Реплика модели "Сухой-29"

Nachal_nik

Я AXI сравнивал по калькулятору с Хаккером, Аксик проиграл. Сначала строю, потом мотор заказываю.

John63

Всем привет! Я тоже решил приобщиться к постройке этой модели. Спасибо Хасану за чертежи!
Получив файлы, я пересобрал самолёт в Солиде. По пути переделал набор на удобные мне толщины материалов, так, как 2мм фанеру по-быстрому мне достать негде, сделал 3мм. Нарезал и начал собирать. Вылезли пара ошибок. Не хватает ответных пазов под шипы в передней зашивке фюзеляжа. В крыле тоже есть что-то, уже не помню.
Когда пересобирал модель в Солиде, обнаружил, что при сборке возникнут серьёзные сложности при строительстве, в обеспечении ровности самолёта. Я дорисовал стапельные лапки к шпангоутам и сделал небольшой стапель для крыла. Стало чуть легче.
Друзья, как вы обеспечивали ровность сборки?

XASAN
John63:

Когда пересобирал модель в Солиде, обнаружил, что при сборке возникнут серьёзные сложности при строительстве, в обеспечении ровности самолёта. Я дорисовал стапельные лапки к шпангоутам и сделал небольшой стапель для крыла. Стало чуть легче.
Друзья, как вы обеспечивали ровность сборки?

Из тез кого знаю, кто мне присылал фото сборки, сами делают приспособы, дорисовывают ножки и пр. Пример forum.modelka.com.ua/index.php?showtopic=45739&st=… Другие собирают без приспособ, на глаз и вроде бы ровно получается.
Собирать некоторые части модели действительно сложно, я об этом тоже давно думаю. Изначально я не закладывал приспособ или стапелей для сборки т.к. не планировалось собирать модель с 0-ля. Я вообще думал, что все ограничится мелким ремонтом. Хорошо бы сделать стапеля для сборки, например, для хвостовых шпангоутов и крыла. Остальное без приспособ собрать можно.
Насчет фанеры, согласен, 2мм достать сложно, лучше сразу под 3мм переделать. У меня есть версия под 3мм, на видео выше она летает и на моих фото в этой теме.

John63

Я немного модифицировал элероны. В фюзеляже, вместо 3мм стрингера, который идёт вдоль всего фюзеляжа под лонжероном, я нарисовал две детали, которые задают необходимый отступ для задних шпангоутов, что-то вроде лонжерона. В него вставляется киль. 3 хвостовых шпангоута сделал из 3мм бальзы, заднюю кромку элеронов, сделал из 2мм бальзы, заднюю стенку консоли сделал из 3мм бальзы.

XASAN
John63:

Я немного модифицировал элероны

Интересно, а фото процесса сборки будешь выкладывать? И если не сложно, данные по весам, я тут собираю статистику.😃
Кстати, я же изменил дизайн хвостового оперения. Если интересно, пошлю чертеж. На фото выше оно есть.

John63

Хвост я всё равно перерисовывал.
Фотоотчет.
















AlexOrlo

Ребят, извините если не туда пишу, но всё же…
Некоторые пишут о модификации/облегчении капота и фонаря на сушку. Мне тоже зачесалось. Если можете расскажите о применяемых материалов. А то все только фотки выкладывают, а из чего не понятно. Как я себе это представляю: леплю “негативный” болван на оригинальном фонаре/ капоте (себарт е50). Потом промазываю его чем-то (чем?) внутри, чтоб не пристовало к болвану. Можно использовать например гипс для изготовления болванки?. И теперь самое главное что применить, какие материалы? Конечно можно стекловолокно+епоксидка или полиэфир, но выиграю я что либо в весе? Как зделать прозрачный фонарь? Колитесь Господа модэлисты. Мне обсалюто пофиг на прочность, главное чтоб полегче и не кустарно выглядело.

XASAN
AlexOrlo:

Колитесь Господа модэлисты. Мне обсалюто пофиг на прочность, главное чтоб полегче и не кустарно выглядело.

У меня капот стеклопластиковый, получился легкий и прочный. У оригинала тоже стеклопластиковый. Стеклопластиковые детали формуются в матрице, технологии есть на этом форуме. Способ требует вложений и времени, желательно заниматься этим в мастерской.
Можно капот сделать по бутылочной технолигии, горячей вытяжкой на болване, это дешевле. По весу существенной разницы не будет, но прочности и жесткости намного меньше будет. Можно даже взять подходящую стеклянную банку, например, из под огурцов и ее использовать как болван. Чтобы сделать жабры на капоте, нужно приклеить к банке в соответствующих местах отрезки медной проволоки нужного диаметра и длины. Одеваем какую нить большую бутылку из ПЭТа на банку и греем равномерно. Когда ПЭТ усядется, там где отрезки проволоки образуются поверхности похожие на жабры. Только потом нужно все очень аккуратно обрезать, чтобы не потрескалось. Были где-то у меня интересные ссылки по этой технологии, найду выложу.
Остекление фонаря выдувается из ПЭТа, вакуумной формовкой. Здесь тоже не все так просто. Нужен станок для вытяжки, мощный отсосник для вакуума, материал, болван с очень качественной поверхностью. Прозрачный, бесцветный ПЭТ можно после вытяжки затонировать, получится тонированный фонарь. Можно сделать проще, по бутылочной технологии, как и капот.

AlexOrlo

Тоесть сделать деталь полегче чем в оригинале не получится?

XASAN
AlexOrlo:

Тоесть сделать деталь полегче чем в оригинале не получится?

Смотря какие детали. Попробуйте, может у вас получится.😃

serop72
AlexOrlo:

Тоесть сделать деталь полегче чем в оригинале не получится?

получиться, почему нет?
оригинальный капот. на самом деле не лёгкий и не прочный, а толстенный слой краски на нём лёгкости точно не добавляет!
при выклейке с окраской в матрице, будет точно легче
термоусакдкой из пэт будет легче
фонарь стеклопластиковый (или карбон) можно легче чем вакумная формовка (термоусадка пэт вес тот-же)
лёгкий капот-гарантированное не попадание в центровку (у него и так задняя, а двигать батарею некуда)
экономить вес надо в других местах и по другому (бальза, фанера, клей)
центровку исправлять (как Хасани сделал во второй версии-машинка РН перенесена в фюзеляж -и тому подобные действа)

AlexOrlo

Ну как раз с ЦТ проблем не будет… серва РН уже спереди.

AlexOrlo

А какая будет разница в весе при использовании стекловолокна или карбона? Просто стекловолокна у меня много, а карбон ещё найти нужно… и чё легче полиэфирка или епоксидка? Если судить по удобству, то с полиэфиркой легче мне работать, да и не такие вредные пары.

XASAN

Готово остекление фонаря, спасибо Валере(Larsik). Получилось очень хорошо. На фото стекло не мутное, это оно покрыто технологической защитной пленкой, которая потом удаляется. Остекление фонаря изготовлено методом вакуумной формовки, материал ПЭТ(полиэтилентерефталат).
Собираю потихоньку, скоро выложу фото. 😃

как-то так должно выглядеть…

AlexOrlo:

А какая будет разница в весе при использовании стекловолокна или карбона? Просто стекловолокна у меня много, а карбон ещё найти нужно… и чё легче полиэфирка или епоксидка? Если судить по удобству, то с полиэфиркой легче мне работать, да и не такие вредные пары.

Карбон полегче и жестче будет, но капот получится дороже, чем стеклопластиковый аналог. На сколько легче сложно сказать, все зависит от технологии. К тому же углепластиковые детали обладают низкой радиопрозрачностью. Поэтому, я бы его не стал делать из карбона, думаю, стеклопластик самый лучший вариант, если доступны технологии. Насчет смол не подскажу, но могу узнать.

John63

Я фонарь купил бы)
Закончил сборку и вышкуривание модели.
Вот, что получилось по весам:
Правая консоль - 83
Левая консоль - 84
Фюзеляж с килем -257
Элерон - 13
Элерон - 12
К сожалению, моя попытка сделать крыло ровным не удалась. Обе консоли немного скрутило. Это говорит о том, что я не ответственно подошёл к этой проблеме. Я перерисовал стапель, теперь подпор будет под каждой нервюрой. Буду собирать вторую модель.

Waters1

К кому обратится за фонарем и капотом?
Я бы с удовольствием прикупил парочку.

serop72
John63:

К сожалению, моя попытка сделать крыло ровным не удалась. Обе консоли немного скрутило

Евгений, мне кажется, при зашивке лобика вы делаете ошибку (как и многии) тоесть просто кладёте обшивку лобика, а потом приклееваете переднюю кромку, уже не в стапеле, я так понимаю…

Я считаю, что нужна опорная рейка на передней кромке (достаточно 2 мм толщины) , к которой приклеится зашивка, в стапеле, и кессон замкнёться, и последующая рейка кромки только оформит сечение кромки…если нет опорной, то кессон не замкнут-крыло гуляет…да и ровно обшивку (без волн) к кромке приклеить сложно без полноценного стапеля (например пенопластового ложа) …я так думаю
PS Не поделетесь файлами стапельного подпора под нервюры?..и, как элерон собирали?
PPS у меня на первом варианте крыло было ровное.(как то без стапеля умудрился)…а вот элероны винтом

John63
serop72:

Евгений, мне кажется, при зашивке лобика вы делаете ошибку (как и многии) тоесть просто кладёте обшивку лобика, а потом приклееваете переднюю кромку, уже не в стапеле, я так понимаю…

Это не важно. Изогнутая зашивка лобика уже образует замкнутый контур и если консоль скрутило или изогнуло, то ее в таком состоянии уже не выправить никаким способом.
Одна консоль у меня похуже, вторая получше. Но обе мне не нравятся. Трудно собрать крыло с таким конструктивом “на весу” и при том ровно.
Я сейчас перерисовал стапель и нарисовал отдельный ложемент для придания формы лобику и гаргроту. В них будет закладываться мокрая бальза и лежать до высыхания. Затем отформованный лоскут, по моему замыслу, будет легко клеиться к лобику, не закручивая консоль. С гаргротом тоже приходится долго возиться, подгонять. А точно вырезанный и отформованный в ложементе гаргрот не будет доставлять неудобств при монтаже. Вообще, на таком масштабе, я бы поставил на гаргроте 1мм бальзу.
Закончу рисование и выложу стапель.



Губанов_Игорь
serop72:

опорная рейка на передней кромке (достаточно 2 мм толщины) , к которой приклеится зашивка, в стапеле, и кессон замкнётся, и последующая рейка кромки только оформит сечение кромки…если нет опорной, то кессон не замкнут-крыло гуляет…да и ровно обшивку (без волн) к кромке приклеить сложно без полноценного стапеля

Жень - это классика!

serop72
John63:

В них будет закладываться мокрая бальза и лежать до высыхания. Затем отформованный лоскут, по моему замыслу, будет легко клеиться к лобику, не закручивая консоль.

НЕ надо мокрую бальзу на лобик.-нет там такой кривизны. чтобы требовала мочить-я все крылья зашиваю сухой бальзой…на гаргроте. ещё куда нишло-там кривизна поболе (и то по возможности насухо. или с минимальным увлажнением снаружи выкроек) а на лобик крыла точно сухую…не усложняйте!

John63

На лобик пойдёт полностью высушенный и имеющий точную форму крыла кусок. Мокрым он будет в оправке.