Проект Hawk K-PRO трикоптер

Swooper

Приветсвую коллег по “цеху”! 😃

Долго читал эту ветку Форума, изучал вопрос во “всемирной паутине” и все-таки решился на постройку трикоптера. Благо, что их и квадрокоптеры сейчас разве что ленивый не строит… 😉
Но к вопросу решил подойти с “размахом” и сделать что-то такое, чего нет (пока что) у других пилотов.
Эти идеи у меня уже лет десять как в голове сидят, и периодически находят воплощение в какой-то конкретной форме, но последнюю точку в моих колебаниях поставил видеоролик перца из Финляндии с rcexplorer.com.
Решил я собрать многофункциональный трикоптер и еще с ракетными установками на борту. 😎

Техническое задание
Аппарт должен иметь возможность осуществлять фото и видеосъемку. Управляться по телеметрии. Нести дополнительную полезную нагрузку. Иметь систему ракетного залпового огня и сброса зарядов. Все узлы и агрегаты должны быть максимально закрыты от возможных повреждений. Внешний вид аппарата должен быть привлекательным. Аэродинамические свойства аппарата должны быть максимально высокими.
Ну, и конечно же - трикоптер должен быть обязательно разборным для удобства перевозки. 😃
Непростая задача, правда? 😵
Дополнительное задание: аппарат должен применяться в условиях военных игр по страйкболу в качестве беспилотного разведчика-штурмовика. Необходимо обеспечить максимальную защиту от прямых и рикошетных попаданий страйкбольных шариков (пластик 0,25-0,30 г).

Написал и сам офигел - сколько нужно всего решить в рамках данного проекта! 😃😁

В качестве комплектующих мой выбор остановился на следующих компонентах, которые заказл и уже получил:

Основная система:

  1. Гироскопы взял вот такие - HK 401B
  2. Моторы вот такие - Turnigy Aerodrive SK28-36
  3. Регуляторы вот эти - Turnigy AE-30A
  4. Аккумуляторы планирую использовать на 3.200 или на 3.600 мАч

Система FPV следующая: 900 MHz 800 mW PAL

Система фото/видеозаписи: видеокамера GoPro Hero Naked

Про сервы писать не буду - их у меня предостаточно всяких разных, но поставлю микро с металлическими шестернями. С проводами и разъемами также не морочимся. 😃

Читая Темку про внешний вид коптеров и желание многих сделать его “благороднее”, а также всевозможные ссылки и фотки на “футуризм”, решил проявить возможности своего “конструкторского гения” 😁 и сделать что-то запоминающееся. И работа началась!

Основа-основ трикоптера - его рама. Здесь я не стал повторять опыт коллег и делать ее из текстолита и алюминиевых профилей. Читая и сочувствуя народу борющемуся с вибрациями и уходом от геометрии после подений, решил действовать “по-старинке”. Добрый и старый метод постройки самолетов из модельной фанеры и бальсы рулит! 😒 Да и “ближе к телу” - я ведь больше летаю на деревянных самолетах пока и уже привык и научился работать с материалом.
В качестве основы было взято два типа фанеры: строительная 4 мм (три слоя) и 4 мм модельная (5 слоев). Из первой была изготовлена нижняя дека. В процессе производства понял, что материальчик-то дерьмовенький. Но было уже лень делать все заново… Решил компенсировать жесткость модельной фанерой в других узлах, благо все крепится друг к другу.
Кстати решил внести и дополнительное улучшение в конструкцию несущих трех балок. Я их поднял к горизонту под углом 3 градуса. Конструкция немного усложнилась, но думаю, что это того стоит. Моторы и винты будут значительно выше травы и различных препятствий на земле в виде камней и палок. А сам аппарат будет гордо опираться о землю вертолетными лыжами.

Все детали выпиливались и обрабатывались вручную. И вот пока что получилось:

Так выглядит нижняя дека и узлы крепления несущих балок.

А это уже детали средней деки, где будут размещаться гироскопы, и корневых шпангоутов деки а также двух передних балок. И это не просто так… 😉

Это пошел процесс склейки…

Две передних балки. Материал несущей части - сосновая рейка 28х10. После обработки решив взвесить изделия. Одно от другого отличалось по весу на 1 грамм! Я от себя такого не ожидал… 😃 Если обратили внимание, то на балках установлены корневые нервюры. Дело в том, что балки будут усилены и обшиты бальсой по нервюрам - они будут иметь обтекаемый профиль. 😎

Продолжаем сборку и проработку узлов платформы. Появилась и третья дека для TV-передатчика.

А вот так будет выглядеть компановка платформы: нижняя дека имеет дополнительное место между средней, куда можно также разместить какую-нибудь полезную электронику. Три гироскопа встают на среднюю деку и над ними будет при помощи алюминиевого хомута закрепляться TV-передатчик.

Так как в комплекте FPV прилагается 3,2 мпкс камера, то решил ее установить в переднюю часть аппарата с таким расчетом, чтобы она не страдал при запуске ракет. Кстати 2 ракетные фронтальные установки будут прятаться внутри аппарата и выдвигаться наружу при помощи этой сервы. Перед ней видно первую опору ракетных приводов. Также на балках будут сделаны потайные пилоны (они спрячутся в обшивку балок), на которые также можно будет подвесить что-то полезное.
Я постарался максимально полно продумать возможность демонтажа устройств и обеспечить к ним наилучший доступ. Когда корпус будет закончен, вся аппаратура и внутренности будут закрываться верхней крышкой на магнитах.

Продолжение следует! 😃

Torvald

Вы собираетесь делать “безмозглый” трикоптер, т.е. просто на 4 гироскопах? В таком случае Ваши задачи не будут выполнены. Крайне неустойчивая вещь безмозглый трикоптер! Надо делать хотя бы на Куке.

Swooper

Как раз для этих целей и предусмотрено место между нижней и средней (гироскопной) декой. Там будут стоять “мозги”…😃

Torvald
Swooper:

Там будут стоять “мозги”…

А какие?

polarfox

Тяжеловат аппаратик получится с такими запросами,может и не взлететь с выбранными движками или полетит низенько-низенько с полной загрузкой.

Swooper
polarfox:

Тяжеловат аппаратик получится с такими запросами,может и не взлететь с выбранными движками…

Георгий!
Дело в том, что я так до конца не разобрался с моторами… Так как в электролетах не сильно подкован, то возможно я и ошибся. Хотя при тех размерах винтов, которые к ним идут, я думаю тянуть они должны. Я расчитываю выйти на полетный вес 1050-1100 г.
А “мосх” я планирую взять отсюда . Но это немного позже, так как изначально хочу понять будет ли работать аппарат так как запланировано.

Тем не менее: буду благодарен всем, кто “наставит на путь истинный” новичка в моем лице!

Covax

вес коптера без гопро будет не меньше 1200-1300гр. Движки мощные, тяги будет дофига. Винты минимум 11"

На счет страйкбола - одного прямого попадания в винт скорее всего будет достаточно чтобы его разрушить…

polarfox

Дело в том,что у меня есть такой моторчик.Не сказал-бы что он мощный,разве что с 4S батарейкой…Возможно что мне попал экземпляр с заниженным, относительно заявленного,кв.Ставил я на него 11" винты, вяло как-то крутил.

Swooper
Covax:

вес коптера без гопро будет не меньше 1200-1300гр.

Вот я и должен снизить этот возможный показатель до предполагаемых…

Движки мощные, тяги будет дофига. Винты минимум 11"

Вот мне также показалось, что должно хватить. Как говорится - поглядим дальше. 😃

На счет страйкбола - одного прямого попадания в винт скорее всего будет достаточно чтобы его разрушить…

Думаю, если GWS поставить или новые “Пилотажевские” (черные такие…) то могут выдержать - ведь высота полета не менее 40-50 метров будет, иначе деревья не дадут передвигаться. А при таких высотах реальный урон может причинить только тюнингованный привод - 130-150 м/с. Но нужно еще и попасть в него! 😉 Как вариант защиты винтов - установка сеток под винтами или спрямляющих поток лопаток.

AlcoNaft43

Смотрю я на этот ажурную дерявяшку - один краш или тяжелая посадка - и дрова. Нафига было это было воротить - непонятно. Вот простейшая и надежная конструкция www.rcexplorer.se/projects/TriV2/TriV2.html

На гирах трикоптер - это полная фигня. И кстати с видео передатчика корпус снимается.

Covax
polarfox:

Ставил я на него 11" винты, вяло как-то крутил.

Вяло крутил это конечно точное определение 😃 Вы не хотите сделать для него тест тяги?
Для этого нужны электронные весы, бутылка из под воды 5-6литров заполненная на 1/3, собственно мотор, регуль на него, приемник на 1 минуту и батарейка соответствующая, если есть мультиметр можно и прожорливость мотора определить в зависимости от тяги. Делов тут на 5 минут, зато пользы сообществу масса.
Вот видео как делается тест, вот такая получается табличка.

Swooper:

Как вариант защиты винтов - установка сеток под винтами или спрямляющих поток лопаток.

Об этом точно забудьте, не полетит 😃 Спасет высота и зум камера 😃

Swooper
AlcoNaft43:

Смотрю я на этот ажурную дерявяшку - один краш или тяжелая посадка - и дрова. Нафига было это было воротить - непонятно.

Про дрова, это скорее всего вряд ли. Думаю, что с малых (1,5-2,0 метра) высот аппарат выдержит падение. А с большей высоты и все остальное сложится.

Вот простейшая и надежная конструкция www.rcexplorer.se/projects/TriV2/TriV2.html

Да знаю я эту конструкцию уже давно. Если бы задача стояла сделать копию его - уже давно бы сделал. Задача сделать эстетически грамотный аппарат с расшириными функциями.

На гирах трикоптер - это полная фигня. И кстати с видео передатчика корпус снимается.

Да, правда? Только именно этот “эксплореровец” сначала сделал свой первый трикоптер именно только на гирах. 😉

Covax
Swooper:

Да, правда? Только именно этот “эксплореровец” сначала сделал свой первый трикоптер именно только на гирах.

ну правда, зачем проходить по всему пути строительства коптеров если можно сразу сделать наиболее актуальную модель на сегодняшнее время.

Swooper

Ну, в принципе согласен. Я просто еще с контроллером не могу до конца определиться… А платформа уже строится. 😃

Covax
Swooper:

Я просто еще с контроллером не могу до конца определиться…

каждую неделю мы эту тему перетераем rcopen.com/forum/f123/topic233489

polarfox
Covax:

Вы не хотите сделать для него тест тяги? Для этого нужны…

Да я в курсе что для теста тяги нужно,просто не заморачиваюсь этим,а провожу сравнительные испытания в воздухе на конкретном аппарате.В частности обсуждаемый двигатель проверял на самолёте пилотажке,потом ставил на мотопланер,в обоих случаях остался недоволен.

Swooper:

Задача сделать эстетически грамотный аппарат с расшириными функциями.

Если у Вас уже есть опыт полётов на коптерах или вертолёте,тогда да,соглашусь.Если нет,то посоветовал-бы сначала сделать что-нибудь по-проще в эстетическом плане и более ремонтопригодное и живучее для обучения без наворотов.“Навороты” в виде “видеошпионской аппаратуры” петард и т.д., потом можно довешивать, заодно проверять насколько тяговитые мотоустановки выбраны.

Covax
polarfox:

Да я в курсе что для теста тяги нужно,просто не заморачиваюсь этим,а провожу сравнительные испытания в воздухе на конкретном аппарате.В частности обсуждаемый двигатель проверял на самолёте пилотажке,потом ставил на мотопланер,в обоих случаях остался недоволен.

это все слова и личные ощущения на основе своего опыта не более

Swooper

Продолжается строительство!

Был тут момент, когда я уже готов был плюнуть на постройку и отложить ее в угоду желанию собрать “алюминьку” и полетать/поучиться на простой “звездочке”. 😒Уже купил профиль, текстолит и кучу болтиков с гаечками…
Но ночью мне было ведение: сказали не вздумай бросать, а то ослепнешь! 😆
Шутка…

Короче, продолжил я свою эпопею.
Дело дошло до боковых балок и их корневой нервюры, хвостовой балки со шпангоутами и механизма контроля поворота хвостового ротора.

Так как все делается вручную, то уже к вечеру силы покидают меня… А после 21:00 сажусь за распайку. 😃

10 days later
Swooper

Продолжается строительство!

За прошедшее время, помимо всего остального, было сделано:

  • проведена напаянная проводка на хвостовой двигатель через шпангоуты и протянут удлинитель сервы
  • изготовлены шпангоуты ракетного отсека и узлы рамы для крепления приемника и общей связки конструкции
  • начато и успешно продвигается строительство компактной и переносимой наземной станции
  • куплен фотоаппарат для воздушной съемки

На данный момент в комплектации с последней фотографии рама весит 394 грамма. Все-таки надеюсь влезть в весовую категорию “до 1 килограмма”. 😃

Torvald

Конструкция сложная, красивая, но при первом же падении превратится в дрова. А падения будут, не сомневайтесь!
Всё-таки стоило использовать алюминий и стеклотекстолит/карбон.

Alex_from_Israel
Torvald:

Конструкция сложная, красивая, но при первом же падении превратится в дрова. А падения будут, не сомневайтесь!
Всё-таки стоило использовать алюминий и стеклотекстолит/карбон.

Зато вибрации от моторов такая конструкция погасит. Красиво. Еще фюзеляж, как в фантастическом фильме и прям на выставку! Хотя самолеты ведь летают таким манером сделаные… Не сразу в дрова превращаются, наверное…

ZamuykAtel

С интересом наблюдаю за проэктом,сам правда пошел другим путем,у меня вопрос почему именно трикоптер?
Ведь действительно,могут сбить и причем легко.

Swooper

Спасибо вам за то, что мой аппарат с его конструкцией и технологией изготовления, вызывает интерес у знающих людей!
Это значительно стимулирует меня в строительстве. 😉

На самом деле, у меня есть небольшой опыт полетов на вертолетах классической схемы… И я прекрасно понимаю, что падения вполне возможны. Но все-таки надеюсь на то, что как и в самолетах, здесь будет работать простой и правильный принцип: от простого к сложному. В планах, после окончания постройки, начать активное обучение полетам на аппарате. Сначала у земли, потом у земли с препятствиями… Ну, а потом уже выше и выше!
С FPV буду летать по такому же принципу - нужно научиться понимать дистанцию до объектов и высоту от земли глядя на экран монитора через глаз камеры.

Что касается возможности быть сбитым от BB (страйкбольных шариков), то как показывает практика моих игр (с 1994 года… 😉 ) даже самый мощьный тюнингованный ствол дает возможность игроку на дистанциях от 25-30 метров увернуться от очереди шаров. Высота полета моего аппарата в режиме воздушной разведки будет от 50 до 100 метров над землей. Страйкбольный “привод” вверх стреляет хуже, чем в горизонте. Да и дистанция уже “не детская получается”… Попасть будет не просто из-за маневренности аппарата и дистанции. Даже в случае попадания нужно поломать лопасти одного винта, чтобы Howk полетел вниз. Такое возможно только при прямом попадании из снайперской винтовки, где тюнингованная система выстрела позволяет разогнать утяжеленный (специальный) шарик, до скорости 250-300 м/с.
Но по опыту знаю, что вогнать шар с дистанции 100 метров в постоянно двигающийся круг диаметром 25-30 см (диаметр винтов) - практически не реально. Это не сидящая/стоящая человеческая мишень. 😃

А почему трикоптер? Потому, что именно схема трикоптера позволяет сделать красивый внешне аппарат и придать ему футуристические формы. 😉

Кстати, мужики! У меня тут вопрос родился… Я вот разобрал ТВ-передатчик (снял корпус) и увидел, что он весит у меня 55 грамм против 24 граммов “голого” передатчика! Можно летать без корпуса или он все-таки нужен как экран или еще с какой-то целью?
Заранее спасибо за ответ!

Alex_from_Israel

Насчет передатчика. Это не экран, а защита от механических повреждений. Без внешнего корпуса летать можно, но возрастает риск повреждения при краше. К тому, же к этому корпусу крепится антенна.

Swooper

Ясно… Я снял именно внешний (золотистый) корпус. Внутренний из светлого железа на передатчике остался. А антенна навинчивается как раз на внутренний корпус передатчика. Так что - мне повезло и я себе подарил “лишних” 55 граммов веса! 😃