схема L297 + 7409 + irfz44

Аэробус
Anton_M:

…нужно увеличить резисторы обратной связи по току и сократить резисторы фильтра 4.7 ком до 200 ом примерно, или вообще закоротить и конденсаторы 180 пф выкинуть.
Какие полевики у вас стоят ?

IRLZ44N стоят.

А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.

Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦

Anton_M
Аэробус:

IRLZ44N стоят.

ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267

Аэробус:

Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать?

Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.

Аэробус
Anton_M:

ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267
Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.

Антон! Спасибо огромное за помощь.
Я однако чайник в электронике и если, как в том анекдоте “не будем мелочными- укажи пальцем”, был бы очень признателен. Т.е. Чем снизить частоту? (и если ее снизить до 7-10 кгц, то он мотор будет пищать/шипеть). Какой из конденсаторов увеличивать? Как ставить усилитель, куда его впаивать и что еще из деталей надо к нему навесить и куда? Т.е. Я не сумею поменять схему без посторонней помощи. 😦
Дык у меня и стоит 0,5 ом на одном каналов и 0,33 на другом. я туда и 10омный цеплял и 4-х омный. результат описал выше. 😦
Ну и все эта схема вроде как работает у народа даже в таком варианте. 😦

Да и еще раз переразводить плату и перепаивать все это добро у меня наверное не хватит хысту. Хотелось бы с этой платы выжать рабочий вариант. 😃

2 ATLab
Анатолий, Я так понял из соседней ветки, что у Вас тоже возникли проблемы с подобной схемой, может еще раз подскажете где тонкости? 😃

Может поставить сборки резисторов? На что они влияют?

ATLab
Аэробус:

А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.

Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦

Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃

На схеме 0,1 Ом - для тока 5 А! Для конкретного Вашего тока нужны конкретные 😃 резисторы.

Начнем разбор с большого квадратного двигателя, у которого сопротивление обмотки 14 Ом.

  1. При таком сопротивлении обмотки от блока питания 12 В можно получить максимальный ток в обмотке
    12/14=0,86 (А).
  2. Очевидно, что для такого высокоомного (и, скорее всего, высокоиндуктивного) двигателя ток должен быть не слишком большим. Пусть он будет 0,5 А (можно и меньше, тогда все нижеизложенные расчеты нужно пересчитать).
  3. Сопротивление измерительного резистора нужно выбрать так, чтобы падение напряжения на нем было 0,3…0,5 В: если будет меньше - L297 будет работать не слишком стабильно, сделать больше - может не хватить отпирающего напряжения на затворе IRLZ44N.
  4. Итак, сопротивление измерительного резистора должно быть от (0,3/0,5)=0,6 (Ом) до (0,5/0,5)=1 (Ом).
  5. Опорное напряжение на входе Uref L297 нужно выставить на уровне расчетного падения напряжения на резисторе (см. п.3-4).
  6. Напряжение питания должно быть не ниже суммы падений напряжений на обмотке, полевом транзисторе и измерительном резисторе: 14*0,5 + 0,035*0,5 + (0,6…1)*0,5 = 7,5 В.
    Импортная литература советует брать напряжение питания (5…6)*Uдв=(5…6) *Rобм*Iобм,
    в данном случае это будет 35…42 В.
    Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.

По поводу сильно греющихся транзисторов:
imho, в данном случае дело в большой амплитуде выбросов напряжения на стоке транзисторов при их запирании - индуктивность обмотки скорее всего велика, запираются транзисторы быстро, выброс получается большой. Встроенная в транзистор avalanche (лавинная) структура - на схеме транзистора обозначенная как стабилитрон между стоком и истоком - ограничивает выброс на уровне 55 В, а лавинный ток пропусткает через себя и Rизм на землю. От этого и нагрев. Крутите радиатор. Или меняйте двигатель.
Или можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.

P.S. Пока писал, добавился еще пост. Не нужно снижать частоту генератора в L297 - это мало что даст, зато свист будет конкретный.

Anton_M
Аэробус:

Антон! Спасибо огромное за помощь.

не стоит - я подсказал как думаю. это не проеверено на практике.

=========
Нужно максимальный ток мотора ШД умножить на сопротивление резистора токового датчика - получится напряжение на нем при

данном токе.

Такое напряжение нужно задать на ножке 15 (Vref) L297. По ДатаШиту L297

(котрый вам надо скачать и иметь !)

Vref может быть от 0 до 3 вольт. Однако более опытные товарищи выше говорят что у нуля L297 работает не четко. Т.е.

желательно сделать это напряжение например 1 вольт. (в схеме оно регулируется подстроечниками P1 - P3)

Т.е. вам нужно взять такой токо-измерительный резистор (R27 R28 и подобные) чтобы при макс токе ШД на нем “падал” 1 вольт.

Умножив 1 вольтна ток вы получите мощность которая будет рассеиваться на транзисторе.

==========

Сразу возникает проблема ! ухудшается процесс включения полевиков который в схеме и так плох. Так как на этот 1 вольт как бы

снижается напряжение на затворе.

Возможны колебания при включении и выключении, так как этот вольт появляется как раз при коммутации !

Лучше бы эти резисторы стояли на питании.

==========
Резисторы низкоомные удобно составлять из нескольких включенных параллельно ! Их сопротивление делится на количество а

рассеиваемая мощность умножается на количество. Их можно паять лесенкой с зазорами для обдува воздухом.

==========

Частота ШИМ лучше более высокая но нужны спец драйверы для полевиков - например sn75374 для 4 ЛЮБЫХ полевиков. Подключать его

так как нарисовано в ДШ.

Если спецдрайверов нет а стоит микруха 74hc08 (нужно поискать с максимально мощным выходом) а не спец драйвер поевика то

возможно будет полезным снизить частоту ШИМ раза в 3 увеличив во столько раз конденсатор от ножки 16 на землю - т.е. 10 nF

поставьте.

==========
Люди тупо ставят частоту и конденсатор с резистором из ДШ L297 не понимая, что в L298 есть встроеные драйверы внутренних

ключей !

==========
Убрать фильтры r21с16 и аналогичные - удалив конденсаторы и впаять перемычки вместо резисторов.

ATLab:

Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.

для первого включения используйте защитные балласты - это доп сопротивление в питание силовой части. Это могут быть лампы, бутовые нагревательные приборы.

ATLab:

можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.

я тоже думаю диоды шунтирующие лучше ставить - их номинальный ток должен превышать ток в обмотке двигателя.

Anton_M

вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.

TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)

Аэробус
Anton_M:

вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.

TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)

Антон, я ЧАЙНИК, могу только скопировать схему. Сам я не сумею НИЧЕГО изменить в схеме. Потому как не соображаю. И потом посмотрел дата шит там вроде биполярный движок нарисован, а у меня униполярные.
Посему буду экспериментировать с тем, что есть. менять резисторы конденсаторы и крутить подстроечники. 😦

Anton_M

если сомневаешся лучше не менять, просто поставить транзисторы на один простейший радиатор через изолирующие прокладки.

STEPMOTOR

Низнаю когда я собирал контроллер француза у меня был сначала с ним нибольшой гемор ,но потом работал он у меня нормально шаги не пропускал, движки стояли ДШИ200-3-1. Это был первый мой опыт в сборе контроллера для ШД управлял пеномласторезкой. Сейчас все это добро на балконе окисляется !

Аэробус
ATLab:

Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В

А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Или я совсем уж… 😕 Наверное моя бестолковость границ не имеет… 😊

ATLab
Аэробус:

Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В
А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.

Да с расчетами все правильно, просто меня в заблуждение ввела Ваша переписка с Anton_M, в которой упоминяются резисторы по 0,1 Ом.

Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего. Кстати, это было одной из причин, по которой я решил отказаться от ШИМ. Ведь если транзисторы греются и им все равно нужен радиатор, то мне показалось проще сделать управление на основе генератора тока. Он не шипит, не свистит, не капризничает. Пока не разочаровался, буду продолжать эксперименты.

Anton_M
ATLab:

Он не шипит, не свистит, не капризничает.

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

=======

в качестве 4-х канальных драйверов MOSFET дешево и доступно (rel.ru) использовать L293 или аналог 1128КТ3 -КТ4.

ATLab
Anton_M:

дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а

А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.

Не, не буду спорить, а то это выйдет бесконечная история ни о чем…
С общими фразами и прописными истинами…

Аэробус
ATLab:

…индуктивность обмотки скорее всего велика…
Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего.

Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.

еще один Вопрос остолопа: Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

2 Anton_M
Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Поэтому, Если это не сильно сложно, не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты. Движки у меня униполярные.

Anton_M
Аэробус:

на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Ну так и сделайте опять.

Аэробус:

Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?

диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298

Аэробус:

Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.

Естественно. Я ж не предлагаю институты отменить. Этому годами учатся люди и свой опыт излагают в ДатаШитах и Апноутах к продукции фирм.

В книжке в ДатаШитах и Апноутах нужно просто поискать, посмотреть аналогичный нужному вариант применения компонентв и сделать так же ! только и всего.

Аэробус:

не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты.
Движки у меня униполярные.

хорошо нарисую.

Аэробус
Anton_M:

диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298

хорошо нарисую.

www.anivo.com/reed/L297_L298/images/stepdrv.png это здесь?

Я правильно понял( См. рисунок)?

Спасибо.

Anton_M

да, правильно.

==========

На той схеме диоды FR303

вот из параметры:

www.chipdocs.com/datasheets/…/FR301.html

вам нужно ампер на 5 - т.е. FR502 (5A 100V) 503 504 и далее

ДатаШиты на компоненты можно найти в google.com или alldatashet.com

=======

драйверы поставим ts4427 - один на 2 MOSFET есть в trt.tu - они почтой высылают.

или Можете заказать бесплатно драйверы tps2812 на ti.com - за один заказ 5 штук, вам нужно 6 штук, т.е. 2 раза заказать или купить можно.

Они в маленьких корпусах SO8 и наверно их можно приклеить поксиполом на место где идут тонкие дорожки к затворам транзисторов. Дорожки конечно разрезать и часть меди удалить. затем медными проводниками от толстого многожильного провода подключить драйверы, помыть растворителем от флюса и заклеить поксиполом.

ATLab
Аэробус:

Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.

Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.

На самом деле процесс несколько сложнее, я просто не стал разжевывать детали. Но если хотите - пожалуйста, вот продолжение.
Когда происходит срабатывание лавинной структуры в транзисторе (при выбросе напряжения на стоке),
этот лавинный ток протекает в том числе и через измерительный резистор в истоке, создавая на нем дополнительное падение напряжения к уже имеющемуся. Это приводит к снижению отпирающего транзистор напряжения на затворе (на самом деле его отпирает не абсолютное значение напряжения на затворе, а разность напряжений между затвором и истоком). Транзистор подзапирается, сопротивление канала увеличивается (еще один повод нагреться, т.к. увеличивается падение напряжения на транзисторе), лавинный ток уменьшается. Затем все идет в другую сторону: из-за запирания транзистора и уменьшения лавинного тока снижается напряжение на Rизм, напряжение между затвором и истоком увеличивается, транзистор приоткрывается и все возращается на круги своя. Фактически в этот момент можно наблюдать генерацию, а транзистор находится на грани запирания, практически в активном режиме, когда на нем рассеивается значительная мощность.
Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).

Не зря Anton_M настойчиво советует ставить драйвер в затвор, правда при этом он пропускает то, что нужно обязательно повышенное напряжение для драйвера, вольт 10-12. Ну и схему переделать, плату переразвести, самом собой.
Другой вариант - поискать полевой транзистор в котором отсутсвует avalanche структура, но который управляется логическим уровнем. В этом случае можно избежать проблемы с запиранием транзистора при выбросе напряжения на стоке, но нужно будет решить проблему пробоя самого транзистора (или он должен быть высоковольтным) и т.д
Короче, “во многих знаниях многие печали…”, часто бывает лучше не знать подробностей - жить спокойнее и веселее. 😃

alexkor
ATLab:

Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).

хм , а нельзя вместо полевиков для малых токов поставить биполярники , и прилипить их к радиатору пусть греются ?