Як 54 с ХС

EagleB3

Очередные вопросы от чайника:

  1. В комплекте есть 5 пластиковых колечек (похоже, нарублены из силиконовой трубки. Причем довольно криво). На схемах сборки я их нигде не увидел. Они куда-зачем?
  2. Для крепления тросов к качалке сервы в мануале нарисованы Z-наконечники с поперечным сверлением под тросик. В наборе их нет. Надо делать? Или просто тросик петлей в качалку? Или как лучше?
  3. Три маленькие наконечника в комплекте (на кабанчики элеронов и РВ). На схеме сборки в наконечнике нарисован поперечный винт. В комплекте этих винтов нет. Наплевать? И без них хорошо?
  4. Большие наконечники (на кабанчики РН). Под регулировочный наконечник троса в них есть канал. Наконечник вставляется миллиметра на три без сопротивления, т.е. это место просто не работает, и даже хуже - ограничивает глубину вворачивания наконечника для регулировки. Может быть, срезать? Достаточно прочным будет это винтовое соединение? Может быть, стоит на выходе наконечника троса (в щель, в которой будет ходить кабанчик) вложить со стороны кабанчика обуженную гаечку М2 и ввернуть наконечник в нее?
  5. Стоит ли замысливать в мотораме (усиливаю заводскую уголками из сосновой рейки) перегородку, которая в случае чего не даст аккумулятору сдвинуться вперед и терануться об ротор мотора?
  6. Мотор в мотораму: 2 винта крепления встают в заводские удлиненные прорези как родные. Оставшиеся два винта - ближе к центру. Удлиннить прорези и все? Ничего, что при этом они прорежутся почти до центрального отверстия (которое под ось мотора)? Все правильно? Или поставить мотор на заводскую металлическую крестовину, а уже для нее просверлить отверстия в мотораме? Винты крепления тогда уйдут ближе к жестким углам заводской коробки, но это лишний вес и на фото я такого ни у кого не видел…
  7. Как ставить колесо на карбоновую стойку? Просверлить, винт с шайбой “изнутри наружу”, шайба, гайка, затянуть; шайба, колесо, шайба, гайка на фиксаторе резьбы? Так? Никаких ноу-хау для посадки винта в стойку не придумано?
  8. Кронштейн попочного колесика надо отдвинуть подальше от корпуса. На роль прокладки-прослойки бальза пойдет? Или надо что-то пожестче? Сосна? Береза? Собираюсь надрезать-отогнуть пленку и наклеить эту деревяшку на корпус. Правильная задумка, или это лишнее?
vlad_den
EagleB3:
  1. В комплекте есть 5 пластиковых колечек
  1. Это для фиксации наконечника тяги на кабанчике, чтоб наконечник не разъединился.
EagleB3:

просто тросик петлей в качалку

  1. Не понял сути, наверное наплевать 😃
  2. лучше
EagleB3:

вложить со стороны кабанчика обуженную гаечку М2

    1. Мое мнение - известно - моторама никуда не годится. Перегородка ни к чему, лишний вес. Репейник + петля - достаточно.
  1. все так.
  2. Бальза пойдет.
    Надеюсь, смог помочь…
EagleB3

Конечно помог! Спасибо!!!
Я на своих пенолетках еще никогда не делал ни тросовых приводов, ни таких защелкивающихся наконечников не использовал. В общем, вопросов куча возникает.

А вот еще про комплектацию набора: там есть 4 длинных винта M2. Примерно по 40мм. Это они для чего положили?

vlad_den

Для крепления кабанчиков к элеронам. Насквозь.

EagleB3

Кстати, гляньте: у Сушки от Себы (размах 130см, винт 15х8 - да почти что рОдный брат нашему ЯКу!) 4 магнита (вместо наших двух) и ничего никуда не сдувает. Хотя я, наверное, все же сделаю “задвижку”, ибо магнитов красивых под рукой нет.
А на пузе вот тут и тут явно окно под выпуск воздуха.
Точно! Вот евонный мануал (блин! Какой мануал!!! Завидую…), на последних фотах (что на странице 15) эти окна очень хорошо видно.
Надо будет окна прорезать, а пленку обшивки, наверное, в этом месте накладкой из прозрачного широкого упаковочного скотча усилить.
Очень понравилась идея с воздухозаборниками для охлаждения мотора на мотораме (последние 2 фото на странице 16). Обязательно попробую нечто подобное приколхозить! Можно из потолочки слеить. Или от какого-нибудь сортирного утенка кусок стенки вырезать из места возле горлышка - чтобы плоский флакон с широкими “плечами”. В общем, источник - не вопрос…
Кстати! На зимний сезон от задувания снега можно вентиляционные окна в пузе примерно таким обтекателем закрыть! Один обтекатель на оба окна. Снаружи внутрь и отогнутые краешки - к стрингерам. Попереду - кусочек узкого канцелярского скотча.

Привод на румпель заднего колесика понравился. И за одно он же заглубится слегка, не надо будет проставку под его кронштейн городить. Я вообще собирался вложить его в трубочку от баллона со сжатым воздухом (для продувки оргтехники), а уже трубочку прилепить скотчем к РВ. Если сразу проволоку скотчем к РВ, думаю, она болтаться будет, ибо РВ толще диаметра проволоки.

И еще про охлаждение: регулятор по разному крепят; попадались фото с “репейником” в обхват. Примите совет электронщика - не надо так. Плоскости, что просматриваются под термоусадкой, это радиаторы. Чем больше по ним воздуха пройдет - тем лучше регулю будет. В идеале следовало бы над ними в термоусадке окно прорезать (чтобы только края радиатора фиксировались, миллиметра по три шириной, а посередине - голая пластина), да есть опаска, что лишняя влага попадать будет. Особенно в холодные сезоны - с мороза в комнату внес, на радиаторе образовался конденсат. Хорошо, если испарился-высох, а если в щель потек?
Поэтому однозначной рекомендации прорезать термоусадку дать не могу, но эти места старайтесь ни во что не укутывать…

iFly
EagleB3:

…ибо магнитов красивых под рукой нет.

[ Магниты /URL]

EagleB3:

…ибо магнитов красивых под рукой нет.

Магниты

vlad_den
EagleB3:

у Сушки от Себы (размах 130см, винт 15х8 - да почти что рОдный брат нашему ЯКу!) 4 магнита (вместо наших двух) и ничего никуда не сдувает.

Сдувает за милую душу! Туда тоже ставят задвижку. Окна для выхода воздуха делал немного дальше назад. При обратном креплении мотора воздухозаборники ни к чему.

EagleB3:

проволоку скотчем к РВ, думаю, она болтаться будет

Нет не болтается, только скотч ставил армированный стекловолокном.
Насчет регулятора - Вы абсолютно правы, обепечить обдув, можно крепить к мотораме, и лучше не репейником, а затягивающимся пластиковым хомутиком.

EagleB3

Да, скотч - это правильно! Я не буду вклеивать румпель в паз (как в мануалах Себы - IMHO, должна быть возможность продольного смещения румпеля относительно РН, иначе возможная несоосность даст лишнюю нагрузку на серву РН). Просто вложу его в паз, и поверх кину полоску скотча. У РВ будет меньше желания расщепиться, а у румпеля - меньше шансов вылететь из паза на кочках.
Паз вчера прорезал (наждачным кругом на гравере - аккуратно, быстро, ровно) и промазал эпоксидкой.

На завтрашний вечер намечена ответственная операция: вклеивание стабилизатора.
Морально готовлюсь, хорошо кушаю и собираюсь сегодня лечь спать пораньше. 😃

… А как бы половчее проверить параллельность крыльев и стабилизатора?
Пока мысли такие: пристыковать крылья, положить под них подставки и выровнять концы крыльев по высоте над столом.
Вставить РВ и проверить высоту его концов над столом. Если сошлось - вклеиваю на 30-тиминутную эпоксидку, выставляю перпендикулярность/равнодлинность и еще раз проверяю высоту концов над столом, пока эпоксидка не схватилась.
Так?
Или есть более прогрессивные способы?

И еще вопрос: в идеале расстояние между точками присоединения тросов к качалке РН и расстояние между точками присоединения тросов к кабанчикам РН должны быть равны, так?

vlad_den

Дмитрий, Ваш способ проверки паралельности стабилизатора и крыльев гораздо точнее. Я смотрел на глаз. Вроде получилось прилично.
И насчет точек присоединения тросов Вы правы. У меня это не идеально - в крайних отклонениях внутренний трос ослабевает, но я внимания не очень обращаю.

iFly
EagleB3:

И еще вопрос: в идеале расстояние между точками присоединения тросов к качалке РН и расстояние между точками присоединения тросов к кабанчикам РН должны быть равны, так?

Да (см. верхний эскиз). Если кабанчик РН вклеен со смещением (частый косяк при сборке, размер В на нижнем эскизе), то качалку на серво надо будет переделывать, как показано. Иначе тросы будут провисать.

FRUKT
EagleB3:

На фото видна пружина. А какая (хотя бы примерно…) у нее жесткость?

Жёсткость такая, что позволяет растягивать её руками с относительно небольшим усилием. Пужина на самолёте стоит с минимальным преднатягом, растяжки - поводки из плетёной лески. При относительно грубой посадке стойки не разгибаются, а пружинят. При жёсткой посадке отстреливаются срывные болты. За всё время полётов на Экстре только один раз отстрелился один из трёх болтов при относительно грубой посадке в ветер, стойка при этом тоже немного погнулась, но весь ремонт занял 10мин. прямо в поле. Остаток нейлонового болта при отстреле головки выкидывать не надо, как уже подсказали выше нужно купить десяток гаек М4 по 50коп./шт. и наворачивать их с циакрином на остаток болта, которого хватит очень надолго:)
Т.к. взлётный вес моей Экстры чуть больше 1,6кг., то срывных болтов 3, на моделях до 1,5кг. весом вполне хватит и двух. Супер-пупер усиления делать не надо, наберёшь лишнего веса и превратишь модель в кирпич, которому уже никакие усиления не помогут при морковке(3тьфу)😎
4мм. заделки с четырьмя шипами продаются на стройрынках или в мебельных магазинах. На ХС есть заделки в виде латунных винтовых бочонков высотой примерно 7-8мм., это если хочешь вживить их в какой-то брусок усилителя шасси.
Я летал на нескольких разных моделях со срывными болтами, очень помогали на грубых посадках, так же, как и пружинные растяжки между стойками. При этом ещё раз повторю: главное не переусердствовать и не перетяжелить всяческими усилениями модель!

EagleB3

Я поприкинул и сделал примерно как собирался:

  • Удалил китайские гайки М3 (высота резьбовой части 6мм);
  • Рассверлил отверстия и поставил гайки М4, обрезав их по высоте до 6мм (чтобы не торчали снизу из площадки). И зубы им поуменьшил на точиле до размера заводских 3мм. В итоге сели они прямо в прорези от зубов заводских гаек;
  • Две прямоугольные вставки из “фруктовой” фанеры, с окнами облегчения, на эпоксидку, вдоль набора.
  • Промазал все щели (которые у китайцев просто светились) эпоксидкой, без фанатизма.
    КМК, получилось очень прочно, жестко, и легко.

Под головы нейлоновых болтов собираюсь подложить лепестковые шайбы от радиодеталей (мощные диоды, стабилитроны, тиристоры). Лепестки тонкие, а шайбы под болты все равно, КМК, нужны. За отверстия в лепестках прицепится пружина (или серьга под пружину, из проволоки или лески).

FRUKT
EagleB3:

Под головы нейлоновых болтов собираюсь подложить лепестковые шайбы от радиодеталей

Не особо там шайбы нужны на самом деле, но если подложить хуже тоже не будетB-)
На одной из моделей я между горизонтальной планкой стойки шасси и фюзом вставлял двусторонний самоклёящийся скотч толщиной примерно 3-4мм. При этом бумажные полоски с него не снимал, т.е. не приклеивал этот скотч, а просто стягивал(не до упора!) срывными болтами стойки, оставляю некоторую возможность самой стойке “плавать”. Получался лишний демфер стойки шасси:)

EagleB3

Повозил по элеронам кабанчики из комплекта. Блин… Не годятся они туда! Вынос явно мал.
На досуге прикинул размеры в Солиде. Ось отверстия должна быть унесена не менее, чем на 7,5мм от среза стойки. А лучше - 8…9мм.

С моими качалками (R=15мм) получается, что высота отверстия должна быть 17,5мм над плоскостью элерона/крыла.
Кому интересно - рисунок PNG + чертеж из SolidWorks2007 (68Kb).

FRUKT

Чем больше расстояния до отверстия кабанчика, в которую вставляется тяга с качалки, от плоскости рулевой поверхности, тем большее плечо качалки потребуется. На стандартных ходах сервы по 60градусов в каждую сторону элероны должны отклоняться хотя бы по 45градусов в каждую сторону. Как правило этого вполне достаточно при условии, что элеронные машинки достаточно быстрые и сильные. Даже при таком отклонении элеронов на полных расходах приходится выставлять в передатчике экспоненту процентов на 30-40, иначе модель будет очень “острой” по крену и управлять её будет достаточно тяжело. Заточенные под жёсткий 3D пилотаж модели имеют площадь элеронов в треть крыла и отклоняются градусов на 60 в каждую сторону. Однако на таких летают уже очень продвинутые пилоты, без хороших пилотажных навыков разложить самолёт об планету с такими расходами пару пустяковB-)

vlad_den

Дмитрий, а Вы не слишком углубились в теоретические рассуждения? Простите за тупость:o, но я ничего не понял в Ваших рассчетах. Долго рассматривал рисунок - тот, что в PNG, Solid-а у меня нет, умнее не стал:(. Я ставил штатные кабанчики и летаю:). На двойных расходах крутится как бешеная кофемолка.

EagleB3

Ага-ага.
Я сейчас летаю на Футабе-6, и расходы (двойные/обычные) у меня отличаются очень немного. Но на двойных расходах у меня стоит отрицательную экспонента побольше (40…50%), а на обычных - тоже отрицательная, но поменьше (ок. 20%).

С ЯКом планирую юзать самодельный кодер, так там у меня (если потребуется) будет возможность завести и одинарные, и двойные, и три режима (пилотаж/полет/посадка). Итого 6 вариантов настроек. Не заблудиться бы… 😵

vlad_den

Да, и у меня - Футаба 6-ка. Так там как поставишь второй уровень расходов - так и будет. Экспоненты у меня примерно такие же. (По секрету 😃, я двойными расходами почти и не пользуюсь - боюсь:()

EagleB3
vlad_den:

Долго рассматривал рисунок - тот, что в PNG, Solid-а у меня нет, умнее не стал:(

Это просто прикидка, очень полезная для осознания “чего нужно, чтобы…”.

На верхнем рисунке - половинка элерона. У нас высота поверхности элерона “от петли” 8,5мм. Скос на нем - примерно 40 градусов. Значит, чтобы дотянуться до вертикали над осью вращения элерона (= идеальное хрестоматийное положение точки присоединения тяги), расстояние от оси отверстий в кабанчике до начала скоса на элероне должно быть не менее 7,13 мм. Иначе опора кабанчика в воздухе повиснет. У кабанчиков из комплекта это расстояние всего 2мм. Отклонение элерона в одну сторону и в другую будет не одинаковым при равных углах поворота качалки.
Разумеется, это не смертельно, тем более для чайника вроде меня. Но чтобы сделать хорошо - надо ставить другой кабанчик.

А на нижнем рисунке… Да, загромоздил я его…
Справа - элерон шириной 70мм и его “заводское” отклонение на высоту 35мм.
Две окружности с диаметрами по высоте отверстий в кабанчиках, как напоминалочка “от и до” = 24,5 и 27мм.
Плечо для крепления тяги и угол для отображения поворота плеча. Радиус плеча на схеме = 26мм.
Слева - ось сервы и две окружности, по отверстиям в качалке, тоже “от и до” = 13 и 15мм.
Плечо для крепления тяги и угол для отображения поворота плеча. Радиус плеча на схеме = 15мм.
Снизу - база между осями (условность, 130мм) и длина тяги (она зависит от радиусов качалки и кабанчика, рассчитывается Солидом автоматически. Калькулятор, типа…).
При текущих радиусах длина тяги = 130,46мм.

Ну а сама прикидка в “Солиде” выглядит, например, так:

Вопрос: если радиус качалки =13мм, то на какую величину отклонится элерон, если высота отверстия в кабанчике =19мм при повороте качалки на 60 градусов?

  1. Делаем размер “35мм” управляемым (т.е. возможным к автоматическому изменению - 2 щелчка мышью);
  2. Делаем угол качалки управляющим и даем ему значение 60 градусов (4 щелчка мышью);
  3. Задаем радиус качалки = 13мм (еще 2 щелчка мыши);
  4. Задаем радиус кабанчика 8,5+19 = 27,5мм (еще 2 щелчка мыши);
  5. Пересчиталась длина тяги, теперь она равна 130,81мм. Меняем длину на “верхней” тяге с прежних 130,46 на 130,81 (еще 2 щелчка мыши).
    Все, можно смотреть на размер отклонения элерона. Он равен 29,89мм

Можно посмотреть на влияние люфтов в соединениях тяги.
Заложимся на разницу в диаметрах тяги и отверстия =0,2мм. В сумме получим люфты 0,4мм.
Поменяем длину тяги на 131мм, а потом на 130,6мм. И увидим"болтания" задней кромки на 0,96мм.

Это все только выглядит сложно, а рисовал я всю эту красоту 10 минут.
…Один фиг сейчас на работе заняться не чем… 😒

P.S. посмотрел из интереса. Если взять “родной” кабанчик, с дефицитом смещения отверстий = 5мм, то при отклонении качалки на +60 градусов задняя кромка отклонится на +35,09мм, а при отклонении качалки на -60 градусов задняя кромка отклонится на -33,98мм. Разница 3%. Вроде и не много, но…

vlad_den

Кстати, для получения хорошей управляемости и устойчивости самолета, часто неодинаковые отклонения элеронов вверх и вниз делают намеренно - вниз должно быть несколько меньше. Я довольно много об этом читал. (правда источники в голову не приходят).

deepness

Так вроде делают на планерах с асимметричным профлем крыла.