Как я строил свой второй 3D - Extra 330S mini

delfin0510

без обид,но я с переводом в пдф тоже не в ладах,мой тебе совет,качни откуда нибудь с торента corel draw,и с помощью него открой,все равно большинство чертежей лежит не в пдф формате,и многие просто не умеют,или не хотят переводить его в пдф.А вообще,по существу,качай корел,и компас.все что можно открыть с помощью корела,легко мастабируется в любой нужный тебе размер с помощью экселя,что в майкрософт офисе сидит.но то что я открывал этот чертеж корелом,это 100%.хотя мне пдф больше по нутру,заморочек меньше.кстати,как чертеж распечатаеш,и начнеш собирать модель,обязательно прочти всю ветку форума,учти все описанные недостатки,и обязательно усиль весь фюх стрингерами из линейки,плюс еще одно,одной линейки в крыле явно не хватает,при неудачной посадке крыло потеряеш,сто процентов,поэтому ланжерон крыла склей из 2х,а то и 3х линеек.я вообще туда брусок поставил 15х15,да тяжеловат,да иногда неуютно,зато самолет целыый.у меня вся обшивка уже полопалась от мороза и крашей,все крыло держится только на этой рейке,а самолет летает,и до одного места ему на эти трещины.
Инет наладят выложу видео

OlegIv

Вот и я почти построил свою “Экстру”. Из изменений - моторама крепиться к силовой бальзовой “коробке”, в хвосте карбоновая трубка. Лонжерон крыла из бальзы без вырезов под нервюры. Полетный вес 560г с аккумулятором 100 мА/ч. Узел крепления крыла получился очень хлипким, буду вклеивать крыло намертво. Пока не делал фонарь кабины.

OlegIv

А вот видео первого полета. Самолет сильно тянуло вверх, особенно при даче газа. Буду увеличивать выкос мотора. Одна серва почему-то трещит, видимо менять придется(

youtu.be/9ASIOM_WsGg

сашок25:

Привет а нет у кого такой экстры в пдф формате???

А вот чертежи в пдф.

Extra330_980_parts.rar

KLF

С облетом, тезка!
Центровка показалась задняя. Выкос у меня минимальный (1 градус) - его хватает, но винты стараюсь выбирать с наименьшим весом.
Интересное решение с приводом элеронов - можно ссылку?
Серва может трещать из-за плохого качества редуктора, проще поменять.

cross_tver
OlegIv:

Вот и я почти построил свою “Экстру”.Из изменений - моторама крепиться к силовой бальзовой “коробке”, в хвосте карбоновая трубка. Лонжерон крыла из бальзы без вырезов под нервюры. Полетный вес 560г с аккумулятором 100 мА/ч. Узел крепления крыла получился очень хлипким, буду вклеивать крыло намертво.

Моторама знатная! 😃 Если в случае чего “капот” помнется, можно будет цельный бутылочный сделать, конструкция позволяет малой кровью отделаться.
Лонжерон даже из двойной бальзы - слишком слабый, напомню, у меня просто на взлете надломился.
Раскраска еще понравилась. “Вручную” раскрашивалось? Чем и как? На стандартный для этой ветки скотч непохоже 😃

Вот ксати мое нынешнее крепление крыла:

В качестве “пенала” была выбрана трубка из газеты на титане, она по сравнению с эпоксидно-тряпочными, получилась самая аккуратная и по ровности, по тонкости и по весу, прочность достаточная. Диаметр получиля ровно 12мм, в фюзеляже и корневой нервюре (в бальзе) отверстие делал “пером”, во второй нервюре прямо торцом этой самой трубки. Вырезанные кругляшки использовал в качестве затычек для трубки-пенала. Вклеил все на титан, и в нервюры и вдоль лонжерона. Отмерил алюминиевую, в фюзеляж ее тоже вклеил, что бы не было перекосов вправо-влево при сборке. Алюминиевая трубка в крыле на несколько миллиметров выступает за вторую нервюру, пенал соответственно еще на несколько миллиметров длиннее.
Пока не переделал крепление шасси. При первом облете они в снег зарылись и вырвало саморез. Дополнительную полочку вклеил, а вот с фиксацией пока не определился. Хочу фиксировать на какие нибудь автомобильные клипсы. Что бы и жестко держалось и в то же время, при необходимости выстегивались без повреждений.
Особо не тороплюсь, т.к. на этот раз хочу качественный облет провести, что бы и потеплее было и штиль желательно. А то пока подготовишь самолет руки уже замерзают 😃

delfin0510
cross_tver:

Лонжерон даже из двойной бальзы - слишком слабый

бревно березовое 15х15 рулит:),вся обшивка полопалась на крыле или от мороза,до -30 был,или от посадок неудачных,а самолет в строю,и ждет хорошей погоды:).
Все гениальное просто

OlegIv

Большое спасибо! Центровка действительно выглядит задней, но она итак около 5 см от передней кромки крыла - по-моему более передней делать не стоит. Или попробовать?
Севоприводы элеронов крепятся на такие вот штуки banned link. Только вся требуха с них срезана до образования гладкой поверхности (не подходила по размеру под 900-е сервы), и сервомашинки приклеены к ним на двусторонюю ленту. Обтекатели эти прикреплены к обшивке крыла (точнее, к приклееным изнутри кусочкам текстолита) саморезами. качалка сервы загнута в нагретом состоянии, чтобы не задевала за обтекатель.

Да, бальзовый лонжерон действительно очень слаб, но переделывать крыло совсем неохота. Раскрашивал акриловыми красками в баночках кистью по нарисованному фломастером контуру, затем обтянуто прозрачным скотчем с помощью термофена.

KLF

Да, бальза для лонжерона слабовата, я бы посоветовал наоборот сделать: бальзовые рейки, между ними полка из потолочки - хорошо удары держит и не лопается (толку от обклейки бальзового лонжерона потолочкой никакого), а лучше карбон.
Делать разъемное крыло на метровом пенолете - ИМХО сомнительная выгода при гарантированном проигрыше в весе и прочности.
Центровку больше 30% лучше не делать (САХ считается с элеронами), для начала лучше вообще 25%.

cross_tver
KLF:

Делать разъемное крыло на метровом пенолете - ИМХО сомнительная выгода при гарантированном проигрыше в весе и прочности.

У меня уже не метровый - 1100 с хвостиком. А еще у этой самолетины фюзеляж довольно длинный… Мне неразборную вообще транспортировать нереально, даже в машине 😃

KLF

У мну 1300 неразборное на заднее сидение впритык, но влазит😆
Мне наверное лень с разборными крыльями возиться 😁

cross_tver
KLF:

У мну 1300 неразборное на заднее сидение впритык, но влазит😆
Мне наверное лень с разборными крыльями возиться 😁

У меня как правило ребенок - юный самолетчик на заднем сиденье 😃

OlegIv

Сделал центровку 25% и оттриммировал - летит ровно, но РВ получился отклонен от центрального положения. Угол атаки крыла вроде нулевой, почему же такой косяк?

afa14

ровно как в прямом, так и в перевернутом полете?

delfin0510

косяк возможен по ряду причин,причина номер 1-изначально сделал неправильно выкос двигателя,из за чего во время первого запуска он у тебя вверх и уходил,и причина номер2-так как ты сейчас центровку поменял,соответственно морда(или жопа) у тебя стала тяжелее,засчет чего он и полетел прямо.
А я только что разбил свою самолетину,загнал в дерево,не смог определить расстояние до дерева,ну и собственно в это дерево его и загнал.Результаты краша на лицо,винт можно сказать поломан,кусок оторвал,кабанчики все попорвало,стаб вместе с рв полностью выдрало из корпуса.но это все ерунда,главное что я в свое время для себя сделал выводы,на этот самик я ставил все сервы в метале,и на все последующие тоже метал буду ставить.Сервы все целые,мотор тоже,регулю вообще по барабану,он у меня в броне.так что парни,на верно начинаю строить новый.

KLF
OlegIv:

Сделал центровку 25% и оттриммировал - летит ровно, но РВ получился отклонен от центрального положения. Угол атаки крыла вроде нулевой, почему же такой косяк?

Если можно убрать триммером - я бы не заморачивался. У меня покупной мотопланер есть - на предустановки лучше не смотреть, хотя вроде всё ровно склеено.😎
Скорее всего установочные углы “подгуляли”, можно выкосом мотора подправить, но аккуратно.

cross_tver
OlegIv:

Сделал центровку 25% и оттриммировал - летит ровно, но РВ получился отклонен от центрального положения. Угол атаки крыла вроде нулевой, почему же такой косяк?

Если направление с газом и без газа (с учетом достаточной скорости) не меняется, тогда углы. Если задирает с газом, тогда выкос.
И еще - задирает нос или все же хвост проваливается? На видео на взлете я разглядел проваливание хвоста… скорее из-за недостатка скорости-тяги-газа при задранном РВ

OlegIv

Ну вот и заморковил я свою “Экстру”. Так глупо получилось - зарулился, потерял положение в вечерних сумерках… Вот видео авиакатастрофы

www.youtube.com/watch?v=IrqMuJ35YQQ&feature=youtu.…

Удар такой сильный был, что думал, одни щепки останутся. Но нет, повреждения не так уж катастрофичны. Вырвало кабанчик РВ с мясом и сам РВ надорвался пополам. Местами поморщилась обшивка, морда изрядно помята, но моторама в порядке. Ну и консоли, само собой, пообломались. Морда после прогрева термофеном и вытяжки выглядит вот так
Пока что не буду переделывать, в воздухе не заметно будет. Позже, возможно, действительно сделаю по бутылочной технологии.

cross_tver
OlegIv:

… потерял положение в вечерних сумерках… Вот видео авиакатастрофы

А в начале так хорошо, ровненько полетела…
Я по сумеркам один раз тоже Як-пенолет раздолбал 😦 правда восстановить было сложнее, чем новый построить… Вот собственно эта Экстра и стала ему заменой 😃 Теперь для первых полетов очень аккуратно к выбору погоды отношусь… А в сумерки так вообще зарекся летать…

Андрей#

Морковка и уменя была в тот день!
И тоже по глупой причине - не проконтролировал контакт между акком и регулятором в результате чего, полная потеря управления самолётом и знатная морковка со 150 метров вертикальное падение как по рельсам удар об лёд, думал всё капец полный, но когда пришёл смотрю, а он целёхонький лежит:). После этого летал ещё полтора часа
Насчёт выкоса двигателя, думаю всем будет полезно знать, или кто уже знает так - для профилактики!
Продольная ось двигателя должна проходить строго через центр тяжести по двум осям
Кстати какой самолёт следующий планируете делать?

OlegIv
Андрей#:

Кстати какой самолёт следующий планируете делать?

Прежде всего восстановлю “Экстру”, очень модель понравилась. А после, наверно, покрупней какую-нибудь пилотажку. Вот на этот облизываюсь) rcopen.com/forum/f36/topic149843