схема L297 + 7409 + irfz44

STEPMOTOR
GOOD:

Всем привет!
Новый топик на тему схема L297 + 7409 + irfz44 обсудить схему
mac1.ifrance.com/cnc3ax/index.htm
как говорят в ней не так все просто
можно ли ей доверять кто юзал ее?
рабочая ли схема и плата этого сайта?
Какие корявки (если они есть) в ней?
Сам я не силен в схемотехнике.
Как запитывать движки?
Подавать питание на каждый отдельно
(поставить на каждый блок питания 2,4А 36В)
или все запитать через один блок питания?
У меня движки 3А 36В.

вот некоторые отзывы
www.cnczone.com/forums/printthread.php?t=9145&pp=4…

Немогу найти рисунок печатки с исправлениями, но могу посоветовать - проверьте все что висит на GND и найдете недостоющие цепи на печатке.

Схема у него правельная !

GOOD
STEPMOTOR:

Немогу найти рисунок печатки с исправлениями, но могу посоветовать - проверьте все что висит на GND и найдете недостоющие цепи на печатке.
Схема у него правельная !

Спасибо, проверим.
(и печатку с исправлениями будем ждать)))

Такую вот еще схемку нашел
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
что-то разные силовые части. и кому верить?

STEPMOTOR
GOOD:

Спасибо, проверим.
(и печатку с исправлениями будем ждать)))

Такую вот еще схемку нашел
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
что-то разные силовые части. и кому верить?

не волнуйтесь, то что у француза пашет !

OneStep
STEPMOTOR:

Спасибо, проверим.
(и печатку с исправлениями будем ждать)))

не волнуйтесь, то что у француза пашет !

2 GOOD
Я счас занялся поиском ошибки с “землей” по совету STEPMOTOR. Однако в электронике не силен,так что насчет успеха не уверен. Если найду выложу. Аналогичная просьба к Вам. Если найдете раньше. 😃

GOOD
OneStep:

Я счас занялся поиском ошибки с “землей” по совету STEPMOTOR. Однако в электронике не силен,так что насчет успеха не уверен. Если найду выложу. Аналогичная просьба к Вам. Если найдете раньше. 😃

Землю думаю проще будет отследить на сделаной печатной плате.
(чем сейчас и занимаюсь, но на все надо время)

Первое
как посоветовал ATLab
“Одновременно замечу, что если не нашли микросхемы 7409 (1533ЛИ2, 555ЛИ2) - поставьте 74HC08 (74HCT08), при этом резисторы 470 Ом (SIL2-SIL4), подключенные к выходам 7409 и затворам полевых транзисторов, можно не ставить.”
(rcopen.com/forum/f41/topic39156/20)
Если я правильно понял с помощью этих резисторов (SIL2-SIL4) подтягивают уровень логики
иначе затворы полевиков будут приоткрытыми или не до конца открываться и следовательно
вся эта байда будет и/или греться двигатели не будут развивать мощность
если родная 7409 то их не надо ставить как в схеме
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
но у меня КР1533ЛИ2 , но Datasheet for КР1533ЛИ2 я в инете не нашел
(может кто кинет ссылкой или выложит)
и получается если КР1533ЛИ2 # 7409 тогда надо мудрить с номиналами этих резисторов.

Другое
в схеме pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
на полевиках стоят стабилитроны BZW04-48. (в двух схемах полевики IRLZ44N)
хотя по “библии” www.telesys.ru/projects/proj077/index.shtml

Рис. 18. Питание обмотки униполярного двигателя.
"Обмотки двигателя представляют собой индуктивность, а это значит, что ток не может бесконечно быстро нарастать или бесконечно быстро спадать без привлечения бесконечной разности потенциалов. При подключении обмотки к источнику питания ток будет с некоторой скоростью нарастать, а при отключении обмотки произойдет выброс напряжения. Этот выброс способен повредить ключи, в качестве которых используются биполярные или полевые транзисторы. Для ограничения этого выброса устанавливают специальные защитные цепочки. На схемах рис. 18 и 19 эти цепочки образованы диодами, значительно реже применяют конденсаторы или их комбинацию с диодами. "

Получается - диоды нужны. (но почему стоят стабилитроны ???)

Вообще закралось мнение что схема
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm надежнее (кто нить с ней работал?)
просто разводка платы мне ее не нравиться
и накой там стоит IC 74HC14N ? для чего она?
Такие вот размышления.

STEPMOTOR спасибо за плату (спрятали землю на видном месте - хронцузы )))

STEPMOTOR

470 Ом (SIL2-SIL4), подключенные к выходам 7409 и затворам полевых транзисторов, можно не ставить."

Я тоже так думал , но вот только без них неработает !

OneStep
GOOD:

“Одновременно замечу, что если не нашли микросхемы 7409 (1533ЛИ2, 555ЛИ2) - поставьте 74HC08 (74HCT08), при этом резисторы 470 Ом (SIL2-SIL4), подключенные к выходам 7409 и затворам полевых транзисторов, можно не ставить.”

А подскажите плиз. можно ли стадартный элемент сборку этих резисторов заменить обычными резисторами спаянными вместа с одной сторны?
Изините за дурацкие вопросы. 😦

GOOD
OneStep:

А подскажите плиз. можно ли стадартный элемент сборку этих резисторов заменить обычными резисторами спаянными вместа с одной сторны?
Изините за дурацкие вопросы. 😦

да yes

OneStep
STEPMOTOR:

Вроде так !

Оно конечно спасибо… Но, это не тот вариант. Плата то двухсторонняя…
см картинку

OneStep

2 STEPMOTOR
Так там реально есть ошибка или Вы чтото подзабыли?

STEPMOTOR
OneStep:

2 STEPMOTOR
Так там реально есть ошибка или Вы чтото подзабыли?

Я уже непомню где, но у меня была пролема и заключалась в земле. Год назад все таки собирал.
Когда соберете напишите что там получится ,интересно !

ATLab
GOOD:

Первое
как посоветовал ATLab
“Одновременно замечу, что если не нашли микросхемы 7409 (1533ЛИ2, 555ЛИ2) - поставьте 74HC08 (74HCT08), при этом резисторы 470 Ом (SIL2-SIL4), подключенные к выходам 7409 и затворам полевых транзисторов, можно не ставить.”
(rcopen.com/forum/f41/topic39156/20)
Если я правильно понял с помощью этих резисторов (SIL2-SIL4) подтягивают уровень логики
иначе затворы полевиков будут приоткрытыми или не до конца открываться и следовательно
вся эта байда будет и/или греться двигатели не будут развивать мощность
если родная 7409 то их не надо ставить как в схеме
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
но у меня КР1533ЛИ2 , но Datasheet for КР1533ЛИ2 я в инете не нашел
(может кто кинет ссылкой или выложит)
и получается если КР1533ЛИ2 # 7409 тогда надо мудрить с номиналами этих резисторов.

7409, как и ее аналог КР1533ЛИ2, имеет выходы с открытым коллектором, поэтому нагрузочные резисторы SIL2-SIL4 там обязательно нужны, “мудрить” с номиналами резисторов сильно не нужно, подойдут любые 390-510 Ом.
Вместо сборки можно ставить обычные резисторы - стоймя, верхние выводы спаять между собой и подключить к +5 В (в то отверстие на плате, куда приходит общий вывод сборки).

Выгоднее и проще поставить 74HC08, при этом нагрузочные резисторы SIL2-SIL4 ставить не нужно. Это КМОП микросхема, у нее типовое значение лог.1 на выходе составляет 0,96*Uпит, т.е. для 5 В это будет 4,8 В. Я сам неоднократно использовал эти микросхемы для управления напрямую мощными полевиками, которые по управляющему напряжению стыкуются с логикой, все работает нормально.
Проблем найти эту микросхему или ее аналог тоже нет, она дешева.

Другое
в схеме pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
на полевиках стоят стабилитроны BZW04-48. (в двух схемах полевики IRLZ44N)
хотя по “библии” www.telesys.ru/projects/proj077/index.shtml

Рис. 18. Питание обмотки униполярного двигателя.
"Обмотки двигателя представляют собой индуктивность, а это значит, что ток не может бесконечно быстро нарастать или бесконечно быстро спадать без привлечения бесконечной разности потенциалов. При подключении обмотки к источнику питания ток будет с некоторой скоростью нарастать, а при отключении обмотки произойдет выброс напряжения. Этот выброс способен повредить ключи, в качестве которых используются биполярные или полевые транзисторы. Для ограничения этого выброса устанавливают специальные защитные цепочки. На схемах рис. 18 и 19 эти цепочки образованы диодами, значительно реже применяют конденсаторы или их комбинацию с диодами. "
Получается - диоды нужны. (но почему стоят стабилитроны ???)

На самом деле стабилитроны так, как они включены в схеме
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm
не нужны, поскольку в IRLZ24, IRLZ34, IRLZ44 уже есть эти стабилитроны, определяющие максимальное напряжение сток-исток 55 В, поэтому дополнительные внешние - лишние.

Вообще закралось мнение что схема
pminmo.com/l297unipolar/l297unipolar.htm надежнее (кто нить с ней работал?)
просто разводка платы мне ее не нравиться
и накой там стоит IC 74HC14N? для чего она?
Такие вот размышления.

По надежности они одинаковы - упраляющая и силовая элементная база одна и та же.
На 74HC14N сделаны НЧ фильтры, видимо для устранения импульсных помех. Если соединительный (с компьютером) кабель хороший (экранированный) и не слишком длинный, можно обойтись и без этого.

Вообще, imho, если бороться с помехами, то нужно:

  1. установить драйвер как можно ближе к двигателю
  2. на входе драйвера поставить оптроны
  3. как можно ближе к принтеру установить согласующую плату, которая будет управлять светодиодами оптронов, причем управления светодиодами оптронов нужно производить от генераторов тока.
    Это обеспечит и хорошую помехозащищенность, и стабильную работу драйвера и большое расстояние от компьютера до станка.
15 days later
23 days later
Mobi

Подскажите как работат разъем K12 ? И как настроить KCam для работы с этим контроллером. Заранее спасибо.

GOOD
Mobi:

Подскажите как работат разъем K12 ? И как настроить KCam для работы с этим контроллером. Заранее спасибо.

pminmo.com/pport/pport.htm

Mobi
GOOD:

С настроиками вроде разобрался, а что делать с разъемом не знаю 😦
Контроллер готов и ждет испытаний 😁

OneStep

Ну что… Докладаю. 😃

Контроллер собрал Благодаря помощи уважаемого Анатолия (ATLab) настроил. Приношу ему свою огромную благодарность, за его терпение и бесценные для меня чайника, рекомендации. 😃

По сути выше изложенных вопросов.

Плата ошибок не имеет.

Использовал микруху 74HС08, по совету Анатолия, сборки резисторов не ставил. Все работает.
Если монтаж произведен качественно, то работать должен сразу. У меня все проблемы уперлись в невнимательность при монтаже. не пропайка некоторых деталей на верхней части платы. (плата по сути односторонняя с перемычками).
Рекомендации по настройке, которые мне дал АТLаb могу выложить здесь с его согласия, или оформить отдельной статьей.

Плату разбил на три части,есть немного “соплей”, но проще в изготовлении лазерно утюжной технологией.

Всем удачи.

😉

Mobi

Извините за назойливость, я новичок в этом деле,
но всетаки для чего нужен и как работает разъем K12?
Заранее спасибо за помощь. 😊

mura

K12 - вход для сухого контакта, судя из названий цепей это концевики.

OneStep

Настройка контроллера.
Поскольку я начал получать в личку вопросы с просьбами выслать рекомендации ATLab по настройке контроллера и учитывая тот момент, что рекомендации нужны сейчас, а статью готовить надо время. то выкладываю здесь переписку с Анатолием (пользуясь случаем, хочу еще раз его поблагодарить за помощь в настройке контроллера).

Типичные вопросы в личке: какие двигатели и как питать?

Двигатели ставил разные от какихто принтеров на 8,20,40,80 ом.
В станке будет 4SSHG23… Тоже ставил 😃
Крутит все.

Вобщето контроллер позволяет крутить движки до 40В 5А

Я питал от обычного блока питания компьютера 12В.

Рекомендации Анатолия Токарева


Первый абзац (отчеркнут знаком =======)
Это моя вольная интерпретация некоторой части переписки с Анатолием, так, что если чтото здесь ошибочно, прошу все претензии адресовать мне.

(============================)
Насчет питания двигателаей.
Все зависит от величины резисторов в истоке ключей.
Uref=Iобмотки*Rизмерит., где Rизмерит - резистр в истоке ключей - R27, R28 и т.п., аналогично для остальных каналов.(Uref регулируктся от 1 до 0 но на низких значениях проблемы с ШИМ)

ШИМ регулирование не успевает за 1 период генератора, и в результате происходит за 2 или 3 периода генератора, что может привести к появлению слышимых звуков. Тогда следует увеличить Rизм до 0,4-0,5 Ом, и пропорционально увеличить опорное напряжение.

Т.е. Для движков с Iобмотки=0,5-1,5А резистор должен быть не менее 0,4-0,5Ом. Т.к. при Uref<0,2в может не работать ШИМ регулирование.

сопротивление фазной обмотки, пусть это 10 Ом,
тогда, при питании 12 В, максимальный ток через нее не может быть больше
12/10=1,2 (А), поэтому, при установленном опорном допустим Uref= 0,18 В, регулирования не происходит вообще, и ток через обмотку всегда максимальный (1,2 А). А он наверняка должем быть не больше 0,5-0,7 А. Потому и двигатель будет грется.

надо подобрать Rизмерит. чтобы требуемое опорное было в пределах 0,5 В,
поэкспериментировать с током фазы, начните с 0,5 А
Остановитесь по минимуму на том токе, которого достаточно для момента, а по максимуму - на том токе, при котором двигатель не горячий.
(============================)

Ниже привожу рекомендации в том виде в каком получил их от ATLab. 😃

Сложно заочно давать рекомендации

Если вместо 7409 стоит 7408, то резисторов SIL2-SIL4 быть не делжно, тем боле не должно быть вместо них перемычек.

Начнем с этого:

  1. проверить монтаж - качество пайки и возможные “закоротки”, правильность установки элементов (микросхем, транзисторов и электролитических конденсаторов, светодиодов) на плату,
  2. проверить подводку питания (как +, так и общего провода) к микросхемам - достаточно прозвонить тестером без включения,
  3. проверить уровни напряжений питания +5, и высокого для двигателей,
  4. убрать перемычки JP1-JP3 и убедиться, что на выв. 10 L297 напряжение +5В - иначе L297 не будет работать,
  5. не подключая двигателей выставить требуемый уровень тока в обмотках, для этого подстроечны резистором P1 (для первого канала) выставить уровень опорного напряжения на выв.15 (Vref) L297 равным
    Uref=Iобмотки*Rизмерит., где Rизмерит - резистр в истоке ключей - R27, R28 и т.п., аналогично для остальных каналов.

Дальше, все должно работать. Работу проверять поканально, подключая двигатель только к одному, проверяемому каналу.
Проверка:

  1. в разъеме подключения к компьютеру поставить перемычки между
    общим проводом и входами _ENA, _ENB, _ENC
  2. установить перемычки JP2-JP3 (JP1-не устанавливать вообще!), - микросхемы L297 2-3 каналов должны выключиться
  3. на между входами DIRA, STEPA…DIRC, STEPC и общим проводом установить резисторы 1-5 кОм, после этого померить напряжение на этих входах, оно должно быть не выше 0,6 В
  4. установить полношаговый режим переключателем SW1 - на выв.19 L297 должен быть 0.
  5. взять любую кнопку (на замыкание при нажатии) и включить ее между +5В и входом STEP проверяемого канала (параллельно кнопке можно включить конденсатор на 10-22 нФ, чтобы избежать сильного дребезга контактов)
  6. нажимая на кнопку, убедиться в шагании двигателя,
  7. если не шагает, проверить мультиметром изменение состояния выходов A-D L297 в соответствии с картинками в ее описании.
  8. если состояние не меняется, еще раз проверить весь монтаж. Если монтаж правильный - заменить сначала C27, R11, затем L297.
  9. если состояние меняется в соответсвии с картинкой, или просто меняется и после многократного нажатия на кнопки обнаруживаются ВСЕ сочетания сигналов на выходах A-D, значит L297 исправна, а пропуск или перескок состояний связан с дребезгом контактов кнопки.

Дальше без осциллографа проверять трудно.

  1. отключить двигатель, перерезать проводники, идущие от выв.5,8 L297 к микросхеме 7409 (7408), отрезанные выводы 2,4,10,13 (по схеме, на плате может быть по другому!) подключить к +5В через резистор 1 кОм.
    После этого на выходах 3,6,11,8 7409 должны точно повторяться сигналы A-D, если этого нет -
    10.1 и сигнал не повторяется в каком-то одном, двух фазах, нужно перерезать соответствующий проводник, идущий к затвору полевика от того выхода, если сигнал появился - проверить монтаж в цепи затвора, если с монтажом нет проблем - заменить полевик
    10.2 если сигналы не повторяются во всех фазах - отрезать затворы от выходов микросхемы, если не помогло - заменить микросхему.
  2. После замены проверить работу (п.10.1-10.2), и при правильной работе восстановить монтаж за исключением цепей из п.10.
  3. На выходе, вместо обмоток двигателя включить резисторы 20-30 кОм (между + питания двигателей и стоками полевиков), мультиметром убедиться, что на выходах фаз напряжения меняются (когда на затворе +5, на стоке - близкое к 0 напряжение, когда на затворе 0 - на стоке близкое к напряжению питния обмоток напряжение). Если в какой-то фазе это нетак - заменить соответствующий полевик.
  4. Восстановить весь монтаж (п.10). Двигатель должен шагать, а ток потребляемый двигателем от источника питания не должен превышать 2*Iобмотки. Если ток значительно больше - не работает цепь регулирования тока или генератор в микросхем L297.
  5. проверить монтаж С22, R25, R11 и всех остальных аналогичных, если не помогло, проверить монтаж С27, R11, если не помогло заменить их.
    Аналогично проверяются остальные каналы. Нельзя запрещать перемычкой JP1 работу IC1 L297 - ее генератор общий для всех каналов.
    Успехов!

З.Ы. В заголовке темы ошибочка не irfz44 a irlz44