Пробная подводная лодка
Для такого моторчика винт большой , если поставить понижающий редуктор 1:3, то возможно потянет… Подрезать лопасти до диаметра мм.40.
Покрутить в ванной, проверить на нагрев движок… Или увеличить движок по крутящему моменту. Э/М подобрать из расчёта по оборотам в нагрузке
5-6 т\об., скорее всего понижающего редуктора не избежать…
Балластная цистерна получилась не точно по центру ПЛ, а на 2/3 смещена к корме.
Критично это или нет, первая треть воды будет набираться точно по центру, далее балласт будет перемещаться за центр к корме
Не критично.
-
У вас будет дополнительно 2 кг свинца (объем прочного корпуса выходит примерно 3л, а масса его чуть больше 1кг). Перемещая свинец можно сделать центр тяжести (ЦТ) в любой точке лодки. Но лучше делать примерно по центру, чтобы при тримировании не добавлять много пенопласта в один из концов лодки.
-
При наборе воды, общий центр тяжести лодки сдвигается несущественно. Рассчитаем. Центр БЦ находится на расстоянии L от центра тяжести всей лодки. Тогда при погружении он переместится в сторону на величину x. `x = L * 300гр / (3000гр + 300гр)`. У вас примерно L = 10см, ЦТ сдвинется на 1см. Это легко компенсировать маленьким кусочком пенопласта **выше** ВТЛ при тримировании.
Спасибо за ответы, уважаемые коллеги.
Двигатель представленный на фото, даже не 390 , а 380 серии и видимо явно слабоват.
Что бы не заказывать в интернете, прошелся по магазинам и посмотрел, что можно купить у нас в Воронеже.
Нашел движки 540 серии, одинаковых размеров, с разными параметрами
Первый по мощнее 25 Ватт 11000 об/мин. крутящий момент 1850 г. см
m8928.ru/goods/мотор-R540-33110-12-0V-3
Второй слабее 13 Ватт 6700 об/мин. крутящий момент 1400 г. см
www.zip-2002.ru/…/r540-33110_12.0v/
Не знаю какой выбрать.
Интуитивно отдаю предпочтение второму.
- Не надо лодке 11000 об. мин. как у самолета, хватит за глаза и 5000
- Крутящий момент не сильно отличается.
- Мощность 13 Ватт- это с максимальной эффективностью, так то двигатель мощнее, если судить по току остановки - это более 100 Ватт
Может я и ошибаюсь, с предполагаемым винтом первый двигатель в воде не раскрутится более 6-7 тыс. об.
Жаль нет опыта, может есть какие нибудь ресурсы для определения и расчета силовых судомодельных установок, для разных винтов и двигателей.
Есть ли отличия для ПЛ и надводных кораблей.
Я конечно может и ошибаюсь, но ИМХО, те пара реальных лодок что я видел, может и могли бы ходить быстрее 1м/с, но их “капитаны” отдавали предпочтение неспешному маневрированию. Даже если применять для погружения рули высоты, гораздо важнее не скорость а тяга, а это большие винты и небольшие обороты… 2-3т.об. максимум. Ни о каких 11т.об речь не идет.
С мелким мотором редуктор обязателен, но я б в отсутствии ограничений по весу использовал лучше малоскоростные моментные моторы 700 серии - надежнее.
главное не забывать про большой момент большого винта… на ПЛ это может быть проблемой.
Уважаемый Евгений,поскольку ось винта расположена по оси корпуса, а двигатель и остальное оборудование так же по оси (или близко к ней?), то крутящий момент винта вызовет вращение корпуса в противоположном направлении- от создания крена, до, возможно, вращения вокруг оси в зависимости от величины момента и положения ЦТ по вертикали. Для исключения подобного необходимо мах. понизить ЦТ и не “переборщить” с моментом.
Для исключения подобного необходимо мах. понизить ЦТ и не “переборщить” с моментом.
Либо два винта на одной оси с противоположным вращением))) Но это больше из области фантастики)
Можно было бы и соосные винты, но прототип имеет 1 винт, привод соосных винтов не очень сложен и приводился где-то на форумах.
Евгений, расчеты винтов и потребной мощности поищите на этом же форуме, они точно есть. Ваша модель будет иметь масштабное подводное водоизмещение около 6кг., а это не мало.
Для редукторов и соосных винтов нет места, моторный отсек запланирован не больших размеров.
С запасом войдет мотор 550 серии.
Мотор будет вплотную придвинут к сервам и определиться окончательный размер каркаса WTC.
Движки меньше чем на 5-6 тыс. оборотов я не нашел, применю 545 серию с умеренными параметрами, винт с большими лопатками и шагом не даст ему раскрутиться до максимума. Движок вряд ли перегреется, больше чем половины газа давать скорее всего не придется.
Вращающий момент от большого винта мне известен по самолетам. Надеюсь представленный винт не создаст больших проблем. Резиномоторка примерно 50 см и весом под кило с этим винтом вела себя довольно устойчиво, ходила с приличной скоростью и могла нырять под углом 45 градусов. На строящейся ПЛ будет балласт под 2 кг. и возможность плавно регулировать обороты.
Всем принявшим участие в обсуждении - большое спасибо, тема для меня новая, возможно еще будут вопросы
Поддержу Евгения 😉
Торцевые заглушки обработал после печати. Кисточкой покрыл два раза ацетоном с просыханием. Это немного улучшит сцепление слоев.
Усиливающие конусы вокруг выводов тяг клеил тоже на ацетон. Один раз промазал обе поверхности и прижал детали друг к другу, чтобы они подогнали малейшие неровности. Второй раз промазал и сильно придавил. Прошел по краю шва супер-клеем.
Чертежи моделей для печати на портале печатников. Там же можно найти и исполнителей.
www.thingiverse.com/thing:2468467
А вчера осознал, что хочу попробовать распечатать и легкий корпус на 3д-принтере. Пока изучаю программы, в какой лучше построить такую модель с чертежа.
Постарался собрать все нюансы печати в одном видео.
Отлично получается, Иван, проект двигается вперед. Современные технологии в помощь. По 3D технологии на You Tube видел делают отличные легкие самолеты.
Вопрос, ответ на который я не нашел ни у одного строителя ПЛ.
Как менять или заряжать батарею.
Самое простое решение - отдельный герметичный бокс, если позволяет место.
Мое видение решения проблемы - сделать съемную переднюю заглушку.
Тумблер включения сделать на разъемах, трубка так же разъемная.
В таком виде можно вытащить батарею , заменить, зарядить.
В разобранном виде
Можно вытащить каркас для ремонта и ТО.
Корпус WTC есть намерение крепить в несколько обхватов липучкой, видел такое решение в сети. Приподнять немного трубу и выдернуть заглушку. Не очень удобно и заглушка ставится и снимается довольно туго
Тумблер герметичный для большого тока, изначально думал полностью отключать батарею, но на регуляторе есть слаботочный выключатель, можно было применить и поменьше.
Кто как решает вопрос замены и зарядки батарей ?
Кто как решает вопрос замены и зарядки батарей ?
Герметичные разъемы: neokt.ru/ru/…/germetichnye-raz-emy-ip67-i-ip68
Движки меньше чем на 5-6 тыс. оборотов я не нашел
Низкооборотный моторчег: toyhobby.ru/shop/catalog/product_info.php?products…
Аккумуляторы необходимо заряжать ОТДЕЛЬНО !!! После запуска модели модульная конструкция всё равно разбирается для просушки и ривизии внутренних механизмов. Аккумулятор извлекается и ставится на зарядку соблюдая все требования по технике безопасности при зарядке аккумуляторов, особо Li-Po.
Мастер модель для изготовления корпуса лодки решил сделать по самолетной технологии из потолочки. Сделал каркас
Обернул потолочной плиткой, зашпатлевал стыки
Нос и корму выточил из пенопласта по шаблонам
Обработал наждаком, получилась такая мастер модель
Подводная лодка будет изготавливаться в еденичном экземпляре, поэтому матрицы делать не буду, тем более много возни с идеальной обработкой поверхности. Корки будут выклеиваться поверх модели. Размер модели по всему диаметру уменьшен примерно на 1.5 мм., на толшину предварительных корок, это примерно 5-6 слоев ткани Э3-200 плотностью 120г. м. кв. Если прочность покажется недостаточной, можно будет увеличить количество слоев уже внутри корок.
Для изготовления двух половинок и их максимально идеальной подгонки буду применять разделительную доску, так же каки применяют ее для изготовления матриц
С помощью нитки сделал разделительную линию по которой будет раскрываться корпус. Покрыл заготовку скотчем в качестве разделительного слоя. Плотная обтяжка достигается утюгом с подобранной умеренной температурой.
Вырезал отверстие в разделительной доске и установил мастер модель по разделительной линии. Щели закрыл пластилином.
Теперь буду покрывать стеклотканью, прочность и толщину можно оценивать по отливам на разделительной доске. Эти же отливы образуют вторую ровную поверхность по которой будет покрываться нижняя часть после удаления доски. Должна получиться ровная, плотная линия соединения двух половинок лодки. Доска и модель дополнительно покрываются автомобильным воском, чтобы смола не прилипала к поверхностям.
Добрый вечер! Прошу прощения, но судя по фото у Вас слишком слабые сервомашинки. Лодка приблизительно таких размеров весит со всей начинкой 5 кг минимум, плюс вес воды столько же. Мне кажется что нужно ставить сервомашинки стандартные или с металлическим редуктором как минимум. Удачи!
Время покажет, заменить сервы не будет ни каких проблем. Лодка не такая и большая 96 см, рулевые поверхности не большие, выше по теме оценивали ее вес - не много более 3 кг. Такая серва вполне легко управлялась с большим рулем направления метровой парусной яхты на всех скоростях. Но все равно спасибо за замечание, буду иметь в виду.
Положил еще пять слоев стеклоткани и снял заготовки, предварительно просверлив отверстия для скрепления винтами
Соединение заготовок винтами не достаточно прочное для обработки.
Сделал соединения, как будут на готовой модели. Нос будет фиксироваться сильными магнитами, по нижней части сделал отбортовку из заранее приготовленной стеклоткани. Крепление кормы еще не понятно, по мере продвижения проекта.
Предварительно обработал шов одного борта, получилась идеальная соединительная линия, ее практически не видно
Собственно вся эта суета была затеяна ради этой линии, результат порадовал. Можно было бы обложить модель стеклом и затем разрезать. В ручную, без применения специальных станков и приспособлений, такой линии не получить.
Далее предстоит обработка поверхности, не везде она хорошо получилась, шпатлевка, но все это проще, чем изготовления идеальной мастер модели и матриц
Определился с размером прочного корпуса, собрал в рабочий вид и провел испытания погружной системы на воде. Все хорошо работает, погружается, всплывает, ситема довольно инертная, но тонко регулируя балласт можно подвесить между дном и поверхностью.
Внутри корпуса при заполнении цистерны водой, довольно прилично поднимается давление, начали травить заглушки через слоенный материал 3D печати. После обработки дихлорэтаном пузыри прекратились. По окончании испытаний уложил в трубу мотор, который уменьшил объем воздуха. Заполнил до конца цистерну и через не большое время прямо на дне выдавило переднюю заглушку. Аппаратура после просушки выжила, но данный случай наводит на некоторые размышления.
Удержать заглушку внутри лодки проблем нет, сделав на пример прочные упорные переборки с обеих сторон, сила давления впечатляет, заглушка сидит довольно туго. С такой же силой будет давить воздух на дейвуд с маслом через который походит вал винта. Подшипники еще не пришли, не знаю как плотно будет сидеть в них вал. Не будет ли через них и масло травить воздух ?
Может правильнее вообще отказаться от дейвуда, и вынести БК мотор из герметичного отсека?
Установил в нижней части корпуса крепление для WTC
Зашпатлевал неровности и обработал поверхность корок
Дунул сверху белой краской из балончика, получилась вполне приличная поверхность
Белая краска хорошо показывает мелкие косячки и недостатки, которые можно не заметить сразу и по ней удобнее будет делать расшивку элементов корпуса ПЛ.