ЯК - 40

плотник_А
ДедЮз:

Для чего “более задняя центровка”?, если не секрет, поделитесь.

Модель маленькая , характеристики не как у прототипа . Центровка скорей всего около 20% САХ .
По поводу увеличения площадей , в полукопиях допускается до 15 % если есть необходимость , визуально заметить трудно если не сравнивать чертежи .

ДедЮз
плотник_А:

Модель маленькая , характеристики не как у прототипа . Центровка скорей всего около 20% САХ .
По поводу увеличения площадей , в полукопиях допускается до 15 % если есть необходимость , визуально заметить трудно если не сравнивать чертежи .

Зачем что-то менять, если сначала можно прикинуть: 1).размеры; 2). вес; 3)нагрузку; 4) предпочтительное положение ЦТ; 5) показатели горизонтальной и путевой устойчивости. На все это, при наличии чертежей понадобится 1 час. А дальше решать, нужно ли что-то “улучшать”.

Геннадий_83

Все расходы рулевых поверхностей на 100%, Пагода -4, сильный порывистый ветер. Терпеть уже не было сил, и в ближайшее время погода лучше не будет, так что первый облет: (В конце видео есть немного нецензурных выражений) Съемка на проху.

Итог:
Центровка вроде в норме, но можно чуть чуть вперед сделать (точно не определил т.к. были большие расходы РВ,), расходы руля высоты надо уменьшить до 50%. Рулем направления вроде тоже поворачивает не плохо, элероны точно не определил, что рулится самолет ими это точно, но был момент когда начал левый разворот, а самолет летит прямо, потом подбавив стиком влево он чуть не ушел в штопор так и не понял, толи из-за не убранных закрылков или попал в ветряной поток.

От падения пострадала съемная передняя часть, все остальное целое. Так что восстановлю и снова в полет.

boss

Прикольно летит, мне показалось ты раскачал самолет при посадке, что привело к потери скорости.

ДедЮз

Явно. Можно двинуть ЦТ вперед на 3…5%. Управление резвое, можно уменьшить резкость отклонений РВ и элеронов механикой. РП оставить. Какой дифференциал на элеронах?

Геннадий_83
boss:

Прикольно летит, мне показалось ты раскачал самолет при посадке, что привело к потери скорости.

Да именно это и было. Я убрал двигатели в ноль и хотел снижаться, самолет подхватил ветер и поднял немного в верх далее движения стихами на аппе ну и потом что на видео

ДедЮз:

Явно. Можно двинуть ЦТ вперед на 3…5%. Управление резвое, можно уменьшить резкость отклонений РВ и элеронов механикой. РП оставить. Какой дифференциал на элеронах?

Управление буду зажимать через аппаратуру это для меня проще. А вот на вопрос - какой диф. На элеронах можно подробнее если честно даже не знаю вернее по раздельно диф. и элероны знаю а вот так нет.

EVIL
Геннадий_83:

элероны точно не определил, что рулится самолет ими это точно

Хорошо рулится.

Просто скорость потерял и упал. Выпуск закрылков надо уменьшить. Они и так огромные. В остальном все ОК.

плотник_А

Геннадий , поздравляю полётом !Вам удалось полететь на “Мелкой треске” . Всё же мои предположения подтвердились , по поводу нехватки площади киля и установки импеллеров .
Это особенно хорошо видно при малой скорости и больших углах атаки . Значит стараться не летать на таких режимах .
Ещё уменьшите угол отклонения закрылков до 10-15 градусов ( взлётный ) , посадочный , с большим углом отклонения лучше вообще не использовать , крыло в срыв попадает .
Вашу модель можно настроить , а потом поставить систему стабилизации , будет летать нормально и ветер не помеха .

Airliner-rc
плотник_А:

Всё же мои предположения подтвердились

да нихрена там не подтвердилось 😃 Всего там достаточно, настроить просто надо, я уверен Геннадий разберется и все полетит как по рельсам 😃

boss

Полностью согласен с Михаилом, самолет полетел, и это главное, а теперь его нужно правильно научить летать, а со стабилизатором можно попасть по полной.
Сам из за стабилизатора чуть не разложил самолет.

EVIL
Геннадий_83:

на вопрос - какой диф. На элеронах можно подробнее если честно даже не знаю вернее по раздельно диф

Не надо оно тебе. Не тот случай.

kirill1958

Да не нужна там стабилизация, самолет априори стабильный, а вот на счет ЦТ, точно. Просто потерял скорость и свалился на крыло. ЦТ чуть чуть вперед и все будет Ок

ДедЮз
Геннадий_83:

Управление буду зажимать через аппаратуру это для меня проще. А вот на вопрос - какой диф. На элеронах можно подробнее если честно даже не знаю вернее по раздельно диф. и элероны знаю а вот так нет.

Через аппаратуру эффективно, когда сервы с большим тяговым усилием и скорость приемлемая, по жизни практичнее зажимать соотношением плеч - повышается жесткость подвески органов управления и облегчается работа сервопривода.
На Як-40, почти планерное (удлиненное) крыло и отклонения элеронов, вместе с кренящими моментами создают путевые (разворачивающие) моменты. Если отклонения симметричные, то на опущенном элероне всегда давление будет больше, чем на поднятом и это может быть причиной неадекватного поведения. Есть правило, на НЕпилотажных самолетах вводить диференциальное отклонение элеронов в диапазоне разницы углов от 3:1 до 2:1. 3:1-делается при больших удлинениях крыла, меньшее для истребителей и прочих шустрых самолетов с несимметричными профилями. Сделайте 3:1, разницу сразу почувствуете на всех режимах и при всех эволюциях.

Причиной сваливания, при недостаточной тяге двигателей МОЖЕТ БЫТЬ ОТСУТСТВИЕ ДИФ-ЛА НА ЭЛЕРОНАХ. Сделайте вверх 25…30 град, вниз 8…10. Успеха!

Евгений_15

ПОЗДРАВЛЯЮ !!! Геннадий молодец ! Главное самолет полетел. Полетаете в штиль во всем разберетесь
Первое впечатление большие расходы и центровочку надо немного вперед
Закрылки в первом полете и в сильный ветер - по моему лишнее
Удачи ! Спасибо за видео

плотник_А
Airliner-rc:

да нихрена там не подтвердилось

Внимательней смотрите как летит модель ! Почти весь полёт при выпущенных закрылках и поднятым РВ , получается типа “бабочки” , тормозит и кабрирование .Центровка тут не причем , слишком большая разница в установке углов крыла и стабилизатора получается при такой “бабочке”
Это Геннадий делал чтобы модель не пикировала , а пикирует так-как вектор тяги проходит выше фокуса модели . Нету у модели большого плеча между ЦТ крыла и ЦТ стабилизатора , и подъёмной силы крыла мало чтобы компенсировать пикирующий момент .
Касаемо киля , недостаток пощади сказывается на устойчивости по курсу , особенно проявляется на малой скорости полёта .
Если нет курсовой устойчивости это проявляется и на работе по крену ( элеронами) , модель делает боковое скольжение ( виляет хвостом) , а не крен .
Дифференциальное отклонение элеронов не шибко изменят такое поведение .
А так Геннадий молодец , удержать такую модель в полёте не просто , всё время держит в напряжение и “висеть” на стиках сложно .
Лучше это доверить системе стабилизации , просто не доводить до “срывных” скоростей , дабы не грешить на стабилизацию при случае завала .
Удачи!

kirill1958:

…самолет априори стабильный…

Не стоит сравнивать настоящий самолёт с авиамоделью , летные характеристики у них сильно отличаются !

EVIL
плотник_А:

Касаемо киля , недостаток пощади сказывается на устойчивости по курсу , особенно проявляется на малой скорости полёта

Не угадали. Дело не в площади киля, а в длинном носу самолета. Лечится центровкой вперед, чтобы увеличить полетную скорость и сделать более раннее сваливание, когда есть достаточная скорость.

плотник_А
EVIL:

Не угадали…

Что значит угадал - не угадал ? Недостаток курсовой устойчивости больше зависит от вертикальных плоскостей до фокуса и за фокусом , за фокусом площади должно быть больше .
ЦТ - это настроечный параметр и больше влияет на устойчивостью по тангажу .
ЦТ перед ЦД , ЦД перед фокусом .
Засада в недостатке курсовой ( путевая) устойчивости в том ,что ЦД "плавает"не только по оси между ЦТ и фокусом но и сильно по сторонам .
Конечно если сделать более переднюю центровку модель будет более устойчива , только на малой скорости не хватит площади стабилизатора ( работы РВ), основная проблема на взлёте и посадке , при малой скорости .
Вот почему предложил добавить и площадь стабилизатора , сместится назад и вверх малость фокус , соответственно и настройка ЦТ потребуется более задняя .
Это же не ЛК с S- профилем крыла чтобы настраивать центровку меньше 20% САХ .
Я лично не заметил на видео , что центровка задняя , если-бы была задняя уже после взлёта модель могла завалится .
А то , что после влёта модель сделала резкий нырок , так это Геннадий убрал закрылки , а закрылки работают без замедления , резко пропала подъёмная сила крыла , скорость ещё не набралась , а РВ не успел парировать пикирование .

Airliner-rc

Столько умной теории на тему конструирования и полета модели лайнера… А есть что показать как и что реализовано на Ваших моделях лайнеров? Судя по всему их должно быть несколько и все они успешно летают.

EVIL
плотник_А:

Что значит угадал - не угадал ?

Да то и значит.

плотник_А:

ЦТ - это настроечный параметр и больше влияет на устойчивостью по тангажу .
ЦТ перед ЦД , ЦД перед фокусом .

Вот это уже ближе к телу. Правдо хочу все же вас поправить, что на таких моделях, как в обсуждаемом случае, устойчивость по тангажу связана со скоростью, а скорость с путевой устойчивостью.

Еще 1 важный момент: скорость не контролируется ничем. У нас нет приборов, поэтому самолет не должен резко дергать носом и внезапно терять скорость. Из приведенного видео видно, что счет идет на 1-2 секунды, из которых 1 сек это время реакции человека.

Есть еще мнение из большой авиации. Оно гласит, что чем больше скорость, тем дальше фокус назад. Не знаю, в каких пределах фокус смещается на моделях, но видимо, все-таки смещается.

У настоящего Конкорда к примеру, для нормальной продольной балансировки на сверхзвуке, надо смешать ЦТ на 2 метра назад.

Смею предположить, что у моделей-копий лайнеров, фокус расположен гораздо ближе вперед, нежели у прототипа и никакими уродованиями модели не вернуть его на место.

плотник_А:

если сделать более переднюю центровку модель будет более устойчива , только на малой скорости не хватит площади стабилизатора ( работы РВ),

А кто мешает весь стаб в минус поставить? Например в - 2 градуса. Хватает для ЦТ 12-15%. Проверено неоднократно.

плотник_А:

добавить и площадь стабилизатора , сместится назад и вверх малость фокус , соответственно и настройка ЦТ потребуется более задняя

Я хочу поинтересоваться: зачем уродовать самолет? Все данные для сохранения пропорций есть, а в частности - переизбыточная площадь крыла для данного веса. Проблема устойчивости решается движением ЦТ вперед.

ПС: вы нам свой лайнер покажите, да расскажите что и как и почему вы сделали. Очень интересно глянуть, как это выглядит и как летает.

плотник_А
Airliner-rc:

А есть что показать как и что реализовано на Ваших моделях лайнеров?

Нет , ещё новичок , учусь на чужих граблях . Но как понял в вопросе вызов , принято , буду делать ЯК-40 размахом 125 см., а там посмотрим какой теоретик .

EVIL:

Есть еще мнение из большой авиации. Оно гласит, что чем больше скорость, тем дальше фокус назад. Не знаю, в каких пределах фокус смещается на моделях, но видимо, все-таки смещается.

Не летаю модели на сверхзвуке и фокус не смешается , ЦД меняет положение при разных углах атаки , скорости , крене .

EVIL:

Я хочу поинтересоваться: зачем уродовать самолет?

Зорким взглядом только на стендовом фото можно определить эти пропорции и то с большим трудом , а в полёте вообще не заметить .
И почему сразу уродовать , речь о 10-15 % изменения пощади хвоста , а опустить установку импеллеров на 1-2 см шибко и незаметно будет .
Мне больше добавить нечего , буду проектировать модель и строить .