода к мотору, высокая индуктивность) or the IC is used above its rated current or voltage, there is a possibility that an avalanche energy could be applied that
exceeds Sanken design expectations.

Thus, users must test the avalanche energy applied to the IC under actual application
conditions.

пользователь должен ПРОВЕРЯТЬ не превышение энергии в конкретном применении !!!