Модели из 3D принтера
Спасибо! Хватает мощности такого мотора для вертикали и петель?
Мой сетап ИЛа:
-сервоприводы Corona CS238MG
-мотор pilotage 3020/07-850
-регулятор 60А
-батарея 4S 3300 70C
-пропеллер 11х6, ДВС
. Остаются два вопроса: живучесть/ремонтопригодность, и сложность конструктива/изготовления. Но это только практика покажет. Эти Ла уже поднимались в воздух в каком-либо виде? (это просто вопрос, просьба не видеть в нем никакой “фиги в кармане”)))
Пока эта модель создаётся в рамках проекта “военно-исторический KIT”. 2x2. Як-3 +Ла-5 vs. Ме-109+FW-190. Масштаб 1:12 или 1:15. Як-3 существует в в 1:12,а Ла-5 разрабатывается в 1:15. Разработка 3D модели под печать - процесс достаточно длительный. И стандарт 250 г получается не из правил вашего регионального “Союза-250”, а из возможностей винтомоторной установки на этот масштаб. С пропеллером 8" мотор даёт тягу 300 г, а трёхлопастной 7" - 260 г. На фотках крыло необтянутое, поэтому даже для несильно наблюдательного человека можно сделать заключение: модель пока лётные испытания не проходила. Однако спроектирована она по всем правилам модельного дизайна и аэродинамики, поэтому больших сомнений в её летабельности нет. Придёт время и её облетают. Сам я только конструктор.
Самая главная разница между существующими бутылколётами и возможной гибридной моделью, это конечно философия. В первом случае - кустарное производство индивидуальных обьектов с малыми капиталовложениями. Материал из бытовых и строительных отходов. Во втором случае - индустриальное производство мелкосерийных обьектов со значительными (сравнительно) капиталовложениями. Особенно, если дело коснётся легального софта. Да и качественный принтер стоит недёшево. Как и расходные материалы. Однако возможности тиражирования как и причащение к современным технологиям и культуре цифрового производства должны взять верх. Как там у классиков:“Железный конь придёт на смену крестьянской лошадке”. И кустаря-одиночку без мотора обязательно сменит современный цифровой дизайнер с роботизированной заготовительной частью и точной отвёрточной сборкой. Спорить об этом также бессмысленно, как заставлять современных детей клеить модели из желудей и спичек.
Про “фигу в кармане”. В приличном обществе об этом не только не говорят, но даже и не думают. А руки держат расслабленными. Для плавных артистичных жестов. Сжатые кулаки, фиги и прочие судорожные телодвижения - удел плебеев. Агрессивных и завистливых. Так что следите за руками, господа р.
Спасибо! Хватает мощности такого мотора для вертикали и петель?
Мощности вполне хватает, батарею можно смело уменьшать по емкости примерно до 2200
Про “фигу в кармане”. В приличном обществе об этом не только не говорят, но даже и не думают. А руки держат расслабленными. Для плавных артистичных жестов. Сжатые кулаки, фиги и прочие судорожные телодвижения - удел плебеев. Агрессивных и завистливых. Так что следите за руками, господа р.
Ну, коль скоро мой совершенно нейтральный комментарий вызвал столь многословную реакцию… Тут ведь далеко не все в курсе ваших прошлых попыток общаться с бойцовским сообществом (несомненно своеобразным в манерах, что, собственно, вызвано особенностями увлечения участников, и, что уж греха таить, токсичным к тем, кто не принимает местных правил и пытается дискутировать без достаточных, по бойцовым понятиям, оснований), поэтому весь этот разговор со стороны может выглядеть странно. Но, к главному: это – не бойцовый раздел. И я здесь не для того, чтобы проповедовать бойцовские ценности и традиции общения, и вещать с этих позиций. Просто частное лицо, зашедшее пообщаться на интересующие темы – про модели и технологии. Расслабленно и с артистичными жестами, если угодно. Сможете меня ТАК воспринимать? Очень надеюсь 😃
И стандарт 250 г получается не из правил вашего регионального “Союза-250”
Виктор высказал сомнения по поводу перспектив ЛТХ модели Ла-7 такого массогабарита. И я лишь в качестве иллюстрации привел пример успешно летающих моделей, уже существующих в реальной жизни и в количествах. Без подтекста.
На фотках крыло необтянутое, поэтому даже для несильно наблюдательного человека можно сделать заключение: модель пока лётные испытания не проходила.
Многие авторы моделей выкладывают картинки создания модели постфактум, когда она уже закончена, это раз. Моделей может быть более одной, это два. Чем обвинять меня в невнимательности, можно было просто ответить “да” или “нет”. Всего-то ведь хотелось понять впечатления от полета, если они уже есть. Нет – ничего, подождем.
возможности тиражирования как и причащение к современным технологиям и культуре цифрового производства должны взять верх
Лично я с этим совершенно согласен, потому и интересуюсь данной веткой. Однако философия философией, но надо видеть (ставить) конкретную цель. Это уже не технологии, и не “боевое применение”, это – маркетинг. Какая ЦА у этой модели? С чем эта модель будет конкурировать? Каковы ее killer features? К примеру, если посравнивать вот с этим hobbyking.com/…/h-king-p-51d-moonbeam-mcswine-750m…, ну и с 3DLabPrint?.. Если, конечно, это не просто лабораторная работа/эксперимент с технологиями и материалами, а попытка создать что-то, на чем кто-то потом будет летать (а я, честно, по своей “ненаблюдательности” так пока и не понял, первое это или второе все-таки)…
Мощности вполне хватает, батарею можно смело уменьшать по емкости примерно до 2200
а я бы предложил еще попробовать с этим же мотором поставить шестибаночный аккум примерно на 1800, и винтик поменьше. Еще лучше полетит )
Сможете меня ТАК воспринимать?
Я уже именно так Вас и воспринял. Иначе бы не ответил. Также добавлю, что никаких дискуссий вести не расположен. Ни за, ни против. Проектирование и постройка прототипов это была моя работа и теперь хобби. Кроме авиамоделей есть и много других проектов. Единственный способ проверить жизнеспособность представленной модели - это построить её и испытать в заинтересованном пространстве. Так сказать flit test. Если у Вас лично (или “со товарищи”) появится такое желание, то я без всяких условий передам необходимую документацию для реализации этого проекта. Чтобы было интереснее, могу добавить и Як-3. Этот существует в 1:12 scale и было бы любопытно сравнить их ТТХ. В этом случае, правда нужно будет слегка почистить дизайн по аналогии с “лавкой”, чтобы довести вес модели до приемлимых 500 г. Подумайте и напишите мне в личку, чтобы не терять времени на пинг-понг.
Красивый. На такой размер уже шасси можно ставить.
…существует в 1:12 scale…
For Van der Graaf: Теперь и Ла-5 сделан в варианте 1:12. Речь идёт о 3D модели. Напишите мне и тогда договоримся о передаче stl.
Добавлено крыло (FOAM+законцовки - PLA) 850 mm. Модель Ла-5 (1:12) готова для постройки.
Как это FOAM крыло изготовить? Выкройки?
Крепёж под сервы предусмотрен? (вообще в самолёте, не только в крыле)
Как любое крыло из пенопласта. Нагретой нихромовой струной. Есть выкройки концевых нервюр. Выкройка крыла в плане. Если надумаете делать (ваше дело - фюзеляж и оперение) то свяжитесь с Van der Graaf ( у него есть готовые крылья под этот масштаб) обговорите детали и тогда напишите мне в личку. В крыле есть выборка под 3 г серво. Для элеронов. В отсеке фюзеляжа под фонарём кабины есть площадки для установки серв РН и РВ. Пока лючки для них делать не стал. Всё зависит от конечной балансировки модели и от наличия конкретных сервов. Сьёмный гаргрот позволяет легко сделать проводку тяг. А конструкция оперения - установку кабанчиков. Причём кабанчик на РВ устанавливается внутри хвостового сегмента. (есть на фото). А для крепления кабанчика на РН в последнем есть площадка. Если надумаете делать модель Ла-5 в 1:12, то по мере приближения к разводке управления я вам помогу. Если понадобяться дополнительные крепежи для серво, например.
Это совсем другая, своеобразная технология, в которую тоже нужно входить, делать заготовки концевых нервюр из чего-то жаропрочного, вобщем для простого обывателя (куда и катится современный моделизм) это сложно. Может всё-таки сделать печатный вариант? Если не хочется делать полностью печатный, то можно оставить как старой версии секции под вставки из потолочки.
По теме: обнаружил что PETG пластик подешевел до цены PLA ~750р за 1кг.
В связи с этим начал переход на данный вид пластика. Пока ощущения крайне положительные. Летных испытаний пока не было, только руками ломал 😃
Печатаю хорошо известный мне спитфайр от 3DLab. Модели отдельно не слайсил, просто в принтере при запуске печати выставляю температуру стола и экструдера, у меня это очень удобно делать (плата Lerge).
Пока готов фюзеляж. Его можно брать за стабилизатор и трясти по тангажу, ни каких намеков на разрушение. Также испытания на разлом показали что стенка получается достаточно равнопрочной. Разрушение идёт произвольной линией, которая постоянно меняет направление, в отличии от PLA, который ломается почти всегда вдоль слоев.
Однако, печать пошла не сразу. Пластик оказался мокрый, шипел, пенился, не прилипал и имел никакую прочность. Часов 8 в духовке при 60-70 градусах и пластик координально изменился 😃
За цену PLA - это совсем другой уровень.
Ещё дополнительно убедился что обтяжка модели скотчем придает печатному самолёту неубиваемость.
Сегодня 8 полётов перетяжеленного Edge540 от 3DLab (чуть больше 1500г взлетного) почти без исключения были грубые посадки, одна из которых вынужденная в траву и кувырок через крыло колесом, плюс вчера ещё штуки три жестких. Ни царапины. Только стойки шасси в хлам. Материал PLA.
Итого есть ощущение что PETG + скотч должно быть по живучести лучше пены. Это собираюсь проверить.
При этом грунтовать и покрывать лаком не нужно, достаточно будет просто покрасить эмалью. Раньше грунтовал и лакировал для дополнительной прочности PLA, но это сильно нагоняет вес.
Что ещё интересно и противоречит тому что читал в интернете про PETG: прилипание к чистому, хорошо вымытому зеркалу, разогретому до 95 градусов очень сильное и намного если не на порядок выше чем к зеркалу, покрытому тонким слоем клея-карандаша и разогретого до 85-95 градусов. В случае с клеем повышение температуры ухудшает сцепление. На низкой температуре пластик получается жесткий и отщелкивается. На высокой - не липет совсем. Но на чистом зеркале на 95 - превосходно липнет и потом отходит сам при остывании.
Если не хочется делать полностью печатный, то можно оставить как старой версии секции под вставки из потолочки.
Это совсем другая, своеобразная технология, в которую тоже нужно входить, делать заготовки концевых нервюр из чего-то жаропрочного, вобщем для простого обывателя (куда и катится современный моделизм) это сложно.
Если правильно догадался, то эта тирада была адресована мне? Обычно molds вырезаются из стеклотекстолита, фанеры, MDF. В двух последних случаях кромки заклеиваются алюминиевым scotch. Но, как Вы изволили заметить, “для обывателя это слишком сложно”. А вот с суждением о современном моделизме (не туда он катится, ох не туда) позволю себе не согласиться. Настоящий моделизм (аэро, в том числе) спокойно эволюционирует. Используя ту же аддитивную технологию как заготовительную или для производства наиболее сложных пространственных обьектов. Без фанатизма и обывательской упёртости, основанной на ограниченных знаниях и плохой производственной подготовке. Так что за моделизмы сильно не страдайте.
Что касается существа вопроса по крылу, то данная модель имеет два варианта крыла гибридной конструкции с использованием депрона. В первом структура крыла, собранная из напечатанных элементов, оклеивается оболочкой из 3 мм депрона по полкам на лонжеронах и концевых нервюрах. Во втором, применяется техника цельнокроеного крыла из листа 3-5 мм депрона. Профилирование достигается продольной вставкой внутрь кессона. Технология весьма популярная в сборке из KIT лёгких моделей-полукопий масштаба 1:12,1:15. Очевидно эта техника была бы вполне работоспособной именно в случае использования данной модели (Ла-5) в соревнованиях по воздушному бою.
Изготавливается быстро, по заготовленным шаблонам из картона (интересно, это современному обывателю-печатнику по силам???) , может армироваться и покрываться сверху. На фото представлены варианты фюзеляжа Ла-5 1:12 с консолями крыла по представленным технологиям.
Если правильно догадался, то эта тирада была адресована мне?
Разумеется.
Всё дело в том, что слишком просто сделать всё слишком сложно. Не осуждаю выбранный подход, каждый сам себе художник, но позволю покритиковать 😃
Предположим, я хочу собрать данный Ла-5. Потолочные самолёты уже очень давно не собирал, мастерской нет, есть 3д принтер. Процесс сборки на примере фото крыла:
- Напечатать нервюры
- Напечатать части лонжерона
- Напечатать законцовки
- Напечатать рулевые поверхности
- Напечатать платформу сервы
- Напечатать возможно ещё что-то что пропустил
- Купить две карбоновые трубки определенного диаметра
- Купить петли определённого размера
- Купить депрон
- Собрать печатные детали вместе
- Вырезать по шаблонам вставки
- Склеить вставки вместе для набора толщины (предположим что клей был)
- Подогнать и обточить по месту вставки, приклеить их
- Навесить поверхности
- Поставить серву
Нерешенные вопросы:
- Чем обтягивать крыло, а то депрон после шкуринга стал шерховатый? Скотч?
- Как соединить серву и элероны? Боудены? Из чего их колхозить?
С фюзеляжем чуть проще, но в целом то же самое.
При это есть ощущение что в случае морковки вся эта конструкция получит серьезные повреждения.
По фото бойцовок после соревнований, где бутылочно-поликарбонатные самолёты выглядят как прошедшие через мясорубку, вероятность что аддитивная конструкция выдержит удар - слабо верится.
Вобщем я за цельнопечный вариант, когда собрал урожай деталей из принтера, склеил, вставил сервы, навесил поверхности, вставил мотор и батарею с приемником и полетел. Когда для сборки нужен только CA, кусок проволоки, кусок тряпошной ленты, пару винтом M3 с гайками, отвертка, мелкие пассатижи и канцелярский нож.
Вобщем я за цельнопечный
Amen! Con esto basta!
Pura vida! 😃
По теме:
Потихоньку рисую свой ЛА-11…
Несколько раз переделывал носовую часть, крепление мотора и батареи. В итоге решил напечатать что есть чтобы на месте посмотреть и прикинуть. Как оказалось не зря. Появились идеи как быть дальше и замечания как нужно было бы делать. Например вырез под крышку батареи получился ну уж очень большим…
Стало понятно где нужно делать усиления, где не нужно. В редакторе сразу и не понятно т. к. нет опыта ещё в проектировании подобных изделий.
Материал - PETG (белый) и PLA (серый). Хвост был напечатан ранее. Вес - 120г.
По размеру самолёт немного меньше спитфайра от 3длаб.
До полёта ещё далеко, но потихоньку этот момент близится. Научился обходить баги FreeCAD, но к сожалению пока много времени тратится на войну с ним, плюс набираюсь опыта в проектировании под тонкостенную печать.
Так например было неприятной неожиданностью узнать что контуры обязательно должны быть замкнуты, иначе слайсеру сносит крышу. Этот казалось бы небольшой нюанс вносит серьезные коррективы к модель.
Крыло ещё в печати. Всего 3 секции в полукрыле (включая законцовку, адаптация по аналогии с 3Длаб - для принтеров 200мм высотой)
…но позволю покритиковать…
В изложенной Вами форме это не критика, а признание в собственной несостоятельности. Или, скорее в привычке все делать наспех и по наитию. Ведь речь шла о простейших модельных навыках. Но, “что выросло, то выросло”. Искренне желаю Вам успехов в попытке освоить цифровое моделирование. А управлять принтером Вы уже хорошо умеете. Так что в рамках озвученной Вами задачи у Вас всё должно получиться.
После доработки вес будет в пределах 300г.
Легкий 😃 где сэкономил?
очень интересно по элементам.
Крыло? (вес, размер, толщина печати)
фюзеляж?
На крыле видны провалы пластика, для PETG я делаю решетку поддержки с интервалом 30-35мм.
Да, это PETG в 1 периметр, решетку делать не буду, вместо этого лонжероны (их там сейчас два сплошных) и стрингеры в виде бортика вовнутрь на пару миллиметров, в некоторых местах соединения под углом, типа нервюр или как их назвать в данном случае. Вообще конечно PETG по сравнению с PLA сильно усаживается, даже на 3DLab моделях видны неровности…
Прочности конструкции сейчас уже достаточно чтобы быть на уровне 3DLab. Усиления нужны в первую очередь для сохранения формы.
К сожалению нет серого PETG, на этом плохо видно особенно на фото. Фюзеляж в носовой части и под фонарем тоже немного деформирован, за фонарем всё хорошо.
Нужны доработки по фюзеляжу:
- Другая моторная рама (уже нарисована), нужно сделать облегчения.
- Стрингеры до конца фонаря
- Крепление под сервы РН и РВ
- Контейнер под батарею, всетаки он нужен.
- Уши под тяги РВ / РН. Боудены как у 3D lab делать не буду по причине того что лишний вес от них только
- Усиление заднего крепления крыла (там крепление винтом M3)
По крылу:
- Облегчения лонжеронов, они там сейчас реально массивные. Толщина профиля в фюзеляже больше высоты 9г сервы - примерно 35мм 😃 Туда спокойно можно спрятать стандартные 55х20 мм колёса, которые кстати будут копийного размера в целом. Крыло по толщине вроде копийное, но его абсолютная толщина заметно больше чем у более крупных моделей 3DLab. Возможно это даже хорошо, возможно нет. Пока сказать сложно. Сопротивление точно будет больше.
- Дополнительные лонжероны до середины размаха
- Стрингеры для поддержания обшивки
- Крепления под сервы. Каналов под кабель тоже не будет скорее всего.
Вобщем часть веса уйдет, например тут не вырезано отверстие под крыло, нет облегчений, часть добавится - новые элементы. Должен уложиться в пределах 300г (вес печатных деталей)
Размах 760, длина 600.
Аналогичный самолёт из потолочки с весом 650-700г летал со скоростью пешехода. Там правда угол установки крыла получился большеват 😃