L 410М из ЕРР. Опыт постройки первого двухмоторника (неудачный)

Tuluz

Приветствую всех. После успешной постройки и облёта первого “самостроя”, rcopen.com/forum/f81/topic528603 , решил попробовать построить пассажира двухмоторника. Выбор пал на Л 410М. Довольно симпатичный ,на мой взгляд, небольшой, несложная схема кинематики уборки шасси, простые формы. Делать решил так-же по бумажной технологии из ЕРР. Выкройки фирмы GPM в масштабе 1/33, увеличивал в 6 раз. Процесс постройки описывать не буду, бумажная технология уже не раз обсуждалась на форуме, ничего нового .Если у кого то возникнут вопросы по отдельным узлам или процессу сборки с удовольствием отвечу подробно. Месяц работы и вот что получилось.

Размах крыла 2м15см. Вес полётный 3370гр.
Эл моторы www.aliexpress.com/item/…/32951513519.html
Винты www.aliexpress.com/item/…/1242823615.html
Стойки шасси www.aliexpress.com/item/…/32812880152.html
Навигационные стробоскопы www.aliexpress.com/item/…/32725865049.html
Сервы 9гр.-8шт. Микро сервы-2шт (створки носового шасси).
Ретракт серва основного шасси www.aliexpress.com/item/…/32240916087.html
Регуляторы оборотов www.aliexpress.com/item/…/32679463006.html
Посадочные фары-светодиоды от фонарика. Шпангоуты-пеноплекс 20мм, обшивка фюзеляжа ЕРР 5мм, рули, закрылки, мотогандолы-ЕРР 4мм, Зализы и гондолы шасси ЕРР 3мм. Лонжероны крыла и стабилизатора-бальса 6мм, нервюры (8шт в крыле, 4шт в стабилизаторе) -пеноплекс 20мм. Крыло неразборное, но съёмное. Крепление стандарт-2 шипа впереди, 2 винта сзади. Ливрея и номера-оракал. Остекление-плёнка для обложек. Аккумулятор 5 банок 6000 mah.
Облёт показал, что модель получилась с очень плохой продольной
устойчивостью, полёт на ручке, некомфортный. Видимо верно говорят. что хорошо летающий прототип, не гарантия устойчивости модели (если слепо копировать). Во втором полёте модель погибла, что в прочем не очень расстроило, т.к. после первого полёта уже хотелось переделать. Сейчас процесс переделки начался. Что решил изменить.

  1. Увеличение площади крыла на 10%.
    2.Удлинение фюзеляжа на 10см для улучшения продольной устойчивости.
    3.Расширение базы крепления мотогандол для установки винтов 13/7.
    В общем вот так. Может кто что дельное посоветует. С уважением.

DmitryK

А чем обусловлен выбор ЕРР для обшивки? Тогда уж нужно делать лайнер-кошелек, вот только летать он нормально не будет. Может полет на ручке связан с низкой жесткостью (например крыла на кручение- вокруг лонжерона, стаба, или нежесткий хвост)? Хотя плечо, конечно маловато, но у Александра ведь летит. Как-раз недавно крестолет из ЕРР собрал- пока не расчалил весь карбоном, жил своей жизнью.

Как стеклили бортовые иллюминаторы? Просто полоска пленки изнутри?

А так симпатишно получается! Удачного восстановления и красивых полетов!

boss
Tuluz:

Видимо верно говорят. что хорошо летающий прототип, не гарантия устойчивости модели (если слепо копировать).

Ну не знаю,что там говорят,но моя Лка летает, а она максимально приближенная к оригиналу. Если самолет не устойчив в продольном направлении, то скорее всего проблема с центровкой.Я на своем самолет центровку загонял до 35%, самолет летит устойчиво.

ZigZag_ZZ
boss:

самолет летит устойчиво.

Наблюдал неоднократно- подтверждаю!
Может из-за веса…, у Александра она таки не такая лёгкая…

Tuluz
boss:

Красота какая, хороший получился младший брат rc-scale.ru/…/chempionat-rossii-2019-pos-bolshoy-v….
Как делали мотогондолы?

Силовой набор мотогондол пеноплекс, обшивка ЕРР 4мм, моторама 40/40/100 бальса, торец фанера 3 мм- вклеена в пеноплекс, крепление к обшивке крыла и к лонжерону крыла. Регулятор в воздухозаборнике. Силовые провода 250 мм длиной пропущены внутри крыла.

Tuluz

Александр, если я правильно понял это Ваша Элька на фото. Красивая. А сколько у Вас Центровка? Я делал 25% Сах. И ещё я заметил, что стабилизатор у Ваc имеет V. У меня по выкройкам не было. Кстати крыло тоже переделаю с большим V.

DmitryK:

А чем обусловлен выбор ЕРР для обшивки? Тогда уж нужно делать лайнер-кошелек, вот только летать он нормально не будет. Может полет на ручке связан с низкой жесткостью (например крыла на кручение- вокруг лонжерона, стаба, или нежесткий хвост)? Хотя плечо, конечно маловато, но у Александра ведь летит. Как-раз недавно крестолет из ЕРР собрал- пока не расчалил весь карбоном, жил своей жизнью.

Как стеклили бортовые иллюминаторы? Просто полоска пленки изнутри?

А так симпатишно получается! Удачного восстановления и красивых полетов!

Дмитрий, выбор ЕРР обусловлен тем, что в отличие от потолочки, можно быстро собирать отсеки с помощью клея момент, да и не боится случайных вмятин, гнётся без подготовки как угодно, и краситься чем хочешь. Если вопрос цены то на всю модель ушло 6 листов ЕРР 5мм (900/600мм) по цене 225р за лист .4ка и 3ка ещё дешевле. А подложку в нашем городе подходящую я не нашёл. Да и после работы с ЕРР ничего больше и не хочу. Очень удобный материал.
Иллюминаторы, вы правы, просто полоска плёнки (0.25мм) изнутри на кл.Моменте. Остекление кабины отдельными кусками плёнки, изнутри, на циакрине.

Вообще модель погибла не из за конструктивных недочётов. Всё бы с облётами переделал или подправил. Банальный фейк дешёвой аппы FS TH9X. При заходе на посадку, во время выпуска шасси, потеря управления, резкий нырок с переворотом вниз и мордой в асфальт на полном газу. Причину вычислил позже, после краша другой модели. Тумблер выпуска шасси (5 калал), если просто щёлкать всё нормально, но если случайно надавить на него в промежуточном положении, он немного утапливается во внутрь, видать замыкает оба контакта сразу и потеря сигнала на 3-4 сек, причем сервы уходят в край, моторы на мах, передатчик не как не даёт об этом знать, экран не гаснет, зуммера потери питания нет. Тумблер целый, они все такие на аппе. Обидно. Думаю купить FS I10 10ch или Radiolink AT 10 2 12ch с фаил сейв. Пока выбираю.

boss
Tuluz:

Александр, если я правильно понял это Ваша Элька на фото. Красивая. А сколько у Вас Центровка? Я делал 25% Сах. И ещё я заметил, что стабилизатор у Ваc имеет V. У меня по выкройкам не было. Кстати крыло тоже переделаю с большим V.

Да, это мой самолет. В настоящий момент центровка колеблется от 27 до 30% в зависимости от аккумуляторов.
Стабилизатор действительно имеет V,на первых самолетах стабилизатор был без V, но видимо из за затенения стабилизатора ,Чехи сделали стабилизатору V.
Не нужно крылу делать большое V самолет очень устойчив по крену.

Tuluz:

Банальный фейк дешёвой аппы FS TH9X

Я вам советую поменять аппаратуру. Лично я на пенолетах использую Radiolink AT 9, в отличии от Radiolink AT 10 для 9ки производитель регулярно выпускает новые прошивки после чего она становится 12. И еще, у FS I10 10ch нельзя на одну модель установить два приемника( если я не путаю), а на Radiolink можно, так как приемник не прописывается под конкретную модель.

Tuluz

Спасибо за советы Александр. Кстати поздравляю Вас с высоким местом на соревнованиях, это действительно большое достижение в мире а/м спорта. Радиоаппаратуру я эксплуатирую в стоковом исполнении, т.к. слаб в электронике, выбираю побольше каналов, для доп опций (фары, створки и.т.п) .Нравится побольше работающих деталей на модели. Пытаюсь на форуме найти информацию про работу S-BUS, расширителя каналов. С моим никаким опытом по настройке электроники пока ничего не пойму. Народ на мои дилетантские вопросы отвечать не хочет, да наверное и правильно, пока сам не разберёшься толку не будет.

boss

Спасибо за поздравление. У Радиолинка приемники могут работать по SBus и РРМ, но эту функцию можно применить, только при использовании стабилизатора с поддержкой SBus и системой Повербокс. Сам SBus количество каналов не увеличивает, он просто передает весь пакет каналов по одному сигнальному проводу.

MWS
Tuluz:

Месяц работы и вот что получилось.

Очень достойно получилось.Ждем второй вариант 😃 Удачи в постройке!

EVIL
Tuluz:

Народ на мои дилетантские вопросы отвечать не хочет,

Потому, что все давно пережевано по 15 раз для каждого конкретного случая. Раздел пока не настолько толстый, найти аналогичные модели можно без труда.

Те проблемы о которых вы пишете возникли из-за пограничного значения веса для конкретного размера самолета. Нужно либо легче, либо тяжелее. Насколько - только экспериментальным путем.

ДедЮз
boss:

Да, это мой самолет. В настоящий момент центровка колеблется от 27 до 30% в зависимости от аккумуляторов.
Стабилизатор действительно имеет V,на первых самолетах стабилизатор был без V, но видимо из за затенения стабилизатора ,Чехи сделали стабилизатору V.
Не нужно крылу делать большое V самолет очень устойчив по крену.

Мне кажется, что топик стартер не выдержал профили крыла и стабилизатора. За таким крылом не мудрено засадить стабилизатор в пелену турбулентности, к тому же ГО без поперечного “V”, что усугубляет ситуацию. Судя по знакомым моделям данного прототипа, схема очень летучая в широком диапазоне нагрузок, но любит переднюю центровку, если нет гироскопа.

Tuluz
EVIL:

Потому, что все давно пережевано по 15 раз для каждого конкретного случая. Раздел пока не настолько толстый, найти аналогичные модели можно без труда.

Те проблемы о которых вы пишете возникли из-за пограничного значения веса для конкретного размера самолета. Нужно либо легче, либо тяжелее. Насколько - только экспериментальным путем.

Ну тяжелее это мы мигом, вот легче это сложнее:P:P

EVIL:

Потому, что все давно пережевано по 15 раз для каждого конкретного случая. Раздел пока не настолько толстый, найти аналогичные модели можно без труда.

Те проблемы о которых вы пишете возникли из-за пограничного значения веса для конкретного размера самолета. Нужно либо легче, либо тяжелее. Насколько - только экспериментальным путем.

Ну тяжелее это мы мигом, вот легче это сложнее:P:P

Вообще конечно опыт постройки моделей самолётов у меня минимальный, вторая модель, только начинаю осваивать формулы расчётов центровки, устойчивости и т. п., в основном всё делается на коленке. по наитию. Так же учусь пользоваться современными аппаратурами. хорошо, что есть форум, много полезной информации беру из него. Раньше в молодости занимался судомодельным спортом, тоже занимал высокие места на СССР, дошёл до КМС. Вот некоторые мои Р/у модели. Но сами понимаете, тогдашняя аппаратура, если кто помнит, РУМ, Супранар, Новопроп, и сейчас практически компьютер. Ну не боги, как говорится, горшки обжигают, с помощью товарищей по хобби все вопросы решим, поэтому внимаю пока советам более опытных товарищей, благодарен за подсказки, набираюсь опыта.

EVIL
Tuluz:

тяжелее это мы мигом, вот легче это сложнее

Зря вы смеетесь… До вас это уже неоднократно пройдено. И особые технологии, снижающие вес в 2 раза, и преднамеренная догрузка модели. Все это дает свои результаты.

Tuluz:

только начинаю осваивать формулы расчётов центровки, устойчивости

Все это посчитано для настоящего самолета, который вы копируете. Модель не имеет в этом ни малейшей нужды. Важно только соотношение веса к размеру.

Вот один случай, наглядно показывающий, как требуемое положение ЦТ зависит от массы планера при одинаковых размерах rcopen.com/blogs/42219/21210

P.S. Параходы - бомба!

Tuluz

Да я не смеюсь, просто, как писал, собираю советы более опытных коллег, для этого и пишу. Вот и Вам спасибо, что даёте информацию для размышления. Для меня, к примеру, информация про вес полезна. Были подозрения, что слишком легко это не есть совсем правильно, а оказывается есть специальные расчёты. Вот в этом и считаю общение на форуме для себя полезным. Спасибо кто отвечает.

boss
EVIL:

Вот один случай, наглядно показывающий, как требуемое положение ЦТ зависит от массы планера при одинаковых размерах rcopen.com/blogs/42219/21210

Ты только профиль забыл сделать своему самолету.