Оптимизация мотоустановки с помощью Мотокалька

pilot685

Решил оптимизировать свою мотоустановку, желание появилось не на пустом
месте,нагрев и вздутие совсем свежих Lipo аккумуляторов совсем не радует последнее время.
Задача получить максимальную тягу достаточную для 3D c наименьшим током.
Ну и как говориться Motocalc мне в помощь.
Итого имеем
Планер типа Фан Kamicaze,
размах 1м, хорда 320мм, вес пустого 550.
Профиль симметричный, угол установки 0, профиль 20%
Материал -потолочка,обтянут скотчем,фюз со скругленными частями, шасси жесткое
не убирающиеся.
Все данные вносим в Motocalc.
Условие подбора моторов- все из Dualsky, только они у нас доступны, впрочем и цены
устраивают, и кое что есть уже в наличии.
Винты только APC, по тем же причинам.
Привод прямой.
3 Банки LIpo 1800ма.
С АКБ сложнее, в базе нет Dualsky, главный параметр внутреннее сопративление,его
можно вычислить в домашних условиях. А пока берем FlightPower 1800 и
Hyperion HP-LVX1800.
Поручаем визарду посчитать оптимальную установку для Aerobatic самолета.
Получаем, что на первом месте по рейтингу мотор Dualsky XM4250CA-7 c винтом 11х7
Для модели с 550гр весом - мотор 900вт под 5 банок лития???
Очень странный расклад.
Смотрим вариант более детально, при полете без снижения, выделено зеленым, при
скорости 11,5м/с ток составит 20А при тяге 772гр.Статическая тяга 1132гр при токе 21.5А.
Хорошо, но нужно ли столько? Да и мотор весит 200гр!!!
Не знаю как мотокальк, но помоему не нужно иметь семь пядей во лбу чтобы понять,
такой двигатель на такую модель ставить извращение.

Смотрим вариант подешевле и полегче.
По рейтингу 0,971 попадает Dualsky XM3536CA-8 350Вт с винтом 10х5, уже лучше.
Ток в полете 18А,(это всего 10С АКБ-хорошо) тяга 625гр. в статике 1084гр при токе 22,5А. Вполне приемлемо.
Если верить написанному на АКБ 20С что равно 36А и это номинал, то все должно быть тип-топ?
Но я наверно упускаю еще что то, типа скорость потока или еще что, так как если визарду поручить посчитать комплект для 3D то он дает только два варианта
Dualsky XM4250CA-7 и винт 12х6
Dualsky XM3548CA-6 и винт 12х6
тяга в статике 1400 и 1300 соответсвенно, я так понял что для 3D он выбирает варианты с максимальной статической тягой, типа повисеть на винте, правильно?
Еще один момент, во всех случаях максимальный ток не превышает 30А, в наличии имеется регуль 30А,можно ли его ставить в данном случае, не упустил ли я чего?
Насторожил еще один момент, время полета на полный газ вполне соответсвует реальному, а вот при уменьшении мотокальк кажись безбожно врет, почти всегда время полета без снижения выходит за рамки разумного, 30-50мин…

В заключении, сейчас стоит мотор Dualsky 2830СA10T 200Вт,винт GWS 10х6, по всем параметрам с чисто субъективных соображений это нормальный двигатель для данной модели, но по подставленным данным в мотокальке это почти самый худший результат,модель конечно летает, и висит на винте, но ток по данным мотокалька и в статике и в полете 20А! падение мощности на моторе Loss W ~100вт и это при мощности двигателя в 200вт!!!
Реально АКБ 1700ма 12-15С при этом греются, да и с обдувом проблеммы. Но в полный газ на нем не летаю, самолет отлично летает в пол газа,ток меньше, но неэффективность использования настораживает.
Итак, кто силен в мотокальке, подскажите, можно ли верить всем этим данным, можно ли на них полагаться.На что мне полагаться при выборе в данном случае, на максимальную эффективность двигателя MotGb, винта Prop Ef или общую Total Ef ??? В принципе я готов потратить деньги и получить заранее запраграмированный лучший для меня вариант, но будет ли это так на самом деле?
Насколько оправдывает себя установка двигателя с избыточной мощностью?

boroda_de

Приветствую.
С небольшой оглядкой мотокальку можно верить
Мне кажется, что визард нужен для примерной прикидки +/- лапоть.
Потом только ручками.
Более тяжелый мотор отдаст вам требуемые 200ватт не напрягаясь и с большим КПД (в идеале конечно, от параметров винта и мотора зависит), заодно проблем с центровкой меньше 😃

К сожалению у меня нет моторов Дуалскай в базе данных, по информации из интернета он 2830CA-10Т на 200ватт не тянет : 14А номинал, 55гр вес. Перегруз однако…

Полагаться при рассчёте Вам нужно на Ваши требования к ВМУ (стат тяга или скорость потока, что важнее. Потом наилучший общий КПД, обычно мне этого хватает)

pilot685

Спасибо, я так и понял, главное что правильно все сделал, значит можно ориентироваться на Dualsky XM3536CA-8 350Вт, он устраивает и по цене и по весу, и запас на следующую модель будет, а вот про скорость потока не совсем понятно. Про винты, я ставлю то что в мотокальке идет APC, винты вот такие с буквой Е.

hivolt

Более простая метода 😃 однако весьма наджная
вес мотора 1/8-1/10 от взлетного кв для фана 850-1000 это и будет оптимум. А потом уже винт чтобы в статике при шаге до 5 не жрал больше 30А. и все 😃.

pilot685

Ну это уже по опытному методу, вопрос идет именно применение пороги на практике, 30А для 720гр много, это уже нужно большой АКБ, значит увеличится и так не маленький вес, а этож Фан, ему нагрузка на крыло противопаказана, поэтому и выбираю оптимум и двигатель и АКБ по весу и по току. А на глазок и я могу 😃
У меня еще вопрос, для винтов есть два основных параметра в проге P.const и T.const, вариантов много, не подскажите какие данные соответствуют вот тем винтам APC-E? а то эти параметры уж очень сильно влияют на конечный результат.

boroda_de

Данные получены методом тестирования. Там рядом есть кнопочка const, куда можно внести данные тестов (обороты, тяга и пр.) для вычисления константы данного винта. В базе данных есть APC E или Electric, по ним и нужно ориентироваться P.const ~1.08-1.1

pilot685

Програмка очень занятная, сижу изучаю,много интересного для себя открыл, но вопросы есть.
1).Почему в In-Flight analysis начинают появлятся красные пункты Prop Stall, типа проп не эффективен, тяга есть,скорость потока есть, в каком смысле неэфективен и чем это может грозить на практике?
2).Можно ли расчитывать на максимальную скорость выданную им, и что действительно настолько падает ток на максимальной скорости? Это выходит врубаешь на полную, носишься,а ток меньше? в результате все холодное и время полета больше?
3). Скорость потока, чем больше тем быстрее летает модель, но затрудняется запуск с руки и увеличивается разбег при влете?
4). Бирюзовая полоса, оптимальное положение дроселя при полете на ХХХ скорости без снижения (какбы блинчиком вокруг себя), что то время полета очень большое дает, нереально, хотя вес, профиль,площадь, обшивку все внес правильно.
5). Для получения грубой оценки мощности двигателя-ток указанный в паспорте двигателя допустим 14А множить на напряжение 10-11В = 140-150ВТ? и чтобы получить от него максимальный КПД надо и вкладываться в эти 14А? остальной ток пойдет на нагрев?

boroda_de

1.Срыв потока на винте. Шума много, толку мало. Труднее (или скажем, не очень эффективно по сравнению с потраченной энергией) взлетать с колёс.
2. Если параметры планера правильно введены, то можно. Сопротивление фюза к сожалению не учитывается. Да, в полёте винт, особенно большого шага, разгружается.
3. Да
4. Теоретически, на грани срыва и в полный штиль. если нервов хватит
5. Нет. имхо у электромоторов район наибольшего кпд это обороты не менее ~ 70% от оборотов без нагрузки. Часто среди хар-к мотора указывается ток при наибольшем кпд. Для вашего он примерно в районе 7-10А. Но нагрев при >14А конечно будет больше 😃

pilot685

Перехожу понемногу к практике, уж очень хочется проверить,
Итак
мотор Dualsky 2830CA10T
Винт 8х6 APC-E
АКБ Dualsky 1700ма 12-15С
Фан-взлетный вес 745гр
Мотокальк обещает что при 80% тротл летать можно 10мин20сек.
В статике винт 8х6 неэфективен до скорости 2м/с.
Статическая тяга в полный газ 571гр. ток 16А
К сожелению провериь тягу реалную в статике сейчас немогу, просто нечем, но пробовал держать самолет в руке, висит,но почти на полный газ. Уже немного несответсвие.
В поле,взлет с колес, встречный ветер около 5м/с, придерживаю самик и добавляю газ до 80% , разбег привычный 5-6м и резко вверх так как места больше нет. Самик отлично уходит почти вертикально. Начинаю испытывать, цель отлетать с номинальной мощностью и минимальным током. Отсавляю газ на 80% и ношусь как угорелый, скорость приличная, самик вертлявый. Не выдерживаю, делаю петельки бочки,и т.д. простеньки пилотаж, стараюсь более прямолинейно без подвисов на винту. Задалбался, выключаю двигатель на 10-15сек, самик отлично планирует да еще и ветер помагает.Всего выключал двигатель раз 5 по 15сек, короче, отлетал 9мин 30сек. Еслибы не выпендривался то вполне можно уложится в заявленнные 10 мин. Вытаскиваю АКБ, чуть теплый 42-45гр,мотор чуть теплый, рег теплый но горячее всех.Обдува нет.
Судя по всему можно верить мотокальку.
Честно говоря если дело так и дальше пойдет то для меня это революция, совершенно другой подход к мотоустановке.
Допустим у меня уже есть пример когда два двигателя при одинаковом потреблении 18А дают разницу в тяге 350гр.И двигатель не намного дороже, и запас огромный. Причем просто так мне бы в голову не пришла такая комбинация, а мотокальк на раз.

Попутно вопрос, почему в таблице как только убираешь газ на батарее ток меньше чем на моторе? откуда на моторе ток выше? откуда он берется?

tt64
boroda_de:
  1. …Да, в полёте винт, особенно большого шага, разгружается.

Неверно, особенно хорошо разгружаются винты малого шага (по крайней мере в Мотокальке).
Винты где шаг приближается к диаметру почти не разгружаются и жрут непомерно много.

pilot685:

Винт 8х6 APC-E
АКБ Dualsky 1700ма 12-15С

Мне Великий Мотокальк подсказал что-то 8х5, Выбор APC-E сомнителен, вам нужна большая тяга, воруженность хотя бы 1,2, следовательно E не подходит, да и движок не такой оборотистый чтобы E использовать.
Зачем такой тяжелый и дорогой аккумулятор? Вы утяжелили самлет и хотите хороших летных качеств?
Лучше возьмите Kokam 910 или Pilotage 950 выйдет раза в 2-3 дешевле, если исходить из формулы цена/количество циклов жизни.

pilot685

В том то и дело что оптимизация началась от испорченных аккумуляторов, и совсем недорогих, это самые дешевые 1200руб, хватило на 60 циклов, из расчета 1700-10С=17А, 1300ма выдержали чуть меньше 50 циклов.
Я не сказал что 8х6 это просто суппер, просто это винт у меня есть, и я на основе его провел испытания с целью разоблачения мотокалька, но он почти точно все посчитал.
Вы предлагаете винт 8х5 какой именно SF E, GWS? APC? с какими параметрами? И еще момент мотокальк то посчитает но где вы найдете эти экзотические винты, тем более у нас. Поэтому условие довольно жесткое, выбирать из того что есть.
Вы говорите нужна тяговооруженность 1.2 720грх1.2=864гр, дайте мне расклад для 864гр и ток чтобы не больше 18А!, именно поэтому и считаю чтобы оставить боле менее легкие аки и не сильно нагружать при этом.
Теперь о выборе АКБ. Не официально все литиевые АКБ нормально отдают ток до 10С, и не важно какой лейбл на нем и сколько там написано, другое дело что какието, как правило дорогие, всеже более менее переваривают ток 16-20С, но это как карта ляжет.
В магазине Пилотаж пишут для Pilotage 910ма 20С Разряд током 16С: после 50 циклов значение емкости аккумулятора уменьшится до 80% от первоначальной значит для 910ма 18А уже не рабочий ток, и помимо того что они потеряют емкость они еще и вздуются. Заметьте что про 20С вообще речь не идет! Потом время полета 5мин (910ма) и 10мин(1700ма) разница есть. А вес отличается на 40гр, при площади 32кв.дм разница в нагрузки на крыло 22,5 против 23,4. Это так сильно ухудшило летные характеристики???
Я вообще это все к чему, я никому не навязываю свои выводы, я просто хочу сам разобраться и обратить внимание электролетчиков на более эффективное использование мотоустановки в целом, странно что это мало кого интересует,вещь очень полезная.

tt64
  1. Рекомендованный винт 9х5 (думаю, что имели в виду GWS EP 9050 - c прямоугольными лопастями, если это для вас экзотика, то APC E 10x5). Я с таким GWSом летаю на очень похожем движке AXI 2212/20 Silver, првада вес самолете только 530 г. По ощущениям тяга 600-620, измеренный ток около 14А. Аккумуляторы Pilotage 950 3S1P, прошли не менее 25 циклов, снижение емкости 2-3%.
  2. С 10 дюймами ваш двиг даст не более 750 грамм тяги, при 18А (не опасно ли это для него?), большую тягу можно получить только сменив движок, а вы как я понимаю ограничены в выборе. О тяге 1,2 я говорил как об идеале.
  3. Мотокальк - интересная штука, в него либо верят, либо с презреньем отвергают, в первом случае он как задобренный языческий божок помогает 😁
pilot685

1.Понял, спасибо, поробую.
2. 18 конечно многовато, да и не так жаль двигло, он хоть винтом обдувается а вот для АКБ уже тяжело.
3.Ну это понятно, я не собираюсь слепо верить есму, это так только для пристрелки и смотреть что получается.

pilot685

Сегодня померил статическую тягу, способ грубый,но я думаю довольно точный. Винт 8х6 дал тягу 650гр. Точно столько показал мотокальк 656гр, но при параметрах винта Pconst 1.31 и T.const 1.0.
Осталось померять ток.
rcopen.com

boroda_de
tt64:

Неверно, особенно хорошо разгружаются винты малого шага (по крайней мере в Мотокальке).

Зарапортовался, был неправ

Осталось померять ток.

Это никогда не мешает. 😁
Успехов!

pilot685

А что про ток скажите? Почему в таблице ток на двигатель больше чем на АКБ? Вроде наоборот должно быть.

boroda_de
pilot685:

Почему в таблице ток на двигатель больше чем на АКБ? Вроде наоборот должно быть.

Наоборот не может быть. Это уже на форуме обсуждалось: для батереи указан средний ток, для мотора указан ток верхней части “пилы”. Регулятор делает паузу при неполном положении ручки газа. Когда рег открыт, ток течёт больший, но не всё время.

pilot685

Работы по увеличению эффективности использования электроэнергии проходят успешно, сегодня оторвал вздувшиюся банку от трехбаночного акка, поставил на двухбаночный маловитковый двигатель(который раньше летал только на трех банках и жрал немеренно) подобрал винт и мой старенький 400гр фан получил вторую жизнь. Прекрасно летает, тяги хватает выше крыши, время полета увеличилось не смотря на то что на нем когда стоял этот же двигатель только на трех банках. И стал легче!.
А другой фан получил двигатель с чуть большим количеством витков, и чуть больший винт с меньшим шагом. Стал летать дольше, на винте можно висеть минут 6-8, ток не большой, судя по времени полета в среднем 7-8А. Раньше было 10-12А. Короче сижу и думаю, какой я балбес был, и главное нигде инфы конкретной нет, и не подскажет никто. Классная вещь мотокальк, мнебы и в голову не пришли такие испытания.
Теперь опять немного вопросов, при расчетах явно пролетаю с P.const и T.Const, эти параметры можно вычислить, но достаточно ли будет только знать напругу на моторе и тягу, или нужно еще и ток? Ток проблематично померять…

boroda_de
pilot685:

Ток проблематично померять…

Ток нужно мерять.
Шунт хороший найти и амперметр к нему вроде не проблема…

pilot685

Шунт? куда, и какой? Я хотел между АКБ и регулятором амперметром мерять.
Кстати а Terminal Voltage это сколько на батарее? под нагрузкой?

boroda_de

У меня в блоге немного есть по замерам тока 😃
Напряжение под нагрузкой.

pilot685

посмотрел,понял,но найти сопративление на 0.01 тоже проблемма, яж в такой глуши живу… завтра на рынок побегу, а вдруг свезет.
А ведь на сопративлении будет падать напруга и конечный результат будет не совсем точный, причем чем больше ток тем больше погрешность. Т.е. наверно целесообразно поставить после шунта еще один вольтметр и напряжение снимать им.