Металка - свободнолетающая модель

Марков_Николай

Сергею спасибо за добрые пожелания.
Сегодня снова тренеровался. На этот раз в “боевом режиме” то есть фиксировал 7 попыток по правилам соревнований, включая неудачные и перелёты ( если попытка менее 5 сек, можно сделать перелёт, но если второй раз подряд менее 5 сек - значит в туре 0 очков). “Баранок” удалось избежать, несмотря на то, что погода ухудшилась: порывистый ветер + липкий , хотя и не плотный снег подающий с небес. Результат за 7 туров вышел весьма средний- 206 сек. В принципе неплохо, главное что-бы удалось его повторить или улучшить на завтрашних соревнованиях. Меня снова сопровождала супруга и сняла все мои попытки на видео.

1 тур “боевой” тренеровки-34 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/20/

2 тур - 26 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/21/

3 тур - 32 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/22/

4 тур - 18 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/23/

5 тур - 22 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/24/

6 тур - 39 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/25/

7 тур - 35 сек:
video.yandex.ru/users/aeroplan211/view/19/

Прошу извинить за качество съёмки: фокус порой очень сильно плавает на морозе.

Марков_Николай

Сегодня- 9 января состоялись первые в 2011г соревнования по микрометательным планерам в г Москва. С погодой как всегда “повезло”. 100% низкая облачность, 0 -2 град тепла, ветер 3 - 4 м/ сек с порывами до 5 - 6 и почти без “затишков”, временами шел мокрый снег. Огромное спасибо организаторам они как всегда справились на отлично! Сделали горячий чай для всех желающих. Стартовать было удобно, место старта выбрали хорошее. Судьи были строги , но справедливы, участники стартовали вовремя. Все старты уложились в 3 часа. Спортсменов разных возрастов было много, на глаз примерно 70 человек.
Я выступил крайне не удачно. На подлёте модель была сильно повреждена, и на ремонт ушло много времени. Да и цакрин на холоде не хотел засыхать. После ремонта наладить стабильный старт так и не удалось. Возможно надо было стартовать на запасной модели в первых турах, чтобы выиграть время на регулировку основной ( первые 4 тура надо отлетать по регламенту за 1 час 45 мин, если не успел за это время во всех турах до 4 , которые не использованы ставится 0 очков). Но я “долбил” основную модель. В итоге удалось показать только один хороший результат в 4 туре : 45 сек , остальные туры “срывы”. Набрав за все туры 125 баллов я не дожидаясь подсчета очков и награждения покинул аэродром. Протоколы через несколько дней обычно публикуют на сайте ФАС России. Подождём…

rcopen.com/…/4d29c7d899707300774394b6
Ссылка на фотоальбомчик, фотки скучноваты, извините. Сегодня я был один, без супруги, а фотографировать и соревноваться одновременно не получается.

cergey63

Очень жаль Николай ,что всё пошло не так как хотелось,но спорт есть спорт.Всё начинается с командой ,старт.
Хотелось бы узнать у вас ,про эксперементы с турбелизатором.
Где и какой он стоял.На всём крыле или только…

Марков_Николай

Много разных турбулезаторов перепробовал. Наилучшим образом проявил себя тот, что на картинке. Сделан из нитки № 20. Наклеевается на крыло синусоидой , так чтобы одна вершина полуволн была на 25% хорды крыла, а другая на 40 % хорды, период синусоиды постоянный примерно 40 мм. Я эксперементировал и приклеил нитку на ПВА, чтобы проще потом было оторвать, Но после испытаний оставил, как есть и покрыл сверху эмалитом. Кстати лавсан от передней кромки до нитки надо пошкурить 320 шкуркой нанося “царапины” вдоль крыла , делая лобик “шероховатым”, но только сверху крыла.

Эффект от турбулезатора порой просто волшебный: модель висит носом против сильного
( 3-4 м/сек) ветра с большим углом атаки ( на глаз до 10 град) и не падает. Возникает ощущение что это не планер, а воздушный змей.
Есть и минусы: при совсем слабом ветре и в полный штиль модель несколько “парашутирует” то-есть имеет большую скорость вертикального снижения , и меньшую горизонтальную скорость, чем без турбулезатора.

Делал я и такие турбулезаторы как на картике. Но эффект от них гораздо ниже, а увеличение сопротивления больше, чем от того что описан выше. На левом планере турбулезатор сделан из очень толстой " суровой" нитки, на правом из нитки № 20. Так-же не рекомендую клеить нитку на 5-8 % хорды крыла, как это делают в больших планерах. Мои модели с таким турбулезатором просто натыкаются на невидимую “стенку” в воздухе и быстро падают.

cergey63

Большое спасибо за исчерпывающий ответ.Очень интересно.
А не пробовали делать ступеньку по всему размаху 0.7 мм на 30% хорды.
У буржуев он очень популярен.

Марков_Николай

Про буржуйскую хитрую ступеньку знаю, но пока не пробовал. Удивительно, но “за бугром” совсем не делают выпукло-вогнутых профилей. По моим наблюдениям небольшая вогнутость значительно повышает летучесть.
Пример ступеньки:
www.algonet.se/~friflyg/HKG/…/HKG_ritn_bonzo.pdf

cergey63

Вогнутые профиля видел,но при этом делают перебанансировку крылом.
Хочу сделать шероховатость лобика ,обтянув его бумажкой на эмалите,как делают свободники.
Сам с этим сталкивался когда летал в молодости на планерах А-2.С лавсаном на лобике планер очень плохо летит.За одно можно создать ступеньку на 30 % хорды.

cergey63

Для эксперемента заложил ещё 4 планера.
Хочу попробовать разные схемы оперения,в том числе V образное с килём в низу.Очень распространено за бугром.
Что бы весной больше летать,меньше строить и ремонтировать.

MailoFF

Хорошие полеты 😃 Не могу пока из-за отсутствия времени уделить время самолетам, к сожалению… С удовольствием наблюдаю за темой 😉

Taboo
cergey63:

А не пробовали делать ступеньку по всему размаху

Тема профилей очень интересна и непонятна.
На многих чертежах видел профиль с изломом сверху. Снизу плоский. А сверху до 25-30% идет нормальный, гладкий. Дальше излом и плоскость до самого конца. И носик острый.

LUX

Я раньше пробовал сделать на металку крыло с закрылком, как у таймерок в 70-80х делали. На взлете прямое крыло, а планирование на изогнутом профиле. Я думаю, что тема до сих пор актуальна. Еще хотел ушки на взлете складывать к центроплану…Но так и осталось все на стадии проэкта. Может быть тому, кто сейчас плотно занимается металками мои мысли пригодятся.

wws

Складывающихся ушей не видел, а вот 4 шт D47 (микромашинки) на металочном крыле у Яковлева видел. Крыло то у него сгорело при пожаре, но судя по тому, что он идею не повторял - металка с отдельным закрылком не выигрывает у классической металки с длинным элероном. Имхо, в свободнолетах тоже наверное удобнее делать во всю длину (жесткость выше будет).

А вообще в микрометалках кто-нибудь повторял концепт большой металки? Т.е. заброс дискусом, прямые крылья с V и одна тяга на оба элерона, чтобы менять камбер сразу после заброса.

cergey63

Профиль именно такой я и делаю на своих планерах.
Идея про ломающийся профиль очень интересна,но нужно чтобы механическая схема была достаточно легка.
Тут и так приходится бороться за каждый грамм.Если есть идеи ,поделитесь.
Заброс дискусом?При традиционной схеме с двойным или тройным переломом крыла ,есть опасность всё это переломать при сильном махе.При размахе 600 мм. и более такой заброс применяют, но там и крылья полностью из бальзы , а нам приходится чтобы уложиться в вес клеить их из щепочек.А при V как на R\C скорее всего скажется нехватка устойчивости как на выходе так и в планирование.Хотя нужно пробовать,как поразывает история в авиации нет авторитетов,летает всё ,были бы крылья.(или переходить на размах более 450 мм.)
Складные уши тоже интересно из за семетричного профиля на взлёте,не будет эфекта задирания.Но опять же нужна лёгкая кинематика.
Давайте дружно поговорим на эту тему,может чего и придумаем.
Ведь нам с одного столика не стартовать.(пока)

Wasily

я экспериментирую с таким броском для зальных металок. В принципе я 15гр. металку кину метров на 40, а вот кинет ли так пионер? вопрос… На улице надо попробывать, вот будел 2 недели отпуска поэкспериментирую и отпишу.

Марков_Николай
wws:

А вообще в микрометалках кто-нибудь повторял концепт большой металки? Т.е. заброс дискусом, прямые крылья с V и одна тяга на оба элерона, чтобы менять камбер сразу после заброса.

Я общаюсь “В Контакте” с моделистом из Таганрога Максимом Котенко. Он занимается планерами F-1-A и F-3-K , ведет кружок авиамоделистов.
Заинтересовавшись идеей микрометалок он и его молодые подопечные сразу сразу пошли по такому пути. Но они не стали ограничевать свою деятельность рамками ограниченного размаха. Вот что у них получилось:


Далее привожу пост написанный Максимом в коментариях к этим фото:
“Испытательных было 5 полётов в порывестый ветер до 7-8м\с. Из них 3 на деревья(запуски проходили на школьном стадеоне). Старт весьма стабилен и прост, при этом высоты предостаточно! Уже планирование на высоте примерно 6 этажа, при том что сильно и не пытался бросать(ветер сильный и сдувает быстро). По поводу балки. Она из полтрузионного угля диаметром 2мм, на старте ничего с ней не происходит, а в полёте тем более!! За то при посадеках носом вниз за поломку балки не переживаю! Плечо составляет 240мм это вполне не коротко! Киль специально сделан эфективным только для старта(схема идентична как у большихF3K) крошиться ни чего не будет, т.к. все кромки оклеены стеклянной или угольной ниткой во избежаний таких проблем! По поводу технологичности тут с чем с чем а с килём и стабом проблем ни каких, объвёл шаблончик и вырезал ножичком! В Чём проблемма то??? Да о каких таких посадках речь чтоб модель килём ударилась? Размах 530мм, у нас правилами размах не ограничен(запуск с руки, и все части неподвижны) Удлинение может старту немного и мешает, зато планирует офиненно даже в ветер! Полёт в ту погоду с почти не регулированой моделью с несильным стартом 36с.”

Taboo
Марков_Николай:

“Испытательных было 5 полётов… Из них 3 на деревья

Полёт в ту погоду с почти не регулированой моделью с несильным стартом 36с.”

Извините, это не показатель. Мало статистики.
У этих моделей смущает маленькое V.

Для тех, кто не настраивал швырялки, но думает, что там принцип такой же, как в металках, скажу, что это не так. 😃
В швырялке - три фазы полета.

  • взлет
  • полет
  • и главное, выход. (Переход из первого во второе.)

Каждая из фаз настраивается отдельно.

Про бросок за крыло.
Я уже три года пробую - не получается.
Не, ну забрасываю я за крыло в полтора раза выше всех остальных. Но выхода из взлетного режима нет.
Уже голову сломал, какие крутки делать. Не понимаю.
Пробовал ставить таймер с сервой. Тоже ничего хорошего.
Единственнй нормальный выход - взлет по ветру. Но при этом высота не выше, чем у остальных. 😦

cergey63
Taboo:

Не, ну забрасываю я за крыло в полтора раза выше всех остальных. Но выхода из взлетного режима нет.
😦

Вот и я про это.
Угол V Маловат,а если увеличивать,то с ветром вообще не справишся.
Вариант один отказываться дружно от сложившихся правил(450 мм ),но тогда как дети будут летать.

Taboo

У нас этот класс называется H-600. Максимальный размах - 600мм. Разделений по размаху нет. Дети делают 450, самые маленькие - 300, и все дружно летают. 300 от 450 отлечается сильно, а 450 - 600 очень слабо. Большую высоко не закинуть. А дискусом хорошо не получается.

cergey63

Николай у меня к тебе вопрос.
Я видел на твоих фотографиях хитрые законцовки.
Поделись опытом эксплуатации.

Марков_Николай

О законцовках: по моему мнению лучше всего проявляют себя законцовки, когда нижняя плоскость крыла, на виде спереди отгибается вниз на угол равный углу между центропланом и ушком. А верхняя плавно, с радиусочком её догоняет. Ширина законцовки должна быть не менее 5 мм. Такие законцовки улучшают “висячесть” модели в потоке, и устойчивость по крену. Недостатков не выявлено .
Была у меня модель с очень явным бортиком внизу ( законцовка шириной 10 мм), летала отлично, к сожалению на 3 тренеровке попала в поток и улетела безвозвратно, я её даже не фотографировал ни разу…