Лайнеры для души и опыта...

SSergo

Здравствуйте, коллеги!
Ваши интересные проекты вдохновили поближе познакомиться с новым для меня типом ЛА. Сразу браться за строительство солидной модели, с копийной финишной отделкой и серьезными узлами и механизмами, посчитал преждевременным. Пока ещё остаются без ответа некоторые конструктивно-технологические вопросы, а также нюансы поведения моделей в полете. Потому решил начать с простого…😃
Так появился первый двухмоторный пассажирский лайнер.



Поскольку речи о копийности небыло, не гадайте о прототипе.😉
Модель сделана из потолочки, плюс немного сосновых реек и бальзовой фанерки.
Длина фюзеляжа -115см, размах крыльев-134см. Шасси не убираются, но легко снимаются. Силовая установка - два 50мм импеллера с максимальной суммарной тягой 1200г от аккумулятора Infinity 3S 2200mAh 70C.
Полётный вес -1100гр.
Технологии изготовления, в основном, заимствованы из форумных проектов. Так что особо нового не увидите. Есть много фоток процесса, но делались они не для пиара, а по более прозаической причине - по прошествии некоторого времени я забываю что, куда и как установил и как туда добраться, если понадобится. 😁

К сожалению, облетать лайнер по осени не удалось. Он оказался весьма требовательным к качеству ВПП и мы, банально, не смогли найти приличной взлетки в ближнем окружении. А тут и зима накатила…
Так что пылится он пока в ангаре (то есть на шкафу) и иногда гуляет по квартире.😎

Продолжение следует…😉

nn

добротно! красиво!
но меня смутили характеристики 50го импелера, 600гр. на 3 s это не ошибка? такие бывают? и при каком токе?

SSergo

Не, не ошибка. Я даже поскромничал насчёт 600грамм. На самом деле он дует больше 700-от! Вот, посмотрите сами
powerfun.cn/…/edf50mm11叶cs涵道风扇螺旋桨飞机无刷电机马达航模模型配/
На 4S эти маленькие фены дуют под килограмм!
Мой друг и коллега по хобби серьезно увлекается импеллерами и это он снабжает меня матчастью. А я строю под них планеры.😁

Продолжаем разговор…
Зима долгая.Но летать-то хочется! Решили по быстрому сделать более универсальный вариант. И чтобы аппарат не получился совсем беспородным,  позаимствовали благородные очертания и пропорции у одной из транспортных Ту-шек. Друг-коллега выделил еще один комплект электроники и уже под неё построили транспортник. Простой и брутальный.😃

Размеры примерно такие же. Фюзеляж 120см, крыло 127см. СУ - два 64мм импеллера с суммарной тягой более килограмма. Полётный вес - 1050гр.
Конструктив простой и надёжный.

Крыло транспортнику досталось от модели французского штурмовика Dassault Alfa Jet, которого учили летать на двух движках:)

Оно имеет подходящую стреловидность и небольшое отрицательное поперечное V. Осенью Альфа наотрез отказывалась летать с движками под крыльями и после нескольких жёстких посадок ушла на покой. Размах крыла был увеличен примерно на 30%. Киль тоже перекочевал на новый фюзеляж.
И вот он летает! Да как! Послушный и добрый. Комфортно управляется по всем осям. Легко набирает высоту, в горизонте идёт на половине газа. Когда я на вираже поставил самика на нож, коллега сказал: “Ты, эта, бочку крутани…” Ланна, говорю, налетаемся, потом попробуем.

В общем, сплошной релакс. Я ж говорю - для души оно все…

EVIL

Поздравляю! В наших рядах прибыло и это радует.

SSergo:

речи о копийности небыло, не гадайте о прототипе

Тем не менее, узнается некий самолетик с цифрами 737 в названии модели 😉

SSergo:

Есть много фоток процесса, но делались они не для пиара, а по более прозаической причине - по прошествии некоторого времени я забываю что, куда и как установил

Дык… большинство из нас с этой же целью выкладывают горы подробных фото.

Главное, не останавливайтесь.

kvn543
SSergo:

Простой и брутальный.

А этот простой тоже на одном акке 3s 2200мАч? Сколько полетное время?

SSergo

Спасибо за теплый прием!

EVIL:

Тем не менее, узнается некий самолетик с цифрами 737 в названии модели 😉

Да, Костя, вы правы. Киль с горбинкой выдает Боинга с головой.😃 А вот крыло и мордочка первоначально предназначались А330-му.

EVIL:

Дык… большинство из нас с этой же целью выкладывают горы подробных фото.

😂😂

EVIL:

Главное, не останавливайтесь.

Спасибо, буду стараться.😃

kvn543:

А этот простой тоже на одном акке 3s 2200мАч? Сколько полетное время?

Да, Владимир, аккум тот же. Это очень мощный и легкий акк. Весит он около 190г, банки имеют очень низкое внутреннее сопротивление. По тестам коллеги аккум спокойно отдает ток порядка 90ампер в течение 20секунд!
Транспортник летает на нем до 7минут по таймеру, который работает только если стик газа более 10%. И отлично планирует без газа. Кстати, все посадки выполняются на планировании, так как в одном из первых полетов движком цепанули снежную кочку и импеллер тут же выплюнул лопасти крыльчатки.😦

SAMODELKIN1
SSergo:

И отлично планирует без газа. Кстати, все посадки выполняются на планировании

Поздравляю. Все параметры для стабильного управления в норме.

SSergo

Полеты дают пищу для размышлений…
Уже понятно, что управления по всем рулям вполне достаточно. Для первого вылета я настроил два набора расходов и максимальные пока не понадобились.
Было опасение относительно возможной нехватки управляемости по крену. Этот вопрос неоднократно поднимался на форуме и уже есть конкретные рекомендации. Впервые для себя я применил дифференциальные элероны, с соотношением 3 к 1. Реальное отклонение вниз настолько мало, что их работа напоминает поведение интерцепторов. К тому же, из-за нарощенного крыла, элероны Альфы оказались как раз в области интерцепторов и дальних закрылков крыла транспортника. Не знаю, что на что повлияло, но, к моей радости, управление по крену абсолютно привычное и куча заготовленных миксов с рулем направления и раздельными рулями высоты не понадобились.😃

SSergo

Коллеги, а случалась ли у кого на двухмоторнике поломка мотора, пропеллера или импеллера в полёте?
Реально ли штатно посадить модель на одном движке?
Пожалуйста, поделитесь историей, как вам удалось выйти из этой ситуации.
А у меня произошло ЧП. Дома, после полетов, решил прогнать импеллеры. Без фанатизма поддавал газку и когда вышел на максимум, через мгновение, с треском и скрежетом разнесло одну крыльчатку

Началась дикая вибрация. Естественно я мгновенно убрал газ. А если такое случится в полёте!?
Мне как-то сразу же захотелось иметь возможность глушить с пульта неисправный движок, как у старших братьев.😃
Короче, на свободный тумблер под правую руку настроил глушение правого движка, а под левую, соответственно, левого. Не уверен, что с земли сразу пойму, какой движок поврежден, но пусть лучше эта фича будет. Естественно такое раздельное глушение возможно только в случае управления движками по отдельным каналам.
А как у вас? Считаете ли эту затею плезной?

EVIL
SSergo:

А если такое случится в полёте!?

Газ в ноль и круто планировать к земле, носом вниз. У земли выровнять и медленно поддавать газу, парируя крен рулем направления. Сажать как можно быстрее, не затягивая этот процесс. Если поддать газ резко, произойдет поворот со сваливанием.

SSergo:

захотелось иметь возможность глушить с пульта неисправный движок, как у старших братьев.

Слишком мало времени, чтобы разобраться в ситуации. С другой стороны, нет повода расстраиваться: за вас все сделает электроника. Регулятор просто отрубит неисправный двигатель по перегрузке по току или невозможности произвести нормальный запуск.

Возможно, на 6-ти метровых моделях с подобающей весовой культурой это и было бы полезным, а на мелких лайнерах это лишнее.

При сборке импеллера тщательно осматривайте крыльчатки на предмет трещин. Если они есть или перетянули крепежную гайку, вследствие чего они появились, крыльчатка развалится. Вопрос когда, но это обязательно случится.

У меня никогда не рассыпались импеллеры в полете. А вот ДВСы иногда подводили.

kvn543

Костя прав. Сразу вырубать газ и планировать. Правда с медленной подаче газа сомнения берут… У меня раз вырвало мотор и он лежал в капоте. Дал газ и провода оборвало, замкнуло, рег сгорел

DmitryK
SSergo:

Считаете ли эту затею плезной?

  • обычно адреналин в голову при ЧП ударяет, у земли не успеешь выключить, руки заняты будут, а на приличной высоте нет надобности-
EVIL:

Газ в ноль и круто планировать к земле,

без газа. Зато зацепить случайно тумблер и испытать все прелести внезапного отказа шанс многократно увеличивается. Присоединяюсь, что не нужно.

SSergo

Коллеги, спасибо за ваши мнения, советы и рекомендации. Опыт бесценен.
Как же славно, что теперь в своей теме я могу задавать и обсуждать интересующие меня вопросы, не засоряя ими чужие темы.😃

mebelchik

В полете сгорел рег левого мотора.
На 1/3 даже не почувствовал разницы.
на 1/2 крен в лево, но плавный.
Только тут до меня дошло, что-то не так. Адреналина хапнул не мало. Газ в ноль и на посадку.

SSergo

… Газ в ноль и на посадку.

Да, это обычная практика, когда с моделью вдруг начинает что-то происходить. Планирование это наш шанс на спасение. Чего не скажешь о коптерах!:grin:
Никогда не перестану удивляться тому, как настоящие лайнеры умудряются летать и приземляться на одном движке из двух и даже четырех! Хотя сам, в далёком детстве, летел пассажиром на Ан-24 с остановленным движком.:)

nn
SSergo:

Чего не скажешь о коптерах!😁

у них говорят тоже есть спасение, авторотация называется.

SSergo

Это только у вертолетов. У коптеров нету. Строю и летаю на них не один год.😃

yaten

На Скаймуле однажды развалился винт, оторвало мотогандолу, намотало провода будь здоров, остатками винта побило фюз и мысли поддать газу не было совсем. Произошло на взлёте метрах на 10 высоты.
Т к самолёт шёл по направлению к частному сектору, борт разворачивал до последнего, перед касанием едва успел убрать крен и тангаж вывел почти в горизонт. Шмяк последовал знатный, но снег спас ситуацию.

Отключение мотора мне не помогло бы, тупо не успел бы, а ты ещё разбери какой мотор гасить.

Резюме: есть смысл делать отключение мотора если у тебя лайнер фпв и летает высоко и далеко.
Есть и время и высота и плюс к тому, хочется вернуть борт с удаления пары километров.

Если полеты визуальные около себя - нет смысла.

SSergo

Да, для ФПВ полётов высоко и далеко такая опция может оказаться весьма полезной. Правда, если нельзя повернуть камеру и глянуть на движки, быстро сообразить, что явилось причиной ненормального поведения аппарата по прежнему будет трудно. Но высота даст на это время. И благополучный исход будет зависеть только от мастерства и опыта пилота в ручном режиме. И от удачи! 😁
Врядли какой автопилот справится с такой проблемой.😃

Коллеги, еще раз спасибо за Ваши мнения и рассказы!

EVIL
SSergo:

Врядли какой автопилот справится с такой проблемой

Почему же… Простейший автопилот попытается удержать самолет на прямой. А если добавить датчики оборотов и вибраций, запрограммировать отключение двигателя по вибрациям определенного спектра или чрезмерно малым или слишком завышенным оборотам, то все произойдет автоматически. Правдо будет повышена вероятность отказов из-за возможности отказа датчика или его цепи.

yaten

В случае фпв не обязательно смотреть и по датчикам определять обороты.
Достаточно на малом газу отключить один, потом другой мотор.

Обратить внимание на вибрацию и ток при отключении разных моторов.
Думаю быстро проблему найдете.

p.s. с Костиным четырех моторным Ил-96 такое не прокатит) не буду же я 4 канала под газ отдавать.
p.p.s. хотя можно парами гасить, например внутренние и внешние моторы. Учитывая ток 25-30А для круиза из макс. 80А, самолет без проблем долетит на двух моторах и скорей всего даже уйдет на второй круг при необходимости.

SSergo
EVIL:

Почему же… Простейший автопилот попытается удержать самолет на прямой. А если добавить датчики оборотов и вибраций, запрограммировать отключение двигателя по вибрациям определенного спектра или чрезмерно малым или слишком завышенным оборотам, то все произойдет автоматически.

С точки зрения теории систем управления и регулирования, задача не сложная и вполне себе решаемая. Для взрослой авиации и не такие решены. Я имел ввиду модельные АП. И, по возможности, бюджетные. 😃
Вы можете порекомендовать “железо” и софт, способные выполнить эти действия?
Из того, что на протяжении уже нескольких лет я использую для полётов, ни один на это не способен. А это ArduPlane, MultiWii, OpenAero, iNav с кучей “железок” под них. Практически все автопилоты “сходят с ума” от вибраций.

boss

Сергей, а где находится поле на котором вы летаете?

SSergo
boss:

Сергей, а где находится поле на котором вы летаете?

Ветка нашей тусовки называется “Киевское шоссе”. До прошлой осени мы несколько лет летали на поле в дер. Середнево. Но и туда, в очередной раз, пришла стройка. Наша ВПП была быстро и варварски уничтожена. Если вы спрашиваете о последних зимних видеороликах, то это в Ново-Переделкино на Мичуринском пруду.
Прошлой осенью я приезжал под Обнинск посмотреть на соревнования и видел ваши победные полеты.😃