схема L297 + 7409 + irfz44
…нужно увеличить резисторы обратной связи по току и сократить резисторы фильтра 4.7 ком до 200 ом примерно, или вообще закоротить и конденсаторы 180 пф выкинуть.
Какие полевики у вас стоят ?
IRLZ44N стоят.
А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.
Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦
IRLZ44N стоят.
ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267
Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать?
Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.
ну для 10 Ом это избыток, т.е. еслиб управление полевиками было нормальным то пофигу какие. Можно снизить чатоту ШИМ килогерц до 7 увеличив в 3 раза конденсатор у L267
Посчитайте како ток вам нужен для мотора и по типовой схеме из ДШ L267 посмотрите. Вам нужно наверно или 0.5 Ом для 10 омного мотора или усилители lm358 в обратную связь ставить.
Антон! Спасибо огромное за помощь.
Я однако чайник в электронике и если, как в том анекдоте “не будем мелочными- укажи пальцем”, был бы очень признателен. Т.е. Чем снизить частоту? (и если ее снизить до 7-10 кгц, то он мотор будет пищать/шипеть). Какой из конденсаторов увеличивать? Как ставить усилитель, куда его впаивать и что еще из деталей надо к нему навесить и куда? Т.е. Я не сумею поменять схему без посторонней помощи. 😦
Дык у меня и стоит 0,5 ом на одном каналов и 0,33 на другом. я туда и 10омный цеплял и 4-х омный. результат описал выше. 😦
Ну и все эта схема вроде как работает у народа даже в таком варианте. 😦
Да и еще раз переразводить плату и перепаивать все это добро у меня наверное не хватит хысту. Хотелось бы с этой платы выжать рабочий вариант. 😃
2 ATLab
Анатолий, Я так понял из соседней ветки, что у Вас тоже возникли проблемы с подобной схемой, может еще раз подскажете где тонкости? 😃
Может поставить сборки резисторов? На что они влияют?
А резисторы обратной связи это которые высоковатные? Дык на схеме вообще стоит 0,1 ом. До скольки ж его увеличивать? Питаю движки обычным блоком питания от компа 12В.
Кстати на первой версии платы стояли 0,18ом дык не грелись полевики. Правда напряжение подавал маленькое на 15-ю ногу всего 0,18, Тогда движки пищали и шипели. 😦
Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃
На схеме 0,1 Ом - для тока 5 А! Для конкретного Вашего тока нужны конкретные 😃 резисторы.
Начнем разбор с большого квадратного двигателя, у которого сопротивление обмотки 14 Ом.
- При таком сопротивлении обмотки от блока питания 12 В можно получить максимальный ток в обмотке
12/14=0,86 (А). - Очевидно, что для такого высокоомного (и, скорее всего, высокоиндуктивного) двигателя ток должен быть не слишком большим. Пусть он будет 0,5 А (можно и меньше, тогда все нижеизложенные расчеты нужно пересчитать).
- Сопротивление измерительного резистора нужно выбрать так, чтобы падение напряжения на нем было 0,3…0,5 В: если будет меньше - L297 будет работать не слишком стабильно, сделать больше - может не хватить отпирающего напряжения на затворе IRLZ44N.
- Итак, сопротивление измерительного резистора должно быть от (0,3/0,5)=0,6 (Ом) до (0,5/0,5)=1 (Ом).
- Опорное напряжение на входе Uref L297 нужно выставить на уровне расчетного падения напряжения на резисторе (см. п.3-4).
- Напряжение питания должно быть не ниже суммы падений напряжений на обмотке, полевом транзисторе и измерительном резисторе: 14*0,5 + 0,035*0,5 + (0,6…1)*0,5 = 7,5 В.
Импортная литература советует брать напряжение питания (5…6)*Uдв=(5…6) *Rобм*Iобм,
в данном случае это будет 35…42 В.
Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.
По поводу сильно греющихся транзисторов:
imho, в данном случае дело в большой амплитуде выбросов напряжения на стоке транзисторов при их запирании - индуктивность обмотки скорее всего велика, запираются транзисторы быстро, выброс получается большой. Встроенная в транзистор avalanche (лавинная) структура - на схеме транзистора обозначенная как стабилитрон между стоком и истоком - ограничивает выброс на уровне 55 В, а лавинный ток пропусткает через себя и Rизм на землю. От этого и нагрев. Крутите радиатор. Или меняйте двигатель.
Или можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.
P.S. Пока писал, добавился еще пост. Не нужно снижать частоту генератора в L297 - это мало что даст, зато свист будет конкретный.
Антон! Спасибо огромное за помощь.
не стоит - я подсказал как думаю. это не проеверено на практике.
=========
Нужно максимальный ток мотора ШД умножить на сопротивление резистора токового датчика - получится напряжение на нем при
данном токе.
Такое напряжение нужно задать на ножке 15 (Vref) L297. По ДатаШиту L297
(котрый вам надо скачать и иметь !)
Vref может быть от 0 до 3 вольт. Однако более опытные товарищи выше говорят что у нуля L297 работает не четко. Т.е.
желательно сделать это напряжение например 1 вольт. (в схеме оно регулируется подстроечниками P1 - P3)
Т.е. вам нужно взять такой токо-измерительный резистор (R27 R28 и подобные) чтобы при макс токе ШД на нем “падал” 1 вольт.
Умножив 1 вольтна ток вы получите мощность которая будет рассеиваться на транзисторе.
==========
Сразу возникает проблема ! ухудшается процесс включения полевиков который в схеме и так плох. Так как на этот 1 вольт как бы
снижается напряжение на затворе.
Возможны колебания при включении и выключении, так как этот вольт появляется как раз при коммутации !
Лучше бы эти резисторы стояли на питании.
==========
Резисторы низкоомные удобно составлять из нескольких включенных параллельно ! Их сопротивление делится на количество а
рассеиваемая мощность умножается на количество. Их можно паять лесенкой с зазорами для обдува воздухом.
==========
Частота ШИМ лучше более высокая но нужны спец драйверы для полевиков - например sn75374 для 4 ЛЮБЫХ полевиков. Подключать его
так как нарисовано в ДШ.
Если спецдрайверов нет а стоит микруха 74hc08 (нужно поискать с максимально мощным выходом) а не спец драйвер поевика то
возможно будет полезным снизить частоту ШИМ раза в 3 увеличив во столько раз конденсатор от ножки 16 на землю - т.е. 10 nF
поставьте.
==========
Люди тупо ставят частоту и конденсатор с резистором из ДШ L297 не понимая, что в L298 есть встроеные драйверы внутренних
ключей !
==========
Убрать фильтры r21с16 и аналогичные - удалив конденсаторы и впаять перемычки вместо резисторов.
Я думаю, что для начала экспериментов 12 В будет достаточно, только двигатель нужно крутить медленно.
для первого включения используйте защитные балласты - это доп сопротивление в питание силовой части. Это могут быть лампы, бутовые нагревательные приборы.
можно зашунтировать обмотку диодом - греться будет диод.
я тоже думаю диоды шунтирующие лучше ставить - их номинальный ток должен превышать ток в обмотке двигателя.
вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.
TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)
вот еще драйвер 4-х мощных полевиков сразу с 2AND логиской на входе - т.е. можно вместо 7409 прямо ставить в схему но корпус не подойдет.
TC4468 microchip.com (и в PROTEUS модели есть)
Антон, я ЧАЙНИК, могу только скопировать схему. Сам я не сумею НИЧЕГО изменить в схеме. Потому как не соображаю. И потом посмотрел дата шит там вроде биполярный движок нарисован, а у меня униполярные.
Посему буду экспериментировать с тем, что есть. менять резисторы конденсаторы и крутить подстроечники. 😦
если сомневаешся лучше не менять, просто поставить транзисторы на один простейший радиатор через изолирующие прокладки.
Низнаю когда я собирал контроллер француза у меня был сначала с ним нибольшой гемор ,но потом работал он у меня нормально шаги не пропускал, движки стояли ДШИ200-3-1. Это был первый мой опыт в сборе контроллера для ШД управлял пеномласторезкой. Сейчас все это добро на балконе окисляется !
Ай-яй-яй! Я думал, все уже понятно. А оказалось - каша. 😃
Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦 …
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В
А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.
Или я совсем уж… 😕 Наверное моя бестолковость границ не имеет… 😊
у вас 7904 или 74hc08 стоит ?
у вас 7904 или 74hc08 стоит ?
74hc08
Анатолий! Я ж вроде так и считал 😦 …
Предположив что у маленького квадратного Ток =600мА
тогда 0,6*0,51ом=0,36В
А для большого круглого Предположительно 4SHG23… (хотя сопротивление 4ома) предположил 1,5А
поставил резистор 0,33Ома
Т.Е. 1,5*0,33=0,495В
Но даже если у него не 1,5А а 0,5А, то 0,5*0,5=0,25В Все одно я думаю, что грется полевик не должен.
Даже понижал Uref до 0,15в - думал ШИМ перестанет работать и начнет шипеть или зудеть… Дык нет. Все одно грееются полевики.
Да с расчетами все правильно, просто меня в заблуждение ввела Ваша переписка с Anton_M, в которой упоминяются резисторы по 0,1 Ом.
Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего. Кстати, это было одной из причин, по которой я решил отказаться от ШИМ. Ведь если транзисторы греются и им все равно нужен радиатор, то мне показалось проще сделать управление на основе генератора тока. Он не шипит, не свистит, не капризничает. Пока не разочаровался, буду продолжать эксперименты.
Он не шипит, не свистит, не капризничает.
дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а
А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.
Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.
=======
в качестве 4-х канальных драйверов MOSFET дешево и доступно (rel.ru) использовать L293 или аналог 1128КТ3 -КТ4.
дак если сделать схему ШИМ правильно то и она будет работать правильно, а
А в этой схеме L297 включена не по ДШ, драйверы мосфетов отсутствуют (наверно их дураки для дураков придумали производят и продают), диоды шунтирующие индуктивность отсутствуют.
Не, не буду спорить, а то это выйдет бесконечная история ни о чем…
С общими фразами и прописными истинами…
…индуктивность обмотки скорее всего велика…
Про “греются” я написал в предыдущем сообщении. Больше добавить нечего.
Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.
Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.
еще один Вопрос остолопа: Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?
2 Anton_M
Книжка “исскуство схемотехники” есть в библиотеке на avr123.nm.ru - надо скачать и читать как и другие книги по электронике и электроприводу.
Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.
Поэтому, Если это не сильно сложно, не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты. Движки у меня униполярные.
на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.
Ну так и сделайте опять.
Как включаются шунтирующие диоды? Куда плюс куда минус? Какие диоды подойдут для этих целей?
диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298
Сколько б я не читал книжку, все равно я не научусь строить схемы. Ну и конечно нужно очень много времени на понимание и эксперименты.
Естественно. Я ж не предлагаю институты отменить. Этому годами учатся люди и свой опыт излагают в ДатаШитах и Апноутах к продукции фирм.
В книжке в ДатаШитах и Апноутах нужно просто поискать, посмотреть аналогичный нужному вариант применения компонентв и сделать так же ! только и всего.
не могли бы Вы нарисовать мне участок схемы куда и как включить мосфеты.
Движки у меня униполярные.
хорошо нарисую.
диоды черточкой к + питания и основанием тругольника к транзистору. Диоды нужны на ток превышающий тот который течет в индуктивной нагрузке. пример диодов есть на плате которуя я давал на прошлых страницах для L297 L298
хорошо нарисую.
www.anivo.com/reed/L297_L298/images/stepdrv.png это здесь?
Я правильно понял( См. рисунок)?
Спасибо.
да, правильно.
==========
На той схеме диоды FR303
вот из параметры:
www.chipdocs.com/datasheets/…/FR301.html
вам нужно ампер на 5 - т.е. FR502 (5A 100V) 503 504 и далее
ДатаШиты на компоненты можно найти в google.com или alldatashet.com
=======
драйверы поставим ts4427 - один на 2 MOSFET есть в trt.tu - они почтой высылают.
или Можете заказать бесплатно драйверы tps2812 на ti.com - за один заказ 5 штук, вам нужно 6 штук, т.е. 2 раза заказать или купить можно.
Они в маленьких корпусах SO8 и наверно их можно приклеить поксиполом на место где идут тонкие дорожки к затворам транзисторов. Дорожки конечно разрезать и часть меди удалить. затем медными проводниками от толстого многожильного провода подключить драйверы, помыть растворителем от флюса и заклеить поксиполом.
Ну так, вроде не логично. 😃 Движок с сопротивлением 10 Ом (и соответственно с большей индуктивностью не греет полевики), а движок 4 Ома греет. 😵 ?
Наверное тут есть еще какие то грабли. Тем паче, что на первом варианте платы при резисторах 0,51 и Uref= 0,2-0,5 Транзы не грелись вообще ни при каких движках. (перепробовал все униполярники которые у меня были). Сами движки грелись, но с разной скоростью.Так что я дума тут причина не в индуктивности движка.
На самом деле процесс несколько сложнее, я просто не стал разжевывать детали. Но если хотите - пожалуйста, вот продолжение.
Когда происходит срабатывание лавинной структуры в транзисторе (при выбросе напряжения на стоке),
этот лавинный ток протекает в том числе и через измерительный резистор в истоке, создавая на нем дополнительное падение напряжения к уже имеющемуся. Это приводит к снижению отпирающего транзистор напряжения на затворе (на самом деле его отпирает не абсолютное значение напряжения на затворе, а разность напряжений между затвором и истоком). Транзистор подзапирается, сопротивление канала увеличивается (еще один повод нагреться, т.к. увеличивается падение напряжения на транзисторе), лавинный ток уменьшается. Затем все идет в другую сторону: из-за запирания транзистора и уменьшения лавинного тока снижается напряжение на Rизм, напряжение между затвором и истоком увеличивается, транзистор приоткрывается и все возращается на круги своя. Фактически в этот момент можно наблюдать генерацию, а транзистор находится на грани запирания, практически в активном режиме, когда на нем рассеивается значительная мощность.
Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).
Не зря Anton_M настойчиво советует ставить драйвер в затвор, правда при этом он пропускает то, что нужно обязательно повышенное напряжение для драйвера, вольт 10-12. Ну и схему переделать, плату переразвести, самом собой.
Другой вариант - поискать полевой транзистор в котором отсутсвует avalanche структура, но который управляется логическим уровнем. В этом случае можно избежать проблемы с запиранием транзистора при выбросе напряжения на стоке, но нужно будет решить проблему пробоя самого транзистора (или он должен быть высоковольтным) и т.д
Короче, “во многих знаниях многие печали…”, часто бывает лучше не знать подробностей - жить спокойнее и веселее. 😃
Пример: Rизм=0,5 Ом, Iобм=1 А
Падение напряжения на Rизм составит Uизм=0,5*1=0,5 (В) - Это вполне нормально.
Предположим, лавинный ток составил 5 А (тоже вполне нормально, может быть и значительно больше).
Тогда он создаст дополнительное падение напряжения на Rизм Uлавин=0,5*5 = 2,5 (В).
Итого в сумме напряжение на Rизм будет 0,5+2,5=3 (В).
Предположим, что с выхода 74HC08 на затвор поступает отпирающее напряжение 5 В.
Тогда действующее отпирающее напряжение на затворе будет составлять 5-3= 2 (В).
Смотрим в Datasheet на IRLZ44N:
пороговое напряжение Uзи=2 В, при этом ток стока всего 0,25 мА! Транзистор можно считать закрытым (в нашем случае, когда ток измеряем амперами, или, хотя бы, сотнями мА).
хм , а нельзя вместо полевиков для малых токов поставить биполярники , и прилипить их к радиатору пусть греются ?