3Dhobbyshop Extra 330SC 72"
Ну что же, вроде готово. Осталось измерить статику и прикинуть центровку. Взлетный вес ровно 4500гр, что дает нагрузку около 70гр, что обсалютно совпадает с 70м Сликом, который летает просто прекрасно.Компоновка сложилась так.
Долго крутил, вертел. Зашитость под бензин мешала. Вроде и просверлить не сложно, а лишних отверстий делать не хотелось. В итоге крупное отверстие в шпангоуте для проводов контроллера и 4 отверстия в мотораме под стяжки. Контроллер приподнял на небольшом постаменте из бальзы вокруг отверстия под серву газа. Вроде и отверстие функционирует и контроллер стоит правлильной стороной и плотно. Бек в итоге запихнул внутрь моторамы, по идее прямо в потоке воздуха. Тоннель решил закрыть нафиг прямо на входе, иначе только через него и будет сифонить, а в фюз нифига не попадет. На мотораму сзади положил прокладку из 14мм очень легкой пористой резины(упаковка от мотора) для защиты от болтов крепления мотора в случае чего.
С обтекателями была засада. Самолет совсем из первой партии, как оказалось позднее в них были обтекатели с неправильно отформованым пазом под стойку и отсутсвовали декали. Производитель всем америкосам вложил второй комплект обтекателей бесплатно, а нам фиг. Декали обещали выслать позднее. Поскольку у меня стало уже входить в привычку еще при сборке проклеивать обтекатели внутри по монтажной стороне парой слоев стеклоткани и угольной ниткой, появился вполне приличный дополнительный слой мяса, который позволил выфрезеровать паз под нужным углом, иначе обтекатель реально “лежал” на земле. Декали ждать уже не стоит, поскольку был преобретен комплект отдельно разработанных декалей который не в пример лучше, тех которые в наборе. Несмотря на то, что я сомневался из-за преобретенного цвета(уж больно красный нравится, но уже есть), после нанесения декалей внешний вид наконец тронул мое сердце. Вот, что вышло.(Самолет большой, комната маленькая.Безбашенно широкий угол немного исказил пропорции и особо не дает представления о размерах.)
Ждем погоду.😋
…после нанесения декалей внешний вид наконец тронул мое сердце…
Ну хорош а !!! 😃 Тока это… а хде Fly Low?!..
У тебя уже традиционно облёт Экстры происходит после взрослого снегопада, что 57-ая, что теперь 72-ая. Облёт Слика, уверен, помнишь, так что крепи батарейки понадёжнее 😁, насчёт е-метра моё предложение в силе.
P.S. Мне тут совершенно случайно попал винт Xoar F3A 19х12 деревянный, хочу всё-так попробовать чего он выдаст на Слике.
Fly Low нет, потому что не хватат. 😃 Естественно 2 стяжки с пряжками, на момент фотографии их у меня еще небыло, сейчас все уже стоит. Тебе, совершенно случайно, скоро можно будет магазин воздушных винтов открывать. 😃
Тебе, совершенно случайно, скоро можно будет магазин воздушных винтов открывать…
Барыго из меня плохой, единственный пенальти на форуме за то, что предложил желающим поменяться винтами, а надо было ещё и цену указать 😁.
Замеры статики XOAR 20х10 после 20 сек полного газа, батареи Рино 3700 25с прошедшие 60 циклов за прошедший год.
29,35В 74.9А 2198Ватт 6600 Об\мин
Страшное дело, на свеже заряженных батарейках выплюнуло 2400 Ватт. Много, я расчитывал на 1800-2000. Во время второго, не состоявшегося замера который специально проводился на батареях заряженных до 60%, потоком винта засосало в плоскость легкий фонарик, который подсвечивал тахометр. Минус винт. Возьму Ефлаевский деревянный 20х10, они полегче, надеюсь скинуть ампер 5-7. Гадство. 😦
Замеры Ефлаевского 20х10, он же видимо известен под именем Turnigy
устоявшиеся после 20 сек полного газа, свежая батарейка
30,04В 64,2А 1931Ватт 6795об\мин
самая “дохлая” сборка заряженная на 50-60%
28,7В 54А 1551Ватт 6255об\мин
Предварительно похоже на то, что надо. Дальше нужно летать и сравнивать. Возможно, нужно подумать про Xoar 20x8.
фонарик помог скинуть 10А 😛
я на бензинках тоже заметил что XOAR/JXF аэродинамически тяжёлые винты, но и летать с ними лучше. сравнивал и с двумя видами турниги и с АРС, такое ощущение что у XOAR больше шаг чем у турниги, а по сравнению с апс выше диаметр.
Прикладывая их друг к другу, шаг очень внешне похож на одинаковый. Измерять было лень, тем более в отсутствии приблуд все измерения с карандашиком, транспортиром и штангелем дают примерный результат. Но, ближе к законцовке лопасть турниджи значительно уже ксора, примерно в 1.5 раза, что возможно прямо и влияет на конечный результат. Меня больше позабавила полная несостоятельность всяких “приблизаторов” типа мотокальк. На такой мощной мотоустановке незначительное изменение одного из параметров выливаются в гигантские цифры, типа ± 300 Ватт. Мотокальк добавляет к этому еще и лапоть, несмотря на то, что константы были для заведомо более тяжелого АРС. Шутки шутками, но максимальная разница в результатах замеров всего 2х винтов одинакового шага и диаметра составляет порядка 35%, или всего 850 Ватт. 😃
уж час как дома, где отчет!? 😃
Витя, поздравляю с обновкой! Облетывать не “левом” будешь?
Ну, собственно свершилось. Немного перживал за транспортировку, но вроде все уместилось. Валера не переживай, у тебя тоже влезет без проблем.
Погоду обещали почти безветренную, но обманули. Дуло метров 5 точно и было пасмурно. Наплевав на суеверия, щелкаем самолет, чтобы если “чаго” хоть фото осталось.И в небо.
Охать и ахать не буду, все полетело. Сделал 3 полета, потриммировался, немного поколбасился. Достаточно рутинно и ничего особо интересного, поэтому фото и видео нет, и слава богу. Сейчас осмысливая все, что было днем понимаю, что много чего не так и не этак, поэтому впечатления очень сухие. Как я уже сказал, поддувало. Я честно говоря не ожидал, что самолет такого размера будет так чувствителен к ветру. Конечно, это не значит, что летать не возможно, но осадок остался. Толи правда очень легкий, но ощющение борьбы с ветром осталось точно.Опыта эксплуатации такого размера у меня нет, может оно так и должно быть,но впечатление №1 - воздушный шарик - дирежбомбель. Проблема вполне решима, тот самый “пайлот” с фото сверху и возможно акки емкостью 4.5 подкинут общего веса. Посмотрим на реакцию. Изначально я очень долго мучался с выбором мотоустановки, хотелось “и рыбку съесть и…”, поэтому был выбран “правильный” 8ми баночный мотор с опахалом 20х10 работающий на небольших токах, чтобы обеспечить минимальное полетное время в 8 минут.Прет! Как трактор по борозде, непреклонно, но очень медленно. Т.е. не очень медленно, но и не быстро. Тяги - ВО, скорости - во. На прямиках иногда доходил до полного газа, что неправильно. Посмотрел на триммеры после первого взлета( честно, с утюгом вытягивал все рули, все стояло в нуле) и ужаснулся - РН вправо 16, элероны влево 16. Ну и нахера весь этот обдув (который якобы так нужен)нужен, если от него самолет раком летит? Как верил, что с диаметром перебирать нельзя, так еще больше верю, после сегодня.😠 Из подвиса вылетает легко, вертикаль не очень бодро, но летит, но общее впечатление №2 - дерижбомбель с моторчиком. Будем лечить, пока в планах 19х12. Возможно и ефлаевский винт гавно, но ксор больно много хавал. Поиграю с винтами, если ничего не поможет, возьму мотор под 18 винт.
Центровка в первом полете была слишком нейтральная(хотя находится ровно посередине рекомендованного диапазона -143мм), в 2х последующих двинул немного вперед, стало приличнее. Расходы вполне себе, к маленьким пока претензий нет, на больших вертится огого. Сначала было как то дергано, это отметили все, кто был рядом. У меня было ощющение переруливания и ватности, поэтому прибрал рек. экспоненты с 75 до 70, стало понятнее и лучше. С расходом руля высоты(памятуя опыт 57ой Экстры) я видимо пожадничал. Сейчас стоит 55 вверх и 50 вниз. Субъективно для первого раза - многовато. Нет, харриер, плоские штопора, водопад - нет проблем. Но гипер чувствительнось по тангажу при полете на скорости немного напрягает. Возможно и центровка - будем посмотреть. Крутится во всех плоскостях очень резво и вполне точно. Не могу сказать, что сразу попадал в снэпы, но к 3му полету понимание самолета вроде появилось. Очень забавно, когда большой легкий самолет очень резво крутится почти на месте. Общее впечатление №3 - дерижбамбель с моторчиком и откланяемым вектором тяги. Самолет очень стабилен, хорошо летит в харриере, классно крутится в плоских штопорах и водопадах, красиво лифтит, хорошо делает штопорную бочку и хорошо летит на ноже, в том числе и высоком, хотя немного микширования в последствии надо будет. Очень хорошо самолет показывает наступление срыва при пережиме ручек, масса времени увидеть, понять и исправить. На посдаке даже с боковиком под 90 никаких проблем не доставляет, кстати ширина полосы была всего 3-4 метра. Общее впечатление №4 - очень вменяемый дерижбамбель с моторчиком и откланяемым вектором тяги.😁
Конечно я немного драматизирую, большой красивый самолет, он очень неплохо летает и будет летать. Просто мои ожидания оказались сильно отличными от реальности. Надо его немного подучить и самому подучиться, все же размер для меня новый со своими нюансами больших моделей. В первую очередь надо разобраться с ВМГ, остальное - рутинная настройка, которая завершится вылетов через 50 и особых проблем не доставит. Конечно, несотря на легкую разочарованность, я все же доволен. Будем посмотреть, что будет дальше.
Большое спасибо Даванкову Андрею и Анатолию Глоткину за, как всегда, теплый прием в Тушино и моральную поддержку с фотографиями во время облета.
Витя, поздравляю от души с облетом! Наконец-то свершилось 😋
Не знаю, мне кажется ты немного и по-доброму похож сейчас на Верещагина, когда он ел черную икру ложкой из миски и просил хоть бы кусок хлеба 😁
У меня, например, от момента получения коробки до сих пор улыбочка появляется, когда подхожу к этому самолету. Ну блин все так по-другому, аж дух захватывает. Берешь например и спокойно засовываешь руку по локоть в тоннель со стороны двигателя 😎. Или вот до сих у меня в голове не укладывается - неужели на этой центральной площадке, которая за трубой, не надо будет ничего ставить?😇 Прикольно!
Приехала коробка так
Собираю я конечно намного медленнее. Опыта нет, да и получается только в выходные и то не целиком. Да еще не понятно что куда пристроить…
Регулятор я поставил слево, бек попросился на верх.
А серву РВ поставил справо
Остальное в принципе как у Вити
Одну шаровую на качалке РН поставил вниз, чтобы тросики не терлись, а то как-то не комфортно
По большому счету осталось переднюю стойку поставить, декали приклеить, предварительную регулировку рулей, газануть и в поле 😉
Надеюсь до Нового года облетать.
Симпатичная самолетина. Полеты правда не застал - уезжали уже, но глазу было приятно 😉
Я, в Витином случае, особо бы не парился. Первое - это винт, который ИМХО весьма своеобразен, Второе - первые полёты на незнакомом самолёте подобного размера. Уверен, после работы с винтами и после полётов двадцати-тридцати всё станет на свои места. Поздравляю с облётом и более чем уверен, что и в 72-м размере Экстра будет тебе нравится не меньше, чем в 57-м! 😃
одна серва на РВ? странно это.
одна серва на РВ? странно это.
Что же тут странного, если её хватает более чем? Я, конечно, на Слике до 50+ расходы не делал, но Виктору даже при его расходах хватило.
а кроме “хватает” другие проблемы не тревожат?
Не знаю, мне кажется ты немного и по-доброму похож сейчас на Верещагина, когда он ел черную икру ложкой из миски и просил хоть бы кусок хлеба
Валер, так за державу обидно!😁
одна серва на РВ? странно это.
Такую на 6в?
Hitec HS-7985MG
Motor Type: Coreless
Bearing Type: Dual Ball Bearing
Speed (4.8V/6.0V): 0.16 / 0.13
Torque oz./in. (4.8V/6.0V): 144 / 172Torque
kg./cm. (4.8V/6.0V): 10.4 / 12.4
Size in Inches: 1.57 x 0.78 x 1.45
Size in Millimeters: 39.88 x 19.81 x 36.83
Weight ounces: 2.18
Weight grams: 61.80
Ничего странного. Вибраций нет, запас почти в 2.7 раза.Микшировать половинки РВ в купе с элеронами особого смысла не имеет. Дублирование в плане надежности тоже не вызывает сильного доверия.
В дополнение к вчерашнему. Я в запале немного попутал. Триммирование по элеронам было влево, соответственно самолет крутило вправо, что не может никак быть последствиями от винта. Хотя триммирование по курсу явно наследство пропеллера.Сегодня соберу, посмотрю геометрию. Может и на морозе подкрутило, но не верится, не такой уж был и мороз. Летал на 3700, судя по напряжению, остатка после 7.30мин полета как раз около 20%, зарядник показывал примерно тоже самое. Второй и третий полеты газ уже не жалел. Почти ОК. Поиграем с винтами в надежде на лучшее.
а кроме “хватает” другие проблемы не тревожат?
А какие должны тревожить?
половинки РВ связаны достаточно жёстко? если да и скручивать не будет, то ок.
Да, жестко. Там переклей из текстолита 8-10мм толщиной и 13-15 шириной, в половинки РВ заходит на 70-80мм.
Большие декали клеить конечно не просто:)
Попробовал с водой - тоже не очень получалось. Для меня удебнее было накладывать без шпателя, приглаживая просто рукой без сильного нажима, чтобы монтажка не насмерть прилипала к буквам. После снятия монтажки пузыри остаются большие и их потом спокойно можно убирать иголочкой и шпателем.
Без тапок вид конечно не тот, зато запросто можно катать за хвост. Тапки подшаманить надо, потом поставлю. 😃
Попробовал газануть дома 😃 В принцыпе, если сзади все не закрепленное убрать, то вполне нормально. Я только не подумал о фотографиях на стене в рамках А4. Слетели по счету раз 😆
Результаты на фотках, коментировать не буду. Там вроде все понятно.
19*10 АРС:
Другие винты больше для F3A, их не мерял.
Расходы еще не успел сделать. Поеду полосу посмотрю.Хотя идет дождь, но может попозже перестанет😒