Оптимизация мотоустановки с помощью Мотокалька
1.Срыв потока на винте. Шума много, толку мало. Труднее (или скажем, не очень эффективно по сравнению с потраченной энергией) взлетать с колёс.
2. Если параметры планера правильно введены, то можно. Сопротивление фюза к сожалению не учитывается. Да, в полёте винт, особенно большого шага, разгружается.
3. Да
4. Теоретически, на грани срыва и в полный штиль. если нервов хватит
5. Нет. имхо у электромоторов район наибольшего кпд это обороты не менее ~ 70% от оборотов без нагрузки. Часто среди хар-к мотора указывается ток при наибольшем кпд. Для вашего он примерно в районе 7-10А. Но нагрев при >14А конечно будет больше 😃
Перехожу понемногу к практике, уж очень хочется проверить,
Итак
мотор Dualsky 2830CA10T
Винт 8х6 APC-E
АКБ Dualsky 1700ма 12-15С
Фан-взлетный вес 745гр
Мотокальк обещает что при 80% тротл летать можно 10мин20сек.
В статике винт 8х6 неэфективен до скорости 2м/с.
Статическая тяга в полный газ 571гр. ток 16А
К сожелению провериь тягу реалную в статике сейчас немогу, просто нечем, но пробовал держать самолет в руке, висит,но почти на полный газ. Уже немного несответсвие.
В поле,взлет с колес, встречный ветер около 5м/с, придерживаю самик и добавляю газ до 80% , разбег привычный 5-6м и резко вверх так как места больше нет. Самик отлично уходит почти вертикально. Начинаю испытывать, цель отлетать с номинальной мощностью и минимальным током. Отсавляю газ на 80% и ношусь как угорелый, скорость приличная, самик вертлявый. Не выдерживаю, делаю петельки бочки,и т.д. простеньки пилотаж, стараюсь более прямолинейно без подвисов на винту. Задалбался, выключаю двигатель на 10-15сек, самик отлично планирует да еще и ветер помагает.Всего выключал двигатель раз 5 по 15сек, короче, отлетал 9мин 30сек. Еслибы не выпендривался то вполне можно уложится в заявленнные 10 мин. Вытаскиваю АКБ, чуть теплый 42-45гр,мотор чуть теплый, рег теплый но горячее всех.Обдува нет.
Судя по всему можно верить мотокальку.
Честно говоря если дело так и дальше пойдет то для меня это революция, совершенно другой подход к мотоустановке.
Допустим у меня уже есть пример когда два двигателя при одинаковом потреблении 18А дают разницу в тяге 350гр.И двигатель не намного дороже, и запас огромный. Причем просто так мне бы в голову не пришла такая комбинация, а мотокальк на раз.
Попутно вопрос, почему в таблице как только убираешь газ на батарее ток меньше чем на моторе? откуда на моторе ток выше? откуда он берется?
- …Да, в полёте винт, особенно большого шага, разгружается.
Неверно, особенно хорошо разгружаются винты малого шага (по крайней мере в Мотокальке).
Винты где шаг приближается к диаметру почти не разгружаются и жрут непомерно много.
Винт 8х6 APC-E
АКБ Dualsky 1700ма 12-15С
Мне Великий Мотокальк подсказал что-то 8х5, Выбор APC-E сомнителен, вам нужна большая тяга, воруженность хотя бы 1,2, следовательно E не подходит, да и движок не такой оборотистый чтобы E использовать.
Зачем такой тяжелый и дорогой аккумулятор? Вы утяжелили самлет и хотите хороших летных качеств?
Лучше возьмите Kokam 910 или Pilotage 950 выйдет раза в 2-3 дешевле, если исходить из формулы цена/количество циклов жизни.
В том то и дело что оптимизация началась от испорченных аккумуляторов, и совсем недорогих, это самые дешевые 1200руб, хватило на 60 циклов, из расчета 1700-10С=17А, 1300ма выдержали чуть меньше 50 циклов.
Я не сказал что 8х6 это просто суппер, просто это винт у меня есть, и я на основе его провел испытания с целью разоблачения мотокалька, но он почти точно все посчитал.
Вы предлагаете винт 8х5 какой именно SF E, GWS? APC? с какими параметрами? И еще момент мотокальк то посчитает но где вы найдете эти экзотические винты, тем более у нас. Поэтому условие довольно жесткое, выбирать из того что есть.
Вы говорите нужна тяговооруженность 1.2 720грх1.2=864гр, дайте мне расклад для 864гр и ток чтобы не больше 18А!, именно поэтому и считаю чтобы оставить боле менее легкие аки и не сильно нагружать при этом.
Теперь о выборе АКБ. Не официально все литиевые АКБ нормально отдают ток до 10С, и не важно какой лейбл на нем и сколько там написано, другое дело что какието, как правило дорогие, всеже более менее переваривают ток 16-20С, но это как карта ляжет.
В магазине Пилотаж пишут для Pilotage 910ма 20С Разряд током 16С: после 50 циклов значение емкости аккумулятора уменьшится до 80% от первоначальной значит для 910ма 18А уже не рабочий ток, и помимо того что они потеряют емкость они еще и вздуются. Заметьте что про 20С вообще речь не идет! Потом время полета 5мин (910ма) и 10мин(1700ма) разница есть. А вес отличается на 40гр, при площади 32кв.дм разница в нагрузки на крыло 22,5 против 23,4. Это так сильно ухудшило летные характеристики???
Я вообще это все к чему, я никому не навязываю свои выводы, я просто хочу сам разобраться и обратить внимание электролетчиков на более эффективное использование мотоустановки в целом, странно что это мало кого интересует,вещь очень полезная.
- Рекомендованный винт 9х5 (думаю, что имели в виду GWS EP 9050 - c прямоугольными лопастями, если это для вас экзотика, то APC E 10x5). Я с таким GWSом летаю на очень похожем движке AXI 2212/20 Silver, првада вес самолете только 530 г. По ощущениям тяга 600-620, измеренный ток около 14А. Аккумуляторы Pilotage 950 3S1P, прошли не менее 25 циклов, снижение емкости 2-3%.
- С 10 дюймами ваш двиг даст не более 750 грамм тяги, при 18А (не опасно ли это для него?), большую тягу можно получить только сменив движок, а вы как я понимаю ограничены в выборе. О тяге 1,2 я говорил как об идеале.
- Мотокальк - интересная штука, в него либо верят, либо с презреньем отвергают, в первом случае он как задобренный языческий божок помогает 😁
1.Понял, спасибо, поробую.
2. 18 конечно многовато, да и не так жаль двигло, он хоть винтом обдувается а вот для АКБ уже тяжело.
3.Ну это понятно, я не собираюсь слепо верить есму, это так только для пристрелки и смотреть что получается.
Сегодня померил статическую тягу, способ грубый,но я думаю довольно точный. Винт 8х6 дал тягу 650гр. Точно столько показал мотокальк 656гр, но при параметрах винта Pconst 1.31 и T.const 1.0.
Осталось померять ток.
rcopen.com
Неверно, особенно хорошо разгружаются винты малого шага (по крайней мере в Мотокальке).
Зарапортовался, был неправ
Осталось померять ток.
Это никогда не мешает. 😁
Успехов!
А что про ток скажите? Почему в таблице ток на двигатель больше чем на АКБ? Вроде наоборот должно быть.
Почему в таблице ток на двигатель больше чем на АКБ? Вроде наоборот должно быть.
Наоборот не может быть. Это уже на форуме обсуждалось: для батереи указан средний ток, для мотора указан ток верхней части “пилы”. Регулятор делает паузу при неполном положении ручки газа. Когда рег открыт, ток течёт больший, но не всё время.
Ааа, вот теперь понятно.
Работы по увеличению эффективности использования электроэнергии проходят успешно, сегодня оторвал вздувшиюся банку от трехбаночного акка, поставил на двухбаночный маловитковый двигатель(который раньше летал только на трех банках и жрал немеренно) подобрал винт и мой старенький 400гр фан получил вторую жизнь. Прекрасно летает, тяги хватает выше крыши, время полета увеличилось не смотря на то что на нем когда стоял этот же двигатель только на трех банках. И стал легче!.
А другой фан получил двигатель с чуть большим количеством витков, и чуть больший винт с меньшим шагом. Стал летать дольше, на винте можно висеть минут 6-8, ток не большой, судя по времени полета в среднем 7-8А. Раньше было 10-12А. Короче сижу и думаю, какой я балбес был, и главное нигде инфы конкретной нет, и не подскажет никто. Классная вещь мотокальк, мнебы и в голову не пришли такие испытания.
Теперь опять немного вопросов, при расчетах явно пролетаю с P.const и T.Const, эти параметры можно вычислить, но достаточно ли будет только знать напругу на моторе и тягу, или нужно еще и ток? Ток проблематично померять…
Ток проблематично померять…
Ток нужно мерять.
Шунт хороший найти и амперметр к нему вроде не проблема…
Шунт? куда, и какой? Я хотел между АКБ и регулятором амперметром мерять.
Кстати а Terminal Voltage это сколько на батарее? под нагрузкой?
У меня в блоге немного есть по замерам тока 😃
Напряжение под нагрузкой.
посмотрел,понял,но найти сопративление на 0.01 тоже проблемма, яж в такой глуши живу… завтра на рынок побегу, а вдруг свезет.
А ведь на сопративлении будет падать напруга и конечный результат будет не совсем точный, причем чем больше ток тем больше погрешность. Т.е. наверно целесообразно поставить после шунта еще один вольтметр и напряжение снимать им.