ATR-72 1:26

Wild_Falcon

Пока душа и руки не лежат к кирпичному АТР-42 решил дальше побаловаться мелочью.

72-й вместо 42-го взят для того, чтобы не так сильно бросались в глаза увеличения площадей.

Модель будет тяжелее АН-а - грамм на 100 в лучшем случае, кроме большего размера в том же масштабе будет использовано больше оборудования, имеющееся оборудование и (особенно) материалы будут тяжелее чем там. Легкой бальзы пока не найти, все скупили, буду строить из того что есть.

Боудены, примененные на Ан-е тут применяться не будут, будет классическая схема по машинке на руль с размещением ближе к рулям - тяжелее, но надежнее.

Будет ли модель вообще закончена станет ясно когда будет готов фюзеляж с шасси и внутрифюзеляжными агрегатами - хочется по опыту Ан-а побаловаться с компоновкой, не знаю получится ли.

Крыло и оперение пока детально не прорабатывал - сначала нужно будет оценить, во что по весу будет выходить фюзеляж, и исходя из этого прикидывать насколько расширять крыло.

Силовой установки пока никакой конкретной - эксперименты на Ан-140 покажут, что ставить.

Если дело дойдет до затяжки и отделки, то будет что-то простое и белое, с ливреей только на киле, что-то вроде:

Работу над моделью начал неделю назад, на данный момент есть рабочие чертежи (перепиленные из деланных для АТР-42), и нарезан весь поперечный набор фюзеляжа:

Начинаю собирать.

Wild_Falcon

Собрал боковины фюзеляжа. Пока технология идентична примененной на Ан-140.

Вес - неполных 11г.

EVIL

Пока не наломал дров, добрый совет: утоньшай бальзу для обшивок до 0,5мм.

И придумай что-то с клеем. Чем его меньше потратиш, тем лучше. Сокращай кол-во клеевых швов.

Wild_Falcon
EVIL:

Пока не наломал дров, добрый совет: утоньшай бальзу для обшивок до 0,5мм. И придумай что-то с клеем. Чем его меньше потратиш, тем лучше. Сокращай кол-во клеевых швов.

С обшивкой так и планировал.

А клея я и так немного трачу (см. тему про Ан, там я расход клея озвучивал, он совсем небольшой), но кол-во клеевых швов буду уменьшать - банально потому что конструкция получается прочнее, а то в районе шва она хрупкая.

Wild_Falcon

Собрал морду:

Впервые в моей практике все детали собрались воедино ровно без подгонки 😃

Процесс сборки фюзеляжной фермы:

В прошлый раз при ее сборке были пляски с уголками, и не хватало рук. Потому в этот раз применяю вот такие вот кондукторы, которыми временно фиксирую боковины:

Wild_Falcon

Монтаж хвостовой балки на примитивном стапеле:

Почти полный каркас фюзеляжа:

Вес - 26гр, +3гр относительно Ан-140 на том же этапе. В каркас еще будут добавляться усиления под шасси, так что еще несколько грамм наберет.

С другой стороны, и самолет чуть побольше - он в том же масштабе, но почти на 15 см длиннее по фюзеляжу.

Евгений_15

ATR 42, 72 красивые самолеты. Удачи в строительстве , Сергей !

Очень узкие крылья у них. Интересно какие получились копийные хорды у ATR 42 в другой теме. Там размах в районе 1.5 м.

Wild_Falcon
Евгений_15:

Очень узкие крылья у них. Интересно какие получились копийные хорды у ATR 42 в другой теме. Там размах в районе 1.5 м.

Там 160 в корне и 105 на законцовках. Пока нет вдохновения его заканчивать, так как очень уж он тяжелый, а что выкидывать пока не ясно.

На этой модели хорды будут расширены. Более длинная версия взята для того, чтобы это не кидалось в глаза.

yaten

А не рассматривали варианты выдвижных закрылок для увеличения хорды?
На больших самолетах это часто применяют.

Wild_Falcon
yaten:

А не рассматривали варианты выдвижных закрылок для увеличения хорды? На больших самолетах это часто применяют.

Я их всегда рассматриваю, в первую очередь потому что красиво.

В этом размере правда эффект от них может оказаться нивелирован дополнительным весом на их реализацию, а с другой стороны про эффективность закрылков в таком масштабе данных почти нет.
Таких малышей в этом разделе построено пока только пять (Ан-14, Шерпа, Ту-334, Ли-2, Ан-140), из них успешно и хорошо летало три (Шерпа, Ту-334, Ли-2), а из них закрылки были только на Ту-шке Константина. Не помню информации о их применении.

Крыло еще детально не проработано, может быть всякое. Сначала посмотрю что по весу фюзеляж выйдет, про остальное говорить рано.

EVIL
Wild_Falcon:

из них закрылки были только на Ту-шке Константина

Не было там закрылков. Если точнее, в угоду облегчения модели, я от них отказался.

Красота 😍

Более подробно здесь rcopen.com/forum/f131/topic440048/81

Зато провел несколько десятков часов в ветренную погоду для продувок крыла и изучения влияния щелей и закрылков в столь малом размере. Теперь у меня есть свое мнение, основанное на эксперименте.

Видео не снимал. Рук не хватало.

Wild_Falcon
EVIL:

Красота

Вот именно. Стоит того, даже если не работает 😃

EVIL
Wild_Falcon:

Стоит того, даже если не работает

А они работают 😉

Wild_Falcon

Примерка массогабаритных макетов шасси:

С ними реализовал вот такую вот систему:

Приводится все это дело в движение раскуроченным (с выкидыванием половины веса) ретрактом:

Это был кинематический тест из грязи и палок.
Теперь нужно воспроизвести это дело в нормальном материале. Прибавка в весе от этого теста из велоспиц, гвоздей и деревяшек - 45г, постараюсь с карбоном и реальными колесами вписаться в 50.

Узел крепления передней стойки сейчас смотрится хлипко - это нормально, будет усиливаться. Также будет добавлен упор, на который будет вставать выпущенная передняя стойка, и который примет на себя большинство ударных нагрузок.

Wild_Falcon

Прототип основной стойки:


Когда сделаю обе проверю под нагрузкой, похоже надо будет перенавить пружину на виток-два меньше, а то слишком мягко. На более толстую проволоку переходить не хочется.

Заготовка носовой стойки:

Ступицы колес рассверлены с 2 до 5мм, за счет чего удалось почти все крепления спрятать внутри, а саму колесную пару сделать достаточно узкой. Это важно для того, чтобы стойка не заклинила при вращении во время уборки и выпуска (в убранном положении она вращаться не будет).

Основная стойка получается примерно на 3гр тяжелее своего макета из предыдущего теста. За носовую сказать пока сложно, но тоже точно тяжелее макета будет.

Wild_Falcon

Сделал носовую стойку:


Серва такая большая по двум причинам: не хватает одной микро, а покупать лень, и лишних 2 гр в носу думаю не навредят: у самолета прогнозируется довольно тяжелый хвост.
Суммарный вес получившейся стойки 15гр: похоже, в 50 грамм убирающиеся шасси вписать не выйдет. Попробую в 60-65.

Wild_Falcon

Закончил сегодня шасси.

Если кому интересно, доработанный мной ретракт:

Выпиливал и вырезал все что можно, облегчил его на 26гр (из 50 стартовых). Теперь наверное его родной мама китаец не узнает.
Можно было бы еще легче - но это надо делать свой корпус (для облегчения интегрированный сразу в набор самолета), и свой кулачок из чего-то полегче, можно было б еще грамм 6 выиграть.

Основные стойки с подкосами:

(одно колесо левое - я что-то просчитался, и не нашлось 4-х одинаковых свободных, поставил пока что есть).

Вся система, собранная из конечных материалов (где раньше было дерево и спицы теперь карбон):

Смотрится посерьезнее, чем палочки и скотч 😃 А еще теперь нет люфтов, все жестко. Левая стойка немного вперед - это надо немного подогнуть проволоку.

На пути тяги к носовой стойке добавил направляющую, чтобы у тяги было меньше поводов потерять стойкость при работе на сжатие:

Кино как это работает:

Есть небольшая недоуборка основных стоек на пару градусов, нужно будет еще тонко поиграть с длинами тяг.

Амортизации стоек достаточно, жестче делать не надо - нагрузил на центроплан 900 гр, до фюзеляжа еще не дошли.

А теперь самое интересное - вес этого всего.
Весит все что на картинках сейчас 95гр.

(Ан-140 на этом же этапе - каркас на колесах - весил 40 гр, + примерно 3гр на боуденную протяжку управления.

Итого механизм уборки-выпуска шасси обошелся модели в 50 грамм (из них 30-это ретракт и серва).

Подошел к главному вопросу (который я озвучивал в начале темы) - строить ли дальше.

Пока перспектива рисуется не особо оптимистичная:
площадь крыла (расширенная, но не слишком, чтобы в глаза не кидалось) будет как у Ан-140 - 11 дм2.

Само крыло возможно получится вписать в тот же вес, что и на Ан-е - 100 гр со всем оборудованием, максимум 110 (еще точно не ясно что там будет стоять).
Вес радостно набежит на длине фюзеляжа (+15 см, это больше обшивки и обтяжки), и на хвостовом оперении - оно тут Т-образное, значит гарантированно будет более массивное.
Батарейка будет та же - 50 гр с коробом под нее.

Суммируя выходит 350 грамм минимум при той же площади.

EVIL
Wild_Falcon:

Подошел к главному вопросу (который я озвучивал в начале темы) - строить ли дальше.

А ты строй. Но не по шаблону. Кое-кто не так давно делал выпукло-вогнутый профиль крыла, который везет куда больший вес, нежели Клара. Вот ты и попробуй.

Wild_Falcon
EVIL:

А ты строй. Но не по шаблону. Кое-кто не так давно делал выпукло-вогнутый профиль крыла, который везет куда больший вес, нежели Клара. Вот ты и попробуй.

Думал над этим, потому пока крыло не рисовал.
А как его пленкой снизу обтягивать?
Твердая обшивка еще весу накинет.

И можешь какой-то конкретный профиль посоветовать?

И еще один вопрос - не подскажете, нет ли какой удобной базы по расскраскам типов самолетов? (вроде эйрлайнерс, только без дублей)

EVIL
Wild_Falcon:

как его пленкой снизу обтягивать?
Твердая обшивка еще весу накинет.

У тебя есть 2 пути:

  1. делать как “старшие”
  2. делать по-своему

В любом случае приобретеш опыт, потом будеш что-то менять.

Wild_Falcon:

можешь какой-то конкретный профиль посоветовать?

Могу. Изогнутая пластина. 😃 Можеш вообще из потолочки согнуть от руки и угольную трубку 4мм туда вклеить типа лонжерон. Когда полетит, сделаеш для себя определенные выводы.

ПС: можеш вообще весь самолет сделать а-ля массо-габаритным макетом из потолочки, чтобы если что бальзовую конструкцию не бить.

Евгений_15

Хорошо получается,Сергей, весьма оригинальное решение по шасси, заслуживает внимания

Wild_Falcon:

Суммируя выходит 350 грамм минимум при той же площади.

Не все так плохо по весу, нагрузка получается около 32 г, обязан хорошо летать.

Wild_Falcon
EVIL:

Могу. Изогнутая пластина. Можеш вообще из потолочки согнуть от руки и угольную трубку 4мм туда вклеить типа лонжерон. Когда полетит, сделаеш для себя определенные выводы.

А чего-то что из бальзы можно сделать, с координатами?

EVIL:

ПС: можеш вообще весь самолет сделать а-ля массо-габаритным макетом из потолочки, чтобы если что бальзовую конструкцию не бить.

Такое тоже рассматривалось 😃 Если будут сомнения в летучести текущего аппарата то сделаю его модель-крестолет из пены.

Евгений_15:

Не все так плохо по весу, нагрузка получается около 32 г, обязан хорошо летать.

Это почти недостижимый минимум, более реально - 35гр/дм2 при метре размаха.

Евгений_15
Wild_Falcon:

более реально - 35гр/дм2 при метре размаха.

С такими показателями очень хорошо летают большинство фабричных моделей с еще меньшим размахом, правда там хорды могут быть побольше.
Пляжный Мустанг размахом 96см и нагрузкой под 40 может летать настолько медленно, что сам удивляюсь ,как он держится в воздухе Хорды 11 см и средняя у корня 20 см.

А какие хорды ,Сергей, у твоего самолета, по крайней мере планируешь ?

Wild_Falcon
Евгений_15:

А какие хорды ,Сергей, у твоего самолета, по крайней мере планируешь ?

119мм у корня, и около 76 на законцовках. Фактически, крыло идентичное моему Ан-140 (метр размаха, САХ 110мм).

Евгений_15
Wild_Falcon:

119мм у корня, и около 76 на законцовках.

Для предполагаемого веса нормально
В старых журналах смотрел модели планеров до 1.5 м. , там хорды еще поуже вес от 200 до 300 г.

Придумать бы что то выдвижное для увеличения хорды, как у настоящих самолетов

Мы свои самолеты пытаемся поднимать и садиться со сложенными перьями, в большой авиации это приводит к печальным последствиям.
Пытался рисовать макетики на бумаге, направляющие, проволочки и пр. как то криво ненадежно и тяжелое. В общем есть пища для ума😇