"Мой Первый Планер" или хочу быть ГУРУ!
Если модель сделана в пределах аэродинамической логики 😁, будет очень странно, если она не полетит.
А мелкие нюансы оттачиваются с каждой последующей моделью… Проблемы типа : “сама не держит спираль, надо подруливать” - такие вещи при знании теории довольно быстро регулируются, а при незнании- трактуются как сглаз, порча, наведение негативной энергии… и отбивают охоту делать что то руками дальше.😦
Знания нужны для того, имхо, чтобы руки не делали лишней, ненужной работы.
Так что если книжек не читать, а начать лепить нечто… чисто внешне похожее на планер или самолет…
То будет очень странно, если полетит хорошо…
Ну, по крайней мере, у меня так.
зы- я даже больше скажу: без неплохого знания теории даже купленный 2-х килобаксовый спортивный планер не “научится” хорошо летать у хозяина. Ибо даже регулировка требует понимания процессов, которые в полете происходят.
Ух-тыыыыы… Теоретик… Настоящий! А остальные тут пальцем деланные…
Похоже, я гурею😁 Вокруг начинают собираться почитатели и хулитель Леха… Пора делать ноги! Оставлю лишь 2 заповеди:
1- читайте книжки.
2- не бойтесь работать руками. Устанет правая- продолжайте левой!
зы- я даже больше скажу: без неплохого знания теории даже купленный 2-х килобаксовый спортивный планер не “научится” хорошо летать у хозяина. Ибо даже регулировка требует понимания процессов, которые в полете происходят.
😂😂😂
Пословица такая есть - Наш пострел везде поспел.
не бойтесь работать руками. Устанет правая- продолжайте левой!
И Вам того же. И мужей красивых.
Только вот чего ждут… рассевшиеся?
Как это - чего? странные вопросы ставите. Любой советский интернет-сиделец ждёт одной из двух вещей: халявы или славы.
Полагаю, в данном случае - первое.
А в случае персонально вас - второе:
Похоже, я гурею…
[mini-off] Прямо-таки закономерность какая-то наблюдается. Периодически кто-нибудь приходит и говорит: Великий Гуру - это я, а вы тут все фигней занимаетесь, на самом деле надо - вот так делать! Ну. А то тут типа в ожидании очередного “прихода” очередной “мессии” все сидят и голову ломают, правильно мы в песочке ковыряемся или нет… И ладно если вежливо спросит “можно, я сюда какашку кину?”, а то ведь и без спросу… Наверное, можно даже частоту (период) таких “приходов” посчитать, если заняться анализом постов темы. Может, они, скажем, с временем года коррелируются?☕ Ну ок, будем воспринимать очередную попытку как неизбежное зло, что-то типа мороза зимой или проливного дождя осенью, пройдет и это. Хотя проливному дождю совсем не обязательно было проливаться именно здесь, заводите каждый себе по теме, оставляйте там свои бесценные заповеди (че-т как-т двух-то вроде маловато будет?) и смотрите на число собравшихся вокруг адептов. И посмотрим, сколько по времени проживет созданная вами тема и будет ли там хотя бы с десяток ответов. Я не конкретно для 2iurka, я для всех таких же, ибо если попытаться экстраполировать - “приход”-то не последний будет, наверное. [/mini-off]
Только вот чего ждут… рассевшиеся?
Тема, по-моему, получилась на редкость удачной. Я без тени иронии, на полном серьезе. И по содержанию, и по стилю. Периодически возвращаюсь и читаю более ранние посты, просто нравится. Спасибо Гуре (опять же без тени иронии). Так вот, там, в теме, в этих самых 560-ти постах, все есть вообще-то. Чертежей ждут “рассевшиеся”, 3-4 м планера. Ибо “мой первый планер” уже был, эволюция вывела нас всех, здесь собравшихся, на “мой непервый планер”. И вовсе не обязательно “на халяву”, просто мысли о китах не получили развития из-за малого объема рынка сбыта, руками, действительно, делает очень мало народу. И ждут - опять же, вовсе не обязательно потому, что сами не умеют думать и/или книжки читать. Просто самоцель-то ведь не в чертежах, а именно в том, чтобы “оно” при этом летало, и летало - хорошо. Если я лично задамся целью сделать “оно летает хорошо” - наверное, я достигну этой цели, но займет это несколько лет и несколько десятков итераций одного и того же планера. Зачем же упорно наступать на грабли, если здесь есть люди, уже прошедшие этот путь и набившие себе шишек? Более того - готовые опытом набивания этих самых шишек поделиться?
Наверное, тоже [mini-off], но вроде ведь как все на самом деле просто. Не понимаю, чего ж тут непонятного?.
Ну ладно, хватит трепа, вернемся к нашим баранам. Начал я с того, что рулеткой померял свой автомобиль. Нэ лэзит туды 4м в разобранном состоянии, делать же фюз разборным - ну, это перебор вроде как. Так что планируемый размах уменьшил до 3,7 м. Крыло разборное на 2 части, разъемное в срединке через фанерный соединитель примерно 8 мм толщиной, ухи при этом не отстегиваются, приклеены намертво. Профиль крыла взял S3021, корневая хорда 341 мм, концевая - 243 мм, V центроплана 1 градус, V ушек 4 градуса. Угол атаки у центроплана - плюс 1,524 градуса. Получился такой при “выпрямлении” профиля, т.е. его нижняя кромка при таком угле идет почти прямо. Геометрическая крутка, к концу крыла угол атаки плавно сходит к нулю. Механизацию хочу почти полную - элероны, закрылки. Интерцепторы не планирую, думаю, достаточно будет закрылков. Вчера вырезал первые три нервюрки. Не густо, всего их будет больше 40-ка 😵 Сразу говорю, делать буду долго, месяца два, не меньше. Я не знаю как люди умудряются “не торопясь” сделать за полторы недели, мой прошлый опыт самолетоделания - это полтора-два месяца. Да плюс затраты опять же.
Парочка вопросиков.
- Какие рулевые машинки народ ставит на такой размах? Достаточно ли будет HS-225MG или что-нибудь в этом роде, или нужно говорить о размерах класса “стандарт”?
- Не нравится мне идея “элероны на скотч”. Может, кто что посоветует именно по планерному креплению элеронов/закрылков, т.е. чтобы верхнюю кромку профиля при этом не сильно ломать?
гм… Вообще то основная мысль, которую я хотел донести своими постами- так это то что КАЖДЫЙ, кто почитает правильных книжек и остругает пару-тройку реек, в принципе уже становится тем же Гуру.
В смысле, настоящий Гуру сидит у нас внутри. Надо лишь чуть чуть помочь ему выйти наружу. Еще точнее- не мешать ему это делать.
Себя же привел, просто как пример. Сам я- вполне начинающий моделист, без званий и претензий. И еще годик назад честно начал читать эту ветку. Но быстро понял, что практические усилия гораздо важней.
Чего и всем советую.
Кстати, это чушь что:
" …Если я лично задамся целью сделать “оно летает хорошо” - наверное, я достигну этой цели, но займет это несколько лет и несколько десятков итераций одного и того же планера…"
Практика показывает, что “хорошо” летит уже первый, а “отлично”- уже второй. А то и первый же, но после настройки.
В конце концов, есть уже полностью доведенные конструкции, выложенные в сети в первом масштабе в виде PDF. Это и Дреловский Бублик и тот, по ссылке, что я сверху давал.
Надо лишь распечатать, склеить и- начинать делать уже на второй вечер.
Самое сложное- начать. И это третья и последняя моя заповедь! Начинайте, господа, начинайте!
Практика показывает, что “хорошо” летит уже первый, а “отлично”- уже второй. А то и первый же, но после настройки.
Эта самая практика показывает, что у самого автора оно “летит”, а вот у другого хомосапиенса, что в большинстве случаев, то же самое “не летит”. Отеческая любовь, тасазать. И субьективизьм, не к ночи буде помянут…
Вадим, у тебя не летит?
Дядьвов, не баись… Тваё и летит, и стоит, и скучать не даёт…
делать же фюз разборным - ну, это перебор вроде как.
Абсолютно никакого перебора. Переднюю часть можно сделать пластиковую(или выпросить у Слона), а заднюю - по типу таймерной балки, намотать на конической оправке.
И настанет вам щастье. 😃
И настанет вам щастье. 😃
Сори. Пораньше бы… 😃 У меня фюз получается где-то в районе 1850, что входит в автомобиль в цельном состоянии. Ну или должно входить, по крайней мере. Плюс-минус, т.к. вся задняя часть пока что в набросках, есть у меня еще ряд вопросов по виду и расположению хвостового оперения. Чертеж растет одновременно с его воплощением, говорил же - “руки чешутся” 😊 Фюз будет достаточно “толстеньким”, 90-100 мм под крылом, т.к. в планах что-нибудь туда запихнуть интересное типа GPS, высотомера, что-нибудь еще, не знаю пока что. Но - запихнуть обязательно! 😒 Сейчас, раз уж потихонечку делать начал - буду доделывать до конца, хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как “оно” будет себя в воздухе вести. Да и не люблю я, когда по дому тут недоделанное крыло валяется, там недоклеенный фюз стоит… Думаю, к концу недели я крылышко поставлю на стапель и начну клеить. Правда, растворителя для клея сначала купить надо, мой прошлый опыт общения с клейберитом на обсуждаемом в теме планере говорит о том, что растворитель - далеко не лишняя вещь. Прошло уже пару месяцев, а на ногтях до сих пор пятна от клея 😁
P.S. стекло и карбоновая трубка - эт хорошо. Однако тема в результате ее эволюции остановилась на цельнодеревянной конструкции, что мне на данный момент очень даже по душе.
Чёт длинноваты фуз получается. Я прикинул - длина балки до киля - 950 мм, плюс крыло, плюс нос - плучится где то 1500-1600 мм.
После вынужденного перерыва начал доделывать свой планер. Переделал зашивку бальзой корневой нервюры. Начал ошкуривать всю модель. По весу получаеться 362,1 гр без пленки и аппаратуры. После обтяжки и установки аппаратуры надеюсь получить полетный вес 650-700 гр. Разница по весу между двумя крыльями получилась 3,5гр. Надо ли уравновесить два крыла?. Если надо,то в каком месте можно прикрепить грузик или оставить как есть?. Прикупил мотоустановку в виде БК мотор KD A2215M-1050. Мощность -350WT, вес-65гр. Рекомендуемые винты: 8x4 APC-E (3s1p : 11A, 125W, 10300rpm) 9x4.5 APC-E (3s1p: 15A, 160W, 9300rpm) 9x6 APC-E (3s1p: 18A, 190W, 8600rpm) 10x5 APC-E (3s1p: 19A, 200W, 8400rpm.
длина балки до киля - 950 мм, плюс крыло, плюс нос - плучится где то 1500-1600 мм.
Так и есть примерно, плюс-минус. Но. Плюс сам киль. Сзади еще РН мал-мала торчит за фюз (вариант: двигать киль вместе с РН вперед, до начала стаба). Ну и еще мне хочется оставить в носу некий запас, т.к. точно посчитать ЦТ не смогу. Укоротить же нос, уменьшив плечо веса двигателя, можно на любом этапе. Примерно таким вот образом текли у меня мысли, когда вырисовывалась эта цифра. Пока что склоняюсь к “классической” схеме хвостового оперения (“плюсиком”), но есть вопросы, как расположить РВ и РН, чтобы не задевали друг за друга. Делать дырку в киле/РН - ну, вроде ведь как не пЕлотаШка… Не кошерно… Вариант - Т-образное. Еще вариант - цельноповоротный стабилизатор, но тогда его точно придется делать профильным. В-общем, пока что никакой конкретики по всему остальному, кроме крыла, у меня нет, только мыХли. Причем, сегодня я хочу одно, а завтра уже нашлась уйма аргументов “за” другое 😒
P.S. Сколько все-таки (вешать в граммах) лучше брать соотношение площадей крыло/стаб+рв, крыло/киль+рн?
но есть вопросы, как расположить РВ и РН,
“V”
“V”
-1, ибо не проканало 😃 Я знаю (из умных книжек), что сопротивление у V типа будет меньше, чем у классической схемы. С другой стороны, почитав этот форум, в голове отложилось, что данное обстоятельство не слишком заметно. Зато заметно, что при крене V ведет себя несколько по-другому и требует привыкания. Смысл заморачиваться, ибо в изготовлении (для меня и с припиской “вроде как”) классическая схема проще? Так что на данный момент V душу не греет…
pls, дискуссий на тему “какая хорошая эта буква V” не нужно, а то уйдем опять не туда. Было уже, и не раз, и не только здесь. Это вопрос не технический, а сугубо религиозный. Для себя и прямо вот на сей час V - просто не хочу, давайте на том и остановимся.
как расположить РВ и РН, чтобы не задевали друг за друга.
Стабилизатор перед килем на пилоне. РВ по всей задней кромке без распилов получается.
Укоротить фюзеляж можно только одним способом - увеличить оперение. 😃
> увеличить оперение
Эт я догадываюсь. Только при этом гусыня толстозадая получается 😂
2lyoha: У Вас, случайно, нет под руками фотографий подобных конструкций? Это шибко некрасиво смотрится или ничего?
Пока остановился на двух цельноповоротных половинках стаба. Кроме всех прочих удовольствий, такой подход, судя по ожесточенным битвам на форуме, умное слово “триммирование” заменяет на гораздо более умное слово “деградация” 😵
На пока имеем в набросках вот что.
S стаб / S крыла = 0,1167
Не знаю, насколько правилен подход, но считал именно “полезную площадь” крыла и стаба, т.е. то, что реально торчит за пределы фюза.
Стаб отнесен от крыла примерно на 3,7 САХ.
Книжка была, называлась “построение летающих моделей-копий”, там номограмма. Автора сейчас не скажу, ибо самой книжки под руками нет. Судя по этой номограмме, у меня к-т устойчивости получился где-то 68. Вроде даже многовато, можно стаб двигать ближе к крылу, но, не зная точных характеристик (центр давления от угла атаки, в частности) профиля, лучше уж возьму с запасом. Профиль же S3021 я взял из чисто технологических соображений, на E-387 или SD7037 или им подобных снизу есть “впуклость”, которую в технологии бальса-пленка я вряд ли сделаю добром. А S3021 снизу ровный.