схема L297 + 7409 + irfz44

Anton_M

дело в том что L297 и ток ограничивает ШИМ-ом даже без полушага !
т.е. от ШИМ избавится трудно.

STEPMOTOR
Anton_M:

дело в том что L297 и ток ограничивает ШИМ-ом даже без полушага !
т.е. от ШИМ избавится трудно.

Вы можете со своей профессиональной точки зрения нарисовать идеальное решение для L297 + IR ?

Anton_M

конечно. на стандартных драйверах для “нижних” полевиков по апноуту который тут дали н прошлой странице либо по ДШ ir2xxx для нижних полевиков либо на Ti.com

Если не найдете нарисую.

Я пока погрузился в симуляцию процесса переключения в полевике схемами без драйверов.

=========
Вот пожалуйста драйвер сразу 4-х
ЛЮБЫХ мощных MOSFET - sn75374

не обязательно “логик” (и параллельно можно вешать штуки 3 точно при необходимости)

focus.ti.com/docs/prod/folders/…/sn75374.html

скачайте там ДШ. управляется логикой.

приче в ДШ схема их такая что похоже можно прямо вместо 7409 втыкать. Питание от 5 до 24 вольт. т.е. питать от 12 вольт выходные каскады и от 5 вольт входной логический.

всего надо 3 микросхемы.

к сожалению бесплатно похоже от Ti.com ни чего не получить до осени.

нк на eFind.ru посмотрите.

========

и думаю в схеме в фильтре с токовых резисторов нужно сделать резистор не 4.7 КОМ а 200 Ом.

========

попробуйте схему сами переделать.

STEPMOTOR

Я вот тоже тут во всю эксперементирую-симулирую !

Потом покажете что у Вас вышло ?

заснять видео можно програмкой hypercam, она сохраняет в avi, а это видео сжимается раз в 15-20.

Anton_M
STEPMOTOR:

Я вот тоже тут во всю эксперементирую-симулирую !
Потом покажете что у Вас вышло ?

да.

STEPMOTOR:

заснять видео можно програмкой hypercam, она сохраняет в avi, а это видео сжимается раз в 15-20.

я заметил когда распаковал.

я ACA Capture pro юзаю demo, просто не пробовал может тожежмется его AVI.

Аэробус

Ау…! Народ!
Ну дык кто нибудь может подсказать, что мне можно сделать переделать, в уже готовом контроллере. Движок маленький квадратный от эпсона(что на фотке), на всех каналах греется довольно быстро (пара минут) и сильно (рукой держать правда можно(может так и должно быть?)). Зато полевики холодные. Меняю напряжение на 15-й ноге от 0,15 до 0,9 Резисторы меняю 0,33 -0,5.
Картина одинакова. Сопротивление обмотки 10ом
При тех же условиях подключаю движок круглый (на фотке крайний справа). Движок греется до такой же температуры в течении минут четырех. Зато полевики нагреваются за минуту до значительно большей температуры (пальцы можно обжечь). Причем греются не все одинаково. Сопротивление обмотки 4ома. И де грабли? Чем можно это порегулировать? 😵
Не бросайте плиз на поле боя. Дотащите до траншеи. 😕

Подскажите где лежит демка протеуса (Господа модераторы, я не прошу варезник, а только демку!). Чтоб посмотреть на него.

Anton_M

если моторы греются то похоже слишком сильный ток через них пртекает, нужно увеличить резисторы обратной связи по току и сократить резисторы фильтра 4.7 ком до 200 ом примерно, или вообще закоротить и конденсаторы 180 пф выкинуть.

Какие полевики у вас стоят ?

============

PROTEUS на avr123.nm.ru возьмите и вот посмотрите сообщение (Вс Авг 20, 2006 8:48 am)
kazus.ru/forum/topics/4735.html

ни каких варезов не нужно.

Аэробус
Anton_M:

…нужно увеличить резисторы обратной связи по току и сократить резисторы фильтра 4.7 ком до 200 ом примерно, или вообще закоротить и конденсаторы 180 пф выкинуть.
Какие полевики у вас стоят ?

IRLZ44N стоят.

А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.

Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦

Anton_M
Аэробус:

IRLZ44N стоят.

ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267

Аэробус:

Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать?

Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.

Аэробус
Anton_M:

ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267
Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.

Антон! Спасибо огромное за помощь.
Я однако чайник в электронике и если, как в том анекдоте “не будем мелочными- укажи пальцем”, был бы очень признателен. Т.е. Чем снизить частоту? (и если ее снизить до 7-10 кгц, то он мотор будет пищать/шипеть). Какой из конденсаторов увеличивать? Как ставить усилитель, куда его впаивать и что еще из деталей надо к нему навесить и куда? Т.е. Я не сумею поменять схему без посторонней помощи. 😦
Дык у меня и стоит 0,5 ом на одном каналов и 0,33 на другом. я туда и 10омный цеплял и 4-х омный. результат описал выше. 😦
Ну и все эта схема вроде как работает у народа даже в таком варианте. 😦

Да и еще раз переразводить плату и перепаивать все это добро у меня наверное не хватит хысту. Хотелось бы с этой платы выжать рабочий вариант. 😃

2 ATLab
Анатолий, Я так понял из соседней ветки, что у Вас тоже возникли проблемы с подобной схемой, может еще раз подскажете где тонкости? 😃

Может поставить сборки резисторов? На что они влияют?

ATLab
Аэробус:

А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.

Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦

Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃

На схеме 0,1 Ом - для тока 5 А! Для конкретного Вашего тока нужны конкретные 😃 резисторы.

Начнем разбор с большого квадратного двигателя, у которого сопротивление обмотки 14 Ом.

  1. При таком сопротивлении обмотки от блока питания 12 В можно получить максимальный ток в обмотке
    12/14=0,86 (А).
  2. Очевидно, что для такого высокоомного (и, скорее всего, высокоиндуктивного) двигателя ток должен быть не слишком большим. Пусть он будет 0,5 А (можно и меньше, тогда все нижеизложенные расчеты нужно пересчитать).
  3. Сопротивление измерительного резистора нужно выбрать так, чтобы падение напряжения на нем было 0,3…0,5 В: если будет меньше - L297 будет работать не слишком стабильно, сделать больше - может не хватить отпирающего напряжения на затворе IRLZ44N.
  4. Итак, сопротивление измерительного резистора должно быть от (0,3/0,5)=0,6 (Ом) до (0,5/0,5)=1 (Ом).
  5. Опорное напряжение на входе Uref L297 нужно выставить на уровне расчетного падения напряжения на резисторе (см. п.3-4).
  6. Напряжение питания должно быть не ниже суммы падений напряжений на обмотке, полевом транзисторе и измерительном резисторе: 14*0,5 + 0,035*0,5 + (0,6…1)*0,5 = 7,5 В.
    Импортная литература советует брать напряжение питания (5…6)*Uдв=(5…6) *Rобм*Iобм,
    в данном случае это будет 35…42 В.
    Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.

По поводу сильно греющихся транзисторов:
imho, в данном случае дело в большой амплитуде выбросов напряжения на стоке транзисторов при их запирании - индуктивность обмотки скорее всего велика, запираются транзисторы быстро, выброс получается большой. Встроенная в транзистор avalanche (лавинная) структура - на схеме транзистора обозначенная как стабилитрон между стоком и истоком - ограничивает выброс на уровне 55 В, а лавинный ток пропусткает через себя и Rизм на землю. От этого и нагрев. Крутите радиатор. Или меняйте двигатель.
Или можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.

P.S. Пока писал, добавился еще пост. Не нужно снижать частоту генератора в L297 - это мало что даст, зато свист будет конкретный.

Anton_M
Аэробус:

Антон! Спасибо огромное за помощь.

не стоит - я подсказал как думаю. это не проеверено на практике.

=========
Нужно максимальный ток мотора ШД умножить на сопротивление резистора токового датчика - получится напряжение на нем при

данном токе.

Такое напряжение нужно задать на ножке 15 (Vref) L297. По ДатаШиту L297

(котрый вам надо скачать и иметь !)

Vref может быть от 0 до 3 вольт. Однако более опытные товарищи выше говорят что у нуля L297 работает не четко. Т.е.

желательно сделать это напряжение например 1 вольт. (в схеме оно регулируется подстроечниками P1 - P3)

Т.е. вам нужно взять такой токо-измерительный резистор (R27 R28 и подобные) чтобы при макс токе ШД на нем “падал” 1 вольт.

Умножив 1 вольтна ток вы получите мощность которая будет рассеиваться на транзисторе.

==========

Сразу возникает проблема ! ухудшается процесс включения полевиков который в схеме и так плох. Так как на этот 1 вольт как бы

снижается напряжение на затворе.

Возможны колебания при включении и выключении, так как этот вольт появляется как раз при коммутации !

Лучше бы эти резисторы стояли на питании.

==========
Резисторы низкоомные удобно составлять из нескольких включенных параллельно ! Их сопротивление делится на количество а

рассеиваемая мощность умножается на количество. Их можно паять лесенкой с зазорами для обдува воздухом.

==========

Частота ШИМ лучше более высокая но нужны спец драйверы для полевиков - например sn75374 для 4 ЛЮБЫХ полевиков. Подключать его

так как нарисовано в ДШ.

Если спецдрайверов нет а стоит микруха 74hc08 (нужно поискать с максимально мощным выходом) а не спец драйвер поевика то

возможно будет полезным снизить частоту ШИМ раза в 3 увеличив во столько раз конденсатор от ножки 16 на землю - т.е. 10 nF

поставьте.

==========
Люди тупо ставят частоту и конденсатор с резистором из ДШ L297 не понимая, что в L298 есть встроеные драйверы внутренних

ключей !

==========
Убрать фильтры r21с16 и аналогичные - удалив конденсаторы и впаять перемычки вместо резисторов.

ATLab:

Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.

для первого включения используйте защитные балласты - это доп сопротивление в питание силовой части. Это могут быть лампы, бутовые нагревательные приборы.

ATLab:

можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.

я тоже думаю диоды шунтирующие лучше ставить - их номинальный ток должен превышать ток в обмотке двигателя.

Anton_M

вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.

TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)

Аэробус
Anton_M:

вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.

TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)

Антон, я ЧАЙНИК, могу только скопировать схему. Сам я не сумею НИЧЕГО изменить в схеме. Потому как не соображаю. И потом посмотрел дата шит там вроде биполярный движок нарисован, а у меня униполярные.
Посему буду экспериментировать с тем, что есть. менять резисторы конденсаторы и крутить подстроечники. 😦

Anton_M

если сомневаешся лучше не менять, просто поставить транзисторы на один простейший радиатор через изолирующие прокладки.

STEPMOTOR

Низнаю когда я собирал контроллер француза у меня был сначала с ним нибольшой гемор ,но потом работал он у меня нормально шаги не пропускал, движки стояли ДШИ200-3-1. Это был первый мой опыт в сборе контроллера для ШД управлял пеномласторезкой. Сейчас все это добро на балконе окисляется !

Аэробус
ATLab:

Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В

А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Или я совсем уж… 😕 Наверное моя бестолковость границ не имеет… 😊

ATLab
Аэробус:

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В
А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Да с расчетами все правильно, просто меня в заблуждение ввела Ваша переписка с Anton_M, в которой упоминяются резисторы по 0,1 Ом.

Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего. Кстати, это было одной из причин, по которой я решил отказаться от ШИМ. Ведь если транзисторы греются и им все равно нужен радиатор, то мне показалось проще сделать управление на основе генератора тока. Он не шипит, не свистит, не капризничает. Пока не разочаровался, буду продолжать эксперименты.

Anton_M
ATLab:

Он не шипит, не свистит, не капризничает.

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

=======

в качестве 4-х канальных драйверов MOSFET дешево и доступно (rel.ru) использовать L293 или аналог 1128КТ3 -КТ4.

ATLab
Anton_M:

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Не, не буду спорить, а то это выйдет бесконечная история ни о чем…
С общими фразами и прописными истинами…

Аэробус
ATLab:

…индуктивность обмотки скорее всего велика…
Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего.

Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.

еще один Вопрос остолопа: Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

2 Anton_M
Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Поэтому, Если это не сильно сложно, не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты. Движки у меня униполярные.

Anton_M
Аэробус:

на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Ну так и сделайте опять.

Аэробус:

Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298

Аэробус:

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Естественно. Я ж не предлагаю институты отменить. Этому годами учатся люди и свой опыт излагают в ДатаШитах и Апноутах к продукции фирм.

В книжке в ДатаШитах и Апноутах нужно просто поискать, посмотреть аналогичный нужному вариант применения компонентв и сделать так же ! только и всего.

Аэробус:

не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты.
Движки у меня униполярные.

хорошо нарисую.