полукопия Boeing-777-200LR масштаб 1:22

ДедЮз

После вакуум-формовки (12…36 часа в зависимости от связующего и краски в матрице), естественно, проводится “слесарная работа” по удалению облоя заподлицо с периметром матрицы. при необходимомти проводятся доп. монтажные работы (лонжероны, гнезда рульмашинок, перемычки, в некот. изделиях силовые нервюры и коробки соединительных штырей). Панели изымаются из матриц и проверяется внешнее качество. По шаблонам наносится разметка подвижных элементов. На планерах и 3Д моделях шарнир элерона на верхней панели, а закрылки на нижней. На беспилотниках, только снизу. Делаются контрольные отверстия сверлом 0,5 мм во всех крайних точках шарниров. Прорезаются шарниры специально заправленным резачком при этом панель лежит на подложке, чтобы место пропезания не деформировалось. По достижению контакта с кевларовой (нейлонной) шарнирной вставкой или чуть ранее, прорезаются крайние пазы органов фрезой 0,5мм. Элерон (для планеров) на верх. панели отгинается вовнутрь но 180 град. и кромка шлифуется ло контакта с кевларом. На закрылках отгиб производится наружу, доводим изнутри. После этого панели продуваются воздухом (от пыли) и укладываются в матрицы, устанавливаются перегородки из 6 мм"рагацел" по линиямразреза органов управления. Далее склейка смола+микросфера из шприца по периметру и жидкая смола по плоскости разъема. Сборка под грузом 24 часа. Прорезаются органы управления ручной шлицовкой 0,5мм толщиной, перегородка из “рогацел” при этом рассекается пополам. Дальше проверка качества, тарированный контроль прочности для планерных крыльев, доводка разъема элерона и закрылка (на “ус”), наклейка на элерон и закрылок ленты закрывающей щель при отклонениях. Пожалуй все!

Лючки для обслуживания, все формуются, арматура для механизации (кабанчики, направляющие, диф. рычаги) вклеивается до сборки крыла.

Airliner-rc

Ок, как сделать чтобы смола не затекала под корку при склейке? И о каком грузе речь? Матрицы обычно скручиваются болтами, так вроде удобней. Или у вас этот метод не популярен?

ДедЮз

При нанесении смолы корки беззазорно “сидят” в матрицах, если этого не происходит ищите причину (усадка, коробление, не благоприятный клитатический режим в помещении). У нас подтеков не наблюдаем, более того при склейкке и в плоскость разъема не очень попадает - причина: а) качество смазки клеем; б) небольшая малка (порядка 1 град) от передней кромки вовнутрь. Избытки, если есть выдавливаются во внутрь. Несколько поломанных крыльев подробно изучали. Вроде склейка и утолщения за счет каши на ПК и ЗК получаются равномерными и без пор. Насчет грузов. Матрицы у нас с плоскими краями, фиксирующие гнезда замыкаются 10 мм роликами. В матрицах отверстия для выталкивания роликов. Сами матрицы имеют с наружи металлическую или деревянную раму (от размера и ответственности изделия), после смыкания рамы образуют плоско-параллельные поверхности. Вместо закручивания “Н”-ного кол-ва крепежа или струбцин (такое было) загружаем списанными акумуляторами от тяжелой техники (по 20 кг) их у нас с полсотни. На крыло планера (2м) ставим 4…5 акум-ов, на большие - побольше.

Airliner-rc
ДедЮз:

корки беззазорно “сидят” в матрицах

Не верю (с)

boss

Иосиф нельзя вытаскивать корку из матриц пока матрицу не замкнули.
Тут я полностью согласен с Михаилом, мало того , что смола подтечет, в добавок корки могут не сойтись.

ДедЮз

Ну чтож, на нет и сюда нет. Корки не ложаться только при деформациях или недополимеризации, но есть простой прием еще раз загнать в мешок не более 5 минут. Встречный вопрос, как поступаете, если после склейки обнаруживаете дефекты на поверхностях?

Подтек, значит зазор. Как можно умудриться?

Airliner-rc
ДедЮз:

как поступаете

ни в коем случае не вынимать корки из матрицы до склейки. В этом случае корки “как бы прилипшие” к матрице и под них ничего не затекает. Если корку вытащить из матрицы, то под нее при склейке обязательно вдавится смола-каша которой склеивают половинки.

ДедЮз

Я вопрос четко поставил (“дефекты поверхности”) расслоение, пористость, непрокрас, весовые расхождения и т.п. У нас бывает, когда формуют новички. Проверяем, принимаем меры. В вашем случае нужно опасаться и попадания смолы в плоскость разъема матрицы, в зависимости от кол-ва зазор может быть немалый.

Bil

Могу полностью согласиться. Вынимать корки до склеивания никак не стоит.
Попробовал однажды, получилось затекание смолы на поверхность, причём не во всех местах, хаотично.
Вторая попытка без вытаскивания корок дала отличный результат по кромкам.
Хотя рациональное зерно в проверке качества поверхности конечно есть.
Так склеишь здоровенное крыло нашпигованное всякой требухой…а поверхность полное г0но. Тут от опыта клеильщика зависит. Во всяком случае я вынимать точно не буду.

Udjin

Возможно есть нюансы, о которых Деда Ёся не упоминает и считает их очевидными …
Например, после того, как корка изъята из формы (матрицы) поверхность матрицы вновь покрывается разделителем (если он не перманентный) и в обязательном порядке покрывается разделителем собственно поверхность корки, повторно.
Например, если покрыть толстым слоем ПВА, и загрузить в сырую (без сушки ПВА) то, я допускаю, что корку можно утрамбовать в матрицу без затекания смолы при склеивании.
Другой вариант - отбортовка на корке. Тогда все излишки выдавятся вовнутрь.
Но, это очень рискованное мероприятие.
Ошибка = переполировка матрицы.
И, таки да, всё это безобразие стремится к усадке. А если уселось и без набора, то перекосит.
Ну и последние мысли, мы гутарим о корках разной толщины и у коллег Деда Ёси корки встают в формы со “счелчком” (минусовые уклоны).

Airliner-rc
Bil:

Так склеишь здоровенное крыло нашпигованное всякой требухой…а поверхность полное г0но.

Ну в принципе на счет поверхности уже понятно на стадии вакуума (то есть во время укладки ламината). Если все проходит в штатном режиме, то косяков быть не должно. Понятно что при этом ты не забыл чего то сделать и на стадии нанесения разделителя и грунта. С чего бы быть косякам, если все по плану?
А вот если на стадии укладки ламината что то не так (ну типа замешкался и смола начала вставать раньше времени, или сендвичевый материал плохо приформовал или когда его укладывал внешние слои ткани сдвинулись в складки, а ты их потом пытался из-под херекса разравнивать, ну и т.д.), тогда весь процесс подгонки внутреннего набора, установки внутрянки сопровождается устойчивой и навязчивой мыслью: а не зря ли я это делаю 😃

Udjin:

Например, если покрыть толстым слоем ПВА,

Бывали косяки, когда к примеру во время обрезки краев корки, последняя “отлиплялась” от матрицы. В этом случае я просто капал туда пару капель PVA, “приклеевая” таким образом корку к матрице. Но все равно получается не очень, так как в этой ситуации PVA там никогда не высыхает до конца.

ДедЮз:

В вашем случае

😃 😃 😃

Udjin:

Ну и последние мысли

Евгений, вот еще мысль: как минимум (пока) 4 человека, чьи изделия из матриц мы в достаточном количестве наблюдаем на форуме говорят, что корки из матриц доставать нельзя,

ДедЮз:

Матрицы у нас с плоскими краями, фиксирующие гнезда замыкаются 10 мм роликами. В матрицах отверстия для выталкивания роликов. Сами матрицы имеют с наружи металлическую или деревянную раму (от размера и ответственности изделия), после смыкания рамы образуют плоско-параллельные поверхности. Вместо закручивания “Н”-ного кол-ва крепежа или струбцин (такое было) загружаем списанными акумуляторами от тяжелой техники (по 20 кг) их у нас с полсотни.

А вот этих замечательных матриц и изделий из них никто не видел и руками не щупал …

ДедЮз

"А вот этих замечательных матриц и изделий из них никто не видел и руками не щупал … "
Пожалуйста, сколько угодно. Сайт клуба http://www.aeroclub.co.il там фоторепотажи со всех процессов, включая матрицы и готовые изделия. Вроде, и я где-то выставлял. Приезжайте, пощупаете живьем 😉

Udjin

Еще вариант есть, который я как-то описывал в дневнике.
Можно прилегающие поверхности (отбортовка матрицы) оклеить тонким и широким скотчем, обрезать острым ножом по границам, и потом по схеме: разделитель-пва-окраска …
Это сильно помогает при серийном производстве поддерживать отбортовку стеклянных матриц в чистоте.
Для металлических сие неактуально (по себе сужу).

Для cлучая изъятия корок, можно тем же скотчем запустить по ЗК, без обрезания, и тем самым защитить тело матрицы от протечек каши. С ПК такое не прокатит - скотчик без складок не ляжет.
Можно скотчем корку конечно оклеить … но это уже совсем не гуманно.
У меня такое разок случалось на корках фюза планера. Нужно было подремонтировать каверну. Но результат мне не понравился, всё одно пришлось зачищать-полировать и т.п.
А заложить в матрицу корку по новой … нет.
Я такое проходил на корках киля для первого Бумера. Результат категорически не понравился.
Изделие-то получилось. А вот матрицам пришлось несладко.

Повторюсь. Вижу возможность извлечения только в случае, если оставляется припуск ламината на отбортовке. Тогда можно содрать корку. Припуск не даст каше затечь в тело формы. Если без фанатизма … и изделие мелкое.

ДедЮз:

Пожалуйста, сколько угодно.

Англицкая версия не фурычит.
Смог только на версию F5B посмотреть. Но там нет описанного выше случая.
Деда Ёся, киньте прямой линк, пожалуйста.

Airliner-rc

Конечно сложновато разобраться, так как на том языке не читаю, но методом научного тыка удалось некоторые фото посмотреть…
Стандартные фото процесса изготовления матриц, а интересующего нас момента на фото нет.
Но бросился в глаза некий момент с задними кромками… Как пример вот эта фото (но и на других встречается).

Посмотреть бы фото передней кромки изделия, которое только достали из матриц…

Udjin:

Припуск не даст каше затечь в тело формы.

И при этом не даст матрицам нормально закрыться. В общем тупиковый вариант какой то с изъятием корок.

ДедЮз:

Вроде, и я где-то выставлял.

я вроде не видел.
В прошлый раз, когда я пол года просил прислать фото узла, о котором мы долго спорили, Вы в итоге завалили мне почту фотографиями каких то станков и результатов авиамодельного детского творчества (ну там какие то пенопластовые и бальзовые самолетики на фоне детей) 😃 вооот, ссылки и фото Вашего клуба я найти не смог раньше 😦

Udjin

Похоже на подрыв шкурки ламината при залипании по ЗК.

ДедЮз

Это опытные формовки с бальзовым наполнителем. Дефектов было много, отрабатывали технологии.

ДедЮз

Такие вот изъяны, локальный подрыв покрытия, при нашей технологии восствнавливается до идеального состояния для экссплуатации. Накладывается микропленка, с внутренней стороны делается несколько проколов и уложив в матрицу караем высокодиффузионный СА клей. Поверхность восстанавливается перед сборкой.

Udjin

А есть фотографии ремонта такого подрыва “до” и “после”?
Состояние поверхности плоскостей у планера, который держит молодой человек на фото выше, не понятны.
Белый цвет имеет свойство маскировать огрехи поверхности.
Я спрашиваю не в плане “подколупнуть”, мне интересно что даёт такая технология восстановления. Ибо любая ошибка с циакрином = поверхность под перекраску в худшем случае, или под переполировку, при хорошем раскладе.
Возможно качественный 2К лак и удержит воздействие нитрометана … не знаю, не случилось попробовать.

Airliner-rc

Там вроде есть фотки этого планера по частям, но маленькие, не видно, хотя…

ДедЮз

Понял. Сниму по линии разъема спереди и сзади и металлические формы

Airliner-rc
ДедЮз:

Сниму по линии разъема спереди и сзади

только ДО обработки, то есть сразу при вытаскивании из матрицы, пока еще облой не убрали (если конечно есть такая возможность).